Отчет по теме самообразования
за период 2013-2014 учебный год
Под развитием мышления учащихся в
процессе обучения психологи понимают формирование и совершенствование всех
видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов
мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять
перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Для
развития всех видов мышления и познавательного интереса учащихся применяется
метод проектов, который в комплексе осуществляет формирование и
совершенствование самоорганизации деятельности школьников. Метод проектов
отражает деятельностный подход в обучении и является приоритетным методом
проектного обучения.
Какие бы новые веяния,
рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись
программы и учебники, одной из приоритетных развивающих, общеобразовательных и
воспитательных задач всегда было и остается развитие мышления учащихся.
У ребенка с самого
детства развивается как критическое, так и творческое мышление, и нужно
заботиться о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и
периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человеком
высказывается собственная идея, то он сам должен ее сразу же критически
осмыслить. Если оригинальная новая мысль, высказана кем-то другим, то наряду с
ее критикой, необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей,
для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное
сочетание творческого и критического мышления.
Для развития всех видов
мышления и познавательного интереса учащихся применяется метод проектов,
который в комплексе осуществляет формирование и совершенствование
самоорганизации деятельности школьников. Метод проектов отражает деятельностный
подход в обучении и является приоритетным методом проектного обучения.
Е.С.Полат считает, что
в основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков
учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда
предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений
из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. По
определению Полат проект – это совокупность определенных действий, документов,
предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета,
создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая
деятельность.
Метод проектов - это
такая форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по
реализации проекта. Под проектом понимается определенная система деятельности
для достижения конкретной цели. Учебным проектом может быть и компьютерный курс
изучения определенной темы, и логическая игра, и макет лабораторного
оборудования, смоделированный на компьютере, и тематическое общение по
электронной почте, и телекоммуникационные проекты. Общая схема выполнения
проекта: учитель ставит задачу, тем самым очерчивая планируемые результаты обучения
и исходные данные. Все остальное предстоит делать самим ученикам: намечать
промежуточные задачи, искать пути их решения, действовать, сравнивать и
сопоставлять полученное с требуемым, корректировать собственную деятельность.
Проект может быть выполнен на одном уроке, либо дается заранее и выполняется
определенный срок.
Все вышеназванные
приемы, методы и средства формирования учебного комплекса учащихся могут
применяться во всех содержательных линиях предмета информатики. Таким образом,
мы определили методику формирования самоорганизации деятельности школьников как
элемент учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках информатики.
В структуру учебного
комплекса входят также элементы методологической, общеучебной деятельности.
Данные умения формируются в процессе изучения такого фундаментального раздела
информатики, как, 7 класс – «Устройство ПК», «Виды памяти ПК», 8 класс –
«Компьютерные сети», 9 класс – «Базы данных», 10 класс – «Создание Web-сайта».
Творческий проект может
использоваться как одна из форм итоговой аттестации учащихся. В этом случае
проекты должны охватывать как можно более широкий круг тем
изучаемого курса. Учитывая индивидуальные способности, учащиеся разрабатывают
итоговые творческие проекты. Работа над ними осуществляется в течение всего
учебного года и проводится поэтапно.
Для создания итогового творческого
проекта необходимо, во-первых, наличие значимой в исследовательском
творческом плане задачи или проблемы, а также практическая и познавательная
значимость предполагаемых результатов. Требуется проблема, взятая из реальной
жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо
приложить полученные знания и новые, которые еще необходимо приобрести. Во-вторых,
самостоятельная деятельность учащихся. В-третьих, необходимо,
структурировать проект, определить, хотя бы приблизительно, какие результаты
должны быть достигнуты на каждом этапе. В-четвертых, это оформление
результатов, подведение итогов, их презентация. И, конечно, сделанные выводы
помогут определить новые темы для дальнейшей работы.
На своих уроках с
применением метода проектов использую очень часто и во всех параллелях (7-11
классы). Например, в 7 классе при изучении темы «Устройство ПК» учащиеся свой
проект реализуют в виде информационных буклетов; в 9 классе вся
проектная деятельность осуществляется в программе PowerPoint в виде
презентаций; в 10 классе – создание Web-страниц, Web-сайта; а в 11 классе – БД
«Расписание», где ученики сталкиваются с такой работой, как распределение
школьных кабинетов, заполнение табеля успеваемости, где учащиеся явно чувствуют
свою ответственность при создании БД и понимают, что малейшая ошибка может
привести к серьезному сбою всей работы школы. Таким образом, работая в малых
группах, парах идет распределение труда между участниками проекта и т.д.
Выполнение ожидаемого
результата:
Работа над выполнением
программы самообразования дала мне возможность:
-обновить материал урока
- изучила метод проектов для разных тем и
разных классов
- разработала базу данных с использованием
уроков по теме с проектами
- развивала умение учащихся применять
данный метод для изучения новых тем
В итоге –
повысила качество знаний по предмету, сформировала у учащихся исследовательские
умения, самоорганизацию своей деятельности.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.