Класс: 5 Урок
истории: ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Раздел: Древняя Индия и Китай.
Тема: Природа и люди
Древней Индии.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Вид урока: Урок-путешествие.
Цель урока: Познакомить обучающихся с новой страной – Индией,
её природными особенностями , верованиями и занятиями населения Индии.
Задачи урока:
- формирование
представлений о местоположении, природных условиях и занятиях жителей
Древней Индии; познакомить с новыми терминами и понятиями
- развитие
картографических умений, восприятия, внимания, расширение кругозора;
продолжить работу по формированию умения работать с историческим
источником и учебником
- воспитывать
интерес к культуре и жизни народа другого государства.
Форма организации
деятельности:
- фронтальная,
- индивидуальная
Структура урока
1. Организационный этап.
2. Подготовка к активному
усвоению новых знаний.
3. Изучение новой темы:
- местоположение
Индии;
- природные
условия Индии;
- занятия
жителей Древней Индии
- верования
индийцев.
4. Подведение итогов
5. Объяснение домашнего
задания
Оборудование
- учебник:
Вигасин А.А. "История Древнего мира". Просвещение, 2011г;
- компьютер;
- мультимедийный
проектор;
- презентация,
киноотрывок;
- отрывки
из документа "Диодор Сицилийский. Историческая библиотека" по
количеству групп;
- отрывки
из поэма «Махабхарата» для каждого ученика ;
- плакат
с кораблём, паруса, карта Индии, Египта, Междуречья, Финикии, Палестины, магниты
цветные;
- план
работы для каждой группы;
- «Волшебный
сундучок» : пакетики с символами Индии сахара, чая, пряностей, хлопчатник,
рис;
- раздаточный
материал для каждого ученика для игры «Размытое письмо», «бутылка»
Методы
- словесный,
- наглядный,
- практический.
Предполагаемый
результат:
- Освоение
программного материала по теме "Природа и люди Древней Индии"
учащимися класса.
- Расширение
кругозора.
- Приобщение
к достижениям древнеиндийской цивилизации.
ХОД УРОКА.
1.Организационныймомент.
Ребята, многие из вас, также как и я, любят
путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И
вот я вспомнила слова А. Твардовского:
Есть два разряда путешествий,
Один – пускаться с места вдаль,
Другой – сидеть себе на месте,
Листать тихонько календарь.
Взяв в
руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны.
Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно
пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что
мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
2.
Актуализация знаний.
Учитель: Ребята, сегодня мы продолжим
путешествовать по Древнему миру и познакомимся с древнейшей цивилизацией, но
прежде давайте вспомним с какими государствами вы уже познакомились. Для этого
я раздам каждой группе карточку, прочитайте её внимательно и попытайтесь
ответить, о каком государстве в ней рассказано. (выполнение задания 2
минуты ( приложение 1.),( записывают государства .Египет, Финикия,
Междуречье.) Итак, мы познакомились с
историей стран Западной Азии и северо-восточной Африки; узнали об основных
занятиях и культурных достижениях местных жителей. А как жили в те
далёкие времена на юге Азии? 3.Мотивация.
Учител: Хорошо. Тогда в добрый путь! Поплывём
мы с вами вот на этом корабле. Но куда? На этот вопрос вы мне ответите сами. (звучит
м Индии).
Учитель: Как вы думаете, ребята, с
историей какой страны мы начинаем знакомиться на этом уроке? (Дети
отвечают:"Индия").
4.Подготовка
к активному усвоению новых знаний .
Учитель: Тема нашего путешествия
"Природа и люди Древней Индии". (Презентация - слайд №1 ).
Запишите число и тему в тетрадь (На доске –карта Индии.)
( на
слайде №2 схема –опора для постановки цели урока)Как вы считаете, о чем мы с
вами сегодня будем говорить на уроке?
(Дети
сами высказывают предположения:"Где находится Индия, какие главные реки протекают
по территории Индии, чем занимались жители Древней Индии").
Учитель: Сегодня нам предстоит
разобрать такие вопросы в нашем путешествии: (Презентация - Слайд № 3) толы по 2 на путешествия:
ГПлан
путешествия:
•
Географическое положение Древней Индии.
•
Природные особенности Индии.
•
Занятия населения Древней Индии.
•
Верования индийцев.
Внимание мы отправляемся в страну чудес(слайд
№4) именно так называли её греки, а почему мы с вами попытаемся ответить в
конце нашего путешествия.
II. Изложение нового материала.
Учитель: Итак,
мы начинаем наше путешествие по Древней Индии. Но для того, чтобы не
заблудиться нам нужно знать, где находится эта страна, и уметь находить ее основные
географические объекты.
1.Изучение
нового материала:
Учитель: Для работы нам необходима
карта. Она находится в учебнике на стр.96. (92) А у меня на доске. (Презентация с картой)
Индия
по форме напоминает треугольник, основанием прикрепленный к материку. Индия расположена в Южной Азии на полуострове
Индостан.
1. Индия представляет собой огромный полуостров,
почти материк.
2. Он отделён от
всего окружающего мира Индийским океаном и величайшим горным хребтом
Гималаями.
3. По земле Индии
текут две великие реки Ганг и Инд.
4. Начало цивилизации
в Индии относят к 3 тысячелетию до н.э. , когда в долине Инда возникли великие
города с высокой культурой и благоустройством – Мохенджо- Даро и Харапа.
* Какими
морями и океанами омывается Индия? (с запада – Аравийское море, с юга –
Индийский океан, с востока – Бенгальский залив)
Учитель: А сейчас мы с вами
поработаем с документом. Это отрывок из сочинения Диодора Сицилийского
"Историческая библиотека". У каждого на лежит свой текст документа) (Приложение № 3).
Чтение
первого отрывка: Индия омывается водами с трёх сторон…
Учитель: Что мы узнали из этого отрывка? А
как называется часть суши, омываемая с трёх сторон водой? Посмотрите на карту, водами какого океана
омывается Индия.?(полуостров. Индийский океан) Ответ. Индийского океана.
Верно с
трёх сторон она омывается Индийским океаном.
Чтение
второго отрывка: Много в Индии широких плодородных
равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек.
Учитель: Что мы узнали из этого
отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть равнины и реки")
Учитель: Верно, а вы уже знаете, что
люди поселяются там, где есть реки. Почему? (ответы обучающихся) В Индии
протекают две больших реки: Инд и Ганг. (Презентация, слайд № 5-6). Давайте запишем их
названия в таблицу. Свое название страна получила от названия реки Инд. Воды
Ганга жители Индии считают священными. (Учащиеся зачитывают сообщение)
Чтение
третьего отрывка: "Много
в Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "
Учитель: Что мы узнали из этого
отрывка? (Дети отвечают: "в Индии есть горы")
Учитель: Посмотрите на карту. Как
называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский? (Дети
отвечают:Гималаи). (Презентация, слайд №7) давайте запишем их
название в таблицу.
Учитель: Вершины Гималаев сплошь
покрыты льдами и снегами. (Сообщение).Кстати, слово
"Гималаи" означает "жилище снега". В Гималаях находится
самая высокая на земле вершина. Джомолунгма – в переводе "поднебесное
жилище богов". Древние индийцы верили, что на вершине горы обитают боги.
Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с севера. (Презентация, слайд №8).
Чтение
четвёртого отрывка: "Индия
никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два
дождливых сезона - один зимний :, другой - летний:"
Учитель: Что мы узнали о климате Индии? (Дети
отвечают: "там идут дожди").
Учитель:
Дожди в Индии идут часто, Гималаи не дают проникнуть в Индию холодным ветрам с
севера. Именно поэтому в Индии влажно и очень жарко. Из-за этих особенностей
климата большая часть территории страны покрыта непроходимыми лесами -
джунглями. (Презентация, слайд №8). (Сообщение)
ИТОГ, Вот мы с вами и узнали, что
Индия находится на юге Азии на полуострове Индостан, с трёх сторон он омывается
Индийским океаном, а на севере Индии находятся горы Гималаи. По её территории
протекают две крупные реки Инд и Ганг. ( по одному представителю от группы к
карте и показ)Покажите на карте. Где же находится Индия?( на юге Азии, на
полуострове Индостан) Какие реки протекают по её территории? (Инд и Ганг) Какой
океан омывает её берега? (Индийский)Какие горы находятся на севере Индии
(Гималаи). А как называются труднопроходимы леса в Индии? (Джунгли)
2.Самостоятельная работа учащихся с историческим
источником(поэма Махабхарата)и учебником
Я приглашаю вас заглянуть в джунгли. Работая с текстом учебника (пункт 2.стр.
97), вы найдете информацию о растительном мире джунглей.
Беседа с учащимися по прочитанному.
- Что такое
джунгли? (густые, труднопроходимые места)
- Какими фруктами мог питаться человек, который оставался ночевать в джунглях?
Зачитайте ответ.(бананами, плодами манго, кокосовыми орехами)
Учитель: А для
знакомства с животным миром вам нужно познакомится с исторический документом и
ответить на вопросы. Я читаю, вы следите по тексту. (Задание всем понятно?)
Работаем.
В ветвях
деревьев гнездились
Шумели,
порхали и пели
Птицы
лесные, и всюду…
В дикой
глуши попадались
То кабан, то
шакал, то буйвол,
То рысь, то
пантера…
И светлая
влага кипела
Множеством
рыб,
Крокодилов и
змей…
И ветви
обвивали хвостами,
С криком
качались на них
Обезьяны,
По сучьям
деревьев
Ползали,
перьями ярко блестя.
Попугаи …
Беседа по документу.
- Назовите представителей животного мира, обитавших в джунглях?
- Чем опасны были джунгли? (ядовитыми насекомыми, змеями, разными хищными
зверями)
Учитель: Верно. Человек, попавший в
джунгли, не боялся умереть с голода. Здесь всегда можно найти еду, ведь в
джунглях растут орехи, ягоды, бананы, манго, цитрусовые. Но в джунглях человека
подстерегала опасность:(Презентация, слайд №9-10). Там водится
множество зверей и птиц. Здесь живут страшные тигры и пантеры, ловкие обезьяны,
ядовитые змеи. Особенно индийцы боялись змей и старались их задобрить. Они
раскладывали вокруг своих домов кусочки еды и говорили: "Угощайтесь, но
нас не трогайте". Еще в Индии водится слон. (Презентация, слайд №11). Индийцы приручили
слона. Он переносил тяжести и даже участвовал в сражениях. - воины сидели на
спине у слона и осыпали противника стрелами. У индийцев слон был одним из
священных животных. Даже одним из главных богов был Ганеша, которого изображали
с головой слона. (Презентация, слайд №12).
Физминутка:
Учитель: Давайте прогуляемся по
джунглям. Повторяйте за мной движения:
- заходим в сумерки джунглей и
сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз);
- идем по тропинке ( ходьба на
месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея
(ходьба на месте с высоким подниманием бедра);
- увидели птицу слева, справа
(поворот головы влево вправо);
- впереди увидели красивый цветок,
понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом);
- раздвигаем лианы на пути
(разводим руками: правой, левой, двумя);
- вот вышли из джунглей, увидели
солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания).
Учитель: Шли мы по джунглям, и вышли
к поселку. (Презентация, слайд №13). Индийцы занимались
охотой, собирательством, разводили скот. С особой любовью они относились к
корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса
коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал
корову, считался преступником. Но главным занятием жителей Древней Индии было
земледелие (Презентация, слайд №14). Выращивали
пшеницу, ячмень.
А сейчас мы с вами немного поиграем, игра называется «Верю - не верю».
Я буду сообщать вам дополнительную информацию о жизни древних индийцев. А вы
мне будете говорить, верю или не верю.
Один
из путешественников, вернувшихся из загадочной Индии, рассказывал: Какая удивительная страна -
Индия. Там на кустах растёт белая шерсть. Он видел своими собственными
глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, и делают из неё красивые и
прочные ткани:
Учитель: Верите? ( ответы) А на самом
деле это был хлопчатники ткань, которую делают из хлопка(Презентация, слайд №15).
Учитель:
А ещё в Индии
научились добывать порошок из растений и он слаще мёда. Верите? Как думаете что
это?(ответы) Конечно это сахар, его добывают из сахарного тростника.(Презентация, слайд №16).
Кроме
пшеницы и ячменя, которые нам хорошо известны, жители Индии выращивают
диковинные культуры, а какие мы сейчас узнаем.
"Чудесный
сундучок": В
сундучке находятся рис, чай, сахар, перец.Ученики достают пакетики и комментируют.. (В
процессе отгадывания на экране меняются слайды: (Презентация, № 17).
ИТОГ.Учитель: Вот сколько чудесных растений
произрастает в Индии. Кто вспомнит, какие это растения? ( записать в тетрадь).
Учитель: Но кроме посёлков существовали
в Индии и города, найденные при раскопках. А как называют учёных занимающихся
раскопками (Археологи). (Презентация, № 18-21).Широкие прямые улицы,
двухэтажные кирпичные дома с канализацией, в домах украшения, детские игрушки и
печати с загадочными , ещё никем не прочтёнными письменами. Почему покинули эти
города люди, никто не знает. Это загадка для учёных. Но кто знает, может кто то
из вас, вырастет, получит образование и раскроет эту тайну?
Учитель: А знаете, некоторые индийцы ходили по
улицам с метёлочками в руках. Как вы думаете, почему? (по одному ответу от группы)
Прочитайте ответ на стр.100. последний абзац параграфа. (читаем вслух) А
почему? Найдите ответ в первом абзаце на стр. 99 и зачитайте его.
Итог. Действительно, индийцы верили в
переселение душ и относились ко всему живому с милосердием, что бы ни расплачиваться
за своё плохое отношение к животным после смерти.
IV.
Закрепление. Ну
что же наше путешествие подходит к концу, но за бортом мы выловили бутылку, а
в ней текст, так иногда моряки отправляли письма, но некоторые слова размыло,
видимо в бутылку попала вода. Нужно восстановить это размытое письмо, у вас на
это 3 минуты, подпишите пожалуйста вверху свою фамилию. (выполнение задания) (Взаимопроверка
на слайде №21)
Подведение
итогов урока.
Ребята, а
вы, помните на какой вопрос мы искали ответ в нашем путешествии. в.(слайд №4) Почему греки называли Индию страной
чудес?
(Ответы учащихся) Слайд № 22
ВЫВОД: Греки считали Индию страной чудес,
потому что
-в Индии были благоприятные природные и
климатические условия,
- плодородные земли;
- полноводные реки,
- защищенность от нападений врагов (Индийский
океан, Гималаи);
- удивительные растения и животные.
В тетрадь записать вывод.
V. Рефлексия Ребята, нам пора возвращаться, Мы были в
стране Индия, а в этой стране водятся слоны. В вам каждому по слонёнку,
давайте раскрасим наших слоников. Красным – если вам было интересно и всё
удалось, жёлтым – было интересно, но что - то не получилось, синим – не узнали
ничего интересного.
VI.
Домашнее задание. Прочитать п.20, отв. на в. 1-3 стр. 100
Оценивание и комментарии.
Ребята, есть замечательная
книга, в которой рассказывается о жизни джунглей. Эта книга называется
"Маугли", её автор - Киплинг, по этой книге сняты фильмы, мультфильм.
Советую вам прочитать её.
Для любознательных: «Мальчику, выросшему среди
людей, никогда бы не пришло в голову одному свежевать десятифутового тигра, но
Маугли лучше всякого знал, как приложена шкура животного и как ее надо снимать.
Однако работа была трудная, и Маугли старался целый час, отдирая и полосуя
шкуру ножом, а волки смотрели, высунув языки, или подходили и тянули шкуру,
когда он приказывал им. Вдруг чья-то рука легла на плечо Маугли...» Выясни, что
произошло с Маугли, прочитав книгу Р.Д. Киплинга «Маугли».
1.земледелие (для этого приходилось
вырубать джунгли)
2.скотоводство (одомашнивали диких
животных; обязаны приручением кур; сегодня 3.Индия занимает первое место по
поголовью домашнего скота)
4.собирательство
5.охота
6.ремесло
Переселе́ние
душ, перевоплощение, реинкарна́ция, (лат. reincarnatio «повторное
воплощение» согласно которым бессмертная сущность живого существа (в некоторых
вариациях — только людей)
перевоплощается снова и снова из одного тела в
другое.
Индская
или Хараппская цивилизация — одна из трёх наиболее
древних цивилизаций человечества, наряду с древнеегипетской и шумерской.
Из всех трёх она занимала наибольшую площадь.
Джунгли - густые
труднопроходимые леса и кустарники, перевитые деревянистыми
лианами.
1.Это государство находилось на северо-востоке Африки, по его
территории протекает река Нил. Управлял этим государством фараон. До нашего
времени сохранились на его территории пирамиды и сфинкс. Это государство
называется -_______________
2. Это государство находилось на восточном побережье Средиземного моря.
Больших рек на его территории не было, но были три крупных города: Тир, Библ и
Сидон. Его жители изготавливали прозрачное стекло, пурпурную краску из морских
раковин, а так же создали алфавит. Это государство называлось -
____________________
3. Эта страна находилось в передней Азии. По её территории протекали
крупные реки Тигр и Ефрат. Её население – шумеры превратили эту страну в
цветущий край. Также из глиняных кирпичей они построили ступенчатые храмовые
башни – зиккурат. Письменность шумеров называлась – клинопись. Эта страна
называлась – …..
Отрывок из
сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.Прочитайте
отрывок.
Индия омывается
водами с трёх сторон…
2. Ответьте на
вопросы.
Что вы узнали
из этого отрывка?
Как называется
часть суши, омываемая с трёх сторон водой?
Посмотрите на
карту, водами какого океана омывается Индия?
Отрывок из
сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.Прочитайте
отрывок.
Много
в Индии широких плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных
множеством рек…
2.Ответьте на
вопросы.
Что вы
узнали из этого отрывка?
Почему люди
предпочитали селиться у рек?
Отрывок из
сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.Прочитайте
отрывок.
"Много в
Индии больших гор, поросших всевозможными, приносящими плоды деревьями "
2. Ответьте на
вопросы.
Что вы
узнали из этого отрывка?
Посмотрите
на карту. Как называются горы, о которых упоминает Диодор Сицилийский?
Отрывок из
сочинения Диодора Сицилийского "Историческая библиотека".
1.Прочитайте
отрывок.
"Индия
никогда, говорят, не знала голода. .. Ведь каждый год там бывает по два дождливых
сезона - один зимний, другой - летний:"
2.Ответьте на
вопрос.
Что вы
узнали о климате Индии?
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника
получали…………………..
Индия расположена на юге…………..
Северной границей Индии служат
самые высокие горы …………..
Берега Индии с запада, востока и
юга
омывает………………….. океан.
Самые
многоводные реки Индии ………….. и …………….
Жители Индии научились
выращивать…………….и делать из него легкие ткани.
Из сахарного тростника получали…………………..
Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Отрывок из поэмы Махабхарата
…В ветвях деревьев гнездились,
шумели, порхали и пели
Птицы лесные и всюду…
в дикой глуши попадались
То кабан, то шакал, то буйвол,
то рысь, то пантера…
И светлая влага кипела
Множеством рыб, крокодилов и змей…
…и ветви обвивши хвостами,
С криком качались на них обезьяны,
по сучьям деревьев
Ползали, перьями ярко блестя, попугаи…
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.