11.10. 2016 г.
3 группа, 2 год обучения
Открытое занятие кружка «Мир игрушки»
по теме:
«Изготовление декоративного панно
из шпатлевки «Рождение Вселенной»
Руководитель кружка: Хаведжи-Пона Эльвира Асановна
«Важнейшая задача эстетического воспитания
— научить ребенка видеть в красоте окружающего мира духовное благородство,
доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе» - писал
Василий Александрович Сухомлинский.
Так, основной частью эстетического воспитания
является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного
воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и
развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном
и пр.
Художественно-эстетическое воспитание –
это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с
целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и
создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей. Эстетическое воспитание
– понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к
природе, труду, общественной жизни, быту, искусству, техническим достижениям.
Однако познание искусства настолько
многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического
воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства
составляет предмет художественного воспитания.
Художественно – эстетическое воспитание
осуществляется в процессе ознакомления с разными видами искусства и активного
включения детей в различные виды художественно – эстетической деятельности. Оно
направлено на приобщение детей к искусству как неотъемлемой части духовной и
материальной культуры.
Время, в которое мы живем – это время
социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в
жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяют на коммерциализированные
зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По своей сути это чуждо природе
детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего
и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть
успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа,
освоения народной культуры.
Актуальность проблемы определяется тем,
что художественно-эстетическое развитие – важнейшая сторона воспитания ребенка.
Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности,
влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и
познавательную активность. Составляющей этого процесса становится
художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний,
умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.
Как современное, так и народное декоративное
искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое
идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и
явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.
Педагогу предопределена высокая миссия –
нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир
во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит
любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены
единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети
должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Тип
занятия:
практическое.
Цель занятия:
·
привить детям практические
трудовые навыки, воспитать у них художественный вкус, развить творческую
активность, фантазию и воображение, воспитать в них стремление к изучению
Космоса и тайн Вселенной.
·
обучение
учащихся изготовлению декоративного панно из шпатлевки и различного бросового
материала «Рождение Вселенной».
Задачи:
1. Обучающая: познакомить с понятием декоративное панно,
сувенирная картина; научить изготовлению декоративного панно из шпатлевки, безопасным
способам и приемам работы с шпатлевкой и с клеевым пистолетом.
2. Развивающая: развивать творческие
способности, художественный вкус, фантазию и самостоятельность на основе организационно-практических
умений.
3. Воспитательная: художественно-эстетическое воспитание,
интерес к Космосу и законам Вселенной, привитие навыков культуры труда.
Форма занятий: беседа, практическая работа, объяснение нового
материала, закрепление пройденного.
Оборудование: лист ДВП размером 40х60 см., клей ПВА, силиконовый
клей, пистолет для использования силиконового клея, простой карандаш, синтетические
кисти различного размера, мастихин, белоснежная оконная шпатлевка, гуашь, вода,
пластиковые, стеклянные и силиконовые шарики разного диаметра, акриловый
глянцевый лак-спрей, багетная рамка, образец готового изделия, наглядная
инструкция по технике безопасности для работы с клеевым пистолетом.
Структура занятия:
Организационная часть:
-
приветствие учащихся;
- проверка
посещаемости;
-
сообщение темы и цели занятия;
- проверка
подготовки необходимых материалов и инструментов;
-
инструктаж по технике безопасности;
Основная
часть:
- закрепление изученного материала на
предыдущем занятии;
- объяснение нового материала,
рассказ о Космосе, планетах Солнечной системы, просмотр готового образца панно;
- викторина «Что я знаю о
Космосе»;
- игра «Доскажи словечко»;
- практическая часть: нанесение
шпатлевочной основы на лист ДВП, набросок эскиза, приклеивание объемных декоративных
элементов, раскрашивание, закрепление лаком.
Заключительная часть:
- подведение итогов;
- просмотр выполненных панно;
- поздравление присутствующих;
- получение учащимися домашнего
задания;
- уборка рабочего места.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами проведем
открытое занятие. Для начала
проверим посещаемость (проводится перекличка детей по журналу).
Тема нашего занятия: «Изготовление декоративного панно
из шпатлевки «Рождение Вселенной». Целью занятия станет обучение вас
изготовлению декоративного панно из оконной шпатлевки и различного бросового
материала.
Объемные и фактурные картины практически всегда
смотрятся "дорого" и особенно изыскано. Такая картина будет шикарно
смотреться в доме, в офисе, в зале кафе и даже на даче. Изучив
последовательность несложных манипуляций, вы сможете создавать свои собственные
шедевры именно под ваш интерьер, именно в вашем любимом цветовом ключе -
индивидуальные, неповторимые и изысканные.
Как правило, все объемные картины выполняются шпатлевкой с добавлением
клея ПВА. Оба этих недорогих материала можно купить в любом строительном
магазине. Бросовый материал можно найти в любом доме.
Для успешного проведения занятия необходимы материалы
и инструменты, такие как: лист ДВП размером 40х60 см., клей ПВА, силиконовый
клей, пистолет для использования силиконового клея, простой карандаш,
синтетические кисти различного размера, мастихин, белоснежная оконная
шпатлевка, гуашь, вода, пластиковые, стеклянные и силиконовые шарики разного
диаметра, акриловый глянцевый лак-спрей, багетная рамка.
Проверьте наличие вышеперечисленного на своём рабочем
месте (дети проверяют).
В начале занятия еще раз
напоминаю о правилах безопасности:
·
Содержите
рабочее место в чистоте, уберите
посторонние предметы.
·
Во время
работы будьте внимательны, не отвлекайтесь и не отвлекайте других;
·
Передавайте
колющие и режущие предметы и
располагайте на столе ручкой от себя;
·
Не режьте
ножницами на ходу;
·
Будьте
аккуратны при работе со шпатлевкой, гуашью и лаком следите чтобы материал не
попадал в рот, глаза и на одежду;
·
Соблюдайте
технику безопасности во время работы с клеевым пистолетом (представлено
наглядное пособие).
О,
космос! Ты – предел мечтаний!
Ты покоряешься, но нами ты
ещё не покорён.
Полны твои глубины сказок без
названий,
Перед которыми встаём мы на
поклон!
Древняя мечта человека обрести крылья, летать в
воздухе осуществилась, как известно, в начале ХХ века. Естественно, развитие
авиации и космических технологий повлияло и на зрительное восприятие художников
и дизайнеров.
Что же нового привнесла в искусство астронавтика, чем
обогатят его новые представления о Земле и вселенной?
Для большинства из нас первый полет в самолете -
переживание более острое, нежели первая поездка верхом на лошади или в
автомобиле. А первый космический полет вызывает еще более сильные ощущения.
Искусство "космического века" вплоть до
недавнего времени носило характер иллюстрирования пейзажей других планет на основании
либо скупых астрономических сведений, либо научно-фантастических домыслов;
встречались и сюжеты, взятые из космической технологии. Советский космонавт
Алексей Леонов сделал несколько замечательных зарисовок Земли, видимой из
космоса, - и сразу стало ясно, что действительность может быть намного
прекрасней и неожиданней воображаемого.
Впервые в истории человек получил возможность
наблюдать самого себя в чуждой ему среде, которая простирается бесконечно во
все стороны мира. Обживая эту среду, он должен заботиться не только о запасах
воздуха и пищи, но и о том, чтобы не угас в нем прометеев огонь творчества.
Если в 60-х почти каждый мальчишка мечтал стать
космонавтом, то теперь, к сожалению, интерес к тайнам звездного неба сильно
ослаб. Астрономия исключена из обязательной школьной программы, знания молодежи
о космосе поверхностны. Именно поэтому я, как руководитель кружка декоративно-прикладной
направленности ставлю своей целью пробудить ваш интерес к теме Космоса и
Вселенной, мягко подтолкнуть к созданию работ на эти темы, чем вызвать
стремление к изучению тайн Вселенной и космических просторов.
|
|
|
Дорогие ребята, в 12 апреля 2016
года исполнилось 55 лет со дня первого полёта человека в космос. Этот день
навсегда вошёл в мировую историю, как День покорения космоса. В этот день Человек впервые
преодолел притяжение Земли и вырвался на просторы Вселенной. И сделал это наш
соотечественник - Юрий Алексеевич Гагарин. Именно он открыл дорогу в Космос
другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента
первого полета в космос человек посетил Луну, вышел в открытый космос,
исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полёт был самым
трудным и опасным.
Юрий Гагарин – это имя, которое знают во всех
странах мира. Космонавтов в мире уже множество, но самым известным, самым
великим из них навсегда останется наш Юрий Алексеевич Гагарин – космонавт №1.
До полета первого человека, в космос запускали
спутники. Первый искусственный спутник Земли – был запущен 4 октября 1957 года,
3 ноября 1957 года - уже полетела собака Лайка, а 19 августа 1960 года уже не
просто полетели, а слетали и вернулись на Землю советские собаки – Белка и
Стрелка. Так началась эра освоения Космоса.
С далёких времён люди мечтали заглянуть
в космос. Первым российским мечтателем, дерзнувшим возомнить человека птицей,
покорителем звёздных миров был русский учёный - Николай Егорович Жуковский. Он, как и его предшественники, начал
наблюдать за полётами птиц. На основе этих наблюдений и специально поставленных
опытов он создал математическую теорию крыла, и основал современную
аэродинамику. И его мечта
сбылась в 20 веке, благодаря другому выдающемуся русскому учёному и
изобретателю – Константину Эдуардовичу Циолковскому, разработавшему теорию
межпланетных полётов и основы ракетостроения. Многие из современников считали
его безумцем, но именно его труды смогли наметить путь, по которому
человечество вышло в космос.
А первый выход в космос был совершён в марте
1965 года Леоновым Алексеем Архиповичем. Подготовка к нему была немалой – три
года. Продолжительность пребывания в открытом космосе была всего 12 минут 9 секунд,
но это была ещё одна наша победа.
Первым космонавтом, сделавшим многовитковый
полёт вокруг Земли, стал тоже наш соотечественник, космонавт № 2 – Герман
Титов.
Первая женщина-космонавт тоже наша соотечественница -
Валентина Терешкова.
Она совершила свой полёт 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6, он
продолжался почти трое суток. Её подвиг продолжила другая женщина-космонавт - Светлана
Савицкая. Спустя девятнадцать лет (1982 г.) она стала первой женщиной, которая
вышла из корабля («Салют-7») в открытый космос и пробыла там 3,5 часа. Они с
честью выполнили свою работу и доказали, что российские женщины способны на
многое, даже на полёт в космические просторы Вселенной. Мировой рекорд по
пребыванию женщины на орбите Земли принадлежит тоже россиянке - Елене Кондраковой.
Она провела на космической станции «Мир» 169 суток 5 часов 1 минуту.
Первый
космический аппарат, совершивший в январе 1966 года посадку на Луне, тоже был
российским советским изобретением – это станция «Луна-9». Затем был «Луноход-1»,
который проработал на поверхности Луны почти 10 месяцев, проехал 10 540 м
и передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч
фотографий.
Российский космонавт Валерий Поляков установил мировой рекорд по
пребыванию человека в космосе – 437 суток 17 часов 58 минут.
Полёты становятся всё более длительными. Изменились и сами космические корабли
за это время. Теперь это огромные сооружения, в которых есть всё необходимое
для длительной жизни на орбите. Много полезных работ выполняют эти космические
аппараты – станции (МКС). С них ведутся наблюдения за солнцем, звёздами. Они
собирают метеосводки о погоде и передают их на Землю. Через спутники связи
информация транслируется на радио и телевидение. Космические корабли ведут
военную разведку и разведку полезных ископаемых Земли. Спутники следят за тем,
что человек делает на Земле, наблюдают за состоянием воды, воздуха,
сельскохозяйственными посевами, ведут наблюдения за лесами и помогают кораблям
и людям, терпящим бедствия. Словом, много нужных и полезных работ проводится с
помощью космических аппаратов. И сейчас мечты о космических путешествиях
становятся реальностью. И кто знает, может кто-то из вас через сколько-то лет
полетит на встречу с другими цивилизациями или в космическое туристическое
путешествие посмотреть другие миры и планеты. Сегодня для нас кажется
привычным, что с Земли стартуют космические корабли, стыкуются космические
аппараты, на космических станциях месяцами и даже уже годами живут и трудятся
космонавты.
А совсем недавно это было мечтой и фантастикой.
И
когда 55 лет назад, 12 апреля 1961 года в космос впервые в мире поднялся
человек на космическом корабле «Восток-1» - это было невероятным событием и
огромной сенсацией во всём мире. Этим Человеком был наш соотечественник, наш
космонавт - Юрий Алексеевич Гагарин. Всего 108 минут длился его полёт, но он
ответил на главный вопрос: полёты в космос возможны. Космос покорился Человеку.
Практическая работа:
Сегодня, в продолжение нашей космической темы, мы
изготовим декоративное панно «Рождение Вселенной» из шпатлевки и бросового
материала.
Для основы панно нам понадобиться лист
тонкого ДВП размером 40х60 см. Покрываем лист толстым слоем белоснежной оконной
шпатлевки, смешанной с клеем ПВА.
Даем просохнуть.
Пока наша основа для панно
подсыхает, проведем маленькую викторину: «Что я знаю о Космосе?». Отвечаем на
вопросы:
·
Кто из
русских учёных является основоположником космонавтики?
(Константин
Эдуардович Циолковский)
·
Как называется место, откуда
стартуют космические корабли?
(Космодром)
·
Как
называется летательный аппарат, движущийся за счёт реактивной
силы?
(Ракета)
·
Назовите
имя первого в мире космонавта
(Юрий Гагарин)
·
Назовите
первую женщину - космонавта
(Валентина Терешкова)
·
Назовите
первого космонавта, вышедшего в открытый космос
(А. Леонов)
·
Как
называется защитный костюм космонавта?
(Скафандр)
·
Как звали
первых собачек-космонавтов?
(Белка, Стрелка)
·
Назовите
женщину-космонавта, вышедшую в космос
(Светлана Савицкая)
·
Назовите
рекордсмена-космонавта по длительности пребывания в космосе - 437
суток
(Валерий Поляков)
·
Какое
событие послужило началом празднования Дня космонавтики?
(Первый полёт человека в космос)
Итак, основа под панно готова. Теперь наносим эскиз
карандашом. После нанесения эскиза, с помощью силиконового клея приклеиваем к основе
объемные детали из бросового материала (различные пластиковые и резиновые
мячики (разрезанные на две половины), стеклянные и пластиковые бусины),
имитирующие планеты и звезды.
С помощью кистей и мастихина наносим шпатлевку на приклеенный материал
и формируем рельеф панно.
Оставляем подсыхать.
Пока наше панно подсыхает, мы сыграем в космическую игру «Доскажите
словечко…»:
***
Чтобы глаз
вооружить
И со звездами
дружить,
Млечный путь увидеть,
чтоб
Нужен мощный …
(телескоп)
***
Астроном - он
звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд
видна
В небе полная …
(луна)
***
До Луны не может
птица
Долететь и
прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая …
(ракета)
***
У ракеты есть
водитель,
Невесомости любитель.
По-английски:
"астронавт",
А по-русски …
(космонавт)
***
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо
всем
Умный дядя…
(астроном)
***
В черных дырах
темнота
Чем-то черным залита.
Там окончил свой
полет
Межпланетный…
(звездолет)
***
Звездолет – стальная
птица,
Он быстрее света
мчится.
Познает на практике
Звездные…
(галактики)
***
А галактики летят
В рассыпную, как
хотят.
Очень здоровенная
Эта вся…
(Вселенная)
А теперь продолжим работу. Следующим нашим шагом будет
раскрашивание панно гуашью. Для того чтобы сделать рельеф более выраженным, а
цвета более насыщенными, гуашь смешивают с шпатлевкой и только после этого
наносят.
Наше декоративное панно практически готово.
После того как высохнет гуашь, мы покрывает рисунок глянцевым
лаком-спреем и оформляем рамочкой-багетом.
Наше панно готово.
Теперь мы со своими работами можем принять участие в выставке-конкурсе
«Космические фантазии».
Домашнее задание:
Домашним заданием для вас будет изготовление
игрушки-инопланетянина из любого бросового материала. Подойдите к этому заданию
творчески, на следующем занятии мы проведем конкурс на лучшую игрушку.
Спасибо ребята, вы отлично поработали и многому
научились, замечательно играли и
хорошо отвечали на вопросы. Вы, надеюсь, много нового открыли для себя на этом
занятии, узнали интересные исторические факты из отечественной космонавтики,
которые пригодятся вам в жизни. А кто-то захочет, может быть, стать космонавтом
или космическим исследователем и учёным.
На сегодня занятие закончено, перед уходом не забудьте
привести свое рабочее место в порядок.
Литература:
1. Бакушинский А. В. Художественное
творчество и воспитание М., 1995.
2. Комарова Т. С. “Дети в мире
творчества” – Москва: Мнемозина, 1995.
3.
Абдуллаев М.А. Из истории научно-педагогической мысли. Махачкала:
Дагучпедгиз, 1986.
4.
Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М.: Просвещение, 1985.
5.
Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития.
-М.: Политиздат, 1989.
6.
Акунова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и
декорирование художественных керамических изделий: Учебник для худ. пром.
училищ и училищ прикладного искусства. -М.: Сов. художник, 1984.
7.
Алексеева В.В. Роль художественного наследия в эстетическом
воспитании народа. -М.: Сов. художник.
8.
Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. -М.: Сов.
художник, 1986.
9.
Марк Брейк.
Самые-самые большие загадки времени и пространства.
10. Кристин Санье. Космос.
11. Людмила Петрановская. Звездное
небо.
12. Александр Ткаченко. Летающие
звезды.
13. Стивен Хокинг, Люси Хокинг,
Гальфар Кристоф. Джордж и тайны Вселенной.
14. Глен Мерфи. Про космос, черные
дыры и все такое прочее.
15. Ник Горькавый. Небесные механики.
16. Интернет-ресурсы: http://www.myshared.ru/, http://www.masterclassy.ru/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.