Тема: М.С.Тургенев «Муму».
Цель урока: Познакомить с биографией Тургенева.
Познакомить с обстоятельствами появления рассказа. Развивать умение краткого
пересказа и художественного пересказа отдельного эпизода.
Задачи:
1) Образовательная
Познакомить с детством
и началом литературного пути Тургенева, окунуться в эпоху, в которую жил и
творил писатель, развивать интерес к личности писателя.
2) Развивающая
Формировать умение
анализировать текст художественного произведения, развивать умение выразить
свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы.
3) Воспитательная
Воспитание
общечеловеческих ценностей, умение работать в микрогруппе (паре): уважать
мнение высказывающего.
Метод урока: объяснительно – иллюстративный,
репродуктивный, проблемный, частично - поисковый.
Оборудование: мультимедийная установка, интерактивная
доска.
Межпредметная
связь: история,
изобразительное искусство.
Формы организации
урока: фронтальные,
групповые.
Литература: Г.Д.Аульбекова, Ж..Х..Салханова, Русская литература
8 кл., Алматы «Мектеп» 2012г.
Ход урока:
1)
Организационный момент: а)
проверка посещаемости.
б) проверка
готовности к уроку.
2)Опрос домашнего задания:
Тема: Творчество Тургенева
3)Объяснение нового материала:
Тема: И.С.Тургенев «Муму»
Сообщение
ученика
«По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду,
мать, урожденная Лутовинова, богатая помещица; в ее имении Спасское –
Лутовиново прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко
чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.
В 1827г. семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в
частных пансионах и у хороших домашних учителей».
Сообщение ученика «Обстоятельства, объясняющие появление рассказа
«Муму».
Еще в детстве, познав ужас крепостничества, молодой Тургенев
писал:
«Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я
возненавидел… В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное
имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил
все, против чего решил бороться до конца – с чем я поклялся никогда не
примеряться…»
«Муму» - первое произведение, в котором Тургенев изобличает пороки
крепостничества.
В 1852 году умирает Н.В.Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть
писателя. Рыдая, составлял некролог. Но власть запретила употреблять имя Гоголя
в печати. А за напечатанную Тургеневым в «Московских ведомостях» статью царь
лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под
присмотр. Под арестом «на съезжей, в помещении при полиции для арестованных»,
Тургенев жил по соседству с экзекуционной, где секли присылаемых владельцами
крепостных слуг. Хлест розог и крики крестьян, наверное, вызывали в памяти и
соответствующие впечатления детства. В таких условиях и был написан рассказ
«Муму».
Подгруппа делится на 2 команды.
Используя данную
схему, участники двух команд должны ассоциировать следующих героев рассказа
«Муму».
1.
Задание первой команде.
Кластер. Образ Барыни.
2.
Задание второй команде.
Кластер. Образ Герасима.
3.
Задание обеим командам.
В тексте
рассказа «Муму» найти и прочитать эпизоды к следующим иллюстрациям.
4.
Задание 1 – ой команде.
Интерьер (описание каморки Герасима) – ключевые слова – ассоциации.
/Ответ: дюжий, прочный, приземистый, дубовый, крепкий./
Задание 2 – ой команде.
Пословицы и поговорки о доброте.
/Ответы: Добро не умрёт, а зло пропадёт.
Доброта – это желание бескорыстно помочь другому.
Доброта – язык, на котором, немые могут говорить и
глухие
могут слышать.
Делай добро и жди добра.
Д/з:
Письменно ответить на вопрос.
Подумай, кто утопил Муму?
1)
Герасим?
2)
Барыня?
3)
Степан, передав приказ
барыни?
4)
Политическая ситуация?
5)
И.С.Тургенев?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.