Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: "Два поэта - две судьбы". (Сравнительная характеристика биографий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

Открытый урок по литературе в 9 классе на тему: "Два поэта - две судьбы". (Сравнительная характеристика биографий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

МБОУ «Тарханско – Потьминская основная школа»










hello_html_m7ce02444.gif



hello_html_68bf0ef4.gif


Два поэта – две судьбы. (Сравнительная характеристика биографий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).






Подготовила и провела:

учитель русского языка и

литературы Саликова Т. И.



hello_html_m603439b9.gif




Тема урока: «Два поэта – две судьбы». (Сравнительная характеристика биографий А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова).

Цели урока:

Образовательная:

  • повторить этапы биографии поэта, сообщить новые факты и обобщить информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина;

  •  показать  сходство и различие двух поэтических миров (Лермонтова и Пушкина).

Развивающая:

  • развивать  самостоятельность обучающихся  в мышлении и учебной деятельности.

Воспитательная:

  •  воспитывать интерес к творчеству русских поэтов, к русской литературе.

Цель обучающихся:

Знать: сведения о жизни и творчестве А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, полученные ими в предыдущие годы обучения.

      Уметь:

  •  выразительно читать поэтический текст;

  •  работать самостоятельно с учебником, с дополнительными источниками,  справочным материалом;

  •  монологически высказываться, выступать перед аудиторией.

Оборудование  урока:

  • презентация

  •  портреты  М.Ю.Лермонтова и А.С. Пушкина

Эпиграфы к  уроку:

Нет двух поэтов столь существенно различных,

как Пушкин и Лермонтов. Пушкин –

поэт внутреннего чувства души; Лермонтов –

поэт беспощадной мысли, истины.


В. Г. Белинский


Пушкин - дневное, Лермонтов –

ночное светило русской поэзии.

Вся она между ними колеблется,

как между двумя полюсами –

созерцанием и действием.


Д.С. Мережковский




Ход урока

I.  Организационный момент. 

 II. Вступительное слово учителя. (1 слайд)

     - Только что мы закрыли страницы пушкинских произведений. А сегодня вновь обращаемся к Пушкину, начиная разговор о другом поэте.

     Как только стихи его стали известны читающей публике, о нём заговорили громко: все были готовы принять его вторым Пушкиным. Даже великий критик В.Г.Белинский заявил, что стихи его не хуже пушкинских, что они обладают «истинно пушкинской точностью описания».

    Конечно, это была правда. Но поэт не хотел быть «вторым Пушкиным». Он желал лишь одного: пусть его полюбят самого.

      Имя этого поэта вам известно. Его зовут Михаил Юрьевич  Лермонтов. Но сегодня мы не просто изучим биографию М.Ю. Лермонтова, а соприкоснёмся к его основным вехам жизни, сопоставив их с жизнью и творчеством А.С. Пушкина. Итак, тема нашего урока: «Два поэта – две судьбы. (Сравнительная характеристика биографий А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова).


III. Актуализация субъектного опыта. Мотивация.

      (Обращение к эпиграфам урока.  Постановка проблемного вопроса.)

   Учитель: (2 слайд) В.Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существенно различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин – поэт внутреннего чувства души; Лермонтов – поэт беспощадной мысли, истины». (3 слайд) А Д.С. Мережковский подметил: «Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием». Цель нашего урока: хотя бы частично, выяснить, в чём сходство и различие в судьбе и творчестве двух великих поэтов.


IV.  Переход к  изучению  нового материала.

1. Просмотр видеоролика 1

Учитель: Как нам понять сердца поэтов?

Какого ни возьми – чудак!

Идут они по жизни этой

Не так, как прочие, не так!

Был Пушкин чудаком для света,

И Лермонтов загадкой был.

Глаза другие у поэтов:

Так видно бог их сотворил!

Их многие понять пытались,

Не разгадали? Ну и что ж!

Но белый лермонтовский парус,

На символ творчества похож!

2. Сопоставление портретов поэтов.

Учитель: Ребята, обратите внимание на портреты поэтов. (4 слайд)

«Портрет А.С. Пушкина» написал художник Орест Кипренский по заказу самого близкого друга Пушкина Антона Дельвига.

«Портрет Лермонтова принадлежит кисти П.Е. Заболотского. Он был выполнен по просьбе бабушки поэта.

А теперь посмотрите на поэтов в детстве. (5 слайд).


3. Рассказ учителя о жизни поэтов.

Учитель: Давайте обратим внимание на биографические факты из жизни писателей. (6 слайд) Лермонтов моложе Пушкина всего на 15 лет. Но каких лет! Пушкин и Лермонтов – современники, но они никогда не встречались. Оба родились в Москве (7 слайд), и оба стали потом петербуржцами. (8 слайд). (9 слайд) Отец Пушкина, Сергей Львович, - майор в отставке. Отец Лермонтова, Юрий Петрович, - капитан. Пушкин и Лермонтов происходили из старинных дворянских родов. (10 слайд) Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой «арапа Петра Великого» А.П. Ганнибала, уроженца Эфиопии. И у Лермонтова иностранные корни: его род, по преданию, происходил от Георга Лермонта, выходца из Шотландии. У Пушкина были трудные отношения и с отцом, и с матерью. Родители больше были заняты светской жизнью. Лермонтов остался без мамы в 3 года, а отца лишился в 17 лет. Так что Пушкин и Лермонтов, по сути, не знали ни материнской, ни отцовской любви. (11 слайд) У Пушкина была бабушка Мария Ганнибал. Она вложила в своего внука всю свою любовь, по сути, заменив ему мать. Бабушка Лермонтова Елизавета Алексеевна Арсеньева после смерти своей дочери, матери Лермонтова, всю свою любовь перенесла на внука.


4. Сравнительный анализ творчества поэтов.

Учитель: Ребята, а теперь давайте проверим, как вы справились с исследовательской и сопоставительной работой по творчеству двух великих поэтов, положивших начало новой русской литературе. Сегодня мы должны сопоставить любовную лирику в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, проанализировать их одноимённые стихотворения «Пророк» и «Узник» и показать свои творческие способности в чтении стихов этих поэтов.


  1. Презентация «Любовная лирика в творчестве М. Ю. Лермонтова и А.С.Пушкина»; (Бычкова Алина)

  2. Чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…»; (Самошкин Юрий)

Михаил Лермонтов — Нет, не тебя так пылко я люблю.

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.


  1. Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье» (Осауленко Василий)

Александр Пушкин — Я помню чудное мгновенье (Керн):

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.


  1. Учитель: Лирика А. С. Пушкина, равно как и М. Ю.Лермонтова, затрагивает широкую проблематику. Авторы создавали самые разные произведения, раскрывающие многие важные темы. Разумеется, исключением не стала проблема поэта и поэзии, характерная для творчества обоих поэтов. В двух стихотворениях с одноименным названием «Пророк» А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов дают точное определение поэту. Мы предлагает Вам подробнее разобраться в этом и сравнить замечательные работы авторов. Вначале, в исполнении Пинясовой Алеси послушаем стихотворение А.С. Пушкина «Пророк».

Александр Пушкин — Пророк.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

  1. Учитель: Послушаем стихотворение М.Ю. Лермонтова с таким же названием «Пророк» в исполнении Бычковой Алины.

Михаил Лермонтов — Пророк.

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»


  1. Учитель: Сравнительный анализ стихотворениям сделает Саликова Мария.

Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова (1-2 слайд)

(3 слайд) Сравнение «Пророка» Пушкина и Лермонтова следует начинать с истории создания данных творений. А.С. Пушкин принимается за свое бессмертное произведение в 1826 году, узнав о казни восставших на декабрьской площади людей. Поэт хорошо был знаком с казненными декабристами и считал их честными людьми. Известие о несправедливой гибели своих друзей возмутило А.С. Пушкина и он выражает свое несогласие с произошедшими событиями в строках: «Духовной жаждою томим…» . Именно духовный смысл жизни заботит автора в этом период более всего.

«Пророк» Лермонтова берет свое начало с места окончания «Пророка» Пушкина: «С тех пор, как вечный судия мне дал всеведенье пророка… ». У Лермонтова все произведение насыщено горечью переживаний и душевной болью. Сравнивая произведения между собой можно прийти к выводу, что одно из них является продолжением другого и между ними существует некая преемственность.


(4 слайд) «Пророк» Пушкина и Лермонтова являются одними из ключевых творений в жизни каждого из поэтов. Обоих поэтов постигла учесть людского непонимания и раннего ухода из жизни.
В произведении А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова пророки обладают «даром провидения».

Прототипами у каждого из них является библейский персонаж: Пушкина на – Исайе, Лермонтова на – Иеремии.

(5 слайд) Пушкин своего героя меняет из ужасного во всевидящего. Его пророку открыта высшая истина, необходимая людям. В своем творении Пушкин описывает этапы создания пророка Творцом, наделившим его многими высшими качествами. «Пророк» Пушкина глубоко верит в человеческую личность и справедливость общества.

Жизнь героя Лермонтова наполнена болью и страданиями от неверия людей в его истину. Его героя сопровождают вечные насмешки и презрение. Лермонтов наделяет своего «Пророка» вполне человеческими чертами: «бледен», «худ», «одет в лохмотья», «он пробирается через город, слыша за спиной оскорбительные возгласы». Герой Лермонтова лишен надежды и не верит в лучшее будущее. (6,7 слайды)

(8 слайд) Анализируя «Пророка» Лермонтова и Пушкина перед читателем представляется картина противостояния поэта и общественности. «Пророк» Пушкина изображается автором как совершенствование душевных порывов над собственными пороками человечества. Герою Пушкина открывается истина, заключенная в служении людям. Находясь один в «пустыни мрачной» герой Пушкина стремится только к людям. Пушкин считает, что за подаренный дар провидица, его герой должен послужить людям, неся в их жизнь свет и добро, а свою жизнью стоит пожертвовать ради других.

«Пророк» Лермонтова абсолютно противоположен « Пророку» Пушкина. Выразив свою истину в собственных творениях, герой Лермонтова не находит поддержки среди людей и устремляется от них в пустыню. Все произведение Лермонтова насыщено болью и отчаянием. Поэт чувствует свое бессилие над миром людей. Все его старания по преображению человека оказались пустыми, и он был: «унижен», «осмеян», и «изгнан». (9 слайд)

  1. Учитель: Стихотворения "Узник” А.С. Пушкина и М.Ю.Лермонтова, несмотря на одинаковые названия, имеют разный смысл и очень сильно отличаются друг от друга. Но их, по праву, можно назвать гимном свободе и вольности. Послушаем в исполнении Бычковой Ани стихотворение А.С.Пушкина «Узник».

А.С. Пушкина «Узник»

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,

Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: “Давай улетим!

Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..”

8) Учитель: А теперь Саликова Мария прочитает стихотворение М.Ю.Лермонтова «Узник»

М.Ю. Лермонтов «Узник»

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня.
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.

Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем;
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет, весел и игрив,
Хвост по ветру распустив…

Одинок я — нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями
Звучно-мерными шагами
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

  1. Учитель: Пинясова Алеся сделает сопоставительный анализ этим двум стихотворениям.

Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина «Узник» и М.Ю.Лермонтова «Узник»

Два гениальных поэта – Пушкин и Лермонтов – певцы свободы, вольности. Они отстаивали право на честь и достоинство во враждебном мире самовластия, зависти и злобы. Оба страдали за правду, за смелые, граничащие с дерзостью поступки, в первую очередь, за творчество. Пушкин был отправлен в южную ссылку за оду «Вольность», в которой поэт гневно обличает самодержавие и деспотизм. Лермонтов был сослан на Кавказ в действующую армию за стихотворение «Смерть поэта», где обвиняет царя и его окружение за травлю Пушкина, что и привело к трагической развязке. Пушкину не пришлось сидеть в тюрьме, Лермонтов же дважды находился в полицейском участке. Однако в стихах этих поэтов отражён не столько личный опыт, сколько даётся аллегория несвободы в её крайнем проявлении– заключение в тюрьму.

И Пушкина, и Лермонтова можно назвать «невольниками», «узниками» чести. Поэтому неслучайно оба стихотворения носят общее название. Узник – это человек, связанный узами, невозможностью распоряжаться собственной судьбой, зависящий от чужой воли. Страшен и невыносим произвол тех, кто отнимает свободу у не совершивших преступления, а только позволивших себе не согласиться с существующими порядками.

Лирические герои оказались в темнице, их угнетает неволя, но отношение к заточению разное. Герой Пушкина хочет совершить побег на волю вместе с орлом, так как они «вольные птицы»: орёл называет человека братом: «Пора, брат, пора!», а человек птицу – товарищем: «Мой грустный товарищ». Орёл – гордая, сильная, свободная, как ветер, птица. Для обоих узников тюрьма мучительна, потому что они не выносят границ, решёток, пределов. Вот почему орёл зовёт товарища по несчастью в сторону гор, моря, степи, ведь они безбрежны и безграничны.

А лирический герой лермонтовского стихотворения, мечтая о свободе, не решается на побег, он только просит людей: «Отворите мне темницу». Герой Пушкина не может находиться в оковах, он протестует против заключения. Герою Лермонтова нужна свобода, чтобы в полной мере насладиться жизнью, он молод, одержим жаждой деятельности, любви, счастья: «Дайте мне сиянье дня, черноглазую девицу, черногривого коня». Бесплодно и тягостно идут дни, а ему хочется ощутить свою молодость, ловкость, силу, когда свобода пьянит, и ветер в лицо. Однако герой одинок и не в силах что-либо изменить в своей судьбе. Уйдя от сладких грёз, он видит суровую реальность и с болью понимает, что мечтам не суждено сбыться. Сбежать невозможно – «дверь тяжёлая с замком», и девица, и конь, и вольная степь так и останутся в его воображении. Эту нестерпимую мысль подчёркивает композиция: сначала мечты избавиться от заточения, затем тяжёлое отрезвление, а в последней строфе сквозит безнадёжность.

Стихотворение Пушкина также состоит из трёх частей, но их содержание отличается от лермонтовского. Первая строфа заключает в себе общность участи человека и птицы – заключение в «темнице сырой». А вторая и третья строфы – это вынашивание замысла о побеге вдвоём и затем воображаемый полёт над горами и морем тоже вдвоём. Герой не одинок, как у Лермонтова, ему легче. Герой – человек действия, он совершит побег даже ценой собственной жизни, которая не мила без свободы. Герой стихотворения Лермонтова – мечтатель, воображаемое освобождение лишает его силы и желания сопротивления. Он гаснет, подобно свету умирающей лампады.

Проанализировав лермонтовского «Узника» и пушкинского, я пришла к выводу, что в этих стихотворениях выражен протест против угнетения человека человеком, против злой воли, отнимающей не только свободу, но и смысл жизни и саму жизнь.

V. Просмотр видеоролика «Смерть поэта».

Учитель: Ещё одну общность мы встречаем в биографиях поэтов: и Пушкин, и Лермонтов погибли на дуэлях, причем не от рук случайных людей. Дантес уже стал свояком Пушкина, а Мартынов был давним однокашником и приятелем Лермонтова. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», - говорил Герцен. А по словам Сологуба: «…смерть Пушкина возвестила России о появлении нового поэта – Лермонтова». Широкая известность пришла к Лермонтову после написания стихотворения «Смерть поэта». Давайте посмотрим видеоролик.

VI. Подведение итогов урока, формулировка вывода. (12 -13 слайды)

Учитель: Кто бы мог подумать, что, написав стихотворение «Смерть поэта», Лермонтов также уйдёт из жизни, как Александр Сергеевич Пушкин. О его гибели написала небольшое стихотворение Н.А. Гвоздева


Твоя судьба – трагический финал,

Вновь зависть черная своей достигла цели:

Дантес у русских Пушкина отнял,

А следом Лермонтов застрелен на дуэли.

Да, видно так судьбой предрешено,

Нам новых не узнать стихотворений.

Россия! Как тебе не повезло –

Вновь гибнет на дуэли русский гений.

Мартынов зло наводит пистолет,

А ты стоял, направив дуло в небо…

Ах, Боже, Лермонтов, тебе так мало лет,

Но твой соперник милосерден не был.

Твоя судьба  - трагический финал,

Тот выстрел память до сих пор тревожит,

Ведь сколько ты еще не написал

Того, что написать никто не сможет.

Учитель: (14 слайд) А поэтесса Е.П. Ростопчина объединила две смерти.

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,
Но преждевременно, противника рукой —
Поэты русские свершают жребий свой,
Не кончив песни лебединой!..

Выводы к уроку: (14 слайд)

Учитель: Конечно же, чтобы поближе соприкоснуться к жизни и творчеству столь великих людей, как Пушкин и Лермонтов, нужны годы. И наш исследовательский урок – это лишь небольшая крупинка в огромную литературную бездну тайн и разгадок. Но, однако, к какому выводу мы пришли? В чём сходство и различие в судьбе и творчестве двух великих поэтов?


1. Пушкин и Лермонтов жили в разное время, и поэтому у каждого были свои ответы на определенные вопросы. Пушкин изображал в своих произведениях светлое будущее, «свободу мыслей», «вольность». Он показывает жизнь в светлых тонах, пишет с вдохновением, выражая высокие чувства.

Лермонтов же показывает все в темных тонах, в его стихах – чувство грусти, одиночества, разочарования.

2. Когда заходит речь о поэзии, то мы сначала вспоминаем Пушкина, а потом Лермонтова. Ведь поэзия Лермонтова чем-то схожа с пушкинской, даже названия некоторых произведений одинаковые, хотя чувства, вложенные в эти произведения, разные.

3. А судьбы великих поэтов в чем-то схожи. Даже погибли они в одинаковых обстоятельствах. Великое дело Пушкина продолжил Лермонтов. К творчеству Лермонтова побуждала любовь к Пушкину, восхищение им, большая скорбь о его гибели, ненависть к убийцам. Потому Лермонтов следует за Пушкиным, становится его преемником.


VII. Домашнее  задание: прочитайте стихотворение Тютчева «Два голоса». Дайте письменный ответ на вопрос: какой из «голосов» условно можно назвать пушкинским, а какой лермонтовским?





  • Другое
Скачать материал
Автор Саликова Татьяна Ивановна
Дата добавления 26.03.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 81
Номер материала MA-091726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы