Инфоурок Другое Другие методич. материалыОткрытый урок "Первая мировая война"

Открытый урок "Первая мировая война"

Скачать материал

 

Мероприятие, посвящённое 100-летию со дня начала Первой мировой войны

Оборудование: карты: « Раздел мира к 1914г.», «Первая мировая война».
Плакат: « Всем поджигателям войны посвящается».
Картины : В.В.Верещагина «Апофеоз войны».  «Верденское сражение», «Брусиловский прорыв».   Звучит музыка. 

 

Викторова Р.Н.: Здравствуйте, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Наш сегодняшний урок посвящён 100-летию с начала Первой мировой войны. В ходе урока мы попытаемся установить причины этой забытой войны, проанализировав мировую политическую ситуацию того времени, а используя межпредметные связи двух дисциплин – истории и обществознания, постараемся раскрыть значение патриотизма русского народа в становлении независимости нашего государства от самых истоков становления и до настоящих дней.

За многовековую историю России пришлось не раз защищать национальную независимость в борьбе с иноземными захватчиками. И Русь, и Россия были вынуждены вести многочисленные войны. Наш народ, его армия, флот неоднократно спасали европейскую цивилизацию от жадных и агрессивных захватчиков, которые хотели покорить весь мир.

 

Шестакова В.Е. XX век. Великий и страшный. Великий в своих открытиях и прорывах человеческого разума….. И страшный в своих разрушениях…… Сколько пережил человек за эти сто лет!  И первое тяжелейшее испытание-война…..

Первая мировая война оказалась длительной, жестокой и кровавой, перекроила карту Европы, унесла миллионы человеческих жизней.

Существует много мнений относительно этой войны, но для русских людей она была высшим проявлением патриотизма, объединением для всеобщей победы над врагом, посягающим на целостность империи.  И сегодня мы попробуем ответить на основные вопросы этой войны, которая была по оценке Президента РФ В.В. Путина: «…незаслуженно забыта, фактически вычеркнута из исторической памяти. Несправедливому забвению подвергся массовый героизм русских воинов, из которых около 2 млн. погибло на полях сражения и около 4 млн. пострадало от ран».

Разберем историческую ситуацию.

В 1914 г. Австро-Венгрия, за которой стояла Германия, начала войну с Сербией. Перед российским императором Николаем II встал нелегкий выбор: поддержать Сербию и начать войну как  с Австро-Венгрией, так и с ее союзницей-Германией, или отказать сербам в поддержке. Многие приближенные убеждали царя не вступать в войну. Однако Николай II решил поддержать Сербию, и Германия, а затем и Австро-Венгрия объявили России войну. Приведите не менее трех причин, по которым Николай II принял такое решение. Укажите не менее двух последствий начавшейся войны для России.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим с вами мини-спектакль о причинах Первой мировой войны.

Безглазые настали времена,
Земля казалась шире и просторней,
Людей же стало меньше, но для них
Среди пустынь недоставало места,
Они горели только об одном:
Скорей построить новые машины
И вновь начать такую же войну.
Так кончилась предбредовая схватка,
Но в этой бойне не уразумели,
Не выучились люди ничему…..
Учёные изобретали способ
За способом для истребленья масс,
Политики чертили карты новых
Колониальных рынков и дорог…..

 

Ведущий: 28 июня 1914 года в столице Боснии Сараево сербский гимназист Гавриила Принцип убил наследника австрийского престола эрцгерцога Франца – Фердинанда и его супругу. Это явилось непосредственным поводом к началу Первой мировой войны. Незадолго до начала военных действий были образованы два военных блока: Тройственный союз, в который вошли Германия, Австро-Венгрия, Италия, и Антанта, в составе которой были Англия, Франция и Россия.

Представители Тройственного союза: /беседа у карты/

 Германия: Господа! Германия собрала вас для того, чтобы определить свои интересы в будущей войне, в коей никто из нас не сомневается. Ведь эти англичане и французы захватили обширнейшие территории в мире, но мы требуем и для себя места под солнцем. Думаю, никто из нас не станет оспаривать вопрос о том, что мы положим конец господству Англии на море, ослабим её конкуренцию на мировых рынках и захватим колонии этих стран. Мы желаем аннексировать промышленно развитые районы северо-востока Франции, отторгнуть от России Прибалтику, «Донскую область», Крым, Приазовье, Кавказ.


Австро-Венгрия: Господа! Австро-Венгрия также недовольна существующим положением. Эта Россия постоянно суёт свой нос в дела Балкан, но кто, как не мы, имеем право господствовать на Балканах? Мы хотели бы подчинить себе Сербию и отторгнуть у России часть царства Польского, Подолию и Волынь.

 

Италия: Господа! Итальянское правительство обещает помочь Германии в случае нападения на неё Франции и быть нейтральной в конфликте России и Австро-Венгрии. Но, что вы нам предложите? Нам необходимы французское побережье Средиземноморья, Тунис и остров Корсика.


Представители стран Антанты беседуют у карты.
Англия: Господа, Англия, как и вы, знает, что Германия готовится к войне. Наш союз должен четко определить свои претензии, чтобы никакие разногласия не омрачили наше «Сердечное согласие». Великобритания желала бы немногого: сохранить свои колонии и господство на море, отнять у одряхлевшей Турции богатые нефтью Месопотамию и часть Аравийского полуострова. К чему они ей?

 

Франция: Господа, вы знаете, что Германия вероломно отняла у Франции в 1871 году наши законные территории - Эльзас и Лотарингию. По праву мы желаем их вернуть и, конечно, наказать Германию, отняв у неё Левобережье Рейна и Саарский угольный бассейн.

Россия: Господа, вы знаете о нашей давней дружбе России с братьями славянами на Балканах. Помогать им – наша христианская обязанность. Мы озабочены сохранением своего влияния на Балканах. Кроме того, вы понимаете и уязвимость наших южных рубежей, поэтому мы желали бы захватить у Турции проливы Босфор и Дарданеллы.

 

Ведущий: 23 июля Австро-Венгрия предъявляет ультиматум Сербии. На ответ отводилось 24 часа. Австро-Венгрия объявила всеобщую мобилизацию и стала сосредотачивать войска на границе с Сербией и Россией. По совету из Петербурга, стремившегося избежать войны, сербы приняли почти все условия, кроме участия в расследовании убийства эрцгерцога Франца – Фердинанда и его супруги австрийских представителей, что означало бы прямой отказ от государственного суверенитета.

Император Николай II  пытается урезонить Австро-Венгрию через её союзника, немецкого кайзера Вильгельма. Он шлет своему кузену телеграмму за телеграммой, еще надеясь урегулировать ситуацию

 

Николай II: Я прошу тебя во имя нашей старой дружбы сделать все, что ты можешь, чтобы твои союзники не зашли слишком далеко. Ники.

 

Ведущий: 30 июля  в Австрии во всю продолжается мобилизация для вторжения в Сербию. Николай II понимает, что все дипломатические средства исчерпаны. В связи с чем,  Россия начинает всеобщую мобилизацию.

Ведущий: О начале войны министру иностранных дел России Сазонову объявил германский посол Пурталес.

 

Германский посол Пурталес: Германия требует, чтобы Россия прекратила всеобщую мобилизацию.

 

Министр иностранных дел России Сазонов: нет

 

Германский посол Пурталес: Германия объявляет России войну.

 

Министр иностранных дел России Сазонов: Вы совершаете преступный акт, проклятие народов падет на вас.

 

Германский посол Пурталес: Мы защищаем свою честь!

 

Ведущий: 01 августа 1914 года Германия объявила войну России. Императору Николаю II ничего не оставалось, как принять данный вызов. Эта дата означала  и начало Первой Мировой войны, в которую было втянуто 38 государств.

 

Николай II Я торжественно клянусь, что не заключу мира, пока останется хоть один враг на родной земле.

БОЖІЕЮ МИЛОСТІЮ, 
МЫ, НИКОЛАЙ ВТОРЫЙ, 
ИМПЕРАТОРЪ И САМОДЕРЖЕЦЪ ВСЕРОССІЙСКІЙ, 
ЦАРЬ ПОЛЬСКІЙ, ВЕЛИКІЙ КНЯЗЬ ФИНЛЯНДСКІЙ, 
и прочая, и прочая, и прочая.

Объявляемъ всѣмъ вѣрнымъ   Н а ш и м ъ   подданнымъ:

Слѣдуя историческимъ своимъ завѣтамъ, Россія, единая по вѣрѣ и крови съ славянскими народами, никогда не взирала на ихъ судьбу безучастно. Съ полнымъ единодушіемъ и особою силою пробудились братскія чувства русскаго народа къ славянамъ въ послѣдніе дни, когда Австро-Венгрія предъявила Сербіи завѣдомо непріемлемыя для державнаго государства требованія.

Презрѣвъ уступчивый и миролюбивый отвѣтъ Сербскаго правительства, отвергнувъ доброжелательное посредничество Россіи, Австрія поспѣшно перешла въ вооруженное нападеніе, открывъ бомбардировку беззащитнаго Бѣлграда.

Вынужденные, въ силу создавшихся условій, принять необходимыя мѣры предосторожности,   М ы   повелѣли привести армію и флотъ на военное положеніе, но, дорожа кровью и достояніемъ   Н а ш и х ъ   подданныхъ, прилагали всѣ усилія къ мирному исходу начавшихся переговоровъ.

Среди дружественныхъ сношеній, союзная Австріи Германія, вопреки   Н а ш и м ъ   надеждамъ на вѣковое доброе сосѣдство и не внемля завѣренію   Н а ш е м у,   что принятыя мѣры отнюдь не имѣютъ враждебныхъ ей цѣлей, стала домогаться немедленной ихъ отмѣны, и встрѣтивъ отказъ въ этомъ требованіи, внезапно объявила Россіи войну.

Нынѣ предстоитъ уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную   Н а м ъ   страну, но оградить честь, достоинство, цѣлость Россіи и положеніе ея среди Великихъ Державъ.   М ы   непоколебимо вѣримъ, что на защиту Русской Земли дружно и самоотверженно встанутъ всѣ вѣрные   Н а ш и   подданные.

Въ грозный часъ испытанія да будутъ забыты внутреннія распри. Да укрѣпится еще тѣснѣе единеніе   Ц а р я   съ Его народомъ и да отразитъ Россія, поднявшаяся какъ одинъ человѣкъ, дерзкій натискъ врага.

Съ глубокою вѣрою въ правоту   Н а ш е г о   дѣла и смиреннымъ упованіемъ на Всемогущій Промыселъ   М ы   молитвенно призываемъ на Святую Русь и доблестныя войска   Н а ш и   Божіе благословеніе.

Данъ въ Санктъ-Петербургѣ, въ двадцатый день іюля, въ лѣто отъ Рождества Христова тысяча девятьсотъ четырнадцатое, Царствованія же   Н а ш е г о   въ двадцатое.

На подлинномъ Собственною   Е г о   И м п е р а т о р с к а г о   В е л ичества

 

Шестакова В.Е.            Причины :

1)      Сербия-союзница России на Балканах;

2)      Россия надеялась в случае победы в войне укрепить свое влияние на Балканах и установить контроль над проливами;

3)      надежда Николая II на патриотический подъем в стране;

4)      надежда на укрепление самодержавия;

 

Последствия:

1)      начавшаяся война продемонстрировала экономическую отсталость России;

2)      война обернулась для России огромными потерями;

3)      в России произошла революция, в ходе которой было свергнуто самодержавие.

 

Викторова Р.Н.

Жизненное кредо: «Настоящий учитель учит только тому, чему не перестаёт учиться сам».

Ну, а теперь, уделим несколько минут курсу обществознания. Не секрет, что одним из самых сложных заданий при написании единого государственного экзамена по данному предмету, является выполнение творческого задания 2 части КИМа – написание эссе по одному из предложенных высказываний великих людей «мира его». 

В течение изучения курса обществознания мы неоднократно практиковались в написании задания С9. Поэтому сегодня для выполнения данного задания я предлагаю проанализировать фразу императора  Николая II: «Я торжественно клянусь, что не заключу мира, пока останется хоть один враг на родной земле».

Но для начала давайте вспомним формулу, которая поможет нам написать эссе по обществознанию.

 

 

ФОРМУЛА ДЛЯ НАПИСАНИЯ ЭССЕ  ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

П – понятие (выражение своего мнения по предложенной фразе)

О – обоснование (аргументация своего мнения)

П - примеры, подтверждающие мнение (исторический, литературный, жизненный, кинематографический, политический, экономический)

С – суждение (вывод)

Итак, начинаем! Кто желает выразить свою точку зрения по предложенному высказыванию Николая II?

Эссе по высказыванию

 «Я торжественно клянусь, что не заключу мира, пока останется хоть один враг на родной земле». Николай II

            Конечно, нельзя не согласиться с мнением автора высказывания – императором Николаем II, о том, что никогда нельзя заключать мира, пока на родной земле останется хотя бы один враг.

           Данная фраза проникнута чувством патриотизма не только императора Всея Руси как руководителя страны, но и простого русского человека, любящего свою Родину.   Что лично для каждого из нас патриотизм? Вопрос, однозначно, не совсем легкий. Ответ тоже не прост: патриотизм – это, в первую очередь, чувство долга перед Родиной. Родина – это именно то место, за которое ты чувствуешь себя ответственным, за благополучие которого ты волнуешься, волнуешься за жизнь его и развитие. Вероятно, это и есть то самое чувство патриотизма, чувство доброе и свободное, не зависящее ни от государственных границ, ни от чьего бы то ни было мнения. Настоящий патриот – не редкость в нашей стране. Доказательством этого служат события минувших лет. История Отечества изобилует бесчисленными примерами высоких патриотических поступков русских людей. Вспомним святых мучеников церкви и Сергия Радонежского, великих полководцев и государственных деятелей — Александра Невского, Дмитрия Донского, Дмитрия Пожарского, Кузьму Минина, Петра I, Александра Суворова, Петра Нахимова, Георгия Жукова, простых людей, счет которым идет на миллионы.

           Историческим примером настоящего патриотизма  является русский крестьянин – деревенский староста Иван Сусанин,  имя которого известно сегодня каждому. Биография Ивана Сусанина связывается прежде всего с его знаменитым подвигом, благодаря которому была спасена жизнь царя Михаила Федоровича Романова. Зимой 1612 года, когда значительная часть тогдашнего Московского царства была оккупирована войсками Речи Посполитой, крестьянин Иван Сусанин был нанят на службу отрядом польско-литовских войск. Он должен был стать их проводником в село Домнино, в котором тогда находился еще юный русский царь Михаил Федорович Романов. Однако крестьянин обманул захватчиков, указав им неверный путь. Он повел поляков в противоположную сторону, по направлению к селу Исупову, а в Домнино послал собственного зятя с известием о надвигающейся опасности. Когда обман был раскрыт, Ивана Сусанина подвергли жестоким пыткам, но герой так и не выдал местонахождение молодого царя. За это он был изрублен на мелкие куски, навсегда оставшись в том лесу.  В 1838 году по велению императора Николая I  был поставлен первый в России памятник национальному герою - Ивану Сусанину.  

           Литературным примером является ещё один патриот - Алексей Маресьев  из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Алексей через всю свою жизнь достойно пронес звание Настоящего человека. Он - простой летчик и воевал с фашистами, как и многие другие. Его самолет был сбит немцами, раненый, с перебитыми ногами, 18 суток Алексей полз к линии фронта.  Его нашли сельские жители и отправили в госпиталь. Врачам пришлось ампутировать Маресьеву обе ноги, так как у него началась гангрена. Ещё в больнице Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Он прошёл медкомиссию и продолжил свою военную службу, потому что не мог быть в стороне, пока враг не изгнан с территории его Родины. Таким образом, во время Великой Отечественной войны человек–патриот хотел жить, выживать для того, чтобы продолжать сражаться и победить врага, посягнувшего на свободу и независимость нашей страны.

           Тема патриотизма прослеживается и в фильме Сергея Бондарчука, экранизированном по  роману Л. Н. Толстого «Война и мир». Когда к Москве подступал  враг, истинные патриоты в батарее Тушина сражаются и без прикрытия. Да и сам Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» — кричит он русским солдатам. Пьер Безухов отдает свои деньги, продает имение, чтобы экипировать полк. Чувство обеспокоенности за судьбы своей страны, сопричастность общему горю заставляет его, обеспеченного аристократа, идти в самое пекло Бородинской битвы. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».

          Жизненным примером, подтверждающим наше мнение по данному высказыванию, будет являться история Героя России Сергея Солнечникова, о котором нам известно из средств массовой информации.  В марте 2012 года командир батальона - волжанин Сергей Солнечников погиб на полигоне в Амурской области, накрыв своим телом неразорвавшуюся гранату. Ценой своей жизни он спас жизни десятков солдат-срочников, находившихся в это время на учениях. Звание Героя России Сергею присвоили уже посмертно. Кто-то скажет, что никаких военных действий в указанный период не велось, и это был лишь несчастный случай! Но, по-моему мнению,  Сергей Солнцев – это настоящий патриот России, человек с большой буквы, спасший солдат, за которых был в ответе. В Волжском, на родине комбата, вскоре появится мемориал, а одна из школ уже сейчас носит имя отважного земляка.

           Подводя итог вышесказанному, патриотизм – это, действительно, любовь к своей Родине. Он подразумевает, что ты ценишь и знаешь прошлое своей страны, активно участвуешь в её настоящем и планируешь её будущее. Патриотизм – это знание и уважение родной культуры, родных традиций, родного языка. Это любовь и уважение к своим соотечественникам.  Думаю, эти слова давно уже являются прописными истинами, поскольку, любовь к своей стране – это незыблемая ценность, которую должны воспитывать с самых ранних лет в семье, в школе и в обществе в целом. И чтобы ни случилось, мы точно также, как когда в далёком 1914 году император Всея Руси  Николай II, торжественного клянёмся, что «не заключим мира, пока останется хоть один враг на родной земле»!

 

Спасибо, ребята – вы абсолютно верно раскрыли тему вопроса, достойно аргументировали свою точку зрения, подкрепив её примерами из различных областей знаний.

Но завершить сегодняшний урок нам  хотелось бы анализом картины Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны». Ребята, прошу вас на сцену!

 

Звучит музыка (песня про солдат)

Ведущий: Великий русский художник Василий Васильевич Верещагин писал: «Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в её защиту разные аргументы - религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок». Побывав в Средней Азии в середине 19 века, он написал картину «Апофеоз войны». Это полотно изображает смерть, уничтожение, разрушение. Среди раскалённой степи, под жгучими лучами солнца, изображена пирамида из человеческих черепов, вокруг которой вьются вороны. А такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды» ещё явственнее выражают идею произведения. Чтобы полнее выразить идею полотна, автор сделал надпись на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим». До начала Первой мировой войны Василий Васильевич Верещагин не дожил, он погиб в русско- японской войне, но его картины - напоминание нам, живущим. Напоминание о том, чем заканчиваются войны, каков их страшный, чудовищный лик. Помните об этом!

 

Мы уходим на Запад, туда, где закатное солнце…
Наши судьбы едины с судьбой необъятной страны.
Мы вернёмся домой (если только, конечно, вернёмся),
Если только вернёмся мы с этой проклятой войны...

Кто-то, вспомнив о близких, назад обернётся невольно;
Кто-то с прошлым расстался, и смотрит с надеждой вперёд.
Колыханье штыков, как стальные балтийские волны,
И пока ещё полный состав батальонов и рот

Нам бросают цветы. Нам твердят: «Да хранит вас Всевышний!».
Кружат головы марши и призрачной славы вино.
Мы когда-нибудь вспомним об этом у стен Перемышля,
Как о чём-то, что было не с нами и очень давно

То, что целью казалось вчера — оказалось не целью…
То, что было серьёзно — сегодня уже не всерьёз…
Грозы августа хлещут не ливнем с небес, а шрапнелью
По ветвям оголённым не в срок облетевших берёз

И однажды настанет пора — мы разрушим святыни!
Ибо зубы дракона посеяны, не семена.
Мы вернёмся домой (если только вернёмся) другими,
И не лаской — оскалом нас встретит другая страна.

Шестакова В.Е.: Ребята, спасибо за урок! Спасибо за внимание, уважаемые гости!

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок "Первая мировая война""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Клининговый менеджер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 948 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.07.2020 194
    • DOCX 42.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кузина Нина Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кузина Нина Михайловна
    Кузина Нина Михайловна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 97205
    • Всего материалов: 242

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Маркетплейсы: организационные, правовые и экономические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 15 регионов

Мини-курс

Стрессоустойчивость и успех в учебе: практические методики и стратегии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 51 человек из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 17 человек

Мини-курс

Стратегии карьерного роста и развития

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе