Муниципальное казенное
общеобразовательное учреждение
«Мижиглинская основная
общеобразовательная школа»
Кайтагского района Республики Дагестана
Подготовила и провела
учитель начальных классов
МКОУ «Мижиглинская ООШ»
Кайтагского района Республики Дагестан
Абдуллаева Разият Магомедовна
Мижигли-2016
год
Тема урока: Буквы Х, х, обозначающие согласные звуки х, х.
Цели:
Обучающие: познакомить с новыми буквами и звуками, учить авать им характеристику
и анализировать слова с новыми звуками, учить плавному чтению;
Воспитывающие: воспитывать интерес к родному языку, бережное
отношение к хлебу, уважать труд взрослых;
Развивающие: развивать наблюдательность, фонематический слух, речь, логическое
мышление, обогащать словарный запас учащихся.
Оборудование: персонажи сказки «Колобок»; слоги, слова на
печатной основе; учебник «Азбука»; печатный текст «Умей беречь хлеб».
Ход урока.
Организационный
момент.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Поздоровайтесь с
ними. Подравнялись. Тихонько сели. Но это ребята ещё не все гости. Кто к нам
сейчас придёт вы догадаетесь прослушав, начало сказки (слушание записи начала
сказки «Колобок»).
- Итак, вы догадались? Правильно это Колобок. (показ персонажа). С
ним мы отправимся в путешествие по сказке «Колобок». И будем не просто
путешествовать, а и учиться читать, узнавать новое.
1) Работа по «ленте букв»:
- прочитайте гласные, обозначающие мягкость согласных;
- прочитайте гласные, обозначающие твердость
согласных;
- прочитайте сонорные (самые звучные) согласные;
- прочитайте парные глухие согласные;
- прочитайте парные звонкие согласные;
- прочитайте согласные, которые произносятся всегда
твердо;
- прочитайте согласные, которые произносятся всегда
мягко;
- назовите буквы, которые не обозначают звука.
2) Работа по учебнику.
- С. 38 Чтение слов на тему: «Транспорт»
- «Назовите лишний предмет»: носилки, сани, тачка.
- С какой стороны обходят автобус и троллейбус?
- С какой стороны обходят трамвай?
Актуализация знаний.
Повторение пройденного.
- Покатился Колобок по дорожке, а навстречу ему Зайка. Не стал он есть
Колобка, а предложил задание выполнить. Рассказать наизусть стихотворение. Дети
рассказывают стих.
А теперь попробуем отгадать загадки.
- В золотой клубочек
спрятался дубочек. (Жёлудь)
- Сжался ты – не развернёшь,
На клубок, на мяч похож.
Сто иголок, а не шьёшь
- Не хочу, - ответил (Ёж)
- Было гладкое
Прозрачное стекло.
А под солнышком
Под ярким – потекло. (Лёд)
(Слова – отгадки
вывешиваются на доску)
- Что общего в этих
словах?
- Чем интересна эта
буква?
- А какие ещё буквы
вы знаете, которые обозначают два звука?
- Назовите звуки,
которые обозначают мягкость согласного.
- Произнесите слово
жёлудь. Как произносится звук Ж? А почему?
- Назовите ещё один всегда твёрдый звук, который мы с вами изучили.
- Молодцы, ребята,
помогли Колобку справится с заданием. И покатился он дальше.
Объяснение новой темы.
1.
Знакомство с новыми
звуками.
- Катится, Колобок, катится, а навстречу ему Волк. Ребята, а волк к
каким животным относится? Правильно – хищник.
- А Колобок к чему относится? Правильно к хлебным изделиям.
- Давайте произнесём эти слова: хлеб и хищник.
- Что у них общего?
- Произнесите первые звуки, с которых начинаются эти слова и назовите
тему нашего урока.
- Молодцы! Учитывая тему урока и опираясь на слова перечислите цели
урока.
Познакомиться со…
Учиться отличать… (на доске)
Учиться читать…
- Произнесите слово «хлеб», выделяя в нём первый звук. Дайте ему
характеристику.
- Произнесите слово «хищник», выделяя в нём первый звук.
Охарактеризуйте его.
- Молодцы!
- Но Волк тоже не захотел просто так отпустить Колобка и подготовил
задание. Помогите справиться с ним Колобку.
Игра «Кто внимательнее?»
Если в словах встречается звук х или х , хлопайте в ладоши.
Хитрый, шипеть, хруст, хороший, моет, ехать, пар, запах, хлеб, шорох,
мох, шёлк.
Игра «Кто больше запомнит слов со звуком х»
- Холодно! – хныкал хомяк – хохотун. – хатка хлипкая. Халат худой!
Худо!
- Хорошо! – хорохорился хомяк – хлопотун, хватая хлеб, хрумкая хурмой.
Ходили ходики. Хрустел хворост. Не хатка – хибарка – хоромы. Хороший хозяин
хомяк – хлопотун.
- Молодцы и с этим заданием помогли справиться. Отпустил Волк Колобка.
И покатился он дальше.
2.
Знакомство с новой буквой.
- Катится, колобок, катится, а навстречу ему Медведь. Медведь тоже
задание приготовил, но он косолапый, неуклюжий, буквы все рассыпал и не знает,
какие вы буквы изучили, а какие нет.
- Я сейчас буду буквы показывать, какие мы буквы изучили называете, а
если эту букву не изучали, хлопайте в ладоши.
- Ну, вот вы поприветствовали новую букву.
- Это буква «Ха».
- На что похожа
буква Х?
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка –
Ветру вольному подружка.
- На что похожа буква Х?
- Изобразите букву Х с помощью своих пальчиков.
- Скажите, в какой домик надо поселить букву Х.
Физминутка
С новой буквой мы познакомились. Теперь закрепим эти знания.
Прочитаем слоги и слова с новой буквой.
Печатание слогов в
тетрадь и у доски.
ХА ХИ ХЕ ХЫ ХО
АХ ИХ ЕХ ЫХ ОХ
Ха ах уха
Ху ух уход (на доске)
Хо ох хор
Хе их
Чтение слов про себя:
ХИМИК ХИЖИНА
ХОР
СМЕХ ХАЛАТ
ХЛОПОК
ХОЛМ
ХОЛОД ХВОРОСТ
ХВОСТ ХИТРЕЦ
ПАРОХОД
- чтение цепочкой
- чтение хором
- Продолжим нашу работу по учебнику. Откройте Азбуку на странице 68.
- Что изображено крупным планом в центре иллюстрации?
- Кого обычно встречают в России с хлебом с солью?
- Почитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?
- Где выращивают хлеб?
- Посмотрите, как сто лет назад выращивали хлеб, и как сейчас.
(вывешиваются картинки)
- Объяснение по словарю значение слов «серп», «сноп».
Чтение текста на странице 69.
- С этим заданием вы справились. И Медведь отпустил Колобка. Покатился
колобок дальше.
- А навстречу ему Лиса. А Лиса хитрая самое трудное задание Колобку
подготовила.
- Посмотрите на эту запись. Скажите, что здесь написано?
… - всему голова.
Худ обед, когда …. нет.
- Какое задание можно составить с этими
пословицами.
- Прочитайте эти пословицы.
- Какой у них общий смысл?
- Как надо относиться к хлебу?
Чтение текста «Умей беречь хлеб».
С любовью и заботой выращивают люди рожь и пшеницу. Большой труд они
вкладывают. В холод, дождь и жару они работают в поле. В трудную пору жатвы им
помогают школьники. Каждый колосок надо сохранить.
На столе лежит душистый свежий хлеб. В нём сила рабочих рук, тепло
сердец. Хлеб – это сама жизнь. Умей его беречь.
- Почему надо беречь
хлеб?
- И с самым трудным
заданием помогли Колобку справится. Отпустила его Лиса. Покатился Колобок
дальше в другие сказки.
Итог.
- Что нового узнали
на уроке?
- С какими звуками и
буквой познакомились?
- Дайте
характеристику звукам х х .
- Что больше всего
понравилось на уроке?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.