Инфоурок Литература Другие методич. материалыОткрытый урок развития речи в 8 «А» классе. Сочинение-рассуждение 15.3 на тему «Что такое патриотизм»

Открытый урок развития речи в 8 «А» классе. Сочинение-рассуждение 15.3 на тему «Что такое патриотизм»

Скачать материал

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 1

с углублённым изучением отдельных предметов

имени Героя Советского Союза В.П.Захарченко»

Каменского муниципального района

Воронежской области

 

Открытый урок развития речи в 8 «А» классе.

Сочинение-рассуждение 15.3 на тему «Что такое патриотизм»

 

Разное

 

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Суязова И.А.

 

 

 

 

 

 

п.г.т. Каменка  2015

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания 15.3  чаще всего вызывает у выпускников затруднение: они не всегда могут дать чёткий ответ на вопрос, что такое… (материнская любовь? Дружба? Патриотизм?). Поэтому подготовку учеников к выполнению такого рода заданий необходимо начинать как можно раньше.

Вашему вниманию предлагается конспект урока, на котором и организована такая подготовка к сочинению по теме «Что такое патриотизм».

Чтобы восьмиклассники смогли успешно справиться с заданием, им предложено составить интеллект-карту, образец которой дан в конце конспекта. Та карта, которую ученики составляют на уроке, может отличаться от той, которая расположена  в конце конспекта. Важен сам мыслительный процесс.

Конечно же, Вы увидите, что первые два абзаца сочинения-рассуждения написаны учениками в классе, а третий-пятый (аргументация и вывод) самостоятельно пишутся дома. Это связано с тем, что толкование слова (1 абзац) и комментарий к этическому понятию (2 абзац) пока еще вызывают у восьмиклассников затруднение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Подготовка к домашнему сочинению 15.3 на тему «Что такое патриотизм»

Цель урока:

сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3).

Задачи:

образовательные:

1) расширение и углубление знаний по культуре речи;

2) повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка,

развивающие:

1) развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений,

2) формирование умения проводить содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

3) формирование умения писать сочинение-рассуждение (задание 15.3)

воспитывающие:

1) формирование нравственных качеств учащихся;

2) воспитание патриотизма, исторической памяти.

 

Ход урока

I. Слово учителя

  — 70 лет назад закончилась Великая Отечественная война. И сегодняшний урок посвящён подвигу простых солдат, которые ценой своих жизней подарили нам мирное небо над головой…

  — Чтение стихотворения ученицей:

Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” – Родина!
Мы от свинцовых розг падали в снег с разбега.
Но – поднимались в рост, звонкие – как победа!
Как продолжение дня, шли тяжело и мощно…
Можно убить меня, нас убить невозможно
! (Р.Рождественский)

  — Удивительные строки Роберта Рождественского переносят нас в грозные сороковые.

 — О чём это стихотворение?

  — Как вы думаете, какое слово будет ключевым на нашем уроке? (патриотизм – любовь к Родине).

  —  Запишите его в центре листа ваших тетрадей, в которых вы готовитесь к написанию сочинения 15.3. и в которых составляете интеллект-карты.

  — Можете ли вы сформулировать тему сегодняшнего урока? (Написание сочинения 15.3 по теме «Что такое патриотизм»)

  — Верно, только сочинение вы напишите дома, а на уроке мы займёмся подготовительной работой.

 

II. Пошаговая подготовка к домашнему сочинению 15.3 с использованием интеллект-карты

1. Работа с текстом (Приложение, стр. 3)

  — Давайте прочитаем текст Юрия Яковлевича Яковлева «Сыновья Пешеходова», по которому вам дома предстоит написать сочинение 15.3. 

  — Перед вами  текст, который мы прочитаем по ролям. Читая его, найдите ответ на вопрос, какова тема и основная мысль данного текста.

(чтение по ролям: рассказчик, дедушка Пешеходов, ребёнок)

 

    (1)Когда в школе пишут сочинение о войне, учителя знают: у кого–то в тетрадке обязательно появятся сыновья Пешеходова – Семён и Василий. (2)Сыновья или кинутся под танк, или окажутся в горящем Сталинграде, или спасут полковое знамя.

 (3)И, прочитав, к примеру, о том, что Семён и Василий первыми таранили фашистский «мессер», учителя не возмущаются. (4)Они знают, в чём дело.

    (5)В воскресные дни в людных местах городка появляется старик с выцветшими глазами. (6)На старике надета солдатская гимнастёрка, видимо, приобретённая по случаю у демобилизованного, потому что своя, фронтовая, давным–давно растворилась в дожде, в поту, в лучах солнца, в мыльной пене.

     (7)Пешеходов не задерживается среди взрослых: его лучшие приятели и слушатели - ребятня. (8)Эти засыпают вопросами, на которые он отвечает с великой охотой.

(9)Больше того, он ждёт этих вопросов и, отвечая на них, испытывает удивительное чувство, знакомое лишь засыхающему дереву, когда на его узловатой мёртвой ветке появятся почки или неожиданно зазеленеет листок.

-  (10)Дедушка Пешеходов, верно, что ты на войне до Берлина пешком дошёл? – спрашивает старика кто – то из маленьких собеседников.

(11) И старик отвечает:

-  (12) Прошёл до Берлина… пешком. (13)И фамилия моя потому Пешеходов.

 (14)Постепенно кружок слушателей увеличивается.(15)Приходят новички и те, кто уже много раз слушал дедушку Пешеходова.

-  (16)Дедушка Пешеходов, - уже в который раз расспрашивают ребята, - а кто в первый день войны встретил немцев под Бугом?

- (17)Мои сыновья, Семён и Василий, - как бы впервые отвечает старик.

- (18)А кто в Сталинграде стоял до последнего дыхания?

(19)Мои сыновья, Семён и Василий.

(20) А кто грудью упал на вражескую амбразуру?

- (21) Мои сыновья…

    (22) И тут, как бы желая задать старику задачу, кто–нибудь обязательно спрашивает:

- (23) Как же они до Берлина дошли, если грудью на амбразуру, а там пулемёт?

(24) Нет, не собьёшь старика!

- (25) Они поднялись с амбразуры и зашагали дальше, - невозмутимо отвечает он, и в его глазах проступает такая непоколебимая уверенность, что, конечно, никто из слушателей уже не решается усомниться в словах старого солдата.

(26) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно

и достойно.

- (27)А на Курской дуге кто задержал «тигров» и «фердинандов»?

- (28) Мои сыновья…

- (29) А кто в Берлине Красное знамя над рейхстагом поднял?

- (30) Мои сыновья…

- (31) Везде поспевали?

- (32) Везде. (33) Шли, шли без отдыха, а вернуться с войны домой сил не хватило.

- (34) Так и не вернулись?

- (35) Так и не вернулись. (36) Спят в могиле.

(37) При слове «могила» у ребят как бы перехватывает дыхание, и тогда кто – то из них решается спросить:

- (38) Где их могила?

(39) Старик распрямляется и говорит:

- (40) Мои сыновья спят во всех солдатских могилах. (41) По всей родной земле.

(42) И от того, что сыновья дедушки Пешеходова спят во всех братских могилах, детские горячие умы снова превращают их в былинных героев, готовых проснуться, когда пробьёт час…

( По Ю.Яковлеву*)

*Юрий Яковлевич Яковлев –  советский и российский писатель, общественный деятель.

 

 

  —   О чём рассказ Ю.Яковлева «Сыновья Пешеходова»? (тема рассказа – подвиг русских солдат, защитивших страну от фашизма)

— Почему отец погибших сыновей, распрямляя плечи, говорит, что «спят они во всех солдатских могилах»? Разве такое возможно?

  —   Какова основная мысль рассказа? (Их подвиг бессмертен)

  — Что лежит в основе их подвига? (любовь к Родине)

  — Почему мы смогли победить фашистскую армию, которой не смогла противостоять Западная Европа? (благодаря огромной любви к Родине)

 

2. Составление интеллект-карты

  — Замените словосочетание «любовь к Родине» синонимичным словом (ПАТРИОТИЗМ)

  — Запишите данное слово  в центре тетрадного листа.

  — Что стоит за этим словом? 

— Какой информацией обладает?

  — Подберите ключевые слова-существительные, давая толкование слова ПАТРИОТИЗМ (ГОРДОСТЬ, ЛЮБОВЬ, ПРЕДАННОСТЬ, ПРИВЯЗАННОСТЬ, СТРЕМЛЕНИЕ)

  — Можем ли мы расширить ключевые слова? (любовь к Отечеству, преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны; стремление служить интересам России, защищать страну от врагов, служить, привязанность к родной земле, традициям и обычаям, к языку)

(В ходе работы составляется интеллект-карта)

 

3. Работа со словарями

— Давайте обратимся к Приложению, в котором даны словарные статьи из разных словарей.

Задание:

  — Самостоятельно прочитайте эти словарные статьи и сравните составленную нами интеллект-карту с толкованием слова в  различных словарях.

  — Посмотрите, все ли слова, позволяющие нам дать толкование слова ПАТРИОТИЗМ,  мы записали в интеллект-карту?

  — Сравните ителлект-карту, составленную на уроке, с той, которая дана на слайде. Всё ли мы написали?

  — Обратите внимание на слова Петра I. Как вы понимаете смысл высказывания?

 


 

 

за прошлое и настоящее страны

Ветви березы на фоне российского флага; фото 288070, фотограф Юлия Бобровских. Фотобанк Лори - Продажа фотографий, иллюстраций и

ЛЮБОВЬ 
к Отечеству

 

"Фольклорные традиции русского народа: основа национального самосознания" Гуманитарный центр-библиотека имени семьи Полевых

к традициям и обычаям

 

Архив материалов - МО учителей начальных классов СШ 16

гордость

 

 

 

 

ПРИВЯЗАННОСТЬ

  к языку

ПАТРИОТИЗМ

к

родной земле

СТРЕМЛЕНИЕ

 

ПРЕДАННОСТЬ

 

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=b77444ca2aeb300509cc39f5b7ed5c43&n=21

             Материалы за 18.02.2009 " Демотиваторы.инфо - демотиваторы смешные, демотиваторы со смыслом, demotivators

       Отечеству

 

служить

защищать

 народу

интересам Родины

    от врагов

 

 


3. Анализ и отработка задания 15.3.

 

Весь класс

Один человек у доски

  — Ознакомимся с темой сочинения.

 

Как Вы понимаете значение слова ПАТРИОТИЗМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «ПАТРИОТИЗМ — это...», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

пишет на доске композиционную схему сочинения-рассуждения 15.3.

1. ТЕЗИС

2. КОММЕНТАРИЙ (пояснение данного слова)

3. Скрепа (логический переход). Пример 1 (из текста)

4. Скрепа (логический переход). Пример 2 (из жизненного опыта)

5. Вывод

 

4.  Беседа с учащимися

4.1.

  — Опираясь на интеллект-карту, ответьте на вопрос, который вам предложен в качестве темы сочинения. Запишите свой ответ в тетради (два-три ученика отвечают)

Запись в Приложении (заполнение таблицы):

Патриотизм – это любовь к Отчеству, преданность Отечеству и народу, стремление служить Отчизне, защищать Родину, привязанность к родной земле, к традициям, к языку, сохранение традиций и обычаям, культуры, языка, гордость за прошлое и настоящее страны.

 

4.2.

  —   Запишите свои мысли в тетради.

  — Какая ветвь мыслительной карты нужна нам, чтобы прокомментировать сформулированный нами тезис? О чём идёт речь в тексте? (В тексте говорится о готовности солдат жертвовать собой во имя будущего страны. В основе героизма, мужества – любовь к Родине.)

  — Запишите ответ в тетради

 

Запись в Приложении (заполнение таблицы):

Человек, любящий свою Родину,  готов жертвовать собой во имя будущего страны. Только благодаря огромной силе патриотизма мы победили в Великой Отечественной войне. Докажу свою точку зрения аргументами из текста Ю.Я.Яковлева и собственного опыта.

 

4.3.

  — Давайте еще раз обратимся к тексту и подберём аргументы, доказывающие правоту нашего объяснения слова ПАТРИОТИЗМ и комментария к нему.

1 ряд:

Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме дедушки Пешеходова, и запишите номера в таблицу

2 ряд:

Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме ребят, которые слушают дедушку Пешеходова, и запишите номера в таблицу

3 ряд:

Найдите предложения, в которых говорится о патриотизме сыновей Пешеходова, и запишите номера в таблицу

 

4.4.

  —  Дома вы должны были подобрать примеры проявления патриотизма (два-три человека называют свои примеры). Один из этих примеров или свой собственный  вы запишите в четвертом абзаце.

 

4.5.

Любое дело имеет свое завершение.

  —  О чём вы будете писать в заключительной части своего сочинения?

 

III. Домашнее задание

Дописать сочинение на тему «Что такое патриотизм»

 

IV. Рефлексия «Закончи предложение…»

На уроке я узнал…

Самым интересным для меня сегодня было…

Я хотел (а) бы пожелать своим одноклассникам…

 

V. Подведение итогов. Выставление оценок

Наш урок подошел к концу. И закончить мне его хочется словами Степана Щипачёва, который призывает нас помнить о тех, кто отдал жизни ради нас с вами:

Весь под нами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову, 
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?..
Чем им обязан – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойна будет жизнь моя
Солдатской смерти их.

 

Детские стихи о родине, о павших солдатах, о весне и о лете. Солдатам. Наша родная земля. Творчество твоих ровесников.

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к открытому уроку развития речи в 8 «А» классе

ЗАГЛЯНЕМ В СЛОВАРЬ…

В.И.Даль

«Словарь  живого великорусского языка»

ПАТРИОТИЗМ – м. любовь к отчизне. Патриотический, отчизненный, отечественный, полный любви к отчизне. Патримониальный, отеческий, отчий, отчиный.

С.И.Ожегов

«Толковый словарь русского языка»

ПАТРИОТИЗМ, -а, м. преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу. п. русских воинов. // прил. патриотический, -ая,-ое.

Большой энциклопедический словарь

ПАТРИОТИЗМ — (греч. patris — родина, patriotes — соотечественник), любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям

С.А.Кузнецов

«Большой толковый словарь русского языка»

ПАТРИОТИ́ЗМ -а; м. [от греч. patris - родина, отечество] Любовь к родине, преданность своему отечеству, своему народу. Воспитывать в духе патриотизма. Пробуждать чувство патриотизма в душе. П. во время войны. // Преданность, приверженность чему-л. Местный п.

«Словарь военных терминов»

Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.

ПАТРИОТИЗМ - преданность своему отечеству, любовь к родине, стремление служить её интересам, защищать от врагов.

 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ АРГУМЕНТА 2 1.

Сергей Орлов

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...

1944

2.

Мы любим отечество, это воздух, которым мы дышим. (А.Фадеев)

3.

Нет счастья вне Родины, каждый пускай корни свои в родную землю. (И.С.Тургенев)

4.

"Патриотизм состоит не в пышных возгласах..." (В. Г. Белинский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЗЕЛОК НА ПАМЯТЬ

ТЕМА – это то, о чём говорится в тексте

ИДЕЯ (ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ) – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

 

Композиция  сочинения - рассуждение 15.3

№ абзаца

Структурный элемент сочинения

Пример

1 АБЗАЦ

1. ТЕЗИС (определение  слова)

 


широкое толкование предложенного слова

 

 

Нельзя однозначно ответить на вопрос: что такое жизненные ценности? Сколько людей, столько и мнений. Многие к жизненным ценностям относят деньги, имущество, прибыльная работа. Но для большинства людей, к счастью, жизненными ценностями являются семья, друзья, здоровье близких людей, честность, верность и многое другое.

2 АБЗАЦ

2. КОММЕНТАРИЙ

 


сужение толкования

до объяснения тех ключевых слов, которые отражены

в предложенном для анализа тексте

Уверен, самыми важными ценностями являются нравственные. Хороший человек никогда не променяет дружбу на предметы роскоши, никогда не станет творить зло. Для него важны семья и добрые отношения в ней. Семья и любовь к людям приоритетны в списке жизненных ценностей порядочного человека. Докажу свою точку зрения аргументами из текста А.Алексина и собственного опыта.

3 АБЗАЦ

3. Скрепа (логический переход). ПРИМЕР 1 (из текста)

Во-первых, писатель говорит об очень сильной любви родителей к ребёнку: они не ругают его ни за тройки, ни за драку, а, наоборот, хвалят. Читая текст, мы чувствуем любовь и уважение героя к старшей сестре Людмиле (5-7, 32-33). Мальчику не нравится, что его сестру родители «обходят стороной». Он хочет, чтобы хвалили Людмилу, а не его.

4 АБЗАЦ

4. Скрепа (логический переход). ПРИМЕР 2 (из жизненного опыта)

Во-вторых, обращусь к своему читательскому опыту – к притче «Сад Мудреца». В ней рассказывается об одном тибетском монахе, который посвятил жизнь служению Будде. Однажды он заметил, что многие монахи грешны: одни проявляют гнев, другие обманывают друг друга, третьи – ленивы, четвёртые – эгоистичны. И пошёл монах к Мудрецу, чтобы узнать, как вести себя с теми, кто грешит. Мудрец выслушал его и повёл в свой сад. Он показывал гостю цветы, описывая их. Вот они остановились возле колючего и некрасивого кактуса. «Он тоже нужен: годится на корм животным и очень красиво цветёт», - сказал Мудрец. И понял монах, что надо всех людей любить, потому что каждый по-своему хорош и красив. Любовь к людям и является одной из главных жизненных ценностей.

5 АБЗАЦ

Обобщить сказанное.

Не забывай:  все части должны быть взаимосвязаны

Завершить своё сочинение хочу словами Цицерона, который утверждал: «Серебро дешевле золота, а золото – нравственных ценностей».

(Ясенко Дмитрий, 8 «А» класс)

 

 

ВОПРОСЫ, КОТОРЫЕ ВОЛНУЮТ ВЫПУСКНИКОВ

вопрос

ответ

пример

 

 

 

Как начать?

 

Дать толкование слова, то есть  объяснить слово более широко

(можно использовать интеллект-карты)

Дружба – это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимной симпатии, общих интересах и увлечениях.

Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

 

Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Что такое человечность? На мой взгляд, человечность – это нравственное качество человека. Люди, обладающие таким качеством, уважают других, сочувствуют им, приходят на помощь в трудную минуту.

 

Начать с чьего - либо высказывания и его комментирования

Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский: «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования».

 

Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Жизненные ценности у каждого свои: у одних – материальные, у других – нравственные. Кому-то нужны деньги, машины, украшения, власть… Но большинству людей важнее нравственные ценности: дружба, любовь, счастье, здоровье близких, родная земля, честь, человеческое достоинство…

Что писать в комментарии (абзац 2)?

Поясняя предложенное для сочинения слово, остановиться на каком-то одном ключевом словосочетании, которое раскрывается в тексте

На мой взгляд, нравственные ценности нельзя заменить материальными, ведь дружбу, любовь, добрые отношения между родными не купишь ни за какие деньги. Именно любовь и забота друг о друге лежат в основе благополучной семьи, а дружба позволяет преодолеть любые преграды. Докажем данный тезис примерами из предложенного для анализа текста А.Г.Алексина и своего личного опыта.

Как связать тезис  и комментарий?

 

Использовать вводные конструкции

Я считаю,

Думаю, что…

На мой взгляд,

Уверен (уверена),

 

 

Как связать комментарий и аргументы?

 

 

 

Можно связать комментарий  и аргументацию такими предложениями

Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст (автор) и жизненные наблюдения.

Попробуем разобраться в смысле этого этического понятия.

Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к прочитанному тексту и жизненному опыту.

В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства.

 

Как ввести в сочинение аргументы?

 

 

 

 

 

 

Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.

Аргумент 1: В тексте ФИО можно найти аргумент, подтверждающий мою мысль. Так, в предложении № …

Аргумент 2: Проявление (чего?) мы встречаем и в повседневной жизни. Например,

Аргумент 1: В подтверждение сказанному возьмём   предложение  №… В нём говорится о том, что…

Аргумент 2: Конечно, в окружающей жизни мы часто встречаем примеры, подтверждающие высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…

Аргумент 1: Начать аргументацию вышеизложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста.

Аргумент 2: Кроме этого, сошлюсь  на собственный опыт.

Что такое аргумент, основанный на  жизненном опыте?

1. Это обобщение каких-то жизненных фактов:

-  жизненная история, произошедшая с тобой;

 -  жизненная история, произошедшая с твоим другом;

- жизненная история, произошедшая с твоими родителями или их знакомыми.

2. Это обращение к прочитанной книге, посвящённой данной теме.

3. Это обращение к фильму, в котором раскрыта данная тема.

4. Это обращение к историческим фактам, которые ты знаешь.

5. Возможно, это будет обращение к какому-то интересному яркому стихотворению, посвящённому предложенной тебе  теме. В таком случае, его необходимо процитировать.

 

 

Как завершить сочинение?

 

 

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Думаю, мы убедились, что человечность – это, прежде всего, добрые поступки, которые помогают людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Таким образом, мы можем сделать вывод: нравственные ценности – настоящие. Только любовь и забота близких, верное плечо друга позволяют человеку чувствовать себя уверенно.

Рассмотрев два аргумента, мы пришли к выводу: семья – самая важная жизненная ценность. Нет ничего лучше уверенности в том, что дома тебя ждут родные и близкие люди. И никакие деньги этого не заменят!

Всё сказанное убеждает нас в том, что …

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: человечность необходима в современном мире, потому что…

 

Внимательно изучи данную ниже таблицу, посмотри, как можно начать сочинение и что взять в качестве второго аргумента. Но мне очень не хочется, чтобы ты списывал. Этот материал предлагается тебе для переосмысления. Дальше даны сочинения твоих же одноклассников. Смотри, учись и пиши. Чем больше ты напишешь сочинений при подготовке к ОГЭ, тем выше будет результат на экзамене. Удачи!

 

 

 

 

 

 

ПОСЛЕСЛОВИЕ…

Образцы сочинений

ПАТРИОТИЗМ

1.

Что такое патриотизм? Патриотизм – это в первую очередь беззаветная любовь к родине, стремление служить интересам Родины, защищать её от врагов. Патриотизм пробуждает в нас чувства привязанности к родной земле, языку, культуре и традициям.

Уверена, любовь к Родине является одной из самых важных нравственных ценностей человека. Мы должны гордиться славным прошлым страны, гордиться родными, которые защищали нас в годы войны. Докажу свою точку зрения аргументами из текста Юрия Яковлева и собственного опыта.

Для доказательства правильности высказанного тезиса обращусь к диалогу, который ведут Пешеходов и дети, слушающие рассказы о сыновьях старика. В этом диалоге речь идёт о подвигах его сыновей. Именно память о них, об их героической смерти является источником патриотизма маленьких слушателей дедушки Пешеходова. Он гордится своими сыновьями, они – былинные герои, победившие врага, и он передаёт эту гордость детям.

В подтверждение того, как я понимаю слово «патриотизм», приведу пример из жизни. Мой прадедушка, Филипп Борисович Гайкалов, воевал, был ранен, терял товарищей, но вернулся домой. Он рассказывал, как  25.12.44 в наступательном бою за деревню Шаркерестеш (Венгрия) в числе первых ворвался в траншею противника, гранатами и огнём из автомата уничтожил 6 гитлеровцев. Своим решительными действиями  он обеспечил продвижение своих войск, за что получил медаль «За отвагу».

Думаю, мы убедились, что патриотизм – это, прежде всего, поступки, которые совершаются  во благо своей малой родины, страны, мира.

Куницына Милена, 8 «А» класс

2.

Патриотизм – это чувство любви, которое испытывает человек к своей родине. Это уважение её истории, традиций, преданность народу, привязанность к языку. Это беззаветная любовь к Отечеству.

На мой взгляд, патриотизм – это в первую очередь преданность своей родине. Ведь наши предки воевали,  защищая Отечество, жертвовали собой ради народа. В подтверждение своей точки зрения приведу примеры из текста Ю.Я.Яковлева и жизненного опыта.

Во-первых, в тексте патриотизм проявляется  во многом: в  речи дедушки Пешеходова (40, 41), в словах автора (1, 2), в вопросах и сочинениях детей. Особенно выделяются слова дедушки Пешеходова (40), которые, безусловно, являются ярким подтверждением безграничной любви к Родине: все солдаты, погибшие на войне, – его сыновья. Этот собирательный образ позволяет автору передать силу любви к Отечеству тех, кто погиб, защищая нас…

Во-вторых, ярким проявлением патриотизма в наше время является парад  Победы,  проводимый 9 мая на Красной площади. Он проводится в честь Великой Победы над фашизмом, чтобы почтить память советских граждан, погибших на фронтах за нашу жизнь.

 Таким образом, могу сделать вывод, что патриотизм есть в каждом человеке, уважающем свою родину.                                          

Ясенко Дмитрий, 8 «А» класс

3.

Слово «патриотизм» в словаре  В.И.Даля расшифровывается как любовь к отчизне.  В чём же проявляется эта любовь?  Думаю, патриотизм – это не только парад Победы 9 мая. Это что- то большее: это память о героическом прошлом страны, это готовность отдать жизнь за мирное небо над страной…

Я считаю, что в наше время начали забывать тот подвиг, который совершили наши прадеды. Люди часто стали думать лишь о себе. Надо из поколения в поколение передавать историю Победы. В этом истоки патриотизма.

В тексте Ю.Я.Яковлева можно найти пример, подтверждающий мою мысль. Дедушка Пешеходов, рассказывая ребятам о войне, и сам не замечает, как оказывается там, рядом с сыновьями на фронте. Он снова и снова рвётся в бой, снова горюет за всех погибших солдатах, называя их своими сыновьями. И снова рассказывает о братских могилах, в которых покоятся его сыновья.

Проявление патриотизма мы часто видим в фильмах о войне, о нём читаем в книгах и учебниках истории: герои отважно бросаются на врага, защищая родную землю. Каждый на фронте знал, что за его плечами сейчас вся Родина и что он не имеет право на ошибку, не имеет право отступать. О них, павших, но не сдавшихся врагу, пишет Римма Казакова:

Они легли на поле боя,-

Жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зеленая трава…

Таким образом, мы доказали, что патриотизм – в сердце каждого из нас. Любовь к Родине надо воспитывать с детства.

Осадченко Анастасия, 8 «А» класс

4.

Что такое патриотизм? На этот, казалось бы, простой вопрос нельзя дать однозначного ответа. Прежде всего, это беззаветная любовь к Отчизне и гордость за её прошлое и настоящее, готовность отдать за неё жизнь и преданность Отечеству и народу, привязанность к родной земле, традициям, языку.

Я считаю, что патриотизм как явление был, есть и будет актуален всегда: человек не перестает любить свою Родину, и эта любовь не угаснет никогда! Хочу доказать свою точку зрения, обратившись к тексту Ю.Я.Яковлева и жизненному опыту.

Во-первых, в предложениях 16-42 повествуется о величайшей любви к Родине сыновей Пешеходова. Они не боятся броситься на амбразуру или остановить танк. Они делают всё, чтобы защитить свою Отчизну. Конечно же, сыновья Пешеходова – это обобщающий образ, включающий в себя всех солдат, которые героически погибли, защищая Родину.

Во-вторых, думаю, надо обязательно сказать о самом главном празднике страны – о Дне Великой Победы. Как и положено, 9 мая мы пойдём на митинг. Все придут в парадной форме, с георгиевскими ленточками. Эта черно-оранжевая лента символизирует дым и огонь. Раньше её вручали вместе с орденом Святого Георгия. Сейчас эта ленточка является символом Победы. Каждый уважающий себя человек обязательно будет носить её весь май, преклоняясь перед памятью тех, кто спас мир от фашизма.

Завершая сочинение, хочу призвать всех россиян к соблюдению традиций, знанию истории и к любви к своей стране, ведь патриотизм – одна из важнейших нравственных ценностей.

Богаченко Владислав, 8 «А» класс

5.

Что такое патриотизм? Может, это значит быть русским и жить в одной стране? Нет! Патриотизм – это любовь к Родине, это ответственность за её будущее, это чувство долга и уважение прошлого и настоящего Отчизны.

Уверена, патриотизм - одна из самых главных жизненных ценностей. Ведь, когда ты любишь свою Родину, ты готов  жертвовать собой ради неё. Когда у тебя есть ответственность за будущее страны, есть чувство долга, Родина в безопасности. Человек должен любить свою родную землю, потому что она – в сердце каждого, составляя неотъемлемую часть полноценной личности. На мой взгляд, без патриотизма не могли бы существовать ни отдельные государства, и весь мир в целом. Докажу свою точку зрения примерами из текста Ю.Я.Яковлева и собственного опыта.

В предложенном нам для анализа тексте модно найти аргумент, подтверждающий тезис.  Так, в предложениях 1-2 мы видим, что сыновей Пешеходова – Семёна и Василия – все знают и часто вспоминают, так как они патриоты!  Они отдали жизни за спасение своей Родины.

Моя точка зрения находит подтверждение и в литературном произведении. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов хочет быть полезен в борьбе с неприятелем. И хотя он не обучен военному делу и не готов к сражениям, он не отсиживается дома, а идёт в самый центр битвы. В этом и проявляется его патриотизм.

Таким образом, мы пришли к выводу: патриотизм – неотъемлемая часть человеческой души, без которой не может быть ни мирного неба над головой, ни уверенности в завтрашнем дне,  ни светлого будущего.

Елфимова Наталья, 8 «А» класс

6.

Что такое патриотизм? Патриотизм – это, прежде всего, любовь к своей Родине, осознание её ценности и значимости в жизни каждого из нас.

Я считаю, что патриотизм – это неотъемлемая часть нашей души, это любовь и преданность своему Отечеству. Ведь если бы не патриотизм, не было бы и мирного неба над головой.  Чтобы подтвердить сказанное, проанализируем предложенный текст Ю.Я.Яковлева и жизненные наблюдения.

Начать аргументацию вышеизложенного тезиса мне бы хотелось с примера из прочитанного текста. Прочитав предложения 39-41, можно заметить одну деталь: «Дедушка Пешеходов распрямился». Почему? Ведь не зря автор употребил это слово в своём тексте. Видимо, потому что он, как никто другой, гордится своими сыновьями и с уверенностью можно сказать, что они умерли во имя Отечества, во имя всей родной земли.

Кроме того, сошлюсь на собственный опыт. 17 января – День освобождения нашего поселка Каменка от немецко-фашистских захватчиков. По традиции в этот день мы возлагаем венки к бюсту Василия Петровича Захарченко и Памятному знаку, а затем на Площади Победы проводится митинг, посвященный этой торжественной дате. «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: патриотизм – это не слепая любовь, а осознанное чувство долга и ответственности перед Родиной, преданность своей родной земле.

Лозовая Елизавета, 8 «А» класс

 

ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

1

Жизненные ценности – своеобразное богатство, которое человек накапливает всю свою жизнь. Эти ценности могут быть материальными, нравственными, культурными, но истинными являются только нравственные, а именно любовь и семья. Чтобы доказать данный тезис, обращусь к тексту А.Г.Алексина и жизненному опыту.

Для доказательства правильности высказанного тезиса возьму предложения 34-37. В них описывается разговор домочадцев, смысл которого, на первый взгляд, сложен, но на самом деле очень прост: родители и их сын говорят о любви, о правильной любви, и заботе о других (мальчик заботится о своей старшей сестре), которые  не позволили мальчику стать эгоистом.

Подтверждая свою мысль о том, что семья – главная жизненная ценность, приведу пример из жизненного опыта.  Семья – это то, чем я очень дорожу. Мои родные всегда поддержат меня в трудную минуту, подскажут мне правильный выбор, утешат, когда мне плохо, помогут, когда на моем пути встанут препятствия.

Таким образом, проанализировав два аргумента, я убедилась, что семья и любовь близких являются основой нашей жизни: мы не можем обойтись без них, так как это душевные богатства каждого человека.

Куницына Милена, 8 «А» класс

2

Жизненных ценностей у человека много. Это и культурные, и материальные, и общественно-политические, и нравственные ценности. Все они по-своему важны.

Однако, мне кажется, самыми главными для человека являются именно нравственные, в особенности, семья. В семье человек рождается, растёт, воспитывается, впитывает в себя окружающие его чувства любви, уважения, доброты. Затем пытается создать свою семью и повторить ту же цепочку жизни. Для доказательства данного тезиса обратимся к тексту А.Г.Алексина и жизненному опыту.

В качестве первого аргумента, подтверждающего мою точку зрения, возьмём предложения 3 и 4. В них рассказывается о том, что главный герой родился в дружной семье, был окружен любовью близких и их обожанием. Благодаря этим самым лучшим человеческим чувствам мальчик вырос очень хорошим человеком, думающим не только о себе, но и о других.

Вторым аргументом в пользу моего мнения послужит пример из жизненного опыта. Как правило, дети, родившиеся в хорошей и любящей семье, вырастают добрыми и искренними людьми. И сами семьи, в которых не гаснет чувство любви друг к другу, считаются счастливыми. В моей семье не сомневаются: любовь близких – главная жизненная ценность.

Рассмотрев два аргумента, мы пришли к выводу: семья – самая важная жизненная ценность. Нет ничего лучше уверенности в том, что дома тебя ждут родные и близкие люди. И никакие деньги этого не заменят!

Рогозина Елена, 8 «А» класс

МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ

8.6

1.

Что такое материнская любовь? Это самая чистая, искренняя и сильная любовь. Это безвозмездная любовь. Ведь мама любит своего ребёнка, не потому что он что-то сделал, а потому что это её ребёнок.

Я считаю, что материнская любовь - это не только любовь к своему ребёнку, но и к другим детям. Это объясняется тем, что материнское сердце как бездонная чаша нежности, заботы, внимания, в которой есть место для любви ко всем детям. За доказательствами обратимся к тексту Ю.Я.Яковлева и к жизненному опыту.

Например, в предложении 36 рассказчик, которого «мучила нечеловеческая жажда»,  называет мамой чужую женщину, прося у неё воды. “Чужая” женщина дает рассказчику воды и поддерживает его как родного. Это в очередной раз доказывает великодушие всех матерей, их безграничную любовь.

Также  хочется вспомнить недавно прочитанное мною стихотворение Д. Кедрина “Сердце”. Казак, разрубив клинком грудь матери, приносит девушке в дар материнское сердце. Но на крыльце он упал, и сердце матери выпало из рук. Но несмотря ни на что, сердце матери спросило сына, не ушибся ли тот. Этот поступок “сердца” показывает огромную силу материнской любви: она простила его.

Таким образом, мы доказали огромные  “размеры” материнских сердец, в которых находится место не только для родных детей, но и для чужих детей, нуждающихся в их материнской помощи. Мы поняли, что любовь матери безгранична.

Согомонян Амрай, 8 «А» класс

2.

Материнская любовь, на мой взгляд, самое прекрасное чувство в мире. Оно способно творить чудеса, возвращать к жизни и спасать в трудные минуты.

Я считаю, что материнская любовь - это более широкое понятие, нежели просто любовь к своему родному ребенку. Любовь, а именно материнская, не имеет границ. В подтверждение своей точки зрения могу привести следующие доказательства из текста Ю.Я.Яковлева и жизненного опыта.

В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмем предложение  36. В нём говорится о том, что к чужому ребенку посторонняя женщина-мать проявила свою любовь и заботу. Именно в этом предложении, как мне кажется, и раскрывается смысл безграничной любви.

В качестве второго аргумента, доказывающего мое мнение о том, что такое материнская любовь, мне бы хотелось привести пример из жизни. В родильном доме у чужой мамы не было молока, чтобы кормить ребенка. Ребенок очень сильно плакал, но, так как моей маме было его очень жалко и у неё было много  молока, она решила помочь:  с радостью кормила чужого ребенка, а также и свою дочь, мою сестру.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод: материнская любовь - великая сила, которая помогает нам в самые тяжелые мгновенья жизни. Любовь матери всеобъемлющая: её хватает и на своих, и на чужих детей.

Лозовая Елизавета, 8 «А» класс

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок развития речи в 8 «А» классе. Сочинение-рассуждение 15.3 на тему «Что такое патриотизм»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист контроля качества

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Выполнение задания 15.3 чаще всего вызывает у выпускников затруднение: они не всегда могут дать чёткий ответ на вопрос, что такое… (материнская любовь? Дружба? Патриотизм?). Поэтому подготовку учеников к выполнению такого рода заданий необходимо начинать как можно раньше.Вашему вниманию предлагается конспект урока, на котором и организована такая подготовка к сочинению по теме «Что такое патриотизм». Чтобы восьмиклассники смогли успешно справиться с заданием, им предложено составить интеллект-карту, образец которой дан в конце конспекта. Та карта, которую ученики составляют на уроке, может отличаться от той, которая расположена в конце конспекта. Важен сам мыслительный процесс.Конечно же, Вы увидите, что первые два абзаца сочинения-рассуждения написаны учениками в классе, а третий-пятый (аргументация и вывод) самостоятельно пишутся дома. Это связано с тем, что толкование слова (1 абзац) и комментарий к этическому понятию (2 абзац) пока еще вызывают у восьмиклассников затруднение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.12.2020 1563
    • DOCX 680.6 кбайт
    • 53 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кожевникова Александра Владимеровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 110748
    • Всего материалов: 266

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 234 человека из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Управление техническими ресурсами и экономикой предприятия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эволюция классической музыки до романтизма

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе