Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Информатика / Открытый урок по информатике на тему Электронная таблица 8 кл

Открытый урок по информатике на тему Электронная таблица 8 кл

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Учитель информатики: Алдыбергенова Жумагуль Жумабековна

Предмет: информатика

Тема: Электронные таблицы, интерфейс окна табличного процессора.

Класс: 8 «Б» № 23  Дата: 22.02.17г

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с программным приложением, предназначенным  для обработки числовых данных, рассказать о структуре электронных таблиц

Задачи урока:

Образовательные:

  • знать назначение электронной таблицы, структуру окна приложения;

  • знать структуру файла, созданного в приложении;

  • знать типы данных, форматы данных, используемых в приложении;

Развивающие:

  • развивать способность учащихся анализировать информацию;

  • активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения;

  • развивать образное, критическое мышление;

Воспитательные:

  • повышение мотивации учащихся на уроке;       

  • воспитание творческого подхода к работе.

Межпредметные связи: информатика и математика.

Оборудование урока: Компьютер, табличный процессор Microsoft Excel 2007, презентация, подготовленная в PowerPoint, раздаточный материал (для каждого ученика): опорный конспект.

Человек придает кибернетическим машинам способность

творить и создает этим себе могучего помощника ”

Ноберт Вине


ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Встаньте, дети, не ленитесь,

Все мне дружно улыбнитесь.

Здравствуйте, ребята, сели

И на парты посмотрели.

Будут нужными опять:

Книжка, ручка и тетрадь.

Не забудет про дневник

Ни один наш ученик.

Молодцы! Готов весь класс,

Мы урок начнём сейчас.

Урок мы начнем с нестандартной разминки. «Паутинка-разминка», которая содержит в себе разные вопросы

«Паутинка-разминка»

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Какая нога собаке ни к чему? (Пятая.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Вторник, 24 февраля.)

- Записываем в тетради: 22 февраля.  Тема урока:…

А какая же тема сегодняшнего урока вы узнаете сами. Декодировав мое сообщение.

В 7 классе вы изучали темы «Кодирование и декодирование информации». Сегодня для вас я закодировала тему нашего урока, используя математические примеры.

Расшифруй тему сегодняшнего урока.

5*5=

78-75=

8*7=

(35+14)-30=

4*3=

42+36=

3*5=

100-100=

6*8=

12*2+31=

9*8=

19+19=

 

А

Е

И

К

Л

Н

О

Б

Р

Т

Ц

Э

Я

72

19

56

78

3

15

48

12

0

55

16

25

38

 

 

25

3

19

78

55

0

48

15

15

72

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

55

72

12

3

56

16

72

 

 

 

 

 

 

 

 

«Электронная таблица».

 Сегодня на уроке мы познакомимся с прикладной средой Microsoft Excel и ее основными понятиями.

2. Актуализация знаний.

Приём  «До-После»

В таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока.

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.

Что такое электронная таблица, для чего нужна эта программа?

Посмотрите на свою парту. Каждый из вас получил вот такой листок. (Демонстрируется  индивидуальный опорный конспект).  Это на сегодняшний день  ваша дополнительная рабочая тетрадь. Здесь мы будем делать записи в течение урока.

3. Изучение нового материала

Из истории (доклад учащегося): Первая электронная таблица Vizicalc     (визуальный компьютер) была создана в 1979 г. Д. Бриклином и Р. Фреэнкстоном, которые на компьютере Apple II создали первую программу электронных таблиц и она получила название VisiCalc от Visible Calculator (наглядный калькулятор). Основная идея программы заключалась в том, чтобы в одни ячейки помещать числа, а в других задавать закон их математического преобразования.

Первыми кто стал применять ЭТ, были экономисты, которые с восторгом приняли это новшество.

Главное назначение ЭТ – выполнять различные расчёты. ЭТ позволяют автоматизировать труд некоторых специалистов: экономистов, бухгалтеров, работников отделов кадров, инженеров, продавцов, т.е. тех, кому приходится работать с таблицами и различными вычислительными расчётами.

Далее работа по презентации:

(Слайд 3) 1. Электронные таблицы или Табличные процессоры – это прикладные программы, предназначенные для работы с числами (данными) представленные в табличной форме

(Слайд 4) 2. Какие программы позволяют работать в ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .

(Слайд 5) 3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск àВсе программыà Microsoft Office à Microsoft Office Excel 2007

(Слайд 6-9) 4. Рабочее окно ЭТ имеет структуру такую же как и окна других приложений ( Вспомним основные элементы всех приложений)

Основные элементы ЭТ: строка, столбец, ячейка, активная ячейка, адрес ячейки, лист, книга, Автосумма. (Ученики отмечают в своих конспектах эти элементы).

Книги и Рабочие листы можно переименовывать

(Слайд 10) 5.Основные операции над элементами ЭТ: удаление и вставка. Основные операции с элементами ЭТ это удаление и вставка. Эти команды находятся в меню Ячейки, которые позволяют:

Вставить ячейки, строку, столбец, лист;

Удалить ячейки, строку, столбец, лист;


(Слайд 11-14) 6. Основными информационными объектами, обрабатываемыми электронной таблицей, являются следующие типы данных:

Числа: целый, дробный, процентный, экспоненциальный. Специальный вид: дата, время, денежный. (Примеры в конспект).

Текст: буквы, цифры, пробелы, специальные знаки. (Выравниваются по левому краю ячейки). (Примеры текста в конспект).

Формулы: состоят из адреса ячеек, чисел и математических действий между ними. (Примеры в конспект).

(Слайд 15) 7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Форматирование: границы, толщина и цвет линии; заливка ячейки, форматирование текста. Для этого используются команды раздела меню Шрифт

(Слайд 16) 8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге – При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически - ЭТ может постоянно меняться.

(Слайд 17) 9. Где используется ЭТ? – С помощью программы Microsoft Excel можно обрабатывать числовые данные, организованные в таблицы. С ее помощью можно выполнять сложные расчеты – экономические, инженерные

Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География: По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.

В результате беседы получился опорный конспект по теме.

(Слайд 18)

3. Повторение техники безопасности.

(Слайд 19)

4.Формирование умений и навыков. (12мин)

(Слайд 20)

Практическая работа: памятки на столах, задание на рабочем столе вашего компьютера. Что непонятно поднимаем руку.

(Слайд 21)

( Проверка практической работы в ходе её выполнения)

Что было непонятно в ходе выполнения практической работы?

5. Гимнастика для глаз.

(Слайд 22-26)

6. « Аукцион»
(Слайд 27) Первый слайд презентации был оформлен рисунком шахмат и морской бой. Какое отношение эти картинки имеют к нашей теме урока

Ответ на вопрос - в игре «Морской бой», шахматах и в ЭТ используется один и тот же способ обозначения местоположения корабля, шахматной фигуры и ячейки в ЭТ.

8. Подведение итога урока.

(Слайд 28) Выставление оценок.

9. Домашнее задание: повторить конспект. Пункт 18..
(Слайд 29) 10. Рефлексия

-Выскажи своё мнение об уроке фразой начинающейся словами с экрана


-Дорисуй этот вариант на лице информатика.

"Итак, друзья мои, пора нам оценить самих себя,
А также в целом весь урок.
Чтоб это сделать каждый смог,
В портрете важную деталь дорисовать необходимо".


Коль удался урок на диво,
Пускай наш информатик улыбнется,
Ведь тот, кто весел, тот смеется!
Коль не понравился урок,
Улыбка прочь - рот на замок...


Поднимите вверх улыбающихся человечков. Сколь нас?


Прикрепите на доску своих человечко.

Спасибо за урок. 

4. Физкультминутка «да/нет»

Описание:  «отвечая» на утверждения учителя «да» или «нет», ребята, стоящие рядом с партами, выполняют определённые движения . Ответ «да» поднятие рук вверх, а ответ «нет»— приседание..

 

7 . Рефлексия.

В самом начале урока каждый из вас начал заполнять таблицу «До-После», теперь я прошу вас дописать данные в таблице «После», какие знание вы приобрели, наконец, урока, что нового узнали. Посмотрите на то, что записали в начале урока и в конце сделайте вывод из записанного. Отметьте так же в этом столбце свое настроенье на конец урока.


IMG_20170316_125806.jpg


IMG_20170316_125813.jpg



Самоанализ урока


Предмет: информатика

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с программным приложением, предназначенным  для обработки числовых данных, рассказать о структуре электронных таблиц

Задачи урока:

Образовательные:

  • знать назначение электронной таблицы, структуру окна приложения;

  • знать структуру файла, созданного в приложении;

  • знать типы данных, форматы данных, используемых в приложении;

Развивающие:

  • развивать способность учащихся анализировать информацию;

  • активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения;

  • развивать образное, критическое мышление;

Воспитательные:

  • повышение мотивации учащихся на уроке;       

  • воспитание творческого подхода к работе.

Межпредметные связи: информатика и математика.

Оборудование урока: Компьютер, табличный процессор Microsoft Excel 2007, презентация, подготовленная в PowerPoint, раздаточный материал (для каждого ученика): опорный конспект.

Урок проводился в соответствии с календарно-тематическим планированием. Это урок по теме «Электронные таблицы, интерфейс окна табличного процессора»

Урок проводился в 8б классе (1 группа). Для достижения целей урока перед учащимися была поставлена цель:

Познакомить учащихся с программным приложением MS Excel, предназначенным  для обработки числовых данных, рассказать о структуре электронных таблиц, правил записи формул и применять их на практике.

В начале урока был проведена нестандартная разминка «Паутинка-разминка», далее учащиеся должны были декодировать тему урока, используя математические примеры. Для актуализации знаний учащимся был предложен Приём  «До-После», где в таблице из двух столбцов заполняется часть "До", в которой учащийся записывает свои предположения о теме урока. Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, прочитан текст и т.д.  Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод. Каждый ученик получил опорный конспект, где учащиеся делали записи в течение урока. На этапе изучения нового материала 2 ученицы подготовили доклад на тему: «Из истории ЭТ» и «Где применяются ЭТ?».

Перед тем как сесть за компьютеры вспомнили технику безопасности. После новый материал и работа совместно с учителем. После выполненного задания учащиеся приступают к самостоятельной практической работе. Все основные понятия и практическая работа были представлены на слайдах компьютерной презентации. С практической работой учащиеся все справились хорошо, после была проведена гимнастика для глаз, подведение итогов урока и выставление оценок.

Этапы урока были логично связаны между собой. Время урока распределено рационально.

Мои взаимоотношения с учащимися на уроке носили характер сотрудничества и взаимопонимания. Мне удалось настроить детей на работу, установить необходимый контакт с учащимися, характерный для учёбы микроклимат в классе.

Учащиеся активно и с воодушевлением работали на всех этапах урока. На вопросы учителя дети давали правильные ответы. В конце урока была проведена саморефлексия учащихся.

Ценным для обучающихся на уроке явилось то, что ярко проявилась практическая направленности информатики и связь предмета с другими дисциплинами. Самостоятельная практическая работа, выполненная обучающимися, явилась показателем хорошего качества усвоения учебного материала, повышенного информационного кругозора и культуры навыков построения моделей.

Считаю, что мне удалось реализовать все поставленные задачи урока, и все цели были достигнуты.




Приложение к уроку

Прием ДО и ПОСЛЕ

ДО

ПОСЛЕ




Памятка для практической работы.

Образец отформатированной ЭТ:


hello_html_314a07e2.png

Команды для форматирования:


hello_html_4dbb554c.png

Объединить и поместить в центре

hello_html_4dbb554c.png


Границы

hello_html_4dbb554c.png

Выбрать размер шрифта


hello_html_4dbb554c.png


Выравнивание по левому краю


hello_html_4dbb554c.png



Выравнивание по центру


hello_html_4dbb554c.png

Выравнивание по правому краю


hello_html_4dbb554c.png



Полужирный

hello_html_4dbb554c.png



Курсив

hello_html_4dbb554c.png

Подчеркнутый

hello_html_4dbb554c.png



Цвет заливки

hello_html_4dbb554c.png

Цвет шрифта

hello_html_4dbb554c.png

Денежный формат

hello_html_4dbb554c.png



Увеличить разрядность

hello_html_4dbb554c.png

Уменьшить разрядность







Опорный конспект по теме: « Электронные таблицы»

1. Электронные таблицы или Табличные процессоры - это___________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие программы позволяют работать в ЭТ?- Microsoft Excel, OpenOffice.orgCalc .

3. Где располагаются эти программы на компьютере?- Пуск àВсе программыà Microsoft Office à Microsoft Office Excel 2007.

4. Основные элементы рабочей области ЭТ-


hello_html_6dcb9e2b.png




















_____________________________________________________________________________________________

5. Основные операции над элементами ЭТ - ____________________ Эти команды находятся в меню Ячейки.

6. Основные типы данных, хранящихся в ячейках ЭТ:

    1. _________________________________________________

    2. _________________________________________________

    3. _________________________________________________

Нельзя

7. Как можно изменить внешний вид таблицы? Изменить_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Для этого используются команды раздела меню Шрифт

8. Главное отличие ЭТ от таблиц на бумаге - При изменении данных в Электронной таблице, все зависящие от неё величины изменяются автоматически . ___________________________________________________

9. Где используется ЭТ?

Математика: Для построения графика функции сначала строится таблица значений.

География: По статистическим данным строится диаграмма.

Физика: Результаты лабораторной работы.

  • Информатика
Описание:
  • знать назначение электронной таблицы, структуру окна приложения;
  • знать структуру файла, созданного в приложении;
  • знать типы данных, форматы данных, используемых в приложении;

· развивать способность учащихся анализировать информацию;

  • · активизировать познавательную активность учащихся через мультимедийные средства обучения;
  • · развивать образное, критическое мышление;

· повышение мотивации учащихся на уроке;

· воспитание творческого подхода к работе.

Автор Алдыбергенова Жумагуль Жумабековна
Дата добавления 17.03.2017
Раздел Информатика
Подраздел Конспекты
Просмотров 643
Номер материала MA-070723
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: