Инфоурок Другое Другие методич. материалыОткрытое занятие на тему: Блокада Ленинграда

Открытое занятие на тему: Блокада Ленинграда

Скачать материал

        

           

Цели:

 

-совершенствование духовно – нравственного и патриотического воспитания; 

-сохранение и развитие чувства гордости за свою страну,  ее славному боевому прошлому;

-воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, памятникам войны, сострадания и сочувствия к погибшим в блокаде жителям Ленинграда;

-развитие познавательной активности в изучении исторических событий в России.

 

Оборудование:  интерактивная доска, презентация «Блокада Ленинграда», видеоролики «Блокада Ленинграда», «Дневник Тани Савичевой»

 

Воспитатель:

 Ребята, сегодня к нам пришли гости, наши воспитатели, чтобы посмотреть, и послушать как и в какой форме проходят наши мероприятия, оценить наши успехи и недоработки, обменяться взаимным опытом.  

 

Слайд 1-2

 

 Ученик:

Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России.   27 января, исполняется 71 год  со дня снятия блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу жителей Ленинграда, переживших военную блокаду, но не сдавших своего города фашистским захватчикам  посвящается наше занятие.

 

Звучит  песня «Священная война»

 

 Ученик:

22 июня 1941 года  в 4 часа утра  без объявления войны гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против Советского Союза получил название "Барбаросса".

 

Против нас полки сосредоточив,

Враг напал на мирную страну.

Белой ночью, самой белой ночью

Начал эту страшную войну.

 

 

 

 

 

Воспитатель:

 

Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель согласно плану «Барбаросса» захватить нашу страну до Уральских гор. На дальних подступах к Ленинграду бои развернулись в первых числах июля 1941 года.

Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны.

 

Слайд 3

 

Воспитатель:

 

 Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба "О будущности Петербурга" от 22 сентября 1941 года : "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли: После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей".

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровского командования бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.

 

 Слайды 4-5

 

Ученик:

 

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам  в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.

 

Ученик:

 

Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки  и девчонки. Они  рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам.

 

 

Воспитатель:

 

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти в плотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.                            

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. В течение сентября, октября и ноября 1941 года на город было совершено около 100 налетов.  

 

                                  Видеоролик Блокада Ленинграда

 

Воспитатель:

 

В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ, стук метронома.

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.

Поэт Николай Тихонов обратился к своим землякам с таким стихотворением:

 

(звучит стук метронома).

 

Ученик:

 

Пусть тянет руку дерзкий враг

 К нам в Ленинградские пределы.

 Их было много, тех волков,

 Чья рать сюда войти хотела.

 На непреступном берегу

 Отрубим руку мы врагу.

 На крыльях черные кресты

 Грозят нам нынче с высоты.

 Мы стаи звезд на них пошлем,

 Мы их таранить в небо будем,

 Мы те кресты перечеркнем,

 Зенитным росчерком орудий.

 Стой, ленинградец, на посту,

 Смотри в ночную высоту,

 Ищи врага на небосклоне, -

 С тобой на вахте боевой,

 Стоит суровый город твой,

 И дни и ночи в обороне!

 

 

 

Слайд 6

 

Воспитатель:

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался блокированным с суши.

 

Слайд 7,8,9

 

Ученик:

 

"Началась блокада: Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. В городе были введены специальные продовольственные карточки.

 

Воспитатель:

 

Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам.

 С 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках.

 

 Слайд 10

 

Ученик:

 

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей.

 

 

 Слайд 11,12,13

 

Воспитатель:

 

Почти все ленинградцы стали дистрофиками. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

 

 

Ученик:

 

Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

 На детских санках узеньких, смешных

 В кастрюлях воду голубую возят,

 Дрова и скарб, умерших и больных.

  Вот  девушка с лицом заиндевелым,

 Упрямо стиснув почерневший рот,

 Завернутое в одеяло тело

 На Охтинское кладбище везет.

 Везет, качаясь, к вечеру добраться б :

 Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

 Скинь шапку, гражданин!

 Провозят Ленинградца,

 Погибшего на боевом посту.

 Скрипят полозья в городе, скрипят:

 Как многих нам уже не досчитаться!

 Но мы не плачем: правду говорят,

 Что слезы вымерзли у ленинградцев.

 

Воспитатель:

 

 Все эти нечеловеческие тяготы, лишения и муки голода  наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

 

Ученик:

 

Девчонка с ведерком пустым

 Чуть движется :

А за Невою  клубится пожарища дым.

 А там меж сугробов горбатых,

 Где трудно и взрослым шагать,

 На саночках узких ребята

 Везут свою мертвую мать.

 

             

                              Стук метронома.

 

Слайд 14

 

Воспитатель:

 

 Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова в доме № 13?

 

Ученик:

 

 Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

 

 

Воспитатель:

 

Во время блокады  Таня сделала в своем дневнике 9 коротких трагических записей.

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"

"Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"

"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"

"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все"

"Осталась одна Таня"

 

Ученик:

 

 Этот дневник на процессе Нюрнбергском

 Был документом страшным и веским,

 Плакали  люди,  строчки читая.

 Плакали  люди,  фашизм проклиная.

 Танин дневник - это боль Ленинграда,

 Но прочитать его каждому надо.

 Словно кричит за страницей страница.

 "Вновь не должно это все повториться".

 

 (Песня «Баллада о Тане Савичевой» в исполнении Э. Пьехи –звучит отрывок)

 

Воспитатель:   

 

При первой же возможности Таня Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали ее, и она вскоре умерла. 19 мая на могиле Тани был поставлен памятник. Ее дневник хранится в городском историческом музее.

 

                          (Просмотр видеофильма «Таня Савичева»)

 

 

Слайд 15

 

Воспитатель:

 

Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились. В осажденном городе работали 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий.

 В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

 

Ученик:

 

Девчонка руки протянула

 И головой -

 На край стола.

 Сначала думали -

 Уснула,

 А оказалось -

 Умерла:

 Никто

 Не обронил ни слова,

 Лишь хрипло,

 Сквозь метельный стон,

 Учитель, выдавил, что снова

 Уроки -

 После похорон.

 

                                           Стук метронома.

 

Воспитатель:

 

А. Фадеев писал, что "Навеки сохранился в истории обороны города прекрасный, мужественный облик ленинградского учителя:"

 Учителя вместе с учениками переносили все ужасы блокады. И норма хлеба у них была одинакова со всеми. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову-было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном черном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на нее и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!"  Своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком.

В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.

 

 Слайд 16

 

Воспитатель:

 

 Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город доставляли продукты питания и топливо. Не занятой фашистами осталась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью полоска замерзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

 

Слайд 17-20

 

Ученик:

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой. Эту трассу называли ДОРОГОЙ ЖИЗНИ.

"Дорогой жизни шел к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги".

 

 

Слайд 21

 

Ученик:

Вплоть до снятия  блокады Ленинграда в 1944 году  по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненных, ослабленных людей.

Ученик:

 

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - перейти в наступление, пробиваясь навстречу  друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться. 

 

Слайд 22,23

 

Ученик:

 

14 января 1944  начали операцию по ликвидации вражеской группировки. За 2 недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 километров от Ленинграда, освободив более 800 городов и населенных пунктов. Город был полностью освобожден от врагов.

 

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

 

 

  Слайд 24,25

 

Воспитатель:

 

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады умерло от голода более 600 тыс. человек.  Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. Пискарёвское мемориальное кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, стало одним из наиболее значительных национальных военных памятников.

Битва за Ленинград закончилась. В течение почти 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод, ни холод, ни авиационные бомбардировки и артиллерийские обстрелы не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя. 26 января 1945 года он был награжден орденом Ленина. Более 930 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".

 

 Слайд 29-33

 

Воспитатель:

В память о 900 днях блокады ленинградцы посадили аллею из 900 березок.

 

 

 Ученик:

 

 Мне кажется:

 Когда гремит салют,

 Погибшие блокадники встают.

 Они к Неве

 По улицам идут,

 Как все живые,

 Только не поют.

 Не потому,

 Что с нами не хотят,

 А потому, что мертвые

 Молчат.

 Мы их не слышим,

 Мы не видим их,

 Но мертвые всегда

 Среди живых.

 Идут и смотрят,

 Будто ждут ответ:

 Ты этой жизни

 Стоишь или нет?

Мы чашу горя выпили до дна.

 Но враг не взял нас никаким измором

 И жизнью смерть была побеждена

 И победили человек и город!

 Год сорок второй:

 Полгорода лежит в земле сырой

 Неугасима память поколений

 И память тех, кого так свято чтим,

 Давайте, люди, встанем на мгновенье

 И в скорби постоим и помолчим

 

Воспитатель:

Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.

 

                                       Звук метронома

 

Воспитатель:

 

Нескончаемым потоком идут и идут люди на Пискаревское кладбище, к Вечному огню, чтобы выразить свою благодарность тем, кто отдал жизнь за Родину, за счастье нынешних поколений.

 

 

 Последние 4 минуты видеоролика «Блокада Ленинграда» о Пискаревском мемориале.

 

 

Слайд 34

 

 

Итог занятия:

 

Воспитатель:

 

Ребята, о чём мы сегодня говорили?

 

Ученик: Мы говорили о Ленинградской блокаде.

 

Воспитатель: Когда началась блокада Ленинграда?

 

Ученик: Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года.

 

Воспитатель: Сколько дней длилась Блокада Ленинграда?

 

Ученик: Блокада Ленинграда длилась 900 дней и ночей.

 

Воспитатель: Что называли «Дорогой жизни»?

 

Ученик: «Дорогой жизни» называли дорогу через Ладожское озеро, по которому подвозили продукты в блокадный Ленинград.

 

Воспитатель: Кто такая Таня Савичева?

 

Ученик: Таня Савичева, это девочка, которая вела дневник, в котором записывала трагические события своей семьи. В честь Тани воздвигли памятник, её дневник хранится в городском историческом музее.

 

Воспитатель: Когда началась операция по ликвидации вражеской группировки под Ленинградом?

 

Ученик: Ликвидация вражеской группировки вокруг Ленинграда началась 14 января 1944 года.

Воспитатель: Когда полностью был освобождён город Ленинград от блокады?

 

Ученик: Город Ленинград был освобожден от блокады 27 января 1944 года. Этот день Российское правительство объявило Днем Воинской Славы. 26 января 1945 года город был награждён орденом Ленина и стал городом-героем.

 

Воспитатель: Какой памятник посвятили люди героям-ленинградцам?

 

Ученик: 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал на Пискарёвском кладбище, где захоронено почти 500 тысяч людей, которые стали жертвами блокады в Ленинграде.

 

Воспитатель:

 

У Вечного огня! … Я знаю, что хочу
Я голову, склоняя, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
«Всем, сбившимся с пути»,
Всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня!
(пауза)
Свет Вечного огня, свет вечного костра,
Мы у тебя в долгу.
В долгу за каждый вздох, и прежде, и теперь.
И если я тебе не выплачу свой долг, тогда убей меня.
И прокляни меня, жар вещего костра. Свет вечного огня.

 

Воспитатель:

 

На этом наше занятие,  посвященное подвигу города-героя Ленинграда закончено. 
Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги. Мы не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки. Над нами  мирное чистое небо над головой. И мы должны его сберечь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ НА ТЕМУ:

"ЛЕНИНГРАДСКАЯ
БЛОКАДА ..."

 

 

 

 

овоб от блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил:

Воспитатель

ГКОУ школы-интернат

станицы Березанской

                                                                             Перерва А.Г.

 

 

                                           2015 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытое занятие на тему: Блокада Ленинграда"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

PR-менеджер

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 315 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.09.2020 626
    • DOCX 60.2 кбайт
    • 24 скачивания
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Анкина Наталья Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Анкина Наталья Игоревна
    Анкина Наталья Игоревна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 111824
    • Всего материалов: 261

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 152 человека

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 848 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 477 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 325 человек

Мини-курс

Рациональность и творчество в педагогике

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга в условиях глобальной конкуренции и изменяющихся рыночных тенденций

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе