Открытый
урок на тему «Формулы приведения» 9 класс
Цели урока:
- образовательные – отработка умений вычислять
любые значения тригонометрических функций любого угла при помощи формул
приведения, применять правило «носа»;
- воспитательные – воспитание познавательной
активности, культуры диалога;
- развивающие – развитие математически
грамотной речи, сознательного восприятия учебного материала.
Метод ведения урока: беседа, мини – диалог,
самостоятельная работа, подготовка к экзаменам.
Оборудование урока: набор таблиц, магниты,
плакаты, единичная окружность, алгоритм вычисления значений тригонометрических
функций и «Сборник упражнений по тригонометрии» Солодухина В.Я. по количеству
учащихся.
Ход
урока:
I.
Проверка
домашнего задания – выборочная
II.
Повторение
(устно)
1. Дайте определение .
2. Ответьте на
вопросы:
- на какой
координатной оси лежит точка соответствующая углу поворота:
- какие знаки
имеют значения тригонометрических функций:
а) .
б) если
- вычислить:
а) .
б)
Вопросы: - Возможен ли полный оборот ?
- Табличный ли угол
Вывод: Необходимы более глубокие знания для
выполнения вычислений подобных выражений.
III.
Новая тема:
Краткая
беседа: В геодезии, астрономии приходится вычислять значения тригонометрических
функций углов больше 90 градусов. Формулы приведения, с которыми мы сегодня
познакомимся, позволяют нахождение значений тригонометрических функций любого
аргумента сводить к нахождению значений этих функций для промежутка , а затем при помощи таблицы
Брадиса вычислить значение функции.
Цель
урока: а) узнать формулы приведения;
б) уметь их применять;
в) запомнить
алгоритм нахождения значения тригонометрических функций
Задания: - откройте учебник на стр. 179
- найдите 2 таблицы с формулами привидений
- по таблице найдём: а) аргументы; б) функции; в) их пересечения.
Примеры: а)
б) .
Вопросы: а) Легко ли пользоваться таблицей?;
б) Но как можно запомнить все
32 формулы?
- Нам поможет в этом единичная окружность и
правило «носа».
- Начертите единичную окружность(на доске
таблица)
- Упростим .
- В какой четверти находится угол ?
Запись на доске: .
- Какой знак имеет функция в III
четверти? (знак «-»)
- Поставьте знак минус.
- Найдите на оси Ох точку , «уткните кончик носа» в эту
точку, затем поводите носом по оси Ох и мысленно спросите «у носа» надо
«менять» функцию или нет (нет).
- Сравните наш ответ с ответом в таблице.
- Далее, найдем значение .
- укажите четверть
- знак косинуса в этой четверти
- применим правило носа и в
результате получим .
Запись на доске: .
Запишем алгоритм вычисления: (таблица):
1)
Четверть
2)
Знак
3)
Функция
IV.
Закрепление:
Разберём
примеры:
1)
2)
3)
4)
5)
(Р-13)
6)
7)
(Р-23)
8)
-
Учебное пособие В.Я. Солодухина стр. 42 № 70 1 (а-г) на доске (решают
учащиеся)
V.
Самостоятельная работа № 70
I в
– на «3» - № 1 (д); № 2 (а, б)
II
в – на «4» - № 1 (е, ж); № 2 (к)
III
в – на «5» - № 1 (з, н); № 2 (г)
VI.
Подготовка к экзамену
Р-33
а)
б)
Р-34
а)
б)
VII.
Подведение итога урока.
-
Мы научились находить значения тригонометрических функций любых углов при
помощи формул приведения.
-
Повторим алгоритм вычисления.
VIII.
Домашнее задание по учебному пособию
Теляковского № 793, 794
Доп.задания
из экзаменационных работ
Р-46
а)
Р-51
а) .
Дополнительная
литература
1. Солодухин
В.Я. Сборник упражнений по тригонометрии 9-11 кл
2. Четырёхзначная
таблица Брадиса
3. Сборник
заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы 9
класс. Л.В. Кузнецова
Самостоятельная работа № 70 У/п Солодухина В.Я.
I вариант
|
II вариант
|
III вариант
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.