МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО
КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГЕОРГИЕВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по дисциплине ОП.10. «Информационная
безопасность»
Тема урока: «Использование
корректирующих кодов при защите информации»
Отделение энергетики,
металлообработки и электроники
Дата 14.03.2017
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Щербинина Елена Александровна
Георгиевск - 2017
Цели урока
Образовательные:
ü
Углубить теоретические знания по теме «Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности».
ü
Способствовать применению знаний в решении
практических задач по обеспечению информационной безопасности.
Развивающие:
ü
Развивать навыки индивидуальной и групповой
практической работы.
ü
Развивать способность логически рассуждать, делать
выводы.
Воспитательные:
ü
Формировать умения работать в коллективе и команде,
эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Методические:
ü
Познакомить педколлектив с групповой формой организации
деятельности студентов на уроке, освоением методов самостоятельного анализа
полученной на уроке информации и самостоятельного решения задач.
Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков на практике
Методы
проведения:
ü
решение практических задач с использованием УМК (лабораторного
практикума с CD);
ü
технология парного программирования;
ü
технология разноуровневого обучения
Междисциплинарные
связи:
- ОП.04
Информационные технологии
- ОП.11 Логические основы
автоматизированных информационных систем
Материально –
техническое оснащение:
- УМК по дисциплине
ОП.10 «Информационная безопасность», курс лекций, лабораторные работы
- Литература:
ü
Мельников В.П. Информационная безопасность: учеб.
пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Мельников, С.А.
Клейменов, А.М. Петраков; под редакцией С.А. Клейменова – 6-е изд., стер. М.:
Издательский центр «Академия», 2011
ü
Бабаш А.В. Информационная безопасность.
Лабораторный практикум (+CD) : учебное пособие / А.В.
Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. – М. : КНОРУС, 2012
ü
Мартемьянов Ю.Ф., Яковлев Ал.В., Яковлев Ан.В.
Операционные системы. Концепции построения и обеспечения безопасности. Учебное
пособие для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2011
- Наглядные
пособия:
ü
Стенд «Логические операции»
- Дидактическое
обеспечение:
ü
Разработка лабораторной работы с теоретическими
пояснениями по теме
ü
Презентация к уроку
5.
Оборудование: ПК, проектор, пакет прикладных программ MS Office 2010, CD-диск к
лабораторному практикуму, конспекты, раздаточный материал.
Курс IV, группа ПК-31, специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных
системах», 14.03.2017
План урока
I.
Организационный момент – 2 мин.
II.
Мотивация учебной деятельности студентов – 3 мин.
III.
Актуализация опорных знаний – 5 мин.
IV.
Ознакомление с методом корректирующих кодов,
инструкция по решению задач – 20 мин.
V.
Выполнение лабораторной работы – 45 мин.
VI.
Проверка выполнения заданий – 10 мин.
VII.
Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
- Организационный
момент – 2 мин.
Приветствие,
проверка отсутствующих, наличия письменных принадлежностей, готовности к уроку.
- Мотивация
учебной деятельности студентов – 3 мин
Осмысление
значимости выполняемой работы по изучению темы студентами для осуществления
профессиональной деятельности
- Актуализация
опорных знаний – 5 мин.
Фронтальный опрос:
- Перечислите
методы контроля целостности программ и данных
- Поясните, в чем
заключается метод использования контрольного суммирования
- Поясните, в чем
заключается метод использования хэш-функции
- Перечислите виды
ошибок, возникающих при передаче информации
- Поясните, что
такое систематический код (корректирующий код)
- Поясните, в чем
заключается идея метода помехоустойчивого кодирования
После окончания опроса
преподаватель устно отмечает активно работающих студентов, дает оценку.
Если студент не
отвечает на вопрос, ему помогают товарищи.
IV.
Ознакомление с методом корректирующих кодов,
инструкция по решению задач – 20 мин
1.
Работа с презентацией, методическими рекомендациями
к выполнению лабораторной работы:
а.
Код с проверкой на четность
б.
Код Хэмминга: решение задачи на построение кода,
проверка правильности, внесение ошибки, исправление ошибки
2.
Примеры практического использования метода
корректирующих кодов:
а.
Сообщение «Разработки Хэмминга» - Багдасарян А.
б.
Сообщение «Примеры программной реализации
корректирующих кодов» - Собко Н.
Методические
рекомендации к выполнению лабораторной работы представлены в Приложении 1.
V.
Выполнение лабораторной работы – 45 мин.
1.
Самостоятельная работа студентов по группам
по решению задач на построение кода Хэмминга – 25 мин
Студенты
решают задачу №1 лабораторной работы «Корректирующие коды. Коды Хэмминга» по
парам в 5 вариантах. Работа студентов на ПК.
Проверка
выполнения в тетрадях с пояснением метода; замечания, корректировка, оценка.
Один
любой вариант студенты представляют на демонстрационном экране с пояснением
алгоритма решения.
Решения задач
представлены в Приложении 2.
2.
Индивидуальная самостоятельная работа студентов
по решению задач обнаружения ошибки в полученном сообщении и ее исправления – 20
мин.
Студенты
решают задачу №2 лабораторной работы «Корректирующие коды. Коды Хэмминга» индивидуально
в 3 вариантах. Работа студентов на ПК.
Проверка
выполнения в тетрадях с пояснением метода; замечания, корректировка, оценка.
Один
любой вариант студенты представляют на демонстрационном экране с пояснением
алгоритма решения.
Решения задач
представлены в Приложении 2
Дополнительное
задание представлено в Приложении 4
3.
Проверка выполнения заданий – 10 мин.
Обсуждение
работ по контрольным вопросам в лабораторной работе
Контрольные вопросы:
- Охарактеризуйте понятие «корректирующий код»
- Приведите алгоритм построения кода Хэмминга
- К какому виду кодирования относится метод Хэмминга?
- Поясните алгоритм вычисления функции H(X)
- Каким образом можно установить наличие ошибки в сообщении Х? Как
определить место ошибки?
- Какие ошибки можно исправить с помощью кода Хэмминга?
VIII. Подведение итогов – 5 мин.
Подведение
итогов: преподаватель подводит итог урока, оценивает
работу каждого студента с последующей самооценкой студента.
Критерии оценки
различных видов работ представлены в Приложении 3
Домашнее задание:
ü
Мельников В.П., Информационная безопасность, стр.
275-288
ü
Бабаш А.В., Информационная безопасность.
Лабораторный практикум, стр. 95-97
ü
Подготовить сообщения о методах программной
реализации кодов с проверкой на нечетность и других модификаций корректирующих
кодов
Рефлексия:
Студенты по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- я научился…
- у меня получилось …
Приложение
1
Лабораторная работа
Корректирующие коды. Коды Хэмминга
Цель: ознакомиться с общими принципами
построения и использования корректирующих кодов для контроля целостности
информации, распространяемой по телекоммуникационным каналам, изучить метод
кодирования по Хэммингу
Кодом
называется система условных знаков (символов) для передачи, обработки и
хранения (запоминания) различной информации.
Предметом
исследования теории кодирования являются отображения конечных или счетных
множеств объектов произвольной природы в множества последовательностей из цифр 0,
1,…r-1, где r – некоторое
целое положительное число (в частности, r = 2).
Такие отображения называются кодированиями.
Большинство задач теории кодирования укладывается в следующую схему:
Для
заданного множества объектов рассматривается класс кодирований, обладающих
определенными свойствами. Требуется построить кодирование из рассматриваемого
класса, оптимальное в некотором заранее заданном смысле. Обычно критерий
оптимальности кодирования так или иначе связан с минимизацией длин кодов, в то
время как требуемые свойства кодирований могут быть весьма разнообразными.
Среди таких свойств:
ü существование однозначного обратного отображения (декодирования),
ü возможность исправления при декодировании ошибок различного
типа,
ü возможность простой реализации (простота алгоритма)
кодирования и декодирования и т.п.
Некоторые
виды преобразований двоичных слов, называемых ошибками:
- Одиночная
ошибка вида 0®1 (1®0) в
слове X - замещение символа,
- Одиночная ошибка вида 0®Ù (1®Ù) в
слове X - удаление одного из символов 0 (соответственно 1)
- Одиночная ошибка вида Ù®0
(Ù®1)
- вставка символа перед
некоторым символом слова или после его последнего символа
- Одиночная ошибка вида +2i (-2i)
в слове X Î Вn, где 0 £ i < n, - арифметическая
ошибка.
Для
иллюстрации в таблице 1 приведены слова, полученные из слова 0001101
(двоичная запись числа 13) в результате ошибок рассматриваемых видов.
Таблица 1
Вид ошибки
|
Место ошибки
|
Слово, полученное
в результате ошибки
|
Примечание
|
0 ® 1
|
2 символ
|
0101101
|
|
1 ® 0
|
5 символ
|
0001001
|
|
0 ® Ù
|
2 символ
|
001101
|
|
1 ® Ù
|
5 символ
|
000101
|
|
Ù ® 0
|
между 2 и 3 символами
|
00001101
|
|
Ù ® 1
|
между 2 и 3 символами
|
00101101
|
|
+22
|
|
0010001
|
13+4 = 17
|
-22
|
|
0001001
|
13-4 = 9
|
Далее мы будем рассматривать только случай одиночной ошибки типа
замещения.
Способы контроля правильности передачи данных. Код с
проверкой на четность
Контроль целостности информации при передаче от источника к
приемнику может осуществляться с использованием корректирующих кодов.
Простейший корректирующий код – код с проверкой на
четность, который образуется добавлением к группе информационных разрядов
одного избыточного, значение которого выбирается таким образом, чтобы сумма
единиц в кодовой комбинации, т.е. вес кодовой комбинации, была всегда четна.
Пример 1. Рассмотрим код с
проверкой на четность, образованный добавлением контрольного разряда к простому
двоичному коду:
|
Информационные разряды
|
Контрольный разряд
|
0
|
000
|
0
|
1
|
001
|
1
|
2
|
010
|
1
|
3
|
011
|
0
|
4
|
100
|
1
|
5
|
101
|
0
|
6
|
110
|
0
|
7
|
111
|
1
|
Такой код обнаруживает все одиночные ошибки и групповые
ошибки нечетной кратности, так как четность количества единиц в этом случае
будет также нарушаться.
Следует отметить, что при кодировании целесообразно число
единиц в кодовой комбинации делать нечетным и осуществлять контроль на
нечетность. В этом случае любая комбинация, в том числе и изображающая
ноль, будет иметь хотя бы одну единицу, что дает возможность отличить полное
отсутствие информации от передачи нуля.
Возможно
экономное помехоустойчивое кодирование. Идея таких методов заключается в
следующем:
На
множестве двоичных слов рассматривается
некоторая функция. Искомый код определяется как множество слов из Вn, на
которых эта функция принимает некоторое фиксированное значение. Функция
подбирается таким образом, чтобы в результате любой одиночной ошибки значение
функции изменялось и чтобы по этому изменению и, быть может, самому полученному
слову можно было однозначно определить вид и место ошибки.
Н(Х) представляет собой вектор длины k,
полученный в результате сложения векторов, являющихся двоичными записями (с
помощью k цифр) номеров единичных символов слова X.
Теорема. Код Хэмминга Hn, состоящий из всех слов X = х1х2...хn Î Вn таких, что
Н(Х)
= (0,0,…,0),
является кодом с исправлением одного
замещения.
Примечание: при
вычислении функции Н(Х) вычисляется сумма по модулю 2 двоичных номеров
строк, в которых знак сообщения Х равен единице.
Р.Хэммингом предложен
способ кодирования, обеспечивающий простое и удобное декодирование.
N-значный код Хэмминга имеет m
информационных и k контрольных разрядов.
Число
контрольных разрядов должно удовлетворять соотношению
k ³ log2(n+1),
откуда m £ n - log2(n+1)
Для
этого кодируемое слово X длины m дополняется k контрольными
разрядами, которые определенным образом рассчитываются при кодировании, и
полученное сообщение Х¢ состоит
из m информационных и k контрольных позиций.
Для
контрольных разрядов отводятся 1-й, 2-й, 4-й, 8-й и т.д., номера которых
являются целыми степенями числа 2: их двоичные представления содержат
ровно одну единицу. На остальные места: 3, 5, 6, 7, 9, 10,... помещают
символы кодируемого слова X.
Рассмотрим пример построения кода Хэмминга в
следующей задаче:
Для заданного сообщения Х = 0110101 построить код
Хэмминга Х¢. Внести одиночную ошибку замещения и
произвести декодирование.
Решение:
- Построение кода Хэмминга
|
№ п/п
|
Алгоритм
|
Конкретное
соответствие задания алгоритму
|
1
|
Подготовить
строку для сообщения Х¢, отводя места с номерами, равными 2k , для
контрольных символов, а остальные разряды – для информационных символов
сообщения Х¢
|
Разряды 1, 2, 4,
8 – контрольные;
Разряды 3, 5, 6,
7, 9, 10, 11,… - информационные
Рис. 1.Подготовка строки для сообщения
|
2
|
Разместить знаки
сообщения Х в информационных разрядах
|
Рис. 2. Размещение знаков сообщения в
информационных разрядах
|
3
|
Построить
таблицу с двоичными номерами разрядов и внести в информационные разряды знаки
сообщения Х
|
Рис. 3. Построение таблицы с информационными
знаками
|
4
|
Для каждого из
контрольных разрядов с номером 2k определить строки,
формирующие контрольные знаки кода Х¢:
- информационный
знак кода Х¢ равен 1;
- в двоичном
представлении номера строки k-й разряд равен 1.
|
Рис. 4. Расчет контрольных знаков кода
В таблице выделены жирным шрифтом единицы в тех строках, в которых
значение исходного сообщения равно1 (строки 3, 6, 9, 10)
|
5
|
Вычислить
значения контрольных разрядов
|
Контрольные
символы p1, p2, p4,
p8 вычисляются следующим образом:
рi
равно сумме по модулю 2 тех информационных символов,
номера которых имеют единицу в двоичном представлении там же, где и номер рi, т.е. в i-ом разряде справа: p1 - в 1-ом разряде, p2 - во 2-ом, p4 - в 3-ем, p8 – в
4-ом.
|
6
|
Объединяя
информационные и контрольные разряды, получить искомое сообщение Х¢
|
Рис. 5. Получен код Х¢
Построенное
закодированное по Хэммингу сообщение Х¢ =
01100101110 (списано снизу вверх поразрядно)
|
- Проверка кодирования. Проверка четности
|
7
|
Проверим
правильность кодирования, вычислив значение H(X)
|
Выпишем в столбец двоичные номера строк, в которых знак сообщения Х¢ равен единице. Сумма по модулю 2 знаков номеров в каждом разряде
должна быть равной 0.
Рис. 6. Проверка четности
|
- Внесение ошибки. Исправление ошибки
|
8
|
Внести ошибку
замещения в один из разрядов и произвести декодирование
|
Пусть при
передаче сообщения Х¢ произошла ошибка замещения в 7-ом разряде, т.е. полученное сообщение
Х¢¢ = 01101101110
Вычислим
значение H(Х¢¢):
- Выпишем в
столбец двоичные номера строк, в которых знак сообщения Х¢¢
равен единице.
- Суммируем по
модулю 2 знаки номеров в каждом разряде:
Рис. 7.
Проверка на наличие ошибки
|
Полученное двоичное число 0111 равно номеру
разряда 7, в котором произошла ошибка.
Заменяя в сообщении Х¢¢ значение 7-го разряда на противоположное, восстанавливаем Х¢; вычеркивая из Х¢ проверочные разряды, получаем искомое сообщение Х.
|
|
Самостоятельно решить задачи:
1. Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную
ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить
место ошибки:
а) Х = 11001010
(i = 6) б) Х = 10110011 (i = 4)
в) Х =
00110101 (i = 9) г) Х = 11101001 (i = 10)
д) Х =
1010011 (i = 5)
- Принят некоторый код, проверить правильность кода, при
необходимости исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное
сообщение Х
а) принят код 111100
б) принят код 111010
в) принят код 100000
Примечание: при решении задач используйте справочный материал к работе, оформите
решения средствами MS Excel или MS Word.
Выполните
конспект работы в тетради.
Контрольные вопросы:
- Охарактеризуйте
понятие «корректирующий код»
- Приведите
алгоритм построения кода Хэмминга
- К какому виду
кодирования относится метод Хэмминга?
- Поясните
алгоритм вычисления функции H(X)
- Каким образом можно установить наличие ошибки в сообщении Х? Как
определить место ошибки?
- Какие ошибки
можно исправить с помощью кода Хэмминга?
Справочный
материал к лабораторной работе
- Восьмеричная
система счисления
Для представления одной цифры восьмеричной системы используется три
двоичных разряда (триада):
Цифра
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Триада
|
000
|
001
|
010
|
011
|
100
|
101
|
110
|
111
|
- Шестнадцатеричная
система счисления
Для представления одной цифры шестнадцатеричной системы используется четыре
двоичных разряда (тетрада):
Цифра
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Тетрада
|
0000
|
0001
|
0010
|
0011
|
0100
|
0101
|
0110
|
0111
|
Цифра
|
8
|
9
|
А
|
В
|
С
|
D
|
E
|
F
|
Тетрада
|
1000
|
1001
|
1010
|
1011
|
1100
|
1101
|
1110
|
1111
|
- Основные
логические операции
ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ
(XOR)
Отличается от
обычного ИЛИ последней строкой в таблице истинности:
А
|
В
|
А Ú В
|
|
А
|
В
|
А XOR B
|
0
|
0
|
0
|
|
0
|
0
|
0
|
0
|
1
|
1
|
|
0
|
1
|
1
|
1
|
0
|
1
|
|
1
|
0
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
1
|
1
|
0
|
Схема ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ соответствует
«сложению по модулю 2» и представлена на рис. 1.
Рис. 8 Схема ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ
ИЛИ
Приложение
2
Решения задач лабораторной работы
1. Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную
ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить
место ошибки:
а) Х = 11001010
(i = 6) б) Х = 10110011 (i = 4)
в) Х =
00110101 (i = 9) г) Х = 11101001 (i = 10)
д)
Х = 1010011 (i = 5)
Решение №1 (а):
Построить код
Хэмминга Х¢ для заданного
сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и,
произведя декодирование, подтвердить место ошибки:
а) Х = 11001010
(i = 6)
- Размещение
знаков сообщения в информационных разрядах
Рис. 9. Первый этап решения: информационные знаки
2.
Вычисление контрольных разрядов
Рис. 10.
Вычисление контрольных знаков
|
3.
Построенный код Х¢ = 110001011001
4.
Проверка четности. Вычисление Н(Х)
Рис. 11. Проверка четности
|
5.
Ошибка в разряде 6: Х¢¢ = 110001111001
6. Проверка
кода:
Рис. 12. Проверка кода
|
7. Замена знака в разряде 6; получение сообщения Х¢ = 110001011001; удаление
контрольных знаков, получение Х = 11001010
|
Решение №1 (б):
Построить код
Хэмминга Х¢ для заданного
сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и,
произведя декодирование, подтвердить место ошибки:
б) Х = 10110011
(i = 4)
- Размещение
знаков сообщения в информационных разрядах
Рис. 13. Первый этап решения: информационные знаки
- Вычисление
контрольных разрядов
Рис. 14.
Вычисление контрольных знаков
|
3. Построенный
код Х¢ = 101110010101
4.
Проверка четности. Вычисление Н(Х)
Рис. 15. Проверка четности
|
5.
Ошибка в разряде 4: Х¢¢ = 101110011101
|
|
6. Проверка
кода:
Рис. 16. Проверка кода
|
7. Замена знака в разряде 4; получение сообщения Х¢ = 101110010101; удаление
контрольных знаков, получение Х = 10110011
|
Решение №1 (в):
Построить код
Хэмминга Х¢ для заданного
сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и,
произведя декодирование, подтвердить место ошибки:
в) Х =
00110101 (i = 9)
- Размещение
знаков сообщения в информационных разрядах
Рис. 17. Первый этап решения: информационные знаки
- Вычисление
контрольных разрядов
Рис. 18. Вычисление контрольных знаков
|
3. Построенный
код Х¢ = 001100101110
4.
Проверка четности. Вычисление Н(Х)
Рис. 19. Проверка четности
|
5. Ошибка в
разряде 9: Х¢¢ = 001000101110
|
|
6. Проверка
кода:
Рис. 20. Проверка кода
|
7. Замена знака в разряде 9; получение сообщения Х¢ = 001100101110; удаление контрольных знаков, получение Х = 00110101
|
Решение №1 (г):
Построить код
Хэмминга Х¢ для заданного
сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и,
произведя декодирование, подтвердить место ошибки:
г) Х =
11101001 (i = 10)
- Размещение
знаков сообщения в информационных разрядах
Рис. 21. Первый этап решения: информационные знаки
- Вычисление
контрольных разрядов
Рис. 22. Вычисление контрольных знаков
|
3.
Построенный код Х¢ = 111011000101
4.
Проверка четности. Вычисление Н(Х)
Рис. 23. Проверка четности
|
5. Ошибка в
разряде 10: Х¢¢ = 110011000101
|
|
6. Проверка
кода:
Рис. 24. Проверка кода
|
7. Замена знака в разряде 10; получение сообщения Х¢ = 111011000101; удаление контрольных знаков, получение Х = 11101001
|
Решение №1 (д):
Построить код
Хэмминга Х¢ для заданного
сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и,
произведя декодирование, подтвердить место ошибки:
д) Х =
1010011 (i = 5)
- Размещение
знаков сообщения в информационных разрядах
Рис. 25. Первый этап решения: информационные знаки
2.
Вычисление контрольных разрядов
Рис. 26.
Вычисление контрольных знаков
|
3. Построенный
код Х¢ = 10100011100
4.
Проверка четности. Вычисление Н(Х)
Рис. 27. Проверка четности
|
5. Ошибка в
разряде 5: Х¢¢ = 10100001100
6. Проверка
кода:
Рис. 28. Проверка кода
|
7. Замена знака
в разряде 5; получение сообщения Х¢ = 10100011100; удаление контрольных знаков, исходное сообщение Х = 1010011
|
Решение задачи №2
Принят некоторый код, проверить правильность кода, при
необходимости исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное
сообщение Х
А) принят код 111100
Б) принят код 111010
В) принят код 100000
Решение №2 (а)
Принят некоторый
код, проверить правильность кода, при необходимости исправить ошибку. Выполнить
декодирование, получить исходное сообщение Х
А) принят код 111100
- Размещение
знаков сообщения в информационных разрядах
Рис. 29. Запись разрядов кода
2. Проверка
четности. Вычисление Н(Х)
Рис. 30 Проверка четности
|
- Замена знака в разряде 4, отправленный код
Рис. 31. Отправленный код
- Определение контрольных разрядов, удаление контрольных разрядов
из кода, исходное сообщение Х = 111
|
Решение №2 (б)
Принят некоторый код, проверить правильность кода, при необходимости
исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное сообщение Х
Б) принят код 111010
- Размещение
знаков сообщения в информационных разрядах
Рис. 32. Запись разрядов кода
2. Проверка четности.
Вычисление Н(Х)
Рис. 33 Проверка четности
|
3.
Замена знака в разряде 5, отправленный код
Рис.34. Отправленный код
4.
Определение контрольных разрядов, удаление
контрольных разрядов из кода, исходное сообщение Х = 100
|
Решение №2 (в)
Принят некоторый код, проверить правильность кода, при необходимости
исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное сообщение Х
В) принят код 100000
- Размещение
знаков сообщения в информационных разрядах
Рис. 35. Запись разрядов кода
2. Проверка
четности. Вычисление Н(Х)
Рис. 36.
Проверка четности
|
3.
Замена знака в разряде 6, отправленный код
Рис.37. Отправленный код
4.
Определение контрольных разрядов, удаление
контрольных разрядов из кода, исходное сообщение Х = 000
|
Приложение
3
Критерии оценки различных видов работ
Актуализация знаний
|
Решение задач
|
Защита работы по контрольным вопросам
|
Максимальный балл – 5
За дополнение - 1
|
Максимальный балл (решены верно 2 задачи) - 5
Решение задачи №2 не закончено, но студент
может рассказать ход и методы решения – 4
Решена 1 задача, контрольные вопросы – 4
Конспект работы в тетради, записана
рассмотренная задача – 3
|
Представление решения задачи на
демонстрационном экране - 5
Защита работы на ПК - 5
Защита работы (обсуждение по вопросам) – 4
За дополнение - 1
|
В результате выводится средняя оценка каждому студенту.
Дополнительное
задание оценивается отдельно, студент получает вторую оценку на занятии.
Приложение
4
Дополнительные задания
Выполнение
лабораторной работы №9
Литература: Бабаш А.В.
Информационная безопасность. Лабораторный практикум (+CD)
: учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. – М. : КНОРУС,
2012; стр. 112-114
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.