Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / ИЗО, МХК / Открытый урок на тему: "Средства и правила построения композиции пейзажа"

Открытый урок на тему: "Средства и правила построения композиции пейзажа"

Урок № 13

Тема:

«Средства и правила построения композиций при выполнении пейзажа».

Цели урока:

  • Обучающая цель:  Расширить методы познания окружающей действительности, раскрыть творческие потенциалы учащихся художественно – изобразительными средствами.

  • Развивающая цель: развить воображения, фантазии, художественного вкуса и формировать культуры личности учащихся во всех проявлениях.

  • Воспитывающая цель: воспитать нравственных и эстетических чувств, эмоционально – ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Оснащения урока: пиктограммы условных обозначений, репродукции картин известных художников, карточки-задания.

Оборудование и инструменты:  рабочая тетрадь, простые карандаши, ластик.

Тип урока:

  • Изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационная часть. (3 мин)

- Приветствие

- Отмечание по журналу присутствующих/отсутствующих

- Озвучивание темы занятия

2. Повторение пройденного материала. (10 мин)

Прежде чем начать новую тему, учащимся предлагается повторить теоретический материал, т.е. основные понятия, относящиеся к этой теме – пейзаж, жанр, линия горизонта, перспектива.

  1. Что такое пейзаж?

(Это изображение природы, пейзаж – это жанр изобразительного искусства. Мы изучаем графический пейзаж).

  1. С чего мы начинали когда, рисовали пейзаж?

(С начало определяем положение уровня линий горизонта).

  1. Назовите виды линии горизонта?

(Высокая линия горизонта, на уровне глаз, и низкая линия горизонта)

  1. Для чего используется перспектива?

(Чтобы на плоской бумаге показать ощущения глубины, пространства)

  1. Законы перспективы

(есть 2 основных законов перспективы. 1-й закон – чем дальше предмет, тем он становиться меньше, 2-й закон – параллельные линии, удаляясь от нас, сближаются и сходятся в одной точке.)

  1. Виды перспективы

(1 – фронтальная, 2 – угловая, 3 – воздушная)

  1. Давайте вспомним детали и аспекты, которые мы используем при рисовании пейзажа

(ответы учащихся)

3. Изучение нового материала. (20 мин)

1.Самое простое средство композиции – это выбор формата.

Формат – это линейные размеры печатной формы листа бумаги, (длина и ширина или высота) выраженные в метрических единицах.

hello_html_47181629.jpghello_html_m7a8aca39.jpghello_html_6737fcf1.jpg

вертикальный квадратный горизонтальный

2. Композиция – важнейший организующий компонент придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Виды композиции

hello_html_m76f37bc2.jpghello_html_m49e1a88a.jpg

одноплановая многоплановая

композиция композиция.

3. Следующий метод фиксирует внимание учащихся на умении выбрать сюжет композиции для будущего пейзажа. Сюжетом является непосредственно сам предмет изображения. Рамка видоискателя или ладони помогут сконцентрировать внимание на наиболее интересном композиционном объекте.

hello_html_133e99c3.pnghello_html_133e99c3.png

4. После этого рассматриваем подробнее наиболее сложное средство композиции – равновесие.

Подобные упражнения помогают развить чувство равновесия композиции, научиться уравновешивать большие и малые величины, светлое и темное, силуэт и цветовое пятно.

hello_html_m46f32820.pnghello_html_m46f32820.png

Уравновешенность в картине Неуравновешенность в картине

5. Симметрия и асимметрия в картине.

Симметрия – это неизменность предмета во время вращения. Отсутствие или нарушение симметрий – это асимметрия.

6. Статика и динамика в картине.

Часто художнику в своей работе необходимо передать движение, и это называется динамикой.

Если художник изображает объекты в состоянии покоя, то он использует симметричные, уравновешенные композиции, где главный объект расположен в центре полотна.

7. Следующая картина даёт возможность наглядно увидеть, как меняется композиция от выбора линии горизонта.

hello_html_m4aa35413.png

Первое изображение, где объект (дом с двускатной крышей) расположен на середине линии горизонта в угловой перспективе, которую чаще всего выбирают учащиеся.

Второе изображение даёт возможность увидеть объект сверху и композиция уже воспринимается по-другому – более панорамной, дом расположен ниже линии горизонта.

Третье изображение – объект расположен выше линии горизонта и тот же дом воспринимается зрительно уже более массивно и помпезно, именно последовательная подача материала удерживает у учащихся внимание и вызывает интерес в течение всего изучения материала.


8. Следующая картина обращает внимание учащихся на использование нескольких точек схода, когда выбирается угловая перспектива или сложный рельеф ландшафта.

hello_html_m11bff07e.png

9. Рассмотрев средства композиции и основные правила построения пейзажа, мы переходим к картине, на котором представлен один и тот же пейзаж, но по-разному освещенный в зависимости от времени суток. Это контраст.

«Сравнение, - говорит К.Д.Ушинский, - есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы узнаём через сравнение…».

Сравнивая насыщенности (степень выраженности цветового оттенка) пейзажей, мы можем проанализировать степени их изменения в зависимости от времени суток.

hello_html_m5940ad41.png

10. Следующая картина показывает один и тот же пейзаж в разных погодных условиях У «…природы нет плохой погоды», кто–то любит дождь, а кому – нравится туман. Пейзажи, изображающие разное время дня и разную погоду и должны отличаться по общему тону и цветовому состоянию. Пейзаж в солнечную погоду в целом светлее вечернего. Если не будет передан общий тон и цвет, то пейзаж потеряет самое ценное – состояние и настроение.

hello_html_447ae667.png


4. Закрепление материала. (9 мин)

Раздаю репродукции картин известных художников. (Нужно показать какие средства были использованы художником при построении композиции картины).

5. Подведение итогов (3 мин)

Оценка учащихся

Домашнее задание. Нарисуйте весенний пейзаж. Выберите состояние погоды, время суток, определите вид пейзажа (город, село, природа), используйте средства композиции и законы воздушной перспективы. Выполните рисунок карандашом.





Самоанализ урока на тему:

«Композиционные основы создания орнаментов и узоров»


  1. Данный урок разработан по разделу «Декоративно-прикладное искусство» по спец дисциплине «Технология». До этого урока мы прошли все жанры: натюрморт, пейзаж, портрет, и, этот урок способствует окончательной обработки орнаментальной рамкой картину. Эта тема поможет учащимся в дальнейшем выбирать нужную композицию для выполнения разных оформительских работ.

  2. Мною была поставлена цель и задачи урока: - это формировать знания самостоятельной практической деятельности при составлении орнамента. Развивать творческое мышление, воспитывать у учащихся художественную аккуратность и экономичность. Я думаю, комплектность вышеуказанных задач была обеспечена.

  3. На уроке присутствовали () учащихся, из них активные (), пассивные (). Я сгруппировала их по уровню подготовки учащихся; «сильные помогают слабым учащимся», чтобы активизировать познавательную деятельность всей группы.

  4. Тип урока  комбинированный. Это объясняется возрастными особенностями учащихся (неустойчивость внимания, повышенная эмоциональная возбудимость). Для повторения пройденной темы я выделила 10 мин, и чтобы сэкономить время при повторении обширного пройденного раздела, я предложила группам выбрать оптимальные варианты показа или ответа на поставленные вопросы. Плавным переходом стала логическая связь между картинами и орнаментальными рамками для них.

При планировании данного урока были учтены художественные способности учащихся и я выбрала следующие  методы и приемы изучения новой темы: объяснительно-иллюстративный, исследовательские (анализ фактов, сравнение), решение творческой задачи путем самостоятельной работы. Поэтому для полного достижения поставленных целей я использовала элемент новой технологии Виктора Федоровича Шаталова в виде опорной схемы.

  1. В содержание этого урока отобраны принципы: научности, наглядности, доступности, связь с жизнью.

  2. Я выбрала групповые и индивидуальные формы обучения.

  3. Структура урока построена таким образом, чтобы вызвать у учащихся интерес, необходимость приобретения недостающих знаний.

  4. Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Я думаю, мне удалось вызвать  у учащихся интерес к изучаемому материалу и добиться желаемого результата.







  • ИЗО, МХК
Описание:

Композиция – важнейший организующий компонент придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника. «Сравнение, - говорит К.Д.Ушинский, - есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы узнаём через сравнение…». Урок дает возможность составить правильную композицию пейзажа.

Автор Кабдыкаримова Асель Кабдылмуратовна
Дата добавления 31.01.2017
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел Конспекты
Просмотров 1118
Номер материала MA-069883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Учебная деятельность по предметной области «Черчение»: основы предмета и реализация обучения в условиях ФГОС»