Отчет
учителя по групповому обсуждению с коллегами.
Успешность обучения и преподавания заключается в
создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно
в процессе обучения.
В связи с этим, можно считать, что создание
коллаборативной обстановки в классе, а также её поддерживание в течении урока,
является одной из основных задач учителя, так ученик должен чувствовать себя
на уроке комфортно. Именно поэтому обсуждение с коллегами проблем создания
коллаборативной среды является очень важным фактором для осмысления и
дальнейшего совершенствования своей системы преподавания.
На данном этапе прохождения курсов повышения
квалификации педагогических работников Республики Казахстан, мы приступили к
написанию отчетов о совместной презентации по заданиям прохождения практики в
школе.
В нашей группе из 5 человек, сформированной для
выполнения этого задания, собрались учителя из разных предметных областей (2
учителя начальных классов, 2 учителя математики и 1 учитель истории). С
коллегами из моей группы я уже не раз совместно работал на протяжении 1-го
этапа курсов: Артём и Вика предлагают интересные идеи и пути решения различных
проблем, Алия Х. поддерживала обсуждение, приводя аргументированные доказательства,
и вместе с Алией Д. приводили множество примеров из личной практики, и хотя
каждый из нас обладает выраженными лидерскими качествами, мы научились работать
совместно, выслушивать мнение каждого и приходить к общему выводу.
Для меня совместное обсуждение с коллегами задания
«Создание коллаборативной среды» дало возможность понять, что из моего стиля
преподавания можно изменить. Вместе обсуждая проведенные уроки, а также
отдельные этапы, каждый из нас для себя сделал вывод, что именно мы можем
изменить в личной педагогической практике, для того что бы повысить качество
обучения и мотивацию учащихся в своих классах.
Первое, что мы обсудили с коллегами, было то, чему мы
научились в процессе создания коллаборативной среды. Здесь первое, что было
вынесено на обсуждение - оценивание эмоционального состояния учащихся. Мы
пришли к выводу, что это очень важно, так как учащиеся могли прийти с
предыдущего урока уже уставшие или еще «не проснувшиеся». Артём подчеркнул, что
учителю необходимо очень быстро реагировать на ситуацию и мгновенно выбрать те
задания или игры, которые помогут учащимся, настроится на плодотворный учебный
процесс. Данное утверждение было подкреплено моим примером из практики в школе.
В начале урока, когда я с учащимися собирался приступить к игре «Меняй
местами», девочка из класса сообщила, что у нее сегодня День рождения. Подстроившись
под сложившееся позитивное обстоятельство, я попросил остальных учащихся
поздравить девочку и что-нибудь ей пожелать. И даже если бы я не проводил после
поздравлений игру, это не испортило бы позитивное настроение учащихся,
полученные от совместных поздравлений. Пусть, даже, мы потратим на это чуть
больше времени, но в итоге мы получим благоприятную коллаборативную обстановку.
Все согласились, что в какой-то степени наше мастерство в создании
благоприятной среды ощутимо возросло, и мы можем более быстро среагировать на
любую ситуацию, которая может проявиться в нашем классе. Таким образом, путём
совместного обсуждения мы выяснили, чему действительно мы научились, так как в
одиночку было сложно представить самому, чему же я научился.
Затем, мы обсудили трудности, которые возникали у
каждого из нас в процессе создания и поддержания эффективной коллаборативной среды.
По данному вопросу я вынес проблему социального неравенства в классе, вместе с
остальными участниками группы мы добавили также социальный уровень семьи,
симпатии, антипатии, возрастные и индивидуальные особенности детей. Труднее
всего было найти пути решения проблемных ситуаций, так как в реальной практике
многие решения не будут эффективны. Мы долго не могли прийти к общему мнению в
ситуации, когда в классе есть ребенок из неблагополучной семьи, у которого
наблюдаются проблемы с личной гигиеной. А так как с этим ребенком большинство
учащихся не имели желания контактировать, то он не смог бы реализоваться в
процессе группового обучения и возникла бы проблема ущемления его работы в
классе. Конечно же, мы начали рассуждать о том, какие пути решения есть для
данной проблемы. Мною был приведен пример из личной практики, в котором данную
проблему мне удалось решить на ранней стадии создания коллаборативной среды
личным примером. Мы пришли к выводу, что самый лучший пример, это личный пример
учителя, т.е. когда мы не обращая внимания на остальных, начинаем участвовать в
процессе (игра, задание) вместе с учеником, которого не принимают в коллективе.
Для того, чтобы эти действия в итоге из парной работы
перешли в групповую и дети не заметно для себя приняли его в свою группу. Артём
привел пример создания ситуации зависимости от этого учащегося, т.е. уже на
стадии формирования коллаборативной среды моментально среагировать на возможно
неблагоприятную для работы ситуацию. В итоге обсудив трудности и пути их
решения, мы посчитали, что совместно нашли те действия, которые помогут нам в
дальнейшем решить проблемы в нашей педагогической практике.
Наше обсуждение подошло к вопросу, какие же модули
Программы
мы использовали при создании и поддержании коллаборативной среды. Мы пришли к
выводу, что задание, над которым мы работали, связано с модулями «Новые подходы
в обучении», «Использование ИКТ», так как их использование явно прослеживается
в работе каждого и нас. Связь прослеживается и с модулями «Оценивание для
обучения и оценивание обучению», «Преподавание и обучение в соответствии с
возрастными особенностями учеников» и «Управление и лидерство». Это
подтверждают примеры из нашей педагогической практики: оценивание
эмоционального настроя учащихся в начале урока, подготовка заданий и игр в
соответствии с возрастом учащихся и наблюдение за тем, как учащиеся
самостоятельно выполняют необходимые действия.
Завершали мы свое обсуждение вопросом - есть ли
необходимость включения результатов выполнения Задания в
портфолио. Выслушав мнение каждого, мы решили, что включить выполнение этого
Задания в портфолио нужно обязательно. Так как при создании коллаборативной
среды, повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается
уровень тревоги, страха оказаться неуспешным, повышается обучаемость,
эффективность усвоения и актуализации знаний. При совместном выполнении задания
происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую
работу.
Коллаборативная среда – это атмосфера, в которой
обучение построено на тесном взаимодействии между учащимися.
Средством для улучшения психологического климата в классе является групповая
работа, способствующая развитию взаимоуважения, умению вести диалог и
аргументировать свою точку зрения. При умело созданной коллаборативной среде
на уроке можно добиться эффективного сотрудничества между членами коллектива.
Совместное обсуждение с коллегами дало мне лучшее
понимание того, как можно использовать идеи модулей на своих уроках, ознакомившись
с опытом коллег, я могу выработать стратегии для создания коллаборативной среды
и преодоления трудностей на своих уроках. В дальнейшем я планирую поддерживать
профессиональные отношения с коллегами через сетевое сообщество, делиться
своим опытом с коллегами, совершенствовать свои знания по внедрению идей
Программы.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.