Боровская
областная санаторная школа-интернат
Воспитатель
младшей группы: Кижеватова Н.Н.
Итоговый
отчет по теме самообразования
Самообразование
- есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем
более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью,
каковой является профессия педагога.
Воспитательная
система нашей школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с
ее местонахождением - отдаленностью от места проживания детей. Большой процент
наших воспитанников из многодетных, неблагополучных, неполных семей.
Ребенок,
попавший в новые условия проживания, начинает испытывать трудности
познавательного и коммуникативного характера. Формирующаяся, неустойчивая
детская психика чутко реагирует на любые воздействия извне, т.к. социальная
ситуация является одним из главных факторов личностного развития ребенка.
Учитывая
неустойчивое социальное положение семьи, попадание ребенка в незнакомый
коллектив и все вытекающие отсюда проблемы, определила следующие задачи:
·
помочь
детям найти свое место в обществе сверстников;
·
учить
умению выстраивать продуктивные личные контакты в социальном окружении.
Проблема
адаптации ребенка в нашей школе для меня имеет одно из приоритетных значений.
Тема: «Адаптация
и развитие личности в новых условиях проживания с учетом сохранения здоровьесбережения».
Цель:
создание
благоприятных условий для сохранения здоровья и самореализации личности
ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный
уровень развития.
Данная цель охватывает весь педагогический
процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь воспитанников,
разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду
через выполнение следующих задач воспитания:
1. Создание
оптимальных условий для развития каждого школьника на основе
знания его индивидуальных способностей и потребностей.
2. Развитие
познавательных интересов, потребностей в познании культурно- исторических
ценностей, развитие творческой активности.
3. Формирование
гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам
Отечества, формирование нравственной позиции.
4. Развитие
самоуправления учащихся, предоставление им реальных возможностей участия в
организации и управлении учебно-воспитательным процессом, в деятельности
творческих и общественных объединений.
5. Укрепление
здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта.
6. Вовлечение
учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения
самореализации личности.
Считаю, что внеурочная работа
в группе - это форма организации социального воспитания, осуществляемая за
пределами классно-урочной организации жизнедеятельности воспитательных
организаций.
Внеурочная учебная работа дает
дополнительные возможности в плане дифференциации и индивидуализации воспитания
школьников, оказания индивидуальной педагогической помощи.
Для достижения указанной цели
в своей работе использую следующие направления работы:
- Гражданско-патриотическое
воспитание;
- Правовое
воспитание;
- Художественно-эстетическое
воспитание;
- Физическое
совершенствование, укрепление здоровья и формирование
санитарно-гигиенический культуры;
- Трудовая
подготовка и профориентация воспитанников;
- Экологическое
воспитание;
В своей работе использую
формы:
- изучение личных дел и медицинской
документации ребенка;
- индивидуальные и групповые беседы;
- диагностические методики;
- воспитательные часы;
- открытые мероприятия;
- игры;
- экскурсии;
- практикумы;
- конкурсы, соревнования.
С
целью более успешного протекания адаптационного периода в первый учебный месяц
планирую больше мероприятий, способствующих сплочению детского коллектива: игры
на знакомство, экскурсии, прогулки, занятия по интересам. Первичный
диагностическо-прогностический тренинг, который провожу в первые дни пребывания
детей в школе, позволяет более подробно изучить личность воспитанника.
Необходимость
адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его
социального окружения. У воспитанника изменились социальное окружение и система
деятельности. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт. Длительное
психологическое напряжение может привести к школьной дезадаптации: ребенок
становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в
учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети с ослабленным
здоровьем являются наиболее подвержены дезадаптации.
Восприятие ребенком школьной жизни, развитие отношений с
одноклассниками может быть непредсказуемыми. Очень важен процесс адаптации
для воспитателя, который не зная своих учеников, не может успешно привлекать их
к самоуправлению и самообслуживанию, индивидуализировать и дифференцировать
обучение. Необходимо корректировать собственную педагогическую позицию
относительно группы и отдельных ребят.
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы
сделать естественный процесс адаптации более интенсивным.
Тесты, опросники
помогают выявить:
Особенности
общения со сверстниками;
Особенности
общения с педагогами, со взрослым;
Особенности
поведения: поведенческая саморегуляция, умение сдерживать непроизвольные эмоции
и желания;
Эмоциональное
состояние: адекватность переживаний, личная тревожность, эмоциональная
устойчивость;
Мотивационная
сфера: позитивное отношение к школе, ориентация на самостоятельное получение
знаний.
Действия
воспитателя в тревожный адаптационный период:
1.
снять тревожность, создать доброжелательную атмосферу в группе;
2.
познакомить детей друг с другом и классным руководителем;
3.
познакомить детей со школой, с режимом дня в школе;
4.
познакомить воспитанников с условиями, правилами проживания в группе.
Задачи
самообразования:
1.
Изучение методической литературы.
2.
Изучение личности воспитанников.
3.
Изучение и применение воспитательных технологи й.
4.
Обобщение по теме самообразования.
Индивидуальную
самообразовательную работу осуществляла с помощью:
- средств массовой информации;
- оргтехники;
- библиотек;
- творческих дел и заданий;
- обмена опытом коллег.
В
рамках повышения квалификации посетила курсы:
- «Использование здоровьесберегающих технологий в
учебно-воспитательном процессе санаторной школы-интерната»;
- «Особенности гендерной социализации в процессе
воспитания».
- «Воспитательные технологии в образовательном
пространстве детских домов и школ-интернатов».
Изучала
литературу по теме:
- Адаптация учащихся к начальной школе. Зеленова
М.Е.
- Социально-педагогические критерии адаптации к
школе. Александровская Э.М.
- Готов ли ваш ребенок к школе? Вагнер Л.А., Вагнер
А.Л.
- Развитие интеллектуальных способностей у детей
младшего шк.возраста. Зак А.З.
- Педагогическая психология. Выготский Л.С.
- Психологический климат в коллективе. Аникеева
Н.П.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.