Инфоурок Информатика КонспектыОткрытый урок по дисциплине ОП.10 "Информационная безопасность"

Открытый урок по дисциплине ОП.10 "Информационная безопасность"

Скачать материал

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГЕОРГИЕВСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «ИНТЕГРАЛ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОТКРЫТЫЙ УРОК

по дисциплине ОП.10. «Информационная безопасность»

 

Тема урока: «Использование корректирующих кодов при защите информации»

 

 

 

Отделение энергетики,
металлообработки и электроники

Дата           14.03.2017

 

 

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Щербинина Елена Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

Георгиевск - 2017

Цели урока

 

Образовательные:

ü  Углубить теоретические знания по теме «Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности».

ü  Способствовать применению знаний в решении практических задач по обеспечению информационной безопасности.

 

Развивающие:

ü  Развивать навыки индивидуальной и групповой практической работы.

ü  Развивать способность логически рассуждать, делать выводы.

 

Воспитательные:

ü  Формировать умения работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

 

Методические:

ü  Познакомить педколлектив с групповой формой организации деятельности студентов на уроке, освоением методов самостоятельного анализа полученной на уроке информации и самостоятельного решения задач.

 

Тип урока: урок применения знаний, умений, навыков на практике

 

Методы проведения:

ü  решение практических задач с использованием УМК (лабораторного практикума с CD);

ü  технология парного программирования;

ü  технология разноуровневого обучения

 

Междисциплинарные связи:

  1. ОП.04 Информационные технологии
  2. ОП.11 Логические основы автоматизированных информационных систем

 

Материально – техническое оснащение:

  1. УМК по дисциплине ОП.10 «Информационная безопасность», курс лекций, лабораторные работы
  2. Литература:

ü  Мельников В.П. Информационная безопасность: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков; под редакцией С.А. Клейменова – 6-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2011

ü  Бабаш А.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум (+CD) : учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. – М. : КНОРУС, 2012

ü  Мартемьянов Ю.Ф., Яковлев Ал.В., Яковлев Ан.В. Операционные системы. Концепции построения и обеспечения безопасности. Учебное пособие для вузов. – М.: Горячая линия-Телеком, 2011

  1. Наглядные пособия:

ü  Стенд «Логические операции»

 

  1. Дидактическое обеспечение:

ü  Разработка лабораторной работы с теоретическими пояснениями по теме

ü  Презентация к уроку

 

5.      Оборудование: ПК, проектор, пакет прикладных программ MS Office 2010, CD-диск к лабораторному практикуму, конспекты, раздаточный материал.

 

Курс IV, группа ПК-31, специальность 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах», 14.03.2017

 

План урока

 

              I.      Организационный момент – 2 мин.

           II.      Мотивация учебной деятельности студентов – 3 мин.

        III.      Актуализация опорных знаний – 5 мин.

        IV.      Ознакомление с методом корректирующих кодов, инструкция по решению задач – 20 мин.

          V.      Выполнение лабораторной работы – 45 мин.

        VI.      Проверка выполнения заданий – 10 мин.

     VII.      Подведение итогов – 5 мин.

 

 

Ход урока

 

  1. Организационный момент – 2 мин.

Приветствие, проверка отсутствующих, наличия письменных принадлежностей, готовности к уроку.

 

  1. Мотивация учебной деятельности студентов – 3 мин

Осмысление значимости выполняемой работы по изучению темы студентами для осуществления профессиональной деятельности

 

  1. Актуализация опорных знаний – 5 мин.

 

Фронтальный опрос:

  1. Перечислите методы контроля целостности программ и данных
  2. Поясните, в чем заключается метод использования контрольного суммирования
  3. Поясните, в чем заключается метод использования хэш-функции
  4. Перечислите виды ошибок, возникающих при передаче информации
  5. Поясните, что такое систематический код (корректирующий код)
  6. Поясните, в чем заключается идея метода помехоустойчивого кодирования

 

 

После окончания опроса преподаватель устно отмечает активно работающих студентов, дает оценку.

Если студент не отвечает на вопрос, ему помогают товарищи.

 

       IV.      Ознакомление с методом корректирующих кодов, инструкция по решению задач – 20 мин

1.      Работа с презентацией, методическими рекомендациями к выполнению лабораторной работы:

                                                      а.            Код с проверкой на четность

                                                     б.            Код Хэмминга: решение задачи на построение кода, проверка правильности, внесение ошибки, исправление ошибки

 

2.      Примеры практического использования метода корректирующих кодов:

                                                      а.            Сообщение «Разработки Хэмминга» - Багдасарян А.

                                                     б.            Сообщение «Примеры программной реализации корректирующих кодов» - Собко Н.

 

Методические рекомендации к выполнению лабораторной работы представлены в Приложении 1.

 

          V.      Выполнение лабораторной работы – 45 мин.

 

1.      Самостоятельная работа студентов по группам по решению задач на построение кода Хэмминга – 25 мин

Студенты решают задачу №1 лабораторной работы «Корректирующие коды. Коды Хэмминга» по парам в 5 вариантах. Работа студентов на ПК.

Проверка выполнения в тетрадях с пояснением метода; замечания, корректировка, оценка.

Один любой вариант студенты представляют на демонстрационном экране с пояснением алгоритма решения.

 

Решения задач представлены в Приложении 2.

 

2.      Индивидуальная самостоятельная работа студентов по решению задач обнаружения ошибки в полученном сообщении и ее исправления – 20 мин.

Студенты решают задачу №2 лабораторной работы «Корректирующие коды. Коды Хэмминга» индивидуально в 3 вариантах. Работа студентов на ПК.

Проверка выполнения в тетрадях с пояснением метода; замечания, корректировка, оценка.

Один любой вариант студенты представляют на демонстрационном экране с пояснением алгоритма решения.

 

 

Решения задач представлены в Приложении 2

Дополнительное задание представлено в Приложении 4

 

3.      Проверка выполнения заданий – 10 мин.

Обсуждение работ по контрольным вопросам в лабораторной работе

 

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте понятие «корректирующий код»
  2. Приведите алгоритм построения кода Хэмминга
  3. К какому виду кодирования относится метод Хэмминга?
  4. Поясните алгоритм вычисления функции H(X)
  5. Каким образом можно установить наличие ошибки в сообщении Х? Как определить место ошибки?
  6. Какие ошибки можно исправить с помощью кода Хэмминга?

 

 

 VIII.      Подведение итогов – 5 мин.

 

Подведение итогов: преподаватель подводит итог урока, оценивает работу каждого студента с последующей самооценкой студента.

 

Критерии оценки различных видов работ представлены в Приложении 3

 

Домашнее задание:

ü  Мельников В.П., Информационная безопасность, стр. 275-288

ü  Бабаш А.В., Информационная безопасность. Лабораторный практикум, стр. 95-97

ü  Подготовить сообщения о методах программной реализации кодов с проверкой на нечетность и других модификаций корректирующих кодов

 

Рефлексия:

Студенты по очереди высказываются одним предложением, выбирая начало фразы:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я выполнял задания…
  5. я понял, что…
  6. теперь я могу…
  7. я приобрел…
  8. я научился…
  9. у меня получилось …

 


Приложение 1

Лабораторная работа

Корректирующие коды. Коды Хэмминга

 

Цель: ознакомиться с общими принципами построения и использования корректирующих кодов для контроля целостности информации, распространяемой по телекоммуникационным каналам, изучить метод кодирования по Хэммингу

 

Кодом называется система условных знаков (символов) для передачи, обработки и хранения (запоминания) различной информации.

Предметом исследования теории кодирования являются отображения конечных или счетных множеств объектов произвольной природы в множества последовательностей из цифр 0, 1,…r-1, где r – некоторое целое положительное число (в частности, r = 2). Такие отображения называются кодированиями.

 

Большинство задач теории кодирования укладывается в следующую схему:

Для заданного множества объектов рассматривается класс кодирований, обладающих определенными свойствами. Требуется построить кодирование из рассматриваемого класса, оптимальное в некотором заранее заданном смысле. Обычно критерий оптимальности кодирования так или иначе связан с минимизацией длин кодов, в то время как требуемые свойства кодирований могут быть весьма разнообразными. Среди таких свойств:

ü  существование однозначного обратного отображения (декодирования),

ü  возможность исправления при декодировании ошибок различного типа,

ü  возможность простой реализации (простота алгоритма) кодирования и декодирования и т.п.

 

Некоторые виды преобразований двоичных слов, называемых ошибками:

 

  1. Одиночная ошибка вида 0®1 (1®0) в слове X - замещение символа,
  2. Одиночная ошибка вида 0®Ù (1®Ù) в слове X - удаление одного из символов 0 (соответственно 1)
  3. Одиночная ошибка вида Ù®0 (Ù®1) - вставка символа перед некоторым символом слова или после его последнего символа
  4. Одиночная ошибка вида +2i (-2i) в слове X Î Вn, где 0 £ i < n, - арифметическая ошибка.

 

Для иллюстрации в таблице 1 приведены слова, полученные из слова 0001101 (двоичная запись числа 13) в результате ошибок рассматриваемых видов.

 

Таблица 1

 

Вид ошибки

Место ошибки

Слово, полученное в результате ошибки

Примечание

0 ® 1

2 символ

0101101

 

1 ® 0

5 символ

0001001

 

0 ® Ù

2 символ

001101

 

1 ® Ù

5 символ

000101

 

Ù ® 0

между 2 и 3 символами

00001101

 

Ù ® 1

между 2 и 3 символами

00101101

 

+22

 

0010001

13+4 = 17

-22

 

0001001

13-4 = 9

 

Далее мы будем рассматривать только случай одиночной ошибки типа замещения.

 

Способы контроля правильности передачи данных. Код с проверкой на четность

Контроль целостности информации при передаче от источника к приемнику может осуществляться с использованием корректирующих кодов.

Простейший корректирующий код – код с проверкой на четность, который образуется добавлением к группе информационных разрядов одного избыточного, значение которого выбирается таким образом, чтобы сумма единиц в кодовой комбинации, т.е. вес кодовой комбинации, была всегда четна.

 

Пример 1. Рассмотрим код с проверкой на четность, образованный добавлением контрольного разряда к простому двоичному коду:

 

 

Информационные разряды

Контрольный разряд

0

000

0

1

001

1

2

010

1

3

011

0

4

100

1

5

101

0

6

110

0

7

111

1

 

Такой код обнаруживает все одиночные ошибки и групповые ошибки нечетной кратности, так как четность количества единиц в этом случае будет также нарушаться.

Следует отметить, что при кодировании целесообразно число единиц в кодовой комбинации делать нечетным и осуществлять контроль на нечетность. В этом случае любая комбинация, в том числе и изображающая ноль, будет иметь хотя бы одну единицу, что дает возможность отличить полное отсутствие информации от передачи нуля.

 

Возможно экономное помехоустойчивое кодирование. Идея таких методов заключается в следующем:

На множестве двоичных слов рассматривается некоторая функция. Искомый код определяется как множество слов из Вn, на которых эта функция принимает некоторое фиксированное значение. Функция подбирается таким образом, чтобы в результате любой одиночной ошибки значение функции изменялось и чтобы по этому изменению и, быть может, самому полученному слову можно было однозначно определить вид и место ошибки.

Н(Х) представляет собой вектор длины k, полученный в результате сложения векторов, являющихся двоичными записями (с помощью k цифр) номеров единичных символов слова X.

 

Теорема. Код Хэмминга Hn, состоящий из всех слов X = х1х2...хn Î Вn таких, что

Н(Х) = (0,0,…,0),

является кодом с исправлением одного замещения.

 

Примечание: при вычислении функции Н(Х) вычисляется сумма по модулю 2 двоичных номеров строк, в которых знак сообщения Х равен единице.

 

 

Р.Хэммингом предложен способ кодирования, обеспечивающий простое и удобное декодирование.

N-значный код Хэмминга имеет m информационных и k контрольных разрядов.

Число контрольных разрядов должно удовлетворять соотношению

 

k ³ log2(n+1),

 откуда  m £  n - log2(n+1)

 

Для этого кодируемое слово X длины m дополняется k контрольными разрядами, которые определенным образом рассчитываются при кодировании, и полученное сообщение Х¢ состоит из m информационных и k контрольных позиций.

Для контрольных разрядов отводятся 1-й, 2-й, 4-й, 8-й и т.д., номера которых являются целыми степенями числа 2: их двоичные представления содержат ровно одну единицу. На остальные места: 3, 5, 6, 7, 9, 10,... помещают символы кодируемого слова X.

 

 

 

Рассмотрим пример построения кода Хэмминга в следующей задаче:

 

Для заданного сообщения Х = 0110101 построить код Хэмминга Х¢. Внести одиночную ошибку замещения и произвести декодирование.

 

Решение:

 

  1. Построение кода Хэмминга

 

№ п/п

Алгоритм

Конкретное соответствие задания алгоритму

1

Подготовить строку для сообщения Х¢, отводя места с номерами, равными 2k , для контрольных символов, а остальные разряды – для информационных символов сообщения Х¢

Разряды 1, 2, 4, 8 – контрольные;

Разряды 3, 5, 6, 7, 9, 10, 11,… - информационные

 

 

Рис. 1.Подготовка строки для сообщения

 

2

Разместить знаки сообщения Х в информационных разрядах

 

Рис. 2. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

 

 

 

 

 

 

3

Построить таблицу с двоичными номерами разрядов и внести в информационные разряды знаки сообщения Х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Построение таблицы с информационными знаками

 

4

Для каждого из контрольных разрядов с номером 2k определить строки, формирующие контрольные знаки кода Х¢:

  1. информационный знак кода Х¢ равен 1;
  2. в двоичном представлении номера строки k-й разряд равен 1.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4. Расчет контрольных знаков кода

 

В таблице выделены жирным шрифтом единицы в тех строках, в которых значение исходного сообщения равно1 (строки 3, 6, 9, 10)

 

5

Вычислить значения контрольных разрядов

Контрольные символы p1, p2, p4, p8 вычисляются следующим образом:

рi равно сумме по модулю 2 тех информационных символов, номера которых имеют единицу в двоичном представлении там же, где и номер рi, т.е. в i-ом разряде справа: p1 - в 1-ом разряде, p2 - во 2-ом, p4 - в 3-ем, p8 – в 4-ом.

 

6

Объединяя информационные и контрольные разряды, получить искомое сообщение Х¢

 

 

Рис. 5. Получен код Х¢

 

Построенное закодированное по Хэммингу сообщение Х¢ = 01100101110 (списано снизу вверх поразрядно)

 

 

  1. Проверка кодирования. Проверка четности

 

7

Проверим правильность кодирования, вычислив значение H(X)

 

Выпишем в столбец двоичные номера строк, в которых знак сообщения Х¢ равен единице. Сумма по модулю 2 знаков номеров в каждом разряде должна быть равной 0.

 

Рис. 6. Проверка четности

 

 

  1. Внесение ошибки. Исправление ошибки

 

8

Внести ошибку замещения в один из разрядов и произвести декодирование

Пусть при передаче сообщения Х¢ произошла ошибка замещения в 7-ом разряде, т.е. полученное сообщение

Х¢¢ = 01101101110

Вычислим значение H(Х¢¢):

  1. Выпишем в столбец двоичные номера строк, в которых знак сообщения Х¢¢ равен единице.

 

  1. Суммируем по модулю 2 знаки номеров в каждом разряде:

Рис. 7. Проверка на наличие ошибки

 

Полученное двоичное число 0111 равно номеру разряда 7, в котором произошла ошибка.

Заменяя в сообщении Х¢¢ значение 7-го разряда на противоположное, восстанавливаем Х¢; вычеркивая из Х¢ проверочные разряды, получаем искомое сообщение Х.

 

 

Самостоятельно решить задачи:

1.    Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить место ошибки:

а) Х = 11001010 (i = 6)                              б) Х = 10110011 (i = 4)

в) Х = 00110101 (i = 9)                               г) Х = 11101001 (i = 10)

д) Х = 1010011 (i = 5)

 

  1. Принят некоторый код, проверить правильность кода, при необходимости исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное сообщение Х

а) принят код 111100

б) принят код 111010

в) принят код 100000

 

Примечание: при решении задач используйте справочный материал к работе, оформите решения средствами MS Excel или MS Word.

 

Выполните конспект работы в тетради.

 

 

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте понятие «корректирующий код»
  2. Приведите алгоритм построения кода Хэмминга
  3. К какому виду кодирования относится метод Хэмминга?
  4. Поясните алгоритм вычисления функции H(X)
  5. Каким образом можно установить наличие ошибки в сообщении Х? Как определить место ошибки?
  6. Какие ошибки можно исправить с помощью кода Хэмминга?

 

 

Справочный материал к лабораторной работе

 

  1. Восьмеричная система счисления

 

Для представления одной цифры восьмеричной системы используется три двоичных разряда (триада):

 

Цифра

0

1

2

3

4

5

6

7

Триада

000

001

010

011

100

101

110

111

 

 

  1. Шестнадцатеричная система счисления

 

Для представления одной цифры шестнадцатеричной системы используется четыре двоичных разряда (тетрада):

 

Цифра

0

1

2

3

4

5

6

7

Тетрада

0000

0001

0010

0011

0100

0101

0110

0111

Цифра

8

9

А

В

С

D

E

F

Тетрада

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

 

  1. Основные логические операции

 

ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ (XOR)

Отличается от обычного ИЛИ последней строкой в таблице истинности:

 

А

В

А Ú В

 

А

В

А XOR B

0

0

0

 

0

0

0

0

1

1

 

0

1

1

1

0

1

 

1

0

1

1

1

1

 

1

1

0

 


Схема ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ соответствует «сложению по модулю 2» и представлена на рис. 1.

Рис. 8 Схема ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ


Приложение 2

Решения задач лабораторной работы

 

1.   Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить место ошибки:

а) Х = 11001010 (i = 6)                              б) Х = 10110011 (i = 4)

в) Х = 00110101 (i = 9)                               г) Х = 11101001 (i = 10)

д) Х = 1010011 (i = 5)

 

 

 

 

 

 

Решение №1 (а):

Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить место ошибки:

а) Х = 11001010 (i = 6)

 

 

  1. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

Рис. 9. Первый этап решения: информационные знаки

 

 

2.      Вычисление контрольных разрядов

 

Рис. 10. Вычисление контрольных знаков

 

 

 

 

3.      Построенный код Х¢ = 110001011001

 

4.      Проверка четности. Вычисление Н(Х)

 

Рис. 11. Проверка четности

 

 

5.      Ошибка в разряде 6:  Х¢¢ = 110001111001

 

6. Проверка кода:

 

Рис. 12. Проверка кода

 

7. Замена знака в разряде 6; получение сообщения Х¢ = 110001011001; удаление контрольных знаков, получение Х = 11001010

 

 

 

 

 

 

 

Решение №1 (б):

Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить место ошибки:

б) Х = 10110011 (i = 4)

 

 

 

 

  1. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

Рис. 13. Первый этап решения: информационные знаки

 

  1. Вычисление контрольных разрядов

 

Рис. 14. Вычисление контрольных знаков

 

3. Построенный код Х¢ = 101110010101

 

4.      Проверка четности. Вычисление Н(Х)

 

Рис. 15. Проверка четности

 

5.      Ошибка в разряде 4: Х¢¢ = 101110011101

 

 

 

 

6. Проверка кода:

 

Рис. 16. Проверка кода

 

 

 

7. Замена знака в разряде 4; получение сообщения Х¢ = 101110010101; удаление контрольных знаков, получение Х = 10110011

 

Решение №1 (в):

Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить место ошибки:

в) Х = 00110101 (i = 9)

 

 

  1. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

Рис. 17. Первый этап решения: информационные знаки

 

 

  1. Вычисление контрольных разрядов

 

Рис. 18. Вычисление контрольных знаков

 

 

3. Построенный код Х¢ = 001100101110

 

4.      Проверка четности. Вычисление Н(Х)

 

Рис. 19. Проверка четности

 

 

5. Ошибка в разряде 9: Х¢¢ = 001000101110

 

 

 

6. Проверка кода:

 

Рис. 20. Проверка кода

 

 

 

 

7. Замена знака в разряде 9; получение сообщения Х¢ = 001100101110; удаление контрольных знаков, получение Х = 00110101

 

 

Решение №1 (г):

Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить место ошибки:

г) Х = 11101001 (i = 10)

 

 

  1. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

Рис. 21. Первый этап решения: информационные знаки

 

 

  1. Вычисление контрольных разрядов

 

Рис. 22. Вычисление контрольных знаков

 

 

3.      Построенный код Х¢ = 111011000101

 

4.      Проверка четности. Вычисление Н(Х)

 

Рис. 23. Проверка четности

 

 

5. Ошибка в разряде 10: Х¢¢ = 110011000101

 

 

 

 

6. Проверка кода:

 

Рис. 24. Проверка кода

 

 

7. Замена знака в разряде 10; получение сообщения Х¢ = 111011000101; удаление контрольных знаков, получение Х = 11101001

 

 

 

 

 

Решение №1 (д):

Построить код Хэмминга Х¢ для заданного сообщения Х. Внести одиночную ошибку замещения в i-й разряд и, произведя декодирование, подтвердить место ошибки:

д) Х = 1010011 (i = 5)

 

 

 

  1. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

Рис. 25. Первый этап решения: информационные знаки

 

 

2.      Вычисление контрольных разрядов

 

Рис. 26. Вычисление контрольных знаков

 

 

 

3. Построенный код Х¢ = 10100011100

 

4.      Проверка четности. Вычисление Н(Х)

 

Рис. 27. Проверка четности

 

 

5. Ошибка в разряде 5: Х¢¢ = 10100001100

 

6. Проверка кода:

 

Рис. 28. Проверка кода

 

 

7. Замена знака в разряде 5; получение сообщения Х¢ = 10100011100; удаление контрольных знаков, исходное сообщение Х = 1010011

 

 

 

 

Решение задачи №2

 

 

Принят некоторый код, проверить правильность кода, при необходимости исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное сообщение Х

А) принят код 111100

Б) принят код 111010

В) принят код 100000

 

Решение №2 (а)

 

Принят некоторый код, проверить правильность кода, при необходимости исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное сообщение Х

А) принят код 111100

 

  1. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

Рис. 29. Запись разрядов кода

 

 

2. Проверка четности. Вычисление Н(Х)

 

Рис. 30 Проверка четности

 

 

  1. Замена знака в разряде 4, отправленный код

 

Рис. 31. Отправленный код

 

  1. Определение контрольных разрядов, удаление контрольных разрядов из кода, исходное сообщение Х = 111

 

 

Решение №2 (б)

 

Принят некоторый код, проверить правильность кода, при необходимости исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное сообщение Х

 

Б) принят код 111010

 

  1. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

Рис. 32. Запись разрядов кода

 

 

2. Проверка четности. Вычисление Н(Х)

 

Рис. 33 Проверка четности

 

 

3.      Замена знака в разряде 5, отправленный код

 

Рис.34. Отправленный код

 

4.      Определение контрольных разрядов, удаление контрольных разрядов из кода, исходное сообщение Х = 100

 

 

 

 

Решение №2 (в)

 

Принят некоторый код, проверить правильность кода, при необходимости исправить ошибку. Выполнить декодирование, получить исходное сообщение Х

 

В) принят код 100000

 

  1. Размещение знаков сообщения в информационных разрядах

 

Рис. 35. Запись разрядов кода

 

 

2. Проверка четности. Вычисление Н(Х)

 

Рис. 36. Проверка четности

 

 

3.      Замена знака в разряде 6, отправленный код

 

Рис.37. Отправленный код

 

4.      Определение контрольных разрядов, удаление контрольных разрядов из кода, исходное сообщение Х = 000

 

 

 

 


 

Приложение 3

Критерии оценки различных видов работ

 

Актуализация знаний

Решение задач

Защита работы по контрольным вопросам

 

Максимальный балл – 5

За дополнение - 1

 

Максимальный балл (решены верно 2 задачи) - 5

Решение задачи №2 не закончено, но студент может рассказать ход и методы решения – 4

Решена 1 задача, контрольные вопросы – 4

Конспект работы в тетради, записана рассмотренная задача – 3

 

Представление решения задачи на демонстрационном экране - 5

Защита работы на ПК - 5

Защита работы (обсуждение по вопросам) – 4

За дополнение - 1

 

В результате выводится средняя оценка каждому студенту.

Дополнительное задание оценивается отдельно, студент получает вторую оценку на занятии.


Приложение 4

Дополнительные задания

 

 

Выполнение лабораторной работы №9

 

Литература: Бабаш А.В. Информационная безопасность. Лабораторный практикум (+CD) : учебное пособие / А.В. Бабаш, Е.К. Баранова, Ю.Н. Мельников. – М. : КНОРУС, 2012; стр. 112-114

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок по дисциплине ОП.10 "Информационная безопасность""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по ипотечному кредитованию

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по дисциплине ОП.10. «Информационная безопасность» для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах" Тема урока: «Использование корректирующих кодов при защите информации»Образовательные цели урока:Углубить теоретические знания по теме «Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности». Способствовать применению знаний в решении практических задач по обеспечению информационной безопасности

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 052 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.08.2020 803
    • DOCX 3.1 мбайт
    • 10 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Нарина Людмила Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Нарина Людмила Анатольевна
    Нарина Людмила Анатольевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 83220
    • Всего материалов: 232

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 138 человек из 46 регионов

Курс повышения квалификации

Теоретические и методологические основы преподавания информатики с учётом требований ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 153 человека из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 718 человек

Курс профессиональной переподготовки

Разработка и сопровождение требований и технических заданий на разработку и модернизацию систем и подсистем малого и среднего масштаба и сложности

Системный аналитик

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 83 человека

Курс профессиональной переподготовки

Информационные технологии в профессиональной деятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации

Преподаватель информационных технологий

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 190 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 973 человека

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 27 человек

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе