Инфоурок Биология Другие методич. материалыОткрытый урок естествознания в 5 классе по теме: " Как относились к природе наши предки".

Открытый урок естествознания в 5 классе по теме: " Как относились к природе наши предки".

Скачать материал

МБОУ Екатериновская СОШ

Как относились к природе наши предки.

Учитель химии и биологии
Ковалевская Нина Ивановна

 Открытый урок естествознания в 5 классе по теме:

" Как относились к природе наши предки".

 

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, о том, как относились к природе наши предки; дать ученикам общее представление о быте, религии и системе общественного устройства и управления.

2.Развивать умения работать с учебным материалом, извлекать знания при работе с учебником, умения анализировать материал, обобщать и систематизировать знания.

3. Воспитывать глубокое уважение к далекому прошлому своего народа и его истории, к труду, достижениям и успехам, чувства гордости за свой народ, за природу.

4.  Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, дарам земли, птицам и животным;

5. Прививать  интерес к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян

 

 Оборудование: презентация «Как относились к природе наши предки», учебники, тетради.

 

 Ход урока

 

1.Организационный момент.

 

2. Проверка домашнего задания.

 

3. Сообщение темы и цели урока:

предки- это люди, которые жили перед нами.

современники- это люди, которые живут с нами в одно время,

например, в настоящее время.

потомки- это люди, которые будут жить после нас.

Сегодняшний урок будет посвящён нашим самым далеким предкам-славянам, которые проживали на нашей территории.

-  Мы сегодня постараемся понять, как относились к природе наши предки.

( Слайд 1.)

- В далеком прошлом люди жили в единстве с природой. Смена времен года влияла на весь уклад жизни и была основой мистических (религиозных) ритуалов – праздников.

( Слайд 2.)

-  Основными праздниками у всех древних народов были: приход

 зимы, весны, лета и осени.

Четыре этих дня являются днями солнцестояния и равноденствия, астрономическими началами времен года.  ( Слайд 3)

-  Древние славяне жили по солнечному календарю и праздники славян были ориентированы на Солнце (вращение Земли вокруг Солнца, смену времен года). Эти дни (два солнцестояния и два равноденствия) служили точками отсчета для занятия земледелием, строительством и другими делами. ( Слайд 4)

- Рождение Солнца (Коляда) – день зимнего солнцестояния, начало зимы

Коляда – бог новорожденного Солнца. В этот день древние славяне устраивали праздник в честь Коляды. Пели песни, славили богов, славили Коляду за то, что повернул Солнце к весне. Люди радовались, что несмотря на морозы, день теперь начнет прибавляться, Солнце на небе будет светить все дольше и все ярче. В христианскую эпоху к этому дню было приурочено Рождество Христово.  ( Слайд 5)

Анищенко Кирилл  расскажет о Коляде и колядках.

- В дни Зимнего Солнцеворота Природа замирает, в мире царит покой, стабильность и постоянство. Этой тихой, мощной энергией покоя пронизано все вокруг – и небо, и звезды, и деревья, и снег. Все излучает покой и тихую радость. И вместе с тем Солнце двинулось к Лету, что-то меняется к лучшему. Конец старого – это всегда начало нового. Люди идут в сад, отряхивают снег с деревьев и кустарников. Поздравляют сад с Зимним Солнцеворотом. Общаются с деревьями, домашними животными, пчелами и всей домашней живностью. То же самое можно сделать в лесу. (Слайд 6)

- Святки – начинались сразу после Рождения Солнца, в зимнее солнцестояние, и длились две недели. Эти дни у славян считались днями великой тьмы и были самыми благоприятными для гаданий. Небо открыто. Святки длятся с 21 декабря по 5 января и заканчиваются Водосвятием.

( Слайд 7)

ВИДЕО Из произведения Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

- Масленица – это проводы зимы. Классическая Масленица, как это было в языческой Руси, длится неделю с 14 по 20 марта, до дня весеннего равноденствия –  21 марта. ( Слайд 8)

- Это постоянный праздник – последняя неделя астрономической зимы. Его дата не меняется и сдвигается только вместе с днем весеннего равноденствия, то есть Масленица напрямую связана с движением Солнца.

( Слайд 9)

Что является символом Масленицы?

- 21 марта Велик день (Красная горка) – праздновалась в день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. Это праздник встречи Весны, начало астрономической весны.

Древние славяне праздновали приход весны на возвышенности, которую называли Красной горкой. Водили хороводы, славили богов, катили с горы в реку горящее колесо – символ Солнца.

( Слайд 10) ВИДЕО РУССКАЯ МАСЛЕНИЦА (0,53 сек)

- В этот день на Красную горку (возвышенность) слетались души умерших предков в виде птиц. Славяне кормили птиц, рассыпали зерна и хлеб, на горе ставили праздничные столы, приносили еду и пировали вместе с богами и душами предков. ( Слайд 11)

Презентация Сагайдачной Кристины Масленица.

- Заклички ( Слайд 12)

- Веснянки ( Слайд 13)

- Зеленые Святки (Русальная неделя) – последняя неделя астрономической весны. Длятся неделю с 14 по 20 июня, до дня летнего солнцестояния – 21 июня. ( Слайд 14)

- Эти дни у славян считались днями разгула тьмы и были благоприятными для гаданий. В эти дни, также как и в зимние Святки, древние славяне гадали, загадывали желания, обращались к Силам Природы с просьбами. Небо в эти дни открыто. Девушки гадали о замужестве.

На Русальной неделе не купались. Эти дни посвящены богиням рек, озёр и водоёмов.

Зеленые святки – веселый весенний праздник. Его праздновали в рощах, лесах, на берегах рек, так же весело и раздольно, как и Масленицу.

( Слайд 15)

Презентация Фоменко Эли «Троица»

- 21 июня – Купало  (день летнего солнцестояния) – начало астрономического лета. Самый длинный день и самая короткая ночь в году. С Купалы день начинает уменьшаться, а ночь возрастать.

Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием купальских костров, хороводами, прыгали через костры, совершали ритуальные купания в реках и источниках, девушки сплетали венки и пускали их по воде. С этого дня начинали купаться в реках. ( Слайд 16)

- Бабье лето – последняя неделя астрономического лета. Длятся неделю с 14 по 20 сентября, до дня осеннего равноденствия – 21 сентября.

В это время собран и подсчитан урожай, уже сделаны запасы на следующий год. В закромах  изобилие от собранного урожая. Праздник урожая отмечался широким хлебосольством.

Встреча осени. Праздник урожая ( Слайд 17) ( Слайд 18)

- Овсень, Таусень, Усень, Авсень – эпитеты солнца (в зависимости от говора местности произносились по-разному). Это древнеславянские имена Солнца или название праздника в честь Солнца.

Солнце – источник света, тепла и плодородия. Древние славяне отмечали этот праздник зажиганием костров и осенними хороводами – прощались с летом и встречали осень. Веселились, пекли большие пироги, чтобы на следующий год собрать хороший урожай.

 

В этот день обновляли в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. В доме ставили большие снопы. Желали друг другу, чтобы и следующий год был также плодороден.

( Слайд 19)

- Боги славян ( Слайд 20)

- Праздники всегда проводили на открытом воздухе. Люди собирались в лесу, на лугу, на возвышенностях, холмах, горках. Веселились, пели и водили хороводы. В народных танцах люди много ходят по кругу, так как круг сохраняет энергию. Ритуалы использовали, чтобы установить духовную связь с природой. ( Слайд 21)

- Раньше люди поклонялись единому Богу, Солнцу и стихиям –  Огню, Земле, Воде, Ветру. ( Слайд 22)

- На Природных Праздниках зажигался космический Огонь устремленный в Вечность. Когда Природа-Матушка сливалась с Человеком в едином порыве и вдохновенно творила новые миры и формы жизни!

 Мы являемся Детьми Природы- Матушки и способны к самостоятельному развитию и получению необходимой информации. Она хранится в нас. В наших Душах и всём, что нас окружает. Это деревья, травы, камни, солнышко и небесные светила.

Именно с ними нам и нужно общаться, учиться любить их. Они есть Живые Веды Земли. Они не солгут и не обманут. В них нет корысти и гордыни. Нужно только научиться читать Живые Веды Земли.  ( Слайд 23)  ВИДЕО Олесь из Любоистока - Сквозь суету

4. Итог урока:

Как относились к природе наши предки?

Они любили, берегли, охраняли, покланялись, восхищались Природой-Матушкой и никогда не вредили ей. ( Слайд 24) 

5. Повторение и обобщение

Конкурсы:

Конкурс "Жар птица"

Жар птица- воплощение лучезарного бога солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Этот конкурс мы посвящаем разгадыванию поэтических образов птиц, обитающих и до сих пор в наших лесах.  думаю, что многих их них вы знаете.

1. Она считается у славян вещей птицей, посвящалась богине Весны и предсказывала начало гроз и дождей (кукушка)

 

2.Эта птица жила до трёх сот лет и единственная из многих приносила живую и мёртвую воду.(ворон)

3.В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегала от него.Её изображение и сейчас встречается на крышах домов (петух)/

4.Загадочная птица, любительница ночной жизни, Народная молва нарекла еёсторожем кладов и самой мудрой из птиц.(сова).

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности.

Мифы рассказывают, что самый главный бог славян, Перун, появлялся на Земле в облике этой птицы (орёл).

6.В него превращались сказочные герои, чтобы мгновенно одолеть

немыслимые расстояния, внезапно ударить по врагу или появиться перед красной девицей (сокол).

Конкурс "Чудо-зверь"

Не менее богат и разнооразен в славянских преданиях мир зверей. Главой и владыкой звериного царства считался Идрик-зверь. Много у него было подданных, обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые и действительно жили и живут в наших лесах. Вот зверям и посвятим вопросы конкурса.

1. По народным повериям он олицетворение темнноты. В него мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на Земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделён мудростью и действовал во многих русских сказках. (волк).

2.По преданиям это человек, превращённый злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человек никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться один из самых главных славянских богов-Велес

3. Это животное выступает спутником колдунов, однако он любим очень русским народом, По славянским повериям, это очень смышлёное животное. С ним связано много примет и пословиц. (кот)

 

4.в давние времена, когда обожествлялись силы природы, тёмная сила выезжала на этом животном чёрного цвета, а боги света ездили на таком же, но белого цвета.( конь)

5. Об этом своём друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, загадок, Он одной породы с волком, но с давних пор-его лютый враг.

(собака).

6.Самой хитрой она считается среди животных, Однако любити её русский народ, много сказок сложил про неё.(лиса)

Конкурс "Славянский месяц"

Славяне как многие другие народы, ещё в глубокой древности научились измерять время и выработали свою систему отсчёта У них календарный год делился на месяцыи и у каждого было своё название.

Народная примета гласит:

- В январе много частых и длинных сосулек-будет хороший урожай

- Частые снегопады и метели а январе- в июле частые дожди.

( по такому примеру характеристика других месяцев)

Конкурс "Знатоки старинных слов"

 

 Жребий                  судьба

 

чело                      лоб

 

кудесник                волшебник

 

око                         глаз

 

веверица                белка

 

отрок                      младший воин в дружине

 

осенина                  осеннее время года

 

волхв                      языческий жрец

 

6. Домашнее задание и оценки.

 

Литература:

1. Учебник по естествознанию 5 класс , под редакцией Суравегиной И.Т.

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

3. Преданья старины глубокой. – Ростов-на-Дону:

Издательство « Лукоморье».

4. СВЯТО-РУССКИЕ ВЕДЫ Звездная книга Коляды (полная версия).

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок естествознания в 5 классе по теме: " Как относились к природе наши предки"."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

" Как относились к природе наши предки".

 

Цели урока:

1.Сформировать у учащихся общее представление о предках славян, о том, как относились к природе наши предки; дать ученикам общее представление о быте, религии и системе общественного устройства и управления.

2.Развивать умения работать с учебным материалом, извлекать знания при работе с учебником, умения анализировать материал, обобщать и систематизировать знания.

3. Воспитывать глубокое уважение к далекому прошлому своего народа и его истории, к труду, достижениям и успехам, чувства гордости за свой народ, за природу.

4.  Воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, дарам земли, птицам и животным;

 

5. Прививать  интерес к историческому прошлому России, обычаям и традициям славян

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 981 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1160
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 467
    • DOCX 795.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковалевская Нина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковалевская Нина Ивановна
    Ковалевская Нина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 5301
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 91 человек из 42 регионов
  • Этот курс уже прошли 556 человек

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе