МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
Методическая разработка урока
по сравнительному граждановедению
«Мозаика гражданского образования»
«Русско-японская
война 1904-1905 гг. и Крымская война 1853-1856 гг.»
(урок развивающего обучения)
11 класс, II концентр
Подготовила:
учитель истории и обществознания
МОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»
Берикова Н.Б.
Яшкуль, 2007 г.
Берикова Н.Б. учитель истории
Яшкульской многопрофильной гимназии
Разработка
урока: «Русско-японская
война 1904-1905 гг. и Крымская война 1853-1856 гг.»
(
урок развивающего обучения)
Урок проводится в
11 классе II концентр.
Общедидактическая
цель урока – создать условия для обобщения и систематизации полученных
учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии
критического мышления.
Цели урока:
Обучающие:
способствовать осознанию учащимися существенных признаков понятий
« восточный вопрос»,
«большая азиатская программа», «нейтрализация Черного моря», экспансия.
Установлению общих
черт по следующим вопросам: причины, международные условия, соотношение сил,
ход войны, итоги и последствия.
Развивающие:
содействовать формированию у учащихся умений устанавливать
причинно-следственных связи, определять основные закономерности исторического
процесса, обобщать и систематизировать факты, создать условия для развития
творческой деятельности на основе использования системы уровневых заданий,
мотивации и стимулирования творчества с помощью особой системы контроля и
поощрения, учета индивидуальных особенностей учащихся.
Воспитательные:
способствовать принятию ценностной установки, основанной на отрицании агрессии
как способа разрешения конфликтов, воспитывать патриотизм, чувство гордости за
свой народ.
Умения и навыки:
способствовать развитию умения учащихся самостоятельно оценивать информацию в
соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать аргументацию,
анализировать факты, выделять главное, делать выводы, проводить аналогии,
работать с текстом, работать с исторической картой.
Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Средства обучения:
Исторические карты:
«Русско-японская война 1904-1905 гг.», «Крымская война 1853-1856 гг.»,
учебники Левандовский А.А., Щетинов Ю.А. История России, 11 класс, М., 2005
г., Буганов В.И. Зырянов П.Н. История России, 10 класс, М., 2000г., портреты
Николая II и Николая I, листы с
таблицами и заданиями для учащихся.
План урока:
- Организационный
этап.
- Подготовка
учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание, актуализация знаний.
- Подведение итогов
и рефлексия.
- Постановка и
разъяснение домашнего задания.
Ход урока
В начале урока
внимание школьников обращается на изображенную на доске схему: отрезок времени,
с двух сторон которого написаны буквы W, под ними даты
«1904-1905» и «1853-1856», а посередине буквы «МО». Организуется фронтальная
беседа по вопросам:
1. Что обозначает
символ W? (Слово «война»)
2. О каких войнах
идет речь? (О русско-японской и Крымской войнах)
3. Каковы
хронологические рамки? (!904-1905 и 1853-1856)
4. Назовите имена
российских царей. (Николай II и Николай I)
5. Что означает
аббревиатура «МО»? (Международные отношения)
Задание учащимся:
опираясь на предложенную схему, сформулируйте тему урока.
Учащиеся записывают
тему урока в тетрадях и рисуют схему.
Проблемное задание:
Как вы считаете, уместно ли сравнивать русско-японскую войну1904-1905 гг. с
Крымской войной 1853-1856гг.? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем
вы можете их объяснить?
Учебная задача
урока: на основе сравнительного анализа двух войн, найти общие черты по
следующим вопросам: международная обстановка, причины, ход, итоги и
последствия. Почему после Крымской войны в стране были проведены
буржуазно-либеральные реформы, а русско-японская война привела страну к
революции.
а) Этап собственно
учебных действий
Используя имеющиеся
источники информации ( учебники, справочники, раздаточный материал, учащиеся
должны самостоятельно искать ответ на поставленную учебную задачу, работая в
группах.
б) Этап обсуждения
результатов работы групп, контроля и коррекции.
Ход урока:
I. Cообщения о Николае II и Николае I.
Вывод: В биографии Николая
II и Николая I прослеживается много
общего, оба императора были убежденными консерваторами во взглядах, слабыми
политиками, не всегда реально оценивали положение дел в стране, не замечая
растущей военной и экономической отсталости страны, того что империя стоит на
пороге жестокого кризиса. Оба просчитались в определении приоритетных
направлений во внешней политике, начали войну в условии международной
изоляции.
II Работа по
группам
Задание 1 группе:
работа с текстами документов по русско-японской войне.
Вопросы:
- Каковы причины
Русско-японской войны? Что послужило поводом к войне?
- Охарактеризуйте
международную обстановку накануне войны. Имела ли Россия союзников?
- Расскажите об
обороне Порт-Артура.
- Какое влияние
оказала война на авторитет власти?
- Почему ученые
связывают поражение в русско-японской войне с активизацией общественно –
политического движения в стране?
- Каковы условия
Портсмутского мира? Покажите на карте территориальные потери России после
русско-японской войны.
-
Таким образом, внешняя политика России в начале 20 века была направлена на
сохранение своего влияния в традиционных для империи регионах: на Балканах и
Ближнем Востоке, а также на расширение сфер влияния на Дальнем Востоке.
-
Царское правительство сделало ставку на войну с Японией с целью отвлечь
общество от нарастающих внутренних проблем.
-
Поражение в русско-японской войне обострило внутренние экономические и
политические проблемы, оживило общественное движение и подтолкнуло страну к
революции.
Задание 2 группы:
работа с текстами документов по Крымской войне.
Вопросы:
- Каковы причины
Крымской войны? Что послужило поводом к войне?
- Охарактеризуйте
международную обстановку накануне войны. Имела ли Россия союзников?
- Почему оборона
Севастополя считается единственной для русской армии страницей всей
Крымской войны?
- Каковы условия
Парижского мира? Почему они оказались легкими для России?
- Что означало
поражение в Крымской войне для внутриполитической обстановки в России?
Таким
образом, внешняя политика Николая I была слишком
самоуверенной. Россия, привыкшая еще со времен Петра считать себя в состоянии
самостоятельно решить любые внешнеполитические задачи, теперь уже была не в
состоянии делать это, что и показала война.
-
война не только истощила Россию экономически, но, если так можно выразиться,
она истощила существующую систему морально: стали видны все недостатки
управления, вся отсталость России от западных стран в экономическом, военном и
в социальном отношении
-
война привела к нарастанию недовольства обществом состоянием дел в России
-
значительно ослаб авторитет России на международной арене
-
война имела одно положительное последствие для России: стало очевидно, что
необходимы кардинальные перемены.
Задание 3 группы:
заполнить сравнительную таблицу « Россия в русско-японской и Крымской войне»
Вопросы для
сравнения
|
Русско-японская
война
|
Крымская война
|
Причины
Внешнеполитическая
изоляция России
Соотношение сил
Ход войны
Мирный договор
Причины поражения
|
Противостояние
России и Японии на Дальнем Востоке, война вспыхнула вследствие обострения
противоречий:
- экономические:
КВЖД и российская экспансия в Маньчжурии, аренда Россией Ляодунского п-ова и
Порт-Артура;
- политические:
борьба за сферы влияний в Китае и Корее, война как средство отвлечения от
революционного движения в России
- помощь Японии
от Англии и США, Франция – нейтралитет, Германия – углубление англо-русских
противоречий
Хотя по общей
численности сухопутных и морских сил Россия в целом превосходила Японию, она
была плохо подготовлена к этой войне. На Дальнем Востоке находилась лишь
часть солдат -100 т. Из1135т. И те были разбросаны на большой территории от
Порт-Артура до Владивостока. Японская армия была лучше вооружена.
Тихоокеанская эскадра вдвое уступала японской.
26.01.1904 –
нападение на русский флот в Порт-Артуре и крейсер «Варяг» в Чемульпо
Активность
русского флота под командованием Макарова
Высадка японцев
на материк
Оборона Порт-Артура
– Кондратенко, Стессель
Август 1904 –
битва при Ляоян
Февраль 1905 –
Мукденское сражение
Май 1905 – Цусима
Авгус 1905
г. – Портсмут. Арендные права на Ляодунский полуостров
Южно-Маньчжурская
ж/д
Южная часть
Сахалина
Право рыболовства
Военно-техническая
отсталость
Бездарность
командования
Нестабильность в
стране в связи с революцией
|
Обострение
Восточного вопроса:
- противоречие
между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов;
- помощь со
стороны России национально-освоб. дв – ям балканских народов в борьбе против
Османской империи
- политика Англии
и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем
Востоке
- помощь Турции
от Англии и Франции, враждебный нейтралитет Австрии и Пруссии.
Крепостная Россия
отставала в военно-техническом отношении от Англии и Франции Рекрутская
система формирования армии, содержание армии численностью более 1млн.
человек, войска рассредоточены по всей территории, отсутствие разветвленной
системы железных дорог, нарезные оружия, отсутствие парового флота.
1853 г. – начало 1854
г. – военные действия в Валахии и Молдавии
18 ноября 1853
г. – сожжение турецкого флота в Синопской бухте. Нахимов
Январь1854 г. –
ввод англо-французской эскадры в Черное море,
Март 1854
г. – вторжение русских войск в пределы Турции, Англия и Франция объявили
России войну, Австрия - нейтралитет
1854 г. – действия английских эскадр против
русского флота на Балтике
Осень 1854
г. – высадка
англо-французской
армии под Евпаторией в Крыму
8 сентября 1854
г. – август 1855 г. осада Севастополя
Март 1856
г. – Парижский мирный договор.
Потери – острова
в дельте Дуная и южную часть Бессарабии, «нейтрализация Черного моря»
Военно-техническая
отсталость
Бездарность
командования
Нестабильность в
стране в связи с революцией
|
III. Выполнение
проблемного задания
Как вы считаете,
уместно ли сравнивать русско-японскую войну 1904-1905 гг. с Крымской войной
1853-1856 гг? Какие исторические аналогии обнаруживаются? Чем вы можете их
объяснить?
Вместе с учениками
учитель формулирует выводы:
Общие черты:
- политический
просчет российских императоров: война началась в неблагоприятных условиях для
России, международной изоляции;
- причины войны:
борьба за сферы влияния, желание за счет успешных внешних войн преодолеть
внутренние трудности, укрепить влияние верхов в обществе;
- соотношение сил
не в пользу России;
- экономическая и военно-техническая
отсталость страны;
- бездарность и
ошибки ряда царских военачальников;
- героизм и
самоотверженность простых русских солдатов и офицеров;
- неспособность
царского правительства управлять страной;
- обе войны
привели к революционной ситуации.
IV. Закрепление
изученного материала
- Перечислите
исторические термины и понятия, связанные с изученной темой. ( Один ученик
называет, другой дает определение) (восточный вопрос, большая азиатская
программа, нейтрализация Черного моря, экспансия)
V. Итоги урока
Русско-японская и
Крымская войны, явившиеся логическим завершением имперской политики России.
Продемонстрировали не только несостоятельность власти в двух важнейших сферах –
военной и внутриполитической, но и стали провоцирующим фактором в вызревании
внутриполитического кризиса. Обе войны (и Крымская, и русско-японская) привели,
по сути дела, к революционной ситуации. И только смерть Николая I, приход к власти Александра II (либерала по
убеждениям) способствовали проведению буржуазно-демократических реформ в
стране, тогда как Николай II продолжал вести страну к
катастрофе, а именно к революции.
VI.Рефлексия: Создайте
психологический характеристику человека на войне.
- Как вы
полагаете, какие чувства и переживания испытывает солдат во время военных
действий?
- Чем отличаются
переживания воинов от переживаний мирных жителей?
- Как влияет война
на характер и мысли человека?
VII. Домашнее
задание: п.6 История России 11 класс, Левандовский А.А. Щетинов Ю.А.,
п.62 История России
10 класс, Буганов В.И. Зырянов П.Н.
Подготовить
сообщения по темам: « Слава и горечь Севастополя», «Русско-японская война:
украденная победа», поработать над документами с.12-19 Документы и справочные
материалы под редакцией Чубарьяна А.О.
Материалы для групп.
Информационный лист 1 группы.
1. Ученые историки
считают, что Николай 1 проиграл войну еще до ее начала. Уместна ли на ваш
взгляд, данная оценка по отношению к Николаю II ?
2. «Чтобы удержать
революцию, нам нужна маленькая победоносная война» Эта фраза принадлежит
министру внутренних дел российского правительства К.В. Плеве.
Как вы думаете, что
побудило его к такому высказыванию? Какая конкретно-историческая ситуация
отражена в этих словах?
3. «Не русский
народ, а русское самодержавие начало эту колониальную войну,, превратившуюся в
войну нового и старого буржуазного мира. Не русский народ, а самодержавие
пришло к позорному поражению. Русский народ выиграл от поражения самодержавия.
Капитуляция Порт-Артура есть пролог капитуляции царизма».
(Ленин В.И. Падение Порт-Артура. ПСС. Т.9. с.158.)
Выскажите свое
суждение по поводу приведенной оценки В.И.Лениным итогов русско-японской войны.
- Как известно,
усилия руководителей дипломатических миссий России и Японии, подписавших
Портсмутский мир, были по-разному оценены на их родине: С.Ю.Витте
император пожаловал графский титул, а японский министр иностранных дел
Ю.Комура лишился своего поста. Как вы думаете, чем можно объяснить
подобные действия российских и японских властей?
Информационный лист 2 группы.
1. Ученые историки
считают, что Николай 1 проиграл войну еще до ее начала. Приведите факты,
положения, подтверждающие это мнение.
2. Русский историк XIX века С.М. Соловьев писал: «В то самое время… когда Россия стала
терпеть непривычный позор военных неудач, когда враги явились под Севастополем,
мы находились в тяжком положении: с одной стороны наше патриотическое чувство
было страшно оскорблено унижением России, с другой – мы были убеждены, что
только бедствие, и именно несчастная война, могло произвести спасительный
переворот»
- О какой войне
идет речь в данном отрывке? Когда она произошла?
- Приведите факты,
положения, подтверждающие, что Россия «оказалась в тяжком положении».
- Какой
«спасительный переворот» произошел в истории России после этой войны?
3.Считается, что
Крымская война – это крах основных принципов внутренней политики Николая I. Почему?
4.Саратовский
журналист И. Горизонтов, вспоминая о Крымской войне, писал: «Чувствовалось, что
нас победила Европа не храбростью, не личной доблестью, а посредством
умственного развития».
- Как вы понимаете
эту фразу?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.