ТЕМА: Н.Носов «Леденец»
Цели:
совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, выразительность);
развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, умение
анализировать и обобщать; воспитывать нравственность через анализ содержания
художественного произведения; воспитывать честность и силу воли.
Оборудование: буквы,
листки настроения, названия центров «Народная мудрость», «Центр психологии»
«Актёрское мастерство», портрет Н.Носова, картинки леденцов, воздушные шарики,
леденцы, учебник «Литературное чтение. 2 класс».
Ход урока
1.
Организационный момент.
Психологический настрой
Учитель:
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,(кивок головой гостя)
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок литературного чтения начнем.
Дети:
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
2.
Вступительная беседа к теме. Подготовка к усвоению нового материала.
Послушайте песню и
скажите о какой стране поют дети?
- Представьте себе, что
вы художники и слово « детство» нужно нарисовать в цвете.
- Какие бы вы выбрали
цвета? Я вывешиваю на доску воздушные шарики, на них задания. Получился
радостный, весёлый букет из шариков, эти шарики не просто так появились на
нашем уроке…..
- Почему вы выбрали
именно эти цвета? (ответы учащихся)
- Давайте опишем детство
словами, какое оно….. яркое, цветное, доброе, радостное, счастливое,
звонкое, веселое, беззаботное, дивное, шаловливое, нежное, прекрасное ,
лучезарное, чудесное, чудное, волшебное детство.
- Ребята, это ваше
ощущение детства, а почему , когда о детстве говорят взрослые, мы слышим в
голосе нотки грусти, печали?
-Я думаю, что у наших
уважаемых гостей- взрослых такие же радостные и цветные воспоминания о
прекрасном детстве.
-А мы с вами продолжаем
урок литературного чтения…..
Выполним
дыхательную гимнастику , упражнение называется «Воздушный шар». На уроках
литературного чтения мы учимся с вами правильному чтению, а вот как учатся
читать сказочные герои мы с вами сейчас увидим…..
Тюбик (берет и бант на
шею) и Незнайка (шляпа и галстук)
Эй, Тюбик! Можно войти?
- Рад видеть тебя. Заходи.
- Слушай, Тюбик, я к тебе по делу!
- По делу?
- Я, Тюбик читаю очень плохо. А Ты коротышка творческий. Придумай, как бы
поскорее научиться.
- Ты правильно сразу ко мне пришел. Я ведь не только рисую: я еще и думаю!
Вот, например, как научить читать, я тоже думал. И знаешь, что придумал?
- Откуда же я знаю, что твоя голова придумывает?
- Да! Две головы хорошо, а моя одна лучше…
Придумал я все слова учить с рисунками.
( он нарисовал оранжевое солнце с лучиками и подписал «солнце»)
- Читай!
- А чего тут читать. Солнце – оно и есть солнце.
- Правильно.
(Нарисовал дом, а снизу подписал «домик»)
- Дом.
- Неверно. Не «дом» а «домик»! Понял?
- Понял!
(Нарисовал собаку и подписал «Булька»)
- Собака!
- Нет, какой-то ты глуповатый. Не собака, а Булька.
- Я туповатый?! Это метод у тебя какой-то туповатый. Рисуешь одно, а пишешь
совсем другое, как тут выучишься? Пойду в другое место учиться!
- ну и иди в другое место, коль мой метод тебе не подходит.
- Ну и пойду!
-Вы узнали героев этого диалога? Незнайка и Тюбик из повести
«Приключение Незнайки и его друзей»
-Кто автор этого рассказа? Н.Н.Носов. А вот почему Н.Носов стал
именно детским писателем, нам расскажет____________________.
-Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним замечательным произведением
Н.Н.Носова…..название вы узнаете, если отгадаете загадку:
Эту сладкую
сосульку
Называют петушком.
Эта сладкая сосулька
Тает лишь под языком.
-Давайте узнаем, как
объясняет нам значение слова леденец толковый словарь, для этого мы обратимся
за помощью к __________________________Чтение из словаря
Ледене́ц — сорт
фруктовой карамели без начинки ,
тягучая или твёрдая масса, приготовленная из сваренного до твёрдости, обычно
ароматизированного сахара с патокой или кукурузным
сиропом, часто закрепленная на палочку.
-А теперь заглянем
в историю возникновения леденца вместе с _____________________. Рассказ
детей
Первые
леденцы на палочке появились очень давно. Историки утверждают, что некие
аналоги леденцов были еще у древних египтян, китайцев и арабов. Чтобы получить
ореховые и фруктовые конфеты, они окунали цукаты в мед. Далее лакомства
насаживали на маленькие палочки. Такие конфеты не пачкали рук. В Европе леденцы
появились в XVII веке. Сначала их активно использовали лекари. В целебные
леденцы также вставляли палочки для удобства. Американцы утверждают, что
леденцы были изобретены в США во время гражданской войны.
Долгие
годы леденцы считались своеобразным вкусным сувениром. Их делали вручную. В
России традиционным лакомством являлся петушок на палочке. Русскому леденцу уже
более 500 лет. Родиной самого популярного среди современных детей леденца
«Чупа чупс» Испания.
Леденцовая карамель на
палочке чаще всего имеет фруктовый вкус, лишь в некоторых странах Европы
(Голландия и Германия) налажен выпуск леденцов с соленым вкусом.
4. Изучение нового материала. Работа над текстом
-Сегодня на уроке
познакомимся с рассказом Н.Н.Носова «Леденец», будем читать по частям,
анализировать и обобщать.
-Внимательно прослушаем
аудиозапись произведения.
-К какому литературному
жанру отнесём произведение «Леденец»? Доказать.
-Какое настроение вызвал
у вас рассказ Н.Носова?
-Кто главный герой
рассказа?
Чтение частями с
обсуждением по вопросам.
1.Читает учитель
-Какой наказ дала мама
Мишеньке? Что значит «не шали»?
-Какую награду обещала
мама?
2.Читают в парах по карточкам
Мама __________________.
Миша _____________ вёл себя хорошо: не шалил и ________ не трогал.
_____________ он только поставил к буфету ________, залез на него и _______ у
буфета дверцу. Стоит и смотрит в ____________, а сам думает: « Я ведь ничего не
____________, только ____________».
-Как вёл себя Миша
сначала?
-Что произошло потом?
-Прочитайте как
оправдывал себя мальчик?
3.Чтение «жужжащее»
-Что увидел в буфете
мальчик?
-Что нашёл в сахарнице
Миша?
-Прочитайте каким был леденец.
4.Самостоятельное чтение,
прием «Потолок»
-Какое желание возникло у
Мишеньки?
-К чему привело желание
попробовать леденец?На что стал похож леденец?
-Почему мальчик решил
доесть леденец? Прочитайте.
5. Чтение по цепочке
-Почему разбилась
сахарница?
-Что испытал мальчик в
тот момент?
-Как Миша решил скрыть
свой поступок? Почему?
6 .Читает ученик
-В чём сознался мальчик,
а в чём нет?
-Почему автор в конце
произведения поставил многоточие?
5.
Работа в центрах
Центр
«Народная мудрость»
Подберите
пословицы. Объясните свой выбор
Всё
тайное становится явным.
Не дели шкуру неубитого
медведя. Учит нас сначала довести дело до конца и
только потом считать его выполненным. Не нужно преждевременно радоваться
результату, который ты ожидаешь, но ещё не получил.
Стыдно сказать, да грех
утаить.
Правда,
дороже золота
Центр
«Актёрское мастерство»
Чтение
по ролям заданной части.
Центр
«Сценаристы»
Чем
бы вы посоветовали заняться Мише, когда ушла мама? Как бы это изменило ход
рассказа?
Центр
«Режиссеры»
Работа
с планом. Пункты плана поставить в нужной последовательности.
Цент
психологии
Можно
ли простить Мише его поступки? Почему?
6. Итог
урока
-Чему
учит нас рассказ Н.Носова?
-Какой
бы вы совет дали главному герою?
«В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила
ваших слов и поступков». Есть одно очень важное правило:
·
За свои поступки надо отвечать.
·
Прежде чем совершить поступок, подумай.
·
Ребята, пусть эти золотые слова определяют
все ваши поступки в жизни.
Я хочу подарить вам шарик «Добрых дел», который вы будете
пополнять добрыми делами. А плохие дела и поступки мы спрячем вот в этот шарик.
Ребята , а что нам сделать с этим шариком?........
7. Рефлексия
Выразите свое отношение к
прочитанному и услышанному на уроке. «Закончи фразу….»
Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Мне понравилось друзья.
8. Домашнее
задание
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.