Открытый
урок по истории Казахстана в 5 «Б» классе
Тема
урок:
Казахстан и Россия.
Цели
урока:
1. Сформировать
у учащихся представления о начале присоединения Казахстана к России, личности
хана Абулхаира и побудительные мотивы присоединения Младшего жуза к России.
2. Учить
умению выделять главное, делать выводы, обобщать материал: развивать творческие
способности учащихся.
3. Воспитывать
чувство уважения к деяниям выдающихся исторических личностей.
Тип
урока:
Урок изучения нового материала.
Форма
урока:
смешанная.
Методы
урока:
инсценирование, проблемное изложение «Займи позицию».
Оборудование: карта Казахстана,
интерактивная доска, проектор, слайд-презентация.
Ход урока:
I.Орг.момент.
Психологический настрой. Тренинг.
II.
Актуализация изученной темы.
1. Найди в
тексте ошибки.
2. Тест.
III.
Объяснение новой темы. Сообщение темы и цели урока.
Цитата:
«Каждый
гражданин, углубляясь в историю, должен стать достойным продолжателем дел своих
предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю».
Н.Назарбаев
Вопросы
к классу:
-
Какие имеются связи между Казахстаном и Россией.
-
Что знаете о России.
Учитель: История
взаимоотношений Казахстана и России имеют давнюю историю. Сегодня мы проведем
исследования причини и последствий вхождения казахских земель в состав
Российской империи.
По
карте показать: Казахстан занимает важное место между странами Востока и
Запада. Территория Казахскго ханства занимало удобное географическое положение.
Через его территорию проходят торговые пути из Китая в Россию, из Азии в страны
Европы. Не случайно Пётр I назвал Казахстан «ключом и вратами Азии».
Учитель:
В XVIII веке начинается присоединение казахских земель к России. Для казахов
вхождение в состав империи было тяжелым и вынужденным шагом в сложившейся
обстановке. Правители Казахского ханства в этот период вели героическую борьбу
с джунгарами и искали союзников, чтобы одолеть жестокого врага.
В
1635 году в Западной Монголии образовалось Джунгарское ханство. Это было
сильное государство, которое могло выставить в случае военных действий до 100
тыс.воинов. Кроме лука, стрел, копий войны были вооружены ружьями и пушками.
Казахи их называли «калмак», сами же они назывались «ойрат». Джунгары как и
казахи вели кочевой образ жизни, поэтому им были необходимы обширные пастбища,
которые они хотели отобрать у казахов.
Враждебных
соседей всегда привлекали богатые и плодородные казахские земли. Нашествие
джунгар началось в начале XVII и продлилось до середины XVIII века.
Слайд:
Цинская империя.
Учитель:
1723-1727гг. получили в истории название «Актабан шубырынды» (годы великого
бедствия). В эти тяжёлые годы погибло 2/3 казахов. Это значит, что из каждых 3
человек погибли 2. Это были огромные потери для народа.
Учитель: В 1
четверти XVIII века в Казахстане сложилось тяжёлое внутреннее и внешнее
положение. 1715 году после смерти хана Тауке, его место занял Кайып хан, но у
него не было тех качеств, необходимых для правления народов. Во время его
правления казахский народ потерял единство, с востока была угроза со стороны
джунгар. Среди казахов была междоусобная борьба.
В
1718 гожу умер Кайып хан. В этих словиях хан младщего жуза Абулхаир стал
инициатором подданства России.
Учитель:
Как
вы видите ребята во времена джунгарского нашествия их среды казахских
правителей выдвинулся хан Абулхаир. Он смог объеденить народ и дать отпор
джунгарам. Но междусобицы в борьбе за власть не позволили освободить страну от
захватчиков. Абулхаир понимал, что остановить врага можно лишь при поддержке
сильного союзника.
-
Тогда он решил обратиться за помощью к России.
-
Кроме того ребята Абулхаир был заинтересован в торговле с Россией. Он думал
если казахское ханство будет частью Россиикой империи,то расшириться торговля,
казахи смогут свою продукцию в большом количестве реализовывать т.е. продавать
в России.
-Ребята
давайте постараемся понять мысли Абулхаира.
-
Если бы вы были на месте Абулхаира, какое бы приняли решение, вы бы тоже так
поступили?
Абулхаир-однако
спасение было теперь для моих соплеменников – принять российкое подданство.
Таким
образов ребята хан Абулхаир стал инициатором принятия российского подданства
казахами.
-Ребята,
а как вы думаете почему Абулхаир обратился с просьбой о принятий подданства
именно к России?
-
А если бы вы задали этот вопрос Абулхаиру, то он ответил бы вам так: Младший
жуз близок к российским границам и с северным соседом мы, казахи издавна ведем
торговлю.
И
так ребята Хан Абулхаир уже несколько лет искал возможность обратиться к
императрице с просьбой принять Младший жуз в российское подданство. Таким
образов ребята осенью 1730года в Санк-Петербург было отправлено посольство
Абулхаира с просьбой о принятий казахов в Российское подданство. А уже 19
февраля 1731 года императрица Анна Иоанновна подписывает грамоту хану Абулхаиру
о принятий его народа в российское подданство.
А
весной в степной край направляют посольство во главе с переводчиком коллегии
иностранных дел Алексеем Тевкелевым, чтобы привести казахов Младшего жуза к
присяге.
Сценка:
Учитель:
Всем присутствующим понравились слова батыра Богенбая. На следующий день 10
октября 1731 года вслед за Богенбаем и Абулхаиром на верность с Россией
присягнули 30 старейшин Младшего жуза, которые поставили свою тамгу под
договором, где обязывались совместно озранять земли от врагов, жить без ссор,
обеспечить безопасность.
-
Подписанием договора и присягой на верность Россий казахов Младшего жуза
начался долгий процесс вхождения казахских земель в состав России.
Работа
по карте: Так Западный Казахстан-стал частью Российского государства.
К
1822 году спустя 100 лет Средний жуз (центр и Северный Казахстан) прошло еще 50
лет 1865 год Старший жуз (Южный Казахстан и Семеречье). Теперь вся территория
Казахстана стала частью Российской империи.
Работа
с учебником: стр.72 прочитайте.
-Ребята,
что же принесло Казахстану вхождение в состав Российской Империи.
Ученики:
Земли для перекочевания стали уменьшатся день за днём. Русское правительство
запретило казахам кочевать на правом берегу Урала и Иртыша. Постепенно Россия
под предлогом защиты казахов от внешней угрозы начало захватывать земли для
строительства крепостей и поселения на них казачьих войск.
Записи
в тетради.
Закрепление: Ответы на
вопросы.
Этот
исторический процесс имеет положительные и отрицательные стороны. Давайте
сейчас в классе разделимся на две группы.
I
группа положительная (зеленый кружок) II группа отрицательная
(желтый кружок)
-А
сейчас ребята давайте посмотрим видеоролик.
Слова
Абулхаира-(слайд).
Рефлексия: Что вы
сегодня узнали нового?
Что вы хотите узнать на следующем уроке?
Раздать
и собрать в конце урока синие кружки с ответами.
Дом.задание: §14
прочитайте-напишите эссе на тему «Достижения в Казахстане за 25 лет
независимости».
Комментирование
оценок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.