Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 29 города Белгорода
имени Д.Б.
Мурачева»
План
– конспект внеурочного занятия
в 1 классе по теме:
«Мы в
ответе за тех,
кого
приручили»
Провела: учитель начальных классов
Паукова Наталья Анатольевна
Дата проведения: 11.04.12 г.
Белгород
2012
Педагогическая
цель: Создать
условия для организации деятельности учащихся по ознакомлению с
общечеловеческими ценностями.
Задачи:
Предметные:
- организовать деятельность учащихся по ознакомлению с
общечеловеческими ценностями;
- способствовать развитию у учащихся эстетических и
духовно – нравственных способностей;
- способствовать формированию в сознании детей понятия
«милосердие»;
- содействовать расширению знаний школьников о милосердии
и о его роли в жизни каждого человека;
- содействовать воспитанию у детей любви и сострадания
к животным.
Личностные УУД: способствовать
формированию внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой
деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни.
Метапредметные задачи:
Регулятивные: содействовать
формированию умения принимать и сохранять учебно-творческую задачу; адекватно
воспринимать оценку учителя.
Познавательные: содействовать
развитию умения осуществлять поиск нужной информации для выполнения
художественно-творческой задачи с использованием дополнительной литературы в
открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве
Интернета; использовать символы для решения творческих задач и представления их
результатов; осуществлять синтез (целое из частей).
Коммуникативные: понимать
возможность существования различных точек зрения; учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему
решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия; владеть монологической и
диалогической формами речи; использовать в общении правила вежливости.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный
проектор;
- аудио –
магнитофон;
- диск с
фонограммами.
Ход занятия
I. Организационный
момент.
-
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии присутствуют гости.
Поприветствуйте их, пожалуйста.
II. Создание
проблемной ситуации. Введение в тему занятия.
- Однажды
учительница начальных классов спросила у своих учеников: «Ребята, как вы
думаете, кто больше всего нуждается в вашей защите?» Дети дали самые
разнообразные ответы. Предположите, что сказали ученики?
- Вы все
правы. Но дети, подумав, решили, что самый правильный ответ дал только один
мальчик. Как вы думаете, какой ответ он дал? (Подсказка: самый беззащитный тот,
кого именно вы сможете защитить, кто не сможет без вас обойтись).
-
Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего занятия. (Ответы детей).
(Слайд
1)
- Тема
нашего занятия «Мы в ответе за тех, кого приручили».
- И мы
сегодня попробуем научиться любви и состраданию к тем, кто не может обойтись
без нас, кого мы приручили.
Для того
чтобы заботиться о тех, кого мы приручили, нужно хорошо их знать. Зачем?
(Версии детей).
- Вывод:
Животные не обладают речью, и мы должны научиться их понимать для того, чтобы
хорошо заботиться о них и не принести им вред.
(Слайд
2)
- А на
какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние).
- Давайте
разделим всех животных на слайде на эти две группы. (Дети делят животных на
диких и домашних).
(Слайд
3)
- Давайте
проверим, правильно ли вы разделили животных на группы.
- А
хорошо ли вы знаете тех животных, которых приручили люди? Сейчас мы это
проверим. Отгадайте загадки.
Вместо
хвостика – крючок,
Вместо
носа – пятачок.
Пятачок
дырявый,
А крючок
вертлявый.
(Поросёнок)
Заворчал
живой замок,
Лёг у
двери поперёк.
Две
медали на груди.
Лучше в
дом не заходи!
(Собака)
Длинное
ухо, комочек пуха,
Прыгает
ловко, любит морковку.
(Кролик)
Я
устраиваюсь ловко:
У
меня с собой кладовка.
Где
кладовка? За щекой!
Вот
я хитренький какой!
(Хомяк)
Мордочка усатая,
Шубка
полосатая,
Часто
умывается,
А с водой не
знается.
(Кошка)
- Молодцы! Все загадки
отгадали.
IV. Работа в
парах.
- Много тысячелетий
живут на планете рядом с человеком звери, птицы, рыбы. Они тоже, как и мы могут
сказать: «Эта Земля моя». Почему они так могут сказать? (Ответы детей).
- Сегодня мы
поговорим только о тех животных, которые находятся совсем рядом, в одной
квартире или во дворе рядом с человеком.
- А у кого из вас есть
домашние питомцы?
- А как вы к ним
относитесь?
- Но, к
сожалению, не все дети поступают, так как вы.
(Учитель
раздаёт каждой паре учеников карточки с текстом В. Осеевой «Собака яростно
лаяла».У каждой пары разные вопросы к тексту).
- Ребята, у
каждой паре на столе лежит текст Валентины Осеевой «Собака яростно лаяла». У
каждой пары свой вопрос к этому тексту. Прочитайте текст вместе со своим
соседом по парте и ответьте на вопрос.
Валентина
Осеева
«Собака яростно
лаяла»
«Собака
яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору,
сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал.
Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и
поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
- Как вам
не стыдно?
- А что
стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
- Вот это
и плохо! – гневно ответила женщина».
Вопросы: 1. Чем
была возмущена женщина?
2. Почему
мальчики не считали себя виноватыми?
3.
Как вы оцениваете поведение мальчиков?
4. А как вы
поступили бы в данной ситуации?
5.
Какой жизненный урок вы извлекли из этого произведения?
6. Хотели ли
бы вы иметь таких друзей?
7. (Вопрос
всему классу) Подберите слова – определения, какие были мальчики?
V.
Физкультминутка «Собачий вальс» (Презентация)
VI.
Литературные произведения о животных.
- О животных
написано много литературных произведений. Послушайте, пожалуйста, стихотворение
Елены Благининой «Котёнок».
Ученик:
Я
нашла в саду котёнка.
Он
мяукал тонко-тонко,
Он
мяукал и дрожал.
Может
быть, его побили,
Или
в дом пустить забыли,
Или
сам он убежал?
День
с утра стоял ненастный,
Лужи
серые везде...
Так
и быть зверёк несчастный,
Помогу
твоей беде!
Я
взяла его домой,
Накормила
досыта...
Скоро
стал котёнок мой
Загляденье
просто!
Шерсть
- как бархат,
Хвост
- трубой...
До
чего ж хорош собой!
- Ребята,
как можно назвать данный поступок девочки? (Сострадание, доброта, милосердие).
- А как
вы понимаете слово – милосердие? (Милосердие – любовь к людям, животным, к
растениям, ко всему, что нас окружает).
- Нельзя
причинять даже самого маленького страдания всему живому. Мы осуждаем тех
бессердечных людей, которые выбрасывают на улицу кошек, собак, обрекая их на
мучения и даже на гибель. Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным,
подкармливайте их, помогайте им выжить.
VII. Крылатые
фразы о животных. Работа в группах.
- Помимо литературных
произведений народ сочинил много пословиц, поговорок и крылатых выражений о
животных. Это говорит о том, что издревле люди ценили их, заботились о них,
считали их своими помощниками и друзьями.
- Сейчас мы будем
работать в группах. (Дети рассаживаются по группам).
- Каждой группе я выдам
конверты, в которых вы найдете рассыпанное крылатое выражение о животных.
Задача каждой группы собрать крылатое выражение и объяснить её значение.
Отвечать будут командиры групп.
1. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. (Значение - что сказано, то сказано. Если уж кто-либо
проговорился о том чего не нужно было, то этого не исправить).
2.
Не всякая собака кусает, которая лает. (Не всегда в действительности опасно то,
что имеет грозный вид, явно, демонстративно угрожает).
3.
Медведь на ухо наступил.(Значение - так говорят про человека без
музыкального слуха).
4.
Как с гуся вода. (Перья гуся покрыты жиром, поэтому, когда он выходит из
воды, вода просто скатывается с гуся, а он, как будто бы и не был в воде. Так и
выражение имеет в виду ситуацию, когда на человека не производит что-либо
впечатление).
5. Как рыба в воде. (Значение
- в своей сфере, непринужденно).
- Молодцы, а я знаю еще
такое выражение «Живут как кошка с собакой». Как вы понимаете это выражение?
- Ребята, в природе так
принято, что кошка с собакой не дружат друг с другом, но, как мы знаем, из
каждого правила есть исключения, и я хочу вам это доказать.
(Слайды 4 –
11)
- Посмотрите, даже кошка
с собакой могут жить в мире и дружбе. А мы, люди, порой об этом забываем: не
замечаем чужой беды, проходим мимо бездомных животных, брезгливо относимся к
бездомным людям.
VIII. Игра
«Угадай мелодию»
- Давайте поиграем в игру
«Угадай мелодию»
Звучат минусы песен:
1.
«Кис кис мяу»,
2.
«Три белых коня»
3.
«Песенка кота Леопольда»
4.
«Песенка Вини Пуха»
5.
«Люси»
6.
«Песенка Львенка и Черепахи»
7.
«В траве сидел кузнечик»
8.
«Утушка луговая»
9.
«Добрый жук»
10.
«Два веселых гуся»
11.
«Пропала собака».
- А какие из прозвучавших
песен народные, а какие композиторские?
IX. Исполнение
песни «Не дразните собак»
- Ребята, какая из ранее
разученных нами песен подходит к теме нашего занятия? («Не дразните собак»).
Давайте ее исполним.
X. Итог
занятия.
- Давайте подведем итог
нашему занятию. Как вы думаете, о чем бы нас попросили животные? (Люди! Будьте
добрыми!)
(Слайд 12)
XI. Рефлексия.
(Слайд 13)
- Ребята, закончите
предложения:
Сегодня я понял, что …
Я никогда не буду …
Я всегда буду …
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.