Особенности
преподавания истории и обществознания
при переходе на
общеобразовательные стандарты
второго поколения
Главное
требование ФГОС II поколения – организация учебного процесса таким образом,
чтобы обучающиеся могли не только самостоятельно получать новые знания, но и в
дальнейшем применять их в решении новых задач. Таким образом, главная задача
учителя – организация условий, инициирующих действия учащихся в необходимом
направлении, условий для самореализации ученика на уроке
В
соответствии с этими идеями требования государственного стандарта по истории
впервые сформулированы не в виде перечня отдельных знаний, а в виде умений по
оперированию этими знаниями! Текст требований к уровню подготовки выпускников
основной школы по истории разделен подзаголовками на три части:
"уметь" - 67%; "использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни" - 23%; "знать" -
10% требований.
Современные
дети значительно более раскрепощены, информированы, нежели дети 15-20 лет
назад. Большинство из них уже не в состоянии работать в рамках репродуктивных
форм, отвечают на них резким снижением мотивации к учебе.
Если
мы меняем акценты в постановке цели - главное не передача суммы знаний, а
обучение действиям, развитие умений, - то должны изменить и средства. Яркий
рассказ учителя и пересказ учеником текста больше не могут быть главными
средствами на уроке. Ведь слушая других и пересказывая чужие мысли, ученик
никогда не научиться действовать самостоятельно. Таким образом, мы должны
полностью отказаться от традиционных, репродуктивных вопросов к параграфу
(перескажи, назови и т.д.) Одной из актуальных задач учителя является поиск
образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный и
деятельностный подход в обучении. Многие основные методические инновации
связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
На
первое место в проектировании урочной деятельности выходит задача развития у
учащихся способностей самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути
их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Всё это можно
обобщить одним умением – умением учиться.
Системно-деятельностный
подход в образовании включает в себя ряд образовательных технологий,
методов и приемов, которые дают возможность учителю творить и искать. Данный
подход позволяет работать на высокие результаты, формировать у учеников
универсальные учебные действия, следовательно, готовить их к продолжению
образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
На
своих уроках я применяю, в зависимости от целей и задач урока, следующие
технологии:
1.
Разноуровневое обучение – возможность построить учебный процесс с
учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка
2.
Исследовательские методы – позволяют учащимся самостоятельно
изучить проблему, расширить кругозор, формирует мировоззрение.
3.
Игровые технологии – развивают познавательную деятельность,
формируют знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельной практической
деятельности.
Вот некоторые формы деятельности учащихся
на уроке:
·
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика,
диаграммы, рисунка
·
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом
анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
·
Составление биографических справок – характеристик исторических
личностей.
·
Работа с исторической картой.
·
Анализ исторических источников (документов).
·
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата.
·
Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
·
Изложение исторических событий от имени одного из участников,
свидетелей, современников или потомков;
Все
эти формы деятельности позволяют учащимся систематизировать учебную информацию,
ориентироваться в историко-географическом пространстве, сформировать навыки
поисковой, аналитической работы, а учителю – успешно подготовить учащихся к
ЕГЭ. Кроме того, эта работа способствует формированию умений объективной само-
и взаимооценки учебной деятельности.
Моя
задача как учителя – создать условия для саморазвития возможностей и творчества
учащихся, вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс.
Таким
образом, применение разнообразных технологий, форм и методов обучения дает
каждому ученику возможность самореализации, создает условия для полноценного
развития личности и способности ориентироваться в потоке социальной информации.
Наряду с этим позволяет видеть и творчески решать возникающие проблемы, активно
применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения, продуктивно
взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком
смысле этого понятия. Результатом обучения с использование форм и методов
деятельностного подхода является развитие у учащихся широкого круга
компетентностей – социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной
(познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
Применение
деятельностного подхода на уроках истории и обществознания позволяет достичь и
прописанных в ФГОС II поколения образовательных результатов:
·
личностных (система ценностных отношений
к себе, другим участникам образовательного процесса, образовательному процессу
в целом и его результатам);
·
метапредметных (освоение способов
деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при
решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
·
предметных (усвоение обучающимися конкретных элементов
социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета).
Мною
изучены примерные программы новых образовательных стандартов по истории и
обществознанию. Я в полной мере разделяю основные положения в историческом и обществоведческом
образовании, а именно формирование уважительного отношения к истории своего Отечества
как единого и неделимого многонационального государства, активное освоение
исторического и культурного наследия своего народа, родного края, России и мира,
развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого,
формирование умений получать социальную информацию, делать необходимые выводы и
давать обоснованные оценки, создание основы для формирования интереса к
дальнейшему расширению и углублению знаний в области общественных дисциплин.
Список
источников:
Дмитриев
С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В.
Дмитриев // Школьные технологии. - 2003. - N 6. - С. 30-39
Ильин
Г.Л.Как обеспечить качество обучения в информационном обществе? /Г.Л. Ильин
//Народное образование.-2011.- №5.-стр.131
Хуторский
А. «Деятельность как содержание образования» /А. Хуторский «Народное
образование» - 2003, №8, стр.107-114.
Деятельностно
– ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета
Издательского дома «Первое сентября» - 2011, №9, стр.14-15.
Деятельностный
подход в обучении. Понятие проектирования как деятельности. Режим доступа:http://festival.1september.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.