Инфоурок Литература Рабочие программыОткрытый урок "Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность"

Открытый урок "Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность"

Скачать материал

Открытый урок по русской литературе. 10 класс.

Тема  «Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность»

Цель: учащиеся продемонстрируют знания об известных биографических фактах, перечислят лучшие произведения писателя, способствовать развитию творческого мышления, проявлению интереса к творчеству Л.Н.Толстого;

Ожидаемые результаты: учащиеся смогут назвать основные биографические факты, назвать лучшие произведения, определить отношение писателя к жизни, образованию, религии;

Ресурсы: презентация, видео;

Ход урока:

1.     Орг. момент. Приветствие. Деление на группы по фигурам. Распределение ролей.

2.     Тест по произведению Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» 2 варианта.

Критерии на слайде 8-10 - «5»,  7-6 – «4»,  5-4 – «3»

3.      Коллаж.  Вопрос: Как вы думаете, что объединяет эти иллюстрации?

Запись числа и темы урока.

4.     Чтение   наизусть учителем стихотворения   А. Апухтина

  «Графу Толстому»

Учитель: Это стихотворение поэта 19 века А. Апухтина посвящено великому русскому писателю. И вы, конечно, догадались –   Л.Н. Толстому. Именно его творчество мы и будем изучать на последующих уроках литературы. В качестве эпиграфа ко всему циклу уроков я взяла слова   М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя   культурным человеком». К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты мы используем уже сегодня.

Вопрос: Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под выражением: знать Толстого?

Учащиеся: (рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком, Толстым-писателем)

Учитель: Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.  Цель урока на слайде.

5.     Просмотр видеоурока с пометками, объявить, что после просмотра будет проведена   блиц – викторина.  «Детство писателя» (7 минут)

6.      Блиц-викторина.

1. Сколько лет прожил Толстой? (82 года)

2. Как называется родовое имение писателя? (Ясная Поляна)

3. Назовите имена и фамилии родителей писателя? (Николай Ильич Толстой и Мария Николаевна Волконская)

 

4. В каком возрасте был Л.Н. Толстой, когда умерла его мама? (2 года)

5. Как звали тетушку писателя, которая занималась воспитанием братьев? (Ергольская Татьяна Александровна)

6.Какие воспоминания пронес через всю жизнь Лев Толстой?(о детстве)

7. Как называлась игра, которую придумал старший брат Николенька? («Муравьиные братья»)

8. В каком году Толстые переезжают в Москву? (1837)

9. Какое горе постигло семью Толстых в этом же году?( Умирает отец)

10.В каком городе проходит юность писателя? (Казань)

11. В каком году писатель поступает в Императорский Казанский университет? (1844)

12. В каком году возвращается в имение? (1847)

7. Стратегия Жигсо 1. Учащиеся читают статьи в учебнике, предварительно разделенные на отрывки.  Учащиеся переходят в рабочие группы и делятся своей информацией. Далее возвращаются в свои группы и выполняют свои задания.

8. Дифференцированные задания: (ответы на слайдах)

Задания для группы № 1: перечислить лучшие произведения

1.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852-1857)

2. «Война и мир» (1864-1869)

3. «Анна Каренина» (1870-1877)

4. «Власть тьмы» (1866)

5. «Крейцерова соната»(1889-1889)

6. «Воскресение» (1889-1899)

             7. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)

8. «Севастопольские рассказы» (1855)

9. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

    10. «После бала» (1903)

Задания для группы № 2: заполнить таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1.     1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.

2.     1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

3.     1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

4.     1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

5.     1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

6.     1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход

 

 

 

 

 

 

 

Задания для группы № 3: рассказать об отношении к образованию.

1.     Придает образованию огромное значение, всю жизнь занимается самообразованием.

2.     В 1859 г. открывает в Ясной поляне народную школу;

3.      Затем открывает в окрестностях еще 20 школ;

4.     Издает педагогический журнал;

5.     В 1872 году написана «Азбука». Были написаны детские рассказы: «Филиппок», «Лев и собачка», «Акула», «Кавказский пленник», «Косточка» и т.д.

6.     В совершенстве владел английским, немецким, французским языками; Прилично знал: итальянский, сербский, польский, греческий, латынь, иврит, церковно-славянский, украинский, турецко-татарский, болгарский.

 

Задания для группы № 4: рассказать об отношении к религии

                1.Сложное отношение к религии;

                2.Считал, что вера – одна из главных составляющих жизни человека;

                3.В 1901 году предан анафеме и отлучен от церкви;

                4.На могиле Толстого нет креста;

                5. Читал Евангелие, изучал ислам.

                6.Выучил иврит, чтобы читать талмуд на языке оригинала;

      7.Был масоном.

9.Выступление команд.

10. Общее задание для групп: составить «Синквейн» к слову «Л.Н.Толстой»

11. Обращение к цели урока. Достигли мы целей нашего урока?

             Продемонстрировали ли знания по биографии писателя?

             Смогли ли перечислить лучшие произведения?

             Узнали ли Вы об отношении писателя к жизни, образованию, религии?

 

12. Выставление оценок. Д/з читать статью в учебнике стр.259-269, составить хронологическую таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»

13. Рефлексия «Продолжи предложение»

Самая интересная информация о писателе….

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Открытый урок "Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный архитектор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Открытый урок по русской литературе. 10 класс.Тема «Лев Николаевич Толстой. Жизненная и литературная деятельность»Цель: учащиеся продемонстрируют знания об известных биографических фактах, перечислят лучшие произведения писателя, способствовать развитию творческого мышления, проявлению интереса к творчеству Л.Н.Толстого; Ожидаемые результаты: учащиеся смогут назвать основные биографические факты, назвать лучшие произведения, определить отношение писателя к жизни, образованию, религии; Ресурсы: презентация, видео;Ход урока:1.Орг. момент. Приветствие. Деление на группы по фигурам. Распределение ролей.2.Тест по произведению Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» 2 варианта.Критерии на слайде 8-10 - «5», 7-6 – «4», 5-4 – «3»3. Коллаж. Вопрос: Как вы думаете, что объединяет эти иллюстрации?Запись числа и темы урока.4.Чтение наизусть учителем стихотворения А. Апухтина «Графу Толстому»Учитель: Это стихотворение поэта 19 века А. Апухтина посвящено великому русскому писателю. И вы, конечно, догадались – Л.Н. Толстому. Именно его творчество мы и будем изучать на последующих уроках литературы. В качестве эпиграфа ко всему циклу уроков я взяла слова М. Горького: «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком». К этим словам мы вернемся в конце темы, а вот часть цитаты мы используем уже сегодня.Вопрос: Ребята, что, по вашему мнению, подразумевается под выражением: знать Толстого? Учащиеся: (рассуждают и делают следующий вывод: знать Толстого – это значит изучить его биографию, познакомиться с Толстым-человеком, Толстым-писателем)Учитель: Да, конечно, не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока. Цель урока на слайде. 5.Просмотр видеоурока с пометками, объявить, что после просмотра будет проведена блиц – викторина. «Детство писателя» (7 минут)6. Блиц-викторина.1. Сколько лет прожил Толстой? (82 года)2. Как называется родовое имение писателя? (Ясная Поляна)3. Назовите имена и фамилии родителей писателя? (Николай Ильич Толстой и Мария Николаевна Волконская)4. В каком возрасте был Л.Н. Толстой, когда умерла его мама? (2 года) 5. Как звали тетушку писателя, которая занималась воспитанием братьев? (Ергольская Татьяна Александровна)6.Какие воспоминания пронес через всю жизнь Лев Толстой?(о детстве)7. Как называлась игра, которую придумал старший брат Николенька? («Муравьиные братья»)8. В каком году Толстые переезжают в Москву? (1837)9. Какое горе постигло семью Толстых в этом же году?( Умирает отец)10.В каком городе проходит юность писателя? (Казань)11. В каком году писатель поступает в Императорский Казанский университет? (1844)12. В каком году возвращается в имение? (1847)7. Стратегия Жигсо 1. Учащиеся читают статьи в учебнике, предварительно разделенные на отрывки. Учащиеся переходят в рабочие группы и делятся своей информацией. Далее возвращаются в свои группы и выполняют свои задания.8. Дифференцированные задания: (ответы на слайдах)Задания для группы № 1: перечислить лучшие произведения1.Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (1852-1857)2. «Война и мир» (1864-1869)3. «Анна Каренина» (1870-1877)4. «Власть тьмы» (1866)5. «Крейцерова соната»(1889-1889)6. «Воскресение» (1889-1899) 7. «Хаджи - Мурат» (1896-1905)8. «Севастопольские рассказы» (1855)9. Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908) 10. «После бала» (1903) Задания для группы № 2: заполнить таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.1.1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.2.1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.3.1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».4.1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.5.1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».6.1900-1910 гг. Люди и встречи. ИсходЗадания для группы № 3: рассказать об отношении к образованию.1.Придает образованию огромное значение, всю жизнь занимается самообразованием.2.В 1859 г. открывает в Ясной поляне народную школу;3. Затем открывает в окрестностях еще 20 школ;4.Издает педагогический журнал;5.В 1872 году написана «Азбука». Были написаны детские рассказы: «Филиппок», «Лев и собачка», «Акула», «Кавказский пленник», «Косточка» и т.д.6.В совершенстве владел английским, немецким, французским языками; Прилично знал: итальянский, сербский, польский, греческий, латынь, иврит, церковно-славянский, украинский, турецко-татарский, болгарский.Задания для группы № 4: рассказать об отношении к религии 1.Сложное отношение к религии; 2.Считал, что вера – одна из главных составляющих жизни человека; 3.В 1901 году предан анафеме и отлучен от церкви; 4.На могиле Толстого нет креста; 5. Читал Евангелие, изучал ислам. 6.Выучил иврит, чтобы читать талмуд на языке оригинала; 7.Был масоном.9.Выступление команд.10. Общее задание для групп: составить «Синквейн» к слову «Л.Н.Толстой»11. Обращение к цели урока. Достигли мы целей нашего урока? Продемонстрировали ли знания по биографии писателя? Смогли ли перечислить лучшие произведения? Узнали ли Вы об отношении писателя к жизни, образованию, религии?12. Выставление оценок. Д/з читать статью в учебнике стр.259-269, составить хронологическую таблицу «Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого»13. Рефлексия «Продолжи предложение»Самая интересная информация о писателе….

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 539 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 12.09.2020 1525
    • DOCX 17.5 кбайт
    • 34 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна
    Кусарбаева Лилия Ишбулдиевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75607
    • Всего материалов: 226

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Стратегии брендинга и лояльности потребителей: изучение современных тенденций и подходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Проектное управление

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Сейчас в эфире

Восстановительные и медиативные практики в профилактике кибербуллинга

Перейти к трансляции