Открытый урок на
тему: «Ковалентная неполярная связь»
Автор: Катрич
Ирина Николаевна, учитель химии МБОУ СОШ № 46 г. Иркутск.
Предмет: химия.
Класс: 8.
Тип урока: урок
изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Цель урока: дать
понятие о ковалентной неполярной связи. Научить школьников составлять схемы
образования ковалентных неполярных связей.
Задачи урока:
1)
Образовательные:
– сформировать понятие о ковалентной
неполярной связи;
– обеспечить понимание содержания учебного
материала всеми учениками;
– способствовать развитию коммуникативных
и интеллектуальных способностей учащихся;
– пробудить интерес обучающихся к разделу
химии «Строение вещества»;
2)
Развивающие:
– развить у учащихся самостоятельность и
способность к самоорганизации;
– сформировать умение систематизировать и
обобщать различные виды информации;
– выявление и раскрытие способностей
учеников;
3)
Воспитательные:
– формирование готовности к
сотрудничеству;
– развитие способности к созидательной
деятельности;
– развитие толерантности, умения вести
диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Средства обучения и оборудование: учебник,
раздаточный материал, компьютер, мультимедиапроектор.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный),
репродуктивный, проблемный, эвристический, интерактивный, структурообразующие
(беседа, сравнения, обобщающие суждения).
Форма организации работы с учащимися:
групповая, индивидуальная, фронтальная.
Образовательные
технологии: технология полного усвоения материала,
технология диалогового взаимодействия, технология организации самостоятельной
деятельности школьников.
Учебная и
дополнительная литература:
1. Изучаем
химию в 8 классе. Дидактическое пособие / Габриелян О.С., Смирнова Т.В. – 2012.
2. Задания
для текущего и итогового контроля знаний учащихся по химии: 8-9 классы. Пособие
для учителя / Радецкий А.М. – 2012.
3. Радецкий А.М., Горшкова В.П., Кругликова Л.Н. Дидактический
материал по химии для 8-9 классов: пособие для учителя. – М.: Просвещение,
2012.
4.
Химия. 8 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Габриелян О.С. – 2014.
5. Химия. 8
класс. Поурочные планы к учебнику Габриеляна О.С. –
2014.
Ход урока
1.
Организационный
этап.
После звонка дети рассаживаются по своим
местам, достают учебные принадлежности. Настраивание на работу.
Учитель (У): Ребята, мы с
вами всегда работаем хорошо и слаженно. Надеюсь, этот урок не будет
исключением.
2.
Актуализация
знаний. Постановка цели и задач урока.
Мотивация: Мы продолжаем
изучение темы «Строение вещества». Темой сегодняшнего урока является Ковалентная
неполярная связь. Запишите эту тему себе в тетрадь. (Слайд1)
У: Прежде чем мы
перейдем к изучению новой темы, давайте повторим материал, изученный на прошлом
уроке.
К доске вызываются 3 ученика, которые
должны написать схемы образования молекул. (Слайд2):
KCl; Na2S; MgF2
У: Ну а пока ребята
справляются каждый со своим заданием, мы проведем небольшой опрос.
Вопросы для фронтального опроса: (Слайд3)
1.
Между
атомами каких элементов как правило образуется ионная связь?
2.
Что
происходит с атомами металлов и неметаллов при образовании ионной связи?
3.
Что
происходит с атомами металлов и неметаллов при образовании ионной связи?
4.
Что
такое ион?
5.
Как
образуется положительный и отрицательный ион?
6.
В
чем заключается особенность строения внешней электронной оболочки иона?
После проведения
опроса проверяется как ученики справились со схемами образования молекул.
3.
Объяснение
нового материала (Первичное закрепление с проговариванием во
внешней речи).
У: Итак, мы с вами
повторили, что такое ионная связь, а теперь перейдем непосредственно к теме
нашего урока. Начнем мы с определения ковалентной связи. Внимание на доску. (Слайд4)
Ковалентной (или
атомной) называется химическая связь, возникающая в результате образования
общих электронных пар.
Записываем это определение к себе в
тетрадь.
В основе образования ковалентной связи,
также как и при образовании ионной связи, лежит взаимодействие электрических зарядов.
Положительно заряженное ядро атома притягивается к отрицательно заряженному
облаку общей электронной пары. Природа любой химической связи одна и та же –
электрическая.
Теперь разберемся, что такое ковалентная
неполярная связь. Ковалентной неполярной связью является связь,
возникающая между одинаковыми элементами-неметаллами. (Слайд5)
Рассмотрим подробнее.
У: два одинаковых
элемента-неметалла могут объединяться в молекулу только одним способом –
обобщив свои внешние электроны, т.е. сделав их общими для обоих атомов.
Рассмотрим на примере образования молекулы фтора.
(Слайд6)
Атомы фтора – элемента главной подгруппы VII группы
Периодической системы химических элементов Менделеева – имеют на внешнем
энергетическом уровне 7 электронов, и каждому атому не хватает до его
завершения лишь одного электрона. Внешние электроны атома фтора образуют 3
электронные пары и один непарный электрон.
Как вы
помните – определить неспаренный электрон очень легко. Необходимо воспользоваться
формулой 8-N, где N – номер
группы химического элемента.
Ставим проблему: достижение
завершенного внешнего уровня из 8 электронов. В данном случае не может идти
речь об отдаче и принятии электронов, поскольку атомы совершенно идентичны.
Остается единственный способ – сделать внешние электроны общими для обоих
атомов.
Если сближаются 2 атома и у каждого из них
есть по одному внешнему неспаренному электрону, то эти электроны объединяются
и становятся общими для обоих атомов, у которых, тем самым, формируется
завершенный внешний восьмиэлектронный уровень.
Если обозначить общую электронную пару
черточкой, то мы получим структурную формулу молекулы фтора: F-F (Слайд7).
Аналогично происходит и образование
молекулы водорода. (Слайд8)
У: Ребята, а теперь
давайте попробуем самостоятельно написать формулы образования молекул некоторых
веществ (хлор и бром). Перед каждым из вас лежит несколько карточек. Выберете
под номером 1. На это задание отводится 3 минуты, затем проверим результаты.
У: Время вышло.
Обратите внимание на доску. (Слайд9)
После проверки результатов учитель просит
поднять руки тех, кто правильно справился с заданием. Похвалить.
У: теперь поговорим
о кратности ковалентной неполярной связи. Если атомы соединены между собой
одной общей электронной парой, то такая связь называется одинарной. Если двумя
– двойной, тремя, соответственно – тройной. Рассмотрим подробнее. (Слайд10)
У: необходимо также
знать, что, чем больше общих электронных пар у атомов в молекуле, тем прочнее
связаны они друг с другом и тем меньше расстояние между ядрами атомов, которое
называется длиной связи. (Слайд11,12)
В молекулах фтора связь одинарная, а длина
связи составляет 0,14 нанометра. В молекулах азота связь тройная, и ее длина
составляет 0,11 нанометра. Таким образом, чтобы разделить молекулу азота на
отдельные атомы, необходимо затратить примерно в семь раз больше энергии, чем
для разрыва одинарных связей в молекуле фтора.
4.
Физкультминутка.
У: а теперь закрепим
полученные знания и поиграем в игру «Выбери лишнее».
Поделить класс на 3 команды (по рядам).
У: на доске три
группы формул. Вам дается 1 минута, чтобы посовещаться и выбрать лишнюю.
Один участник команды выходит к доске,
убирает лишнюю формулу и объясняет свой выбор.
1)
Н2О, O2, F2,
Cl2.
2)
HCl,
HBr, HI, N2.
3)
Mg,
H2, KCl, NaF.
5.
Самостоятельная
работа с проверкой по эталону.
У: теперь возьмите
карточку № 2. Вам дается 5 минут, чтобы выполнить задания. Затем мы их
проверим.
1 вариант
Задание
|
Правильный ответ
|
1. Ковалентная связь это:
а) связь между ионами
б) связь между металлами
в) связь между неметаллами
г) связь, возникающая в результате образования
общих электронных пар
|
Г
|
2. Укажите пример ковалентной неполярной
связи:
а) HCl
б) Cl2
в) Н2О
|
Б
|
3. Что такое длина связи?
А) длина телефонного кабеля
Б) расстояние между ядрами атомов в молекуле
В) сила притяжения электронов
|
Б
|
4. Укажите формулу расчета непарных электронов
а) 8-N
б) N-8
в) 8+N
|
А
|
2 вариант
Задание
|
Правильный ответ
|
1. Ковалентная неполярная связь это:
а) связь между ионами
б) связь между металлами
в) связь между неметаллами
г) связь, возникающая в результате
образования общих электронных пар
|
В
|
2. Укажите
пример ковалентной неполярной связи:
а) N2
б) HBr
в) NaF
|
А
|
3. Что такое структурная формула молекулы?
а) внутреннее строение молекулы
б) запись общей электронной пары,
изображенная черточкой
в) то же самое, что и электронная
формула молекулы
|
Б
|
4. Укажите формулу расчета непарных электронов
а) N-8
б) 8+N
в) 8-N
|
В
|
У: а теперь
обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность ответов. (Слайд13)
6.
Рефлексия
учебной деятельности.
У: Давайте подведём
итоги. Выполнили ли поставленную цель – изучили понятие и механизм образования
ковалентной полярной связи?
А что вы узнали
нового на уроке? Чему научились? Как вы считаете то, чему вы сегодня научились,
пригодится вам в жизни?
А теперь вопрос на
сообразительность – подумайте какие и где вещества с ковалентной неполярной
связью мы с вами применяем (используем) в жизни, в быту?
1)
кислород
– мы им дышим;
2)
азот
– используется в морозильных камерах и как удобрение;
3)
йод
– незаменим в домашней аптечке. Наш регион беден эти природным элементом,
поэтому его добавляют в продукты (соль, сметана, хлеб). Им богаты морепродукты;
4)
хлор
– хлорируем воду, обеззараживая ее;
5)
фтор
– в зубной пасте, в качестве отбеливающего средства.
7.
Домашнее
задание.
Прочитать параграф 10 (11). Выполнить
задания 3,4. (Слайд14)
8.
Подведение
итогов.
Итак, ребята, мы с вами изучили еще одну
интересную и познавательную тему из курса химии. Перед вами лежат цветные фишки
с оценками. Подумайте и выберете одну из них, наиболее соответствующую вашим оценки
урока.
(Слайд15)
Зеленая – отлично, все понравилась,
хорошо усвоил материал.
Оранжевая – хорошо, но не
совсем усвоен материал. Необходимо закрепить.
Желтая – хорошо. Но было
бы неплохо еще раз разобрать эту тему.
Розовая – плохо усвоил
материал.
Белая – ничего не
понял.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.