УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА
Тема: Правописание
частицы НЕ с глаголами.
Тип
урока: Урок изучения и
закрепления новых знаний.
Цель: создать условия для открытия
новых знаний правописания частицы не с глаголами.
Задачи:
·
образовательные:
познакомить с отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать
частицу – не – с глаголами.
·
развивающие: содействовать
развитию орфографической зоркости, речи, памяти, мышления, расширению
словарного запаса, навыков самоконтроля;
·
воспитательные: содействовать
воспитанию культуры общения, умению работать самостоятельно и коллективно.
Планируемые
результаты:
Личностные:
-
осознание языка как средства устного и письменного общения, а себя как
носителя русского языка;
- становление положительного отношения к
учению ( к уроку русского языка);
- овладение элементами способности
оценивать свои достижения и трудности; готовность совместно с учителем искать
способы преодоления трудностей;
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные
действия:
- понимание, присвоение и сохранение
учебной задачи;
- самостоятельно формулировать тему и цели
урока;
- планирование своих действий;
- действие по намеченному плану;
- оценивание своих действий и полученного
результата.
Познавательные универсальные учебные
действия:
- чтение и понимание указанного учебного
текста, нахождение в нём определённых сведений;
- нахождение слов, выражений, требующих
уточнения значения;
- нахождение в материалах учебника, в
словарях необходимой информации;
- коллективное установление
причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные универсальные
учебные действия:
- участие в общей беседе;
- участие в совместной деятельности;
- высказывание своего мнения по
обсуждаемым вопросам, понимание возможности существования других точек зрения.
Предметные:
- умение распознавать глаголы в тексте;
- умение
правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное;
- умение правильно писать частицу не с
глаголами
Методы и
формы работы. Методы: наглядный,
частично-поисковый, контроля
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа
в парах.
Оборудование: учебник для 3 класса,2 часть УМК Школа
России Т.Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010, компьютер,
интерактивная доска, презентация, толковые словари.
Дидактический материал: карточки
с заданиями.
№
|
Этапы урока
|
УУД
|
1
|
Мотивация
к учебной деятельности
Слайд
2
А
сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
- Сегодня на уроке вас ожидает
много интересных заданий. Для их выполнения потребуются ваши знания и
внимание.
Гигиенические
требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке
–ФИЗМИНУТКА-подготовка кисти рук к письму Интерактивы «Каллиграфия».
Слайды
3- 7
Не
не
Словарная работа.
Слайды
8- 13
Ужин, библиотека, топор.
Топор - Т.сл.
Насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом.
Переносное значение. Как топор плавает… . Хоть топор вешай…
|
Готовность и
способность к саморазвитию
Сформированность
мотивации к обучению
Характеризовать
способы
каллиграфического письма
|
2
|
Актуализация
и пробное учебное действие
Слайды
- 14-15
-
Что вы знаете о глаголе? Глагол – это часть речи, которая обозначает
действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
-
Что еще вы знаете о глаголе? Глаголы изменяются по временам: могут
быть прошедшего, настоящего и будущего времени.
-
На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
-
Что делал? что сделал? что делала? что сделала? что делали? что сделали?
-
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Что делает? что
делают?
-
На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что сделает? что
сделают? что будет делать? что будут делать?
-
Как еще могут изменяться глаголы? По числам. Они могут быть
единственного и множественного числа.
|
Актуализировать свои
знания для выделения места затруднения
Формирование
навыков
грамотного письма
|
3
|
Выявление
места и причины затруднения
- Какое сейчас время года?
- Всем нам хочется пойти в гости к
матушке природе.
-
А давайте вспомним какие нужно соблюдать правила поведения в природе.
Слайд - 16
í
срывайте цветы!
í
ломайте ветки деревьев!
í
ловите бабочек и других
насекомых!
í
уничтожайте лягушек и
жаб!
í
разоряйте гнезда птиц!
í
берите животных из леса
домой!
- Ребята, а вы согласны с этими правилами,
или, может быть, в них чего-то недостает?
/
Здесь везде надо добавить не/
-
Вы совершенно правы!
|
Прогнозировать
результат
|
4
|
Построение
проекта выхода из затруднения
НЕ
|
срывайте
цветы!
ломайте
ветки деревьев!
ловите
бабочек и других насекомых!
уничтожайте
лягушек и жаб!
разоряйте
гнезда птиц!
берите
животных из леса домой!
|
-
Значит, что нового мы узнаем о глаголе? /как пишется частица не с
глаголами/ Слайды - 17-18
- Так какая тема нашего урока?
Тема: Правописание не с глаголами.
Цели урока:
·
Познакомить с
отрицательной частицей – не, формировать умение правильно писать частицу – не
– с глаголами.
·
Познакомить с глаголами-
исключениями.
Слайд
- 19
|
Готовность и
способность к саморазвитию
Сформированность
мотивации
к обучению
Формировать
алгоритм
|
5
|
Реализация
построенного проекта
- Прочитайте правило на стр. 99
Упр. 589 ( Выписать в 2 столб.
глаголы: 1- без частицы, 2- с частицей не)- 2 человека работают у доски
– Как пишется частица НЕ с
глаголами?
– Как думаете частица НЕ – это
служебная или самостоятельная часть речи?
– Служебные части речи не называют ни предметов, ни
признаков, ни действий.
Они
не являются членами предложения.
К
ним нельзя поставить вопрос.
- Внимательно послушайте сказку.
Сказка. «Сила
любви» .
Гордую и упрямую частицу Не
полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Не
постоянно перечила Глаголу. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он
признавался: «Верю», а она – «Не верю». Частица Не никогда не
подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол
был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не и говорит ему: «Я отвечу тебе
взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул печально
Глагол и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же возвратился
к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую!»,
«Ненавижу!». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался с
ней рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях действительно жить без нее
не может.
Слова
исключения: Слайды – 22 - 23
|
Формировать
устные
и письменные алгоритмы выполнения
Формирование
навыков
грамотного письма
Формировать умение
слышать, слушать и понимать.
|
6
|
Первичное
закрепление с проговариванием во внутренней речи
Упр. 592
( устно). Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами с не
- Какой
смысл приобретает глагол, если перед ним стоит не?
- Как
пишется не с глаголами?
-
Составь предложение, в котором глагол имеет отрицательный смысл. Проверь.
|
Формировать умение
слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять
совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия
друг друга
Производить
взаимопроверку
|
|
Физкультминутка
«
Капитошка»
Слайды
25 - 33
|
|
7
|
Самостоятельная
работа с самопроверкой по образцу или эталону
Работа с
пословицами.
– Составьте пословицы, объясните их
смысл.
Кто (не) работает
(не) сидеть на печи.
Есть калачи -
торопись делом.
(Не) спеши языком,
тот
(не) ест.
– Запишите пословицы, раскрывая
скобки.
– Прочитайте глаголы с частицей НЕ.
– Как написали эти слова, почему?
Слайд
- 34
|
Воспроизводить устные
и письменные алгоритмы выполнения
Самостоятельность
мышления
|
8
|
Включение
в систему знаний и повторений
1. Тест
1
НЕ – это...
·
Приставка
§ Предлог
·
Частица
2 Не с глаголами пишется...
·
Отдельно
§ Слитно
·
Когда как
3 Выбери раздельное написание.
·
(Не) веста
§ (Не) навидел
·
(Не) ждёт
Слайды
– 35 - 36
2.
Стихотворение
– памятка.
Для лучшего запоминания предлагаю
вам стихотворение-памятку ,но некоторые слова в нём пропущены. Ваша задача
дополнить его словами.
Слайд
- 37
___ выучил- __ делай,
___ знаешь- __ спеши,
С глаголами ___________
Частицу ____ пиши.
Домашнее
задание: с. 99. Выучить правило.
Упр. 593
Слайд
- 38
|
Контролировать свою
деятельность: проверять правильность выполнения упражнений
|
9
|
Рефлексия
учебной деятельности на уроке
-Что новое для себя
открыл каждый из вас?
- «Я
сегодня научился…», «Мне понравилось…», «Мне это обязательно пригодится….»
Давайте сделаем вывод:
большинство учащихся считает, что усвоили материал. Мы еще с вами будем
работать на уроках над этой темой.
«Запомните,
мои друзья, волшебная частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека
действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе».
На этом урок закончен.
|
Способность
характеризовать и оценивать собственные знания и умения
|
Список
используемой литературы:
1. Учебник
для 3 класса,2 часть УМК Школа России Т.Г. Рамзаева ООО «Дрофа»2010
2. ВолинаВ.В.
Весёлая грамматика. – М.: Знание, 2008
3. Я иду на урок в начальную
школу: Русский язык. Книга 1: Книга Я11 для учителя. - М.:Издательство «Первое
сентября», 2001.-320 с.: ил. ISBN
5-8246-0001-5. Редактор-составитель: М.А. Козлова
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.