Инфоурок Химия КонспектыОткрытый урок по ФГОС Химия 8 класс. Разделение смесью

Открытый урок по ФГОС Химия 8 класс. Разделение смесью

Скачать материал

Урок Разделение смесей

 

На основе урока Желудковой Марины Васильевны,

учителя химии, высшей категории,

МОУ «Гимназия», г. Александровск

Урок рассчитанный на 30 минут – Посельская Ульяна Борисовна,

учитель химии, базовой категории,

МБОУ «Томторская СОШ им. Н.М. Заболоцкого»

8 класс

Программа курса химии для 8 классов общеобразовательных учреждений. Сост. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2012.

 

Тип урока изучение нового материала

Форма урока урок-игра

Цели урока         

 

Для учителя       

Для ученика

1. Образовательная           

 

Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме

2. Знать способы разделения смеси.

2. Развивающая

Создать условия для развития следующих аспектов информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

развития логического мышления, умений приобретать и применять знания и умения  в повседневной жизни

Развивать следующие аспекты информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;

развивать логическое мышление, умения приобретать и применять знания и умения  в повседневной жизни

3. Воспитательная

Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить само- и взаимооценку.

Формировать культуру умственного и практического труда, умение адекватной оценки своей деятельности

 

 

Ожидаемый результат: На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции. Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

 

Методы обучения:

Проблемный;

Частично-поисковый;

Исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая.

 

Оборудование и вещества:

Пакет с инструкциями для каждой группы (приложения №1, №2, №3, №4)

Стаканы со смесями:

1.         вода + бензин

2.         вода + почва

3.         вода + NaСl

 

Ход урока

Приглашение в игру

У: здравствуйте ребята! Давайте сегодня поиграем. Я приглашаю вас принять участие в игре «Последний герой». Группы участников игры будут высажены на острова, на которых есть практически все для выживания. Отсутствует лишь один ресурс, на каждом острове свой.  Главное вещество для жизни: вода Вы сможете добыть воду из естественных водоемов: родник, ручей, морская вода. Но можно ли считать природную воду достаточно чистой для употребления? (Ответ учащихся) содержит примеси. Итак, какова будет ваша главная проблема на острове? Очистить воду от примесей.  Имеете ли вы достаточные теоретические знания для разрешения этой проблемы? (Ответ учащихся) Таким образом, цель игры, а значит, и урока – познакомиться со способами разделения смесей. Используя полученные знания, попытаться выжить на острове.

Кто согласен принять участие в игре? Все!

Игра состоит из трех этапов: 1. подготовка на тренировочной базе; 2. собственно выживание на острове; 3. Возвращение в Город.

1 этап игры «Тренировочная база». Для участия в игре вы получаете пакет инструкций, в ходе работы на базе мы с вами с этими инструкциями познакомимся. Их вы сможете взять с собой на остров.

Установка: На базе мы должны получить информацию, которая поможет решить эту проблему.

 

Тема урока в тетради «Способы разделения смесей»

Составим общий план подготовки.

1. Работа с понятиями.

 Нам необходимо четко знать понятия «чистое вещество», смесь», «однородная смесь», «неоднородная смесь». Устный опрос (повторение).

В вашем пакете инструкций находится приложение №1, содержащее эти понятия, они вам понадобятся для последующей работы.

Осталось познакомиться со способами разделения смесей.

Итак, смесь это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства. Именно различие в физических свойствах позволяет разделять смеси на отдельные вещества. В пакете находится приложение №2 – таблица, которую вы будете заполнять во время моего рассказа. Заполняем 2 и 3 колонки.

Мини-лекция с использованием обычной доски.

Универсального метода разделения нет. Таких методов много. Их выбор зависит от вида смеси.

Мы начнем с разделения неоднородной смеси.

·           Как правило, смешиваемые компоненты имеют разную плотность. Через некоторое время увидим, что на дне образуется слой осадка (специально примеры не привожу, чтобы дети додумали эту часть самостоятельно). Подобным методом можно осадить грубые компоненты.  Этот метод называется отстаиванием. А если взять две несмешивающиеся жидкости, один компонент будет отстаиваться сверху, более тяжелая – внизу. Это тоже отстаивание.

·           Иногда частицы настолько малы, что отстаивание проходит очень долго,. Частицы очень мелкие и оседают долго. Поэтому здесь применяют другой способ разделения – фильтрование. Суть метода в следующем: смесь пропускают через фильтр, специальное образование, имеющее поры. Через поры проходят более мелкие частицы, более крупные – остаются на фильтре. Фильтром может быть специальная фильтровальная бумага, ткань, марля, песок. В быту человек также использует фильтры. Какие? (чайное ситечко, дуршлаг). Итак, в основе метода лежит различие в размерах частиц.

Поговорим о разделении однородных смесей.

·           Отделить вещества, содержащиеся в растворе можно при нагревании. Каждое вещество имеет свою температуру кипения (рисунок). Жидкость испаряется, на дне емкости остается твердое вещество. Этот метод называется выпаривание, или кристаллизация.

·           Иногда в предложенной смеси нас интересует испаряющееся вещество. Поэтому нам достаточно уловить его при нагревании и собрать в емкость. Такой метод называется перегонка, или дистилляция (запись на слайде). Собранное вещество имеет достаточно высокий уровень чистоты.

Итак, повторим еще раз. Схема на слайде.

Организационная диаграмма

 

Этими 4 методами вся химия не ограничивается, существуют и другие методы. Они более сложные. Нам же для игры достаточно разбираться в применении этих методов.

2 этап игры «Остров»

Итак, пора высаживаться на Острова. Готовы?

Каждая группа получает дополнительные инструкции с указанием задачи, которую надо решить (приложение №4) и образец загрязненной воды. Время на решение проблемы 3 минуты. Отчет делает командир группы. Эталон отчета согласно инструкции.

Отчет групп. Работу группы оценивают командиры других групп. Они отвечают на вопрос: «Смогла ли группа выжить? Обоснуйте свое мнение».

 

3 этап игры «Город»

Игра закончилась. 

Выжила ли первая группа с соленой водой?

 - ДА! (объясните почему?) – ответ.

Выжила ли вторая группа с грязной водой?

 - ДА? (объясните почему?) – ответ.

Выжила ли третья группа, где вода с бензином?

 - НЕТ! (объясните почему?) – ответ.

Обсуждение работы групп по ходу ответа.

Критерии оценок:

1) метод очистки определен

2) таблица заполнена

3) чистая вода получена

Итог урока (закрепление):

 - сколько методов мы сегодня рассмотрели?

 - какие это методы?

 - на какие способы применяется отстаивание?

                                                      Фильтрование?

                                                      Дистилляция?

                                                      Выпаривание? (было сказано, но не использавано).

И домашнее задание будет следующим

        Разработать основные этапы очистки сточных вод

Рефлексия.

Прием незаконченного предложения.

        Игра окончена, но я…

Спасибо за совместный труд.

 

 
 

 



Приложение №1

Основные понятия темы

Чистое вещество это физически и химически однородный материал, обладающий набором постоянных свойств

Смесь  это материал, состоящий из двух или нескольких веществ, каждое из которых сохраняет свои свойства

Однородная смесь  - смесь, в которой зрительно  нельзя обнаружить составные части

Неоднородная смесь – смесь, в которой  зрительно  можно обнаружить частицы отдельных  веществ


Приложение №2 Способы разделения смесей

Вид смеси

Способ

Физические свойства, лежащие в основе разделения

Примеры

Неоднородные

1.

 

 

 

2.

 

 

 

Однородные

1.

 

 

 

2.

 

 

 

 


 

Приложение №4

1  группа

Инструкция к действию

  1. Вода загрязнена бензином
  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)
  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду

Приложение №4

2 группа

Инструкция к действию

1.    Вода загрязнена илом

2.    Определите вид смеси (однородная или неоднородная)

3.    Укажите, каким способом вы будете очищать воду

Приложение №4

3 группа

Инструкция к действию

  1. Морская вода
  2. Определите вид смеси (однородная или неоднородная)
  3. Укажите, каким способом вы будете очищать воду

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по ФГОС Химия 8 класс. Разделение смесью"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тип урока изучение нового материалаФорма урока урок-играЦели урока Для учителя Для ученика 1. Образовательная Создать условия для высокого уровня воспроизведения системы знаний и умений, учащихся по данной теме 2. Знать способы разделения смеси. 2. Развивающая Создать условия для развития следующих аспектов информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;развития логического мышления, умений приобретать и применять знания и уменияв повседневной жизни Развивать следующие аспекты информационной компетенции: поиск и обработка информации, установление взаимосвязи между новым и изученным материалом;развивать логическое мышление, умения приобретать и применять знания и уменияв повседневной жизни 3. Воспитательная Создать условия для формирования культуры умственного и практического труда, интереса к знаниям, умений проводить само- и взаимооценку. Формировать культуру умственного и практического труда, умение адекватной оценки своей деятельности Ожидаемый результат: На уроке продолжается развитие отдельных аспектов информационной компетенции. Каждый ученик должен четко представлять понятие «чистое вещество», «смесь», знать способы разделения смесей, находить причинно-следственные связи, устанавливать взаимосвязи между новым и изученным материалом, формулировать выводы на основании знаний, экспериментальных данных и жизненного опыта, доказывать их правильность, рефлексировать свою деятельность.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 033 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.01.2020 343
    • DOCX 75 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фролова Людмила Сергеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фролова Людмила Сергеевна
    Фролова Людмила Сергеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 74103
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 38 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 68 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 138 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в обучении химии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 482 человека

Мини-курс

Успешные деловые сделки: от встреч до заключения контракта

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и анализ в медиакоммуникациях

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе