План урока
Дисциплина: Технология парикмахерских услуг
Продолжительность: 45 минут
Группа: № 24, специальность 003 «Парикмахер»
Дата: 24 марта 2014 год.
Тема: Операция «сведение волос на нет».
Тип урока: Комбинированный урок.
Цели урока:
1. Дидактическая цель:
Обеспечить усвоение операции «сведение волос
на нет».
2. Развивающая цель:
Формировать умения и навыки учебного труда (найти
нужный материал в тексте, выделить главную мысль, ответить на поставленные
вопросы.
3.
Воспитательная
цель:
Вызвать заинтересованность учащихся в изучении
операций стрижки волос.
Методы обучения: наглядно-демонстрационный, словесный,
проблемно-поисковый.
Формы обучения: фронтально-групповая.
Методы контроля: устный, письменный опрос,
Материально-техническое оснащение урока:
§
мультимедийное устройство,
компьютер, СД «Парикмахерское искусство»,
§
Инструменты и
приспособления.
Внутрипредметные связи: Изучение инструментов, подготовительных
работ, операций стрижки.
Межпредметные связи: физиология кожи и волос.
Формируемые ключевые компетенции:
- компетенция «готовность к разрешению проблем»:
- технологическая:
- коммуникативная;
- компетенция социального взаимодействия;
Ход урока.
1.
Организационный
момент (1мин.)
- взаимное приветствие;
- проверка присутствующих;
- проверка готовности учащихся к
уроку;
2. Сообщение темы и целей урока. Мы должны изучить новую операцию стрижки «сведение
волос на нет» и поэтому вспомним о подготовительных работах парикмахера, от
которых зависит качество выполненной стрижки (мытье волос).
2. 1 Актуализация опорных ЗУН.
а) Проверка знаний по
задачнику на СД. (3мин.)
2. 3. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2мин.)
Какой самый основной вид работы
в парикмахерских? Можно научиться выполнять окрашивание волос, химическую
завивку волос, но стрижка является одним из самых сложных видов работ в парикмахерской.
От того, насколько качественно будет выполнена стрижка, зависит внешний вид
будущей прически. Искусство стрижки состоит в мастерском выполнении процессов,
совершенно не сходных между собой. Одна из операций «сведение волос на нет»
Показ на мультимедийном
оборудовании слайдов с городского конкурса парикмахеров (участвовала учащаяся
ПУ № 15 Мефодьева Наташа).
3. Изучение нового материала. Самостоятельное ознакомление с информационным
материалом. Ответы на вопросы. (10 мин.).
4. Первичное закрепление знаний.
4.1. Ознакомление преподавателя с кейсом – проблемной ситуацией и указаниями на
проблемную ситуацию. (20 мин.)
1 этап – индивидуальная работа в группах (самостоятельное
изучение учащимися ситуации «Терпение и труд все перетрут», диагностика
проблемной ситуации, разработка вариантов решения проблемы).
2 этап – групповая работа учащихся (обсуждение,
уточнение проблем и их иерархия, формулировка альтернативных решений,).
3 этап - индивидуальная и групповая (разработка
плана реализации решения, презентация результатов спикером).
4 этап - подведение итогов по кейсу преподавателем.
4.2) Показ операции «сведение волос на нет» на
мультимедийном оборудовании, с
комментариями. (2 мин,)
5) Текущее закрепление знаний. (5мин.)
- Почему операция «сведение волос на нет» выполняется
на височно-боковой и затылочной зон?
- Существует ли контрольная прядь при выполнении
операции «сведение волос на нет»?
- Какая должна быть ширина «сведения волос на нет» на
височно-боковых зонах?
- Почему необходимо увеличивать угол между расческой и
поверхностью кожи головы?
- Почему получаются при операции «сведение волос на нет» «лестницы»,
неровные переходы в длине волос?
- ТБ при работе с инструментами.
6) Подведение итогов.
Объявление и комментирование оценок.(2 мин.)
Тест к теме:
Операция «сведение волос на нет».
- Каким
инструментом пользуется парикмахер при операции «сведение волос на нет»?
А) Электрической машинкой, расческой или без расчески.
Б) Ножницами, бритвой;
В) Ножницами, расческой;
- Как
располагаются пальцы рук при держании расчески при выполнении операции
«сведение волос на нет»?
А) Расческу держат в правой руке, зубья расчески направлены вниз,
большой палец лежит на обушке, указательный – на зубьях;
Б) Расческу держат в левой руке, зубья расчески направлены вниз,
большой палец лежит на обушке, указательный – на зубьях;
В) Расческу держат в левой руке, зубья расчески направлены вверх,
большой палец лежит на обушке, указательный – на зубьях;
- Почему
необходимо постепенно увеличивать угол между волосяным покровом головы и
расческой при выполнении операции «сведение волос на нет»?
А) Получить одну длину волос;
Б) Получить переход в длине волос от коротких к длинным;
В) Разрядить волосы по густоте;
- Почему
получаются при операции «сведение волос на нет» неравномерные выхваты и
другие дефекты, нарушающие плавность перехода от коротких к длинным
волосам.?
А) Неравномерно двигаются вверх расческа и эл. машинка;
Б) Непоследовательно выполняется операция «сведение волос на нет»;
В) Тупые ножи электрической машинки;
- В какой
последовательности выполняется операция «сведение волос на нет»?
А) С середины шеи вверх до верхней границы, правая сторона шеи, левая
сторона шеи, правый висок, левый висок;
Б) С левой стороны шеи до середины шеи, с правой стороны шеи до
середины шеи, левый висок, правый висок;
В) С правого виска, правая сторона шеи, середина шеи, левая сторона
шеи, левый висок;
- Выберите
правильное требование к верхней границе участка «сведения волос на нет»;
А) Должна быть симметричной, но формы произвольной;
Б) Должна быть симметричной и близкой по форме изгиба нижней линии
роста волос;
В) Должна достигать нижней границы верхней затылочной зоны;
- Какой тип
расчески применяется при выполнении операции «сведение волос на нет»?
А) Расческа с
вилочкой;
Б)
Универсальная расческа;
В)
Комбинированная расческа;
- Впишите
пропущенные слова: «Операция «сведение волос на нет» чаще применяется в
………………….. стрижках.
9. Почему нельзя выполнять операцию «сведение
волос на нет» в теменной зоне?
А) Не получим среза волос;
Б) Не получим перехода в длине
волос;
В) Не получим разрежения волос по густоте;
10. Почему нельзя увлажнять волосы при выполнении
операции
«сведение
волос на нет»?
А) Волосы должны легко спадать с
ножей электрической машинки;
Б) Работаем с
электроинструментом;
В) Сухие волосы
легче стричь электрической машинкой;
Эталоны ответов к тесту по теме:
Операция «сведение волос на нет».
1 – А
2 – В
3 – Б
4 – А
5 – А
6 – Б
7 – В
8 - мужских
9 – Б
10 - Б
0 - 1 ошибка - «5»
2 – 3 ошибки - «4»
4 ошибки - «3»
5 и более ошибок - «2»
Кейс «Терпение и труд все перетрут
».
Урок теоретического бучения с
использованием технологии обучения на примере конкретных ситуаций по теме «Операция
сведение волос на нет» на 1 курсе профессионального училища № 15 РГОУ НПО
«ПУ–15».
Специальность: Парикмахер.
Разработан преподавателем в 2009 году
Гурьевой Галиной Пантелеймоновной.
Действие
разворачивается в парикмахерской города Новочебоксарска «Люкс». Действующие
лица: парикмахер - молодая девушка Валя, клиент – Николай, студент
Чебоксарского химико-технологического техникума.
1.
Описание
ситуации.
Весенним
днем, когда солнышко уже стало изрядно пригревать и уже пора снимать было
головные уборы, Коля решил подстричься. В этот день их отпустили с лекций
пораньше и он отправился в парикмахерскую.
У
входа в парикмахерскую курила молодая девушка в халате, по- видимому, мастер-парикахер.
Халат у нее был с оттопыренными замызганными карманами, заполненными
инструментами. Она зашла в парикмахерскую следом за Николаем. В парикмахерской
посетителей не оказалось, и молодой мастер Валя вежливо пригласила клиента в
кресло. Спросила о том, какую стрижку хотел бы клиент? Николай сказал, что
хотел бы подстричься так, чтобы на висках и затылке длина волос была бы очень
короткая, так как жарко и волосы уже мешаются. Волосы сверху оставить длиннее,
чтобы их можно было зачесать набок. Мастер накрыла клиента парикмахерским
бельем и приступила к стрижке. Стрижку она начала с лобного выступа, выделяя
прядь горизонтальными проборами, оттягивая перпендикулярно поверхности головы и
подстригая с внешней стороны пальцев ножницами. После стрижки теменной зоны она
приступила к височно-боковым зонам, где прядь она уже выделяла вертикальными
проборами, оттягивала перпендикулярно поверхности головы. Стригла их мастер Валя
тоже с внешней стороны пальцев ножницами. Затем приступила к стрижке затылочной
зоны, которую стригла аналогично височной зоне. Ножницы в руках мастера дрожали
и она была покрыта потом.
Николай
разочарованно вздохнул, когда мастер сняла парикмахерское белье и предложила
рассчитаться за работу. Он хотел подстричь волосы коротко на шее и висках, а
эта, ей просто не понравилась, волос на затылке и висках оставалось много.
Настроение испортилось. «Больше сюда не приду», - подумал Николай.
Проанализируйте
описанную ситуацию.
1.
Кто из
действующих лиц показал некомпетентность в своей работе?
2.
Почему
не получился ожидаемый результат при стрижке волос? Аргументируйте свой ответ.
3.
Как бы
вы скорректировали действия персонажей этой ситуации?
4.
Какие
бы изменения внесли в работу парикмахерской?
2. Информационный материал.
Операция
«сведение волос на нет» – это плавное, постепенное изменение длины волос - от самых
коротких по краю роста нижней затылочной и височно-боковой зон к длинным
волосам теменной и верхней затылочной зон.
Эту
операцию можно выполнить следующими инструментами: машинкой с использованием
расчески (1способ) или только машинкой (2 способ.
Участок
обработки волос при операции «сведение волос на нет»:
1.
Ширина «сведения волос на нет»;
2.
Верхняя граница «сведения волос на нет»;
3.
Нижняя граница «сведения волос на нет».
Технология выполнения операции «сведение волос на нет» машинкой с
использованием расчески.
Верхняя
граница «сведения волос на нет» должна быть симметричной и близкой по форме
изгибу нижней линии роста волос на шее.
Под
зубья машинки подкладывают расческу и волосы срезают по плоскости расчески,
которая движется против роста волос. От наклона расчески к поверхности кожи
зависит плавность перехода от длинных волос к коротким волосам. Расческу держат
в левой руке, а машинку берут в правую руку.
Расческу
держат приемом № 2. Расческа в левой руке, зубья расчески направлены вверх,
большой палец лежит на обушке, указательный – на зубьях. Все остальные пальцы
поддерживают расческу с внешней стороны.
Первый проход машинки с расческой начинают от границы роста волос
на шее по центральной линии и от нее симметрично двигаются вправо и влево по
обрабатываемому участку расческу. Зубья расчески вводят под небольшим углом к
поверхности головы (10-20 0), а обушок плотно прижимают к коже. Для
получения плавного перехода в длине волос, угол наклона расчески по мере
продвижения вверх над уровнем обрабатываемого участка головы необходимо
увеличивать. Волосы подстригают машинкой по плоскости расчески.
Качество
стрижки зависит от того, насколько равномерно и одновременно продвигаются вверх
расческа и машинка. Нельзя допускать, чтобы расческа или машинка опережали друг
друга. При нарушении этого условия возможны неравномерные выхваты волос и
другие дефекты.
Обработка
волос на правой и левой височно-боковых зонах выполняется аналогично
затылочной.
Ширина
«сведения волос на нет» на висках должна быть симметричной и гармонировать с
шириной сведения волос на нет» на затылочной зоне.
Глоссарий.
Операция
«сведение волос на нет – это плавное, постепенное изменение длины волос - от самых
коротких по краю роста нижней затылочной и височно-боковой зон к длинным волосам
- теменной и верхней затылочной зон
Операция
«стрижка на пальцах» – одна из основных приемов во всех современных стрижках. При этой
операции волосы укорачиваются на одинаковую длину на всем волосяном покрове
головы, так и на отдельных его участках.
Контрольная прядь – это тонкая прядь волоса, в основании которой лежит
прямоугольник или окружность.
Контрольная прядь – это стартовая длина и заданный размер в
сантиметрах, устраивающий клиента.
Инструменты
– это то, чем выполняется та или иная операция
стрижки или укладки волос.
Инструменты для расчесывания:
Комбинированная расческа – на рабочей поверхности имеет частые и
редкие зубья. Чем меньше размер расчески и тоньше обушок, тем чаще она применяется
в мужском зале. Эта расческа универсальная, применяется при расчесывании,
стрижке.
Инструменты для стрижки волос –
Прямые ножницы – предназначены для стрижки волос, а так же
филировки.
Электрическая машинка – режущий инструмент, который применяется при
выполнении операций «сведение волос на нет» и для окантовки волос.
Приспособления
– это то, что помогает мастеру в работе
(пульверизатор, зажимы для волос).
Мастер производственного обучения
Мальцева Г.П.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.