Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
Открытый урок
« И.А.Бунин. « Детство».
Литературное чтение 4 класс
Латникова Екатерина Николаевна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №3
Тема: «И.А.Бунин. «Детство»
Тип урока: реализуемый
Цели урока:
1. Раскрыть идею и
смысл стихотворения И.А. Бунина «Детство».
2. Продолжить
знакомство с литературоведческими терминами.
3. Продолжать
формировать навыки выразительного чтения.
4. Прививать
любовь к русской поэзии.
Образовательные
задачи:
-формированием
навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении
художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного
образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов
к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
-развивающие:
развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать
чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение,
умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные
особенности учащихся;
-воспитательные:
воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за
природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость
общения с поэзией.
Оборудование.
Репродукция
картины И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем»; Толковый словарик русского
языка; Конверты с заданиями; Портрет И.А.Бунина, эпиграф к уроку «У каждого из
слов душа своя…» Аудиокассета «Лесные звуки»; Наглядный материал;
Мультимедийная презентация.
Ход урока. (1 слайд)
I.Мотивация.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все на месте, все в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки!
Теперь тихонько
сядем (2 слайд)
-Ноги на пол мы
поставим,
Спинки все мы
разогнём,
Локотки на стол
поставим,
Домик к носу
подведём.
Руку левую на
стол,
Сверху правую
кладём.
-Знаете ли вы,
что такое айсберг? (3 слайд)
Выясняем,
что это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой
скрыта под водой.
- Вот и
литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная
и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого
необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь
прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь
вместе с ними и его героями.
II. Цели учебной деятельности.
На
этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой,
учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от
невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя..»
(4 слайд)
Нам
предстоит встреча с удивительными стихами замечательного русского поэта Ивана
Алексеевича Бунина.
(5,6 слайд)
Вглядитесь в его
лицо, серьезное, строгое. И в глаза – удивительные, задумчивые, проницательные.
Это взгляд человека, который, кажется, все видит, замечает и чувствует,
стараясь понять мир, который он так любит: (7 слайд)
…Весело жить –
И весело
думать о небе,
О солнце,
о зреющем хлебе,
И
счастьем простым дорожить…
Кажется,
тоже могли бы сказать и мы. Ведь так все просто… И порой это создает обманчивые
чувства, что все это нам известно, все это мы легко можем увидеть и без
посторонней помощи. На самом деле стихи поэта дают необыкновенно много нашему
глазу, слуху, уму и сердцу, помогают смотреть вокруг себя и внутрь себя, учат
нас видеть, слышать, наблюдать. А самое важное – мы учимся у него ценить
Слово. Бунин писал прекрасные стихи. За каждым из них – он сам, его переживания,
мысли, душа.
Но для начала
представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём
знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство?
Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках
солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.
(8 слайд)
(У каждой группы
одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).
На столах лежат
конверты с заданием для каждой группы.
Предлагаю вам
открыть конверты и прочитать задания.
Ребята, работаем,
помогая друг другу.
(9 СЛАЙД)
Карточка с
заданием для художников:
Уважаемые
художники, представьте слово “ детство” в цвете.
Какие бы вы
выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?
У вас на столах
цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.
Рисуйте цветной
лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы
можете их не использовать.
Задание: (решите, кто будет отвечать)
Почему вы выбрали
именно эти цвета?
Какие цвета не
использовали, почему?
Карточка с
заданием для поэтов: (10 слайд)
Уважаемые поэты,
подберите к слову “детство” эпитеты.
Вспомните, что
такое эпитет?
Уважаемые поэты,
подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите цветными
фломастерами эти слова на лучиках.
А теперь, чтобы
нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на
доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков
будет становиться всё больше.
Художники, несите
свои солнышки, прочитайте соё задание всем.
А теперь я
приглашаю поэтов, читайте своё задание.
– Какое яркое,
цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!
Показываю рукой на
солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким
остаётся детство в памяти взрослых людей?
III. Усвоение содержания учебного материала.
1) первичное
восприятие текста
Сейчас я прочитаю
стихотворение «Детство». У каждого на столе оно лежит.Вы слушайте внимательно и
готовьтесь ответить на вопрос: о ком это стихотворение? (Чтение
стихотворения учителем, включается аудиокассета «Лесные звуки») (11слайд)
-Понравилось?
2) вторичное
восприятие текста
(Чтение детьми
текста «про себя»)
3) словарная работа
- Какие непонятные
слова вы встретили?
-В бору.
-Ароматом.
-Палатам. Зной.
(вывешиваются
карточки на доске)
- Ребята, у вас
на столах лежат толковые словарики, найдите в них значения вот этих слов
4) работа с
толковым словариком. (12 слайд)
-Аромат. Это
приятный запах.
-Зной. Это
очень жарко, когда трудно дышать.
-Бор. Это лес,
в котором растут сосны.
-Палаты. Это
помещение. Палаты бывают: в больнице, царские палаты, красивые , расписные,
светлые.
Сладостный –
приятный, доставляющий удовольствие.
Прильнуть –
прислониться.
IV. Обеспечение осознанности формируемых знаний.
О чем это
стихотворение?
-Это
стихотворение о самом авторе, когда ему было десять лет. О жарком летнем дне в
сосновом бору, где любил гулять герой стихотворения.
Чтение
стихотворение по частям
(13 слайд)
Чем жарче день,
тем сладостней в бору
Дышать сухим
смолистым ароматом…
Стихи
словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово
аромат. В чем разница слов запах и аромат?
-Аромат это
приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему
нравится в лесу.
-Верно, слово
здесь эмоционально окрашено, передает чувства поэта.
(14 слайд)
И весело мне было по утру
Бродить по
этим солнечным палатам!
-Ребята,
а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?
-Бродить это, значит,
идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.
-Бродят обычно
без цели, мечтая, или ни о чем не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в
этом слове выражено настроение автора.
Ученики отмечают, что и слова весело,
сладостный, тоже отражают авторское восприятие мира.
(15 слайд)
А теперь мы
посмотрим на репродукцию И.И.Шишкина «Сосны, освещенные солнцем».
Я предлагаю
сходить в этот лес и окунуться в его красоту.
Физминутка: (16 слайд)
(22 слайд)
Посмотрите на
сосны, какие они?
-Большие.
-Огромные.
-Красивые.
-Стройные.
-Высокие.
Что мы еще видим
на картине?
- Траву, землю.
Почувствуйте
аромат этого леса, вдохните его.
-Почему картина
называется «Сосны, освещенные солнцем»?
-Потому что с
одной стороны они желтые. Значит, на них падает солнечный свет.
-От сосен
падают тени. Это бывает в солнечный день.
Перед вами
солнечные палаты. Царские палаты создает человек. ---Кто создает палаты
солнечные?
-Солнечные
палаты никто не создает, их нельзя создать.
Их создает
природа.
(23 слайд)
Повсюду блеск,
повсюду яркий свет,
Песок - как шелк…
-Что необычного в
этих строчках?
-Во-первых,
повторяется дважды слово повсюду.
-Почему? Ведь
можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск
и яркий свет…»
- Это помогает
усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду
разлит солнечный свет.
- «Песок - как
шелк…». Красивое сравнение. Необычное.
-В чем его необычность? Думаем все вместе.
-Шелк – мягкий,
нежный.
-Если
перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может, и песок
блестеть на солнце?
Обратить внимание
детей на многоточие:
-Автор в этом
месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее,
ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шелк…».
-Обычно мы не обращаем на песок под ногами.
Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный
песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только
радостный, счастливый человек.
(24 слайд)
…Прильну к
сосне корявой…
- Подберите к
этому слову синонимы. Прильнуть – прислониться.
-В чем разница?
Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с
лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне. На примере следующего
четверостишия, еще раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как
богаты чувства поэта:
(25 слайд)
Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется,
что пахнет не сосна,
А зной и
сухость солнечного света.
-Совпадает ли по
настроению это стихотворение с пейзажем И.И.Шишкина? Почему?
-Совпадает.
Пейзаж красивый и стихотворение красивое.
- И картина, и
стихотворение вызывают радостное настроение.
-Какими вы
представляете себе людей, которые могут так воспринимать природу?
- Поэт зорко
видит, тонко чувствует и точно, образно передает свои впечатления!
V. Обеспечение прочных формируемых знаний.
1)выразительное
чтение
(Чтение
несколькими учащимися)
VI. Контроль усвоения.
- Сегодня на
уроке познакомились со стихотворением И.А.Бунина «Детство».
-В этом
стихотворении говорится о солнечном свете в сосновом бору, свет как бы смешался
со смоляным ароматом, сам солнечный луч излучает его.
-Бунин находит
в самом обыкновенном – необыкновенное.
-В
стихотворении много сказано о природе, хотя оно называется «Детство», это говорит
о том, что пейзаж становится картиной душевной жизни человека.
-Тесное общение
с природой делает его молодым, возвращает его в детские годы, когда
воспринимается все ярче, зримее, острее.
-Видеть и
чувствовать природу – величайшая радость для человека.
-Бунинское слово
теперь распахивает свою неповторимую «душу».
VII Рефлексия:
Итогом нашего с
вами урока будет ваше настроение.
Ребята, у нас с
вами появилось солнышко в начале урока, а к концу выросло и дерево, но только
на нём чего-то не хватает.
У нас сейчас
зима, а так хочется, чего- то яркого и радостного. Я предлагаю вам выразить
своё настроение после нашего урока при помощи, вот таких ярких листочков,
которые в данный момент опали с деревьев, но мы их на время вернём.
-Я считаю, что
урок прошёл для меня с пользой. Я научился читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой-
красный листочек.
-Я считаю, что
научился читать стихи – но только глазами- жёлтый.
- Я считаю, что было трудно на уроке- зелёный
листочек.
-А теперь покажите
своё настроение. (26 слайд)
Ребята, мне очень
понравилось как вы работали и хочу подарить на память сову. Скажите,
пожалуйста, почему именно сову?
– Сова – символ
мудрости и знаний
– А закончить урок я
хочу словами писателя Александра Блока.
«Так
знать и любить природу,
как умеет Бунин, мало кто умеет…» (27 слайд)
И я очень надеюсь
,что и мы с вами этому научились.
VIII. Домашнее задание. -Домашнее задание каждый выберет себе сам.
1.
Научиться читать стихотворение
выразительно.
2.
Выучить наизусть.
3.
Нарисовать рисунок к
стихотворению и подтвердить его словами из текста.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.