Инфоурок Литература КонспектыОткрытый урок по теме: «Состав слова и словообразование» 5 класс

Открытый урок по теме: «Состав слова и словообразование» 5 класс

Скачать материал

Открытый урок по теме:

 «Состав слова и словообразование»

5 класс

 

                                                                                  

Задачи урока:

Образовательные:

·         уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;

·         составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;

·         научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающие:

·         развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

·         развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

·         развивать умение работать с текстом;

·         развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

·         создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

·         воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

·         воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

·         воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

 

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Уроки русского языка. 5 класс».

Листы с рабочими материалами для учащихся.

 

Ход урока.

 

1. Оргмомент.

 

2.  Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под своим  щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

 

 

3.      Слайд №1.

          Тема урока, план урока, цели и задачи.

 

4.    Слайд №2.

       Словообразование. Морфемы.

        Иллюстрация: виды морфем.

 

5.     Слайд №3.

        Основа слова и окончание.

        Иллюстрация: спряжение глагола пишу и склонение существительного река.

 

6.     Слайд №4.

        Нулевое окончание.

        Иллюстрация: склонение слова дом.

        Неизменяемые слова.

 

7.     Задание №1.

      Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.

      (имеет окончаниеоканчивается на…)

 

           Весело, правда, красива, аллея, вчера, читать, бесшумно, урок, никогда, написала.

 

      Какой частью речи будут слова из 2 столбика?

 

 

8.    Слайд №5.

       Окончание слов на -ия .   

       Иллюстрация:  склонение слова станция.

 

       Тренажер №1. Выделить в словах основу и окончание.

 

9.     Слайд №6.

        Однокоренные слова.

        Иллюстрация: однокоренные слова с корнем  –мор-

 

 

 

10.    Слайд №7.

         Приставка и суффикс. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но               отличаются приставками и суффиксами.

  

        Тренажер №2.  Распределить однокоренные слова и формы одного и того же слова      по столбикам.

 

11.    Задание №2.

  

В стихотворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)

             Дождик льет – кругом вода,                                          

             Мокнут столб и провода,                                                

             Мокнут кони и подвода,                                               

             Дым над крышами завода.                                

             От бегущих быстрых вод                                

             Задрожал водопровод,                                       

             Протекает небосвод –                                        

             А по лужам у ворот                                           

             Дети водят хоровод.                                                     

                           А. Яшин

 

12.    Задание №3.

 Прочитать стихотворения. Найти однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в них окончания.

 

Вечер зимний в небе синем                                                Проплясали по снегам      

Звезды синие зажег.                                                             Снежные метели.    

Ветки сыплют синий иней                                                  Снегири снеговикам    

На подсиненный снежок.                                                    Песню просвистели.

За ветвями дом синеет,                                                       У заснеженной реки,

Крытый синей пеленой.                                                     В снежном переулке

Тени ходят по стене                                                            Звонко носятся снежки,

Сеткой синеватой.                                                               Режут снег снегурки.          

                   В. Фетисов                                                                            С. Погорельский

 

Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.

 

Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и тоже лексическое значение.

 

 13.   Слайд №8.

          Разбор слова по составу.

 

          Тренажер №3. Разбор слов по составу.    

 

14.   Задание №4.

 

Прочитать текст, озаглавить его. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти в тексте прилагательные и разобрать их по составу. Выпишите однокоренные слова.

Под жарк..м июльским сол..цем я уплываю по руч..ю к неб..льшому (                    ) л..сному (               ) озеру. Оно почти зар..сло тр..вой (                  ). Лес д..леко (               ) отступил от в..ды (                 ), и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную л..сную (                 ) т..шину (                   ).

 

15.  Слайд №9.

       

 

 

        Итоговое тестирование.

 

16.  «Соберите» слово

 

Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

             Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

       Вся же – в дневнике я и в журнале.

                                                                          (оценка)

       Выставление оценок.

 

 

 17.    Домашнее задание.   

          Написать мини-сказку о приключениях в стране Морфемии.

 

                                       

 

Дополнительные задания.

 

 

1.Определите, какие слова в каждой четверке «родственники», а не «родственников» выбросьте из «гнезда».

а). Маленький, малявка, маляр, малыш.

б). Гроза, грозный, гроздь, грозовой.

в).Конница, конник, подоконник, конюшня.

г). Лень, лентяй, лента, ленивец.

д)  Летчик, летная, полет, лето, вылетать.

 

2. Составить слова по данным схемам.

 ………..чик

………...ист

…………лив-ый

…………ист-ая

…………ов-ый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               Фамилия ученика:

 

1. Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.

 

Весело, правда, красива, аллея, вчера, читать, бесшумно, урок, никогда, написала.

………………………………………………………………………………………………….

 

2. В стихотворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)

             Дождик льет – кругом вода,                                          

             Мокнут столб и провода,                                               

             Мокнут кони и подвода,                                               

             Дым над крышами завода.                                

             От бегущих быстрых вод                                

             Задрожал водопровод,                                       

             Протекает небосвод –                                        

             А по лужам у ворот                                           

             Дети водят хоровод.                                                     

                           А. Яшин

……………………………………………………………………………………………………

3.  Прочитать стихотворения. Найти в стихотворениях однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в них окончания.

 

Вечер зимний в небе синем                                                Проплясали по снегам      

Звезды синие зажег.                                                             Снежные метели.    

Ветки сыплют синий иней                                                  Снегири снеговикам    

На подсиненный снежок.                                                    Песню просвистели.

За ветвями дом синеет,                                                       У заснеженной реки,

Крытый синей пеленой.                                                     В снежном переулке

Тени ходят по стене                                                            Звонко носятся снежки,

Сеткой синеватой.                                                               Режут снег снегурки.          

                   В. Фетисов                                                                            С. Погорельский         

……………………………………………………………………………………………………...

 

4.  Прочитать текст, озаглавить его. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти в тексте прилагательные и разобрать их по составу.

 

Под жарк..м июльским сол..цем я уплываю по руч..ю к неб..льшому (                    ) л..сному (               ) озеру. Оно почти зар..сло тр..вой (                  ). Лес д..леко (               ) отступил от в..ды (                 ), и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную л..сную (                 ) т..шину (                   ).

 

Выпишите однокоренные слова.

…………………………………………………………………………………………………….

 

Итоговое тестирование.

1.

2.

3.

4.

5.

http://www.e-g-r.ru

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по теме: «Состав слова и словообразование» 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи урока: Образовательные:уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;Развивающие:развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;развивать умение работать с текстом;развивать сообразительность, мышление, память.Воспитательные:создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;воспитывать потребность оценивать свою деятельность.воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.Оборудование:Мультимедиапроектор, компьютер, экран. Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Уроки русского языка. 5 класс».Листы с рабочими материалами для учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 915 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.03.2020 413
    • DOCX 508 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лемишева Тамара Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лемишева Тамара Владимировна
    Лемишева Тамара Владимировна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 72741
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 211 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 457 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Мини-курс

Планирование проектов

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Аномальное психологическое развитие и психологическая травма

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 17 регионов

Мини-курс

Классики и современники: литературные портреты и психология творчества

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек