1) Характеристика
детского коллектива.
За время
прохождения практики у меня было 5 отрядов, так как я была подменным вожатым.
Мой первый отряд был 4. В данном отряде я пробыла 5 дней. Количество детей
всего 34. Из них девочек: 18 и мальчиков: 16. Общий возраст: 14 лет. Трое
мальчиков данного отряда были записаны в «Юные вожатые», они помогали вожатым
проводить свободное время с детьми младшего возраста. Я могу сказать, что
отношение детей к вожатым в данном отряде было на низком уровне. Интересы в
познавательной области отсутствуют. В лагере ребята посещали кружки, но только
часть не была заинтересована в этом.
За время
пребывания в 4 отряде я заметила группу лидеров, состоящих из мальчиков (6
человек). Со стороны было видно, что за это группой тянутся и остальные дети.
Поведение этих мальчиков было ужасно: они не слушали вожатых, не выполняли
требования, оскорбляли вожатых и своих друзей по отряду. Были и маленькие
группы девочек, которые общались только между собой и ни с кем больше, хотя при
знакомстве мы вожатые проводили игры, на наш взгляд которые помогли им
подружиться. В своем
отряде провела игры и мероприятия для знакомства с детьми. И хотя все дети (да
и вожатые) учатся в одной школе и знают друг друга, это оказалось не
бесполезно, так как выявились лидеры и заводилы, дети из разных классов лучше
узнали друг друга и сплотились в группы по интересам. Сначала дети с трудом
вовлекались в игры, особенно мальчики, но потом втянулись и стали предлагать
свои игры. Мне кажется, детям понравились предложенные мной игры, а я узнала,
какие игры любят сами дети.
В первые дни мы
определили формы самоуправления в отряде. Мальчики и девочки отвечали за
порядок в комнате, они были «хозяевами». Также культмассовый сектор отвечал за
стенгазеты и рисование плакатов.
Мне очень
понравилось, что ребята, хоть и не настолько были дружны, но смогли за
несколько дней подружиться и найти общий язык. Конфликтных ситуаций за время
моего пребывания в отряде не произошло. Конечно у детей подростковый возраст, и
они показывают себя не с хорошей стороны, но постепенно они привыкают к нам, и
мы к ним. На мероприятии «Визитка отряда» ребята выступили не очень хорошо, они
очень сильно расстроились. Когда мы проводили свечку, все высказывались по
этому поводу. В конце мы пришли к выводу, что должны быть сильнее, дружнее и
активнее. За эти дни я очень привыкла к 4 отряду, и мне не хотелось уходить от
них, но я думаю, что попробовать свои силы на старшем отряде очень полезно.
Следующий отряд
у меня был 20. На этом отряде я провела 1 день, так как воспитатель и вожатый
отсутствовали. Мне было действительно сложно сделать шаг от старшего отряда к
самому младшему. Но даже не смотря на то, что я не знала детей, за этот день
они ко мне привыкли и я к ним тоже. Распорядок дня у младшего отряда
значительно отличается от старшего. Во-первых подъем очень рано и отбой тоже
рано. За детьми нужно смотреть постоянно. Очень интересно проводить с ними
время на улице и кортах. Если предложить и поиграть в игру, они с удовольствие
согласятся. Маленькие дети смотрят на вожатого с любовью и добротой. Также весь
отряд посещал кружки. (Все без исключения). Это и интересно. Очень приятно, что
после на кружа ребята делают что то вожатому. В этот день у 2 отряда была
кругосветка и спортивное мероприятие. Мы приготовили танец и выступили на УРА!
Конфликтов в данном отряде не было. Все ребята очень дружные. Обще количество
детей:33 .Общий возраст: 6 лет. Отношение к вожатым хорошее.
Следующий
отряд: 7. Общее число детей: 35. На этом отряде я пробыла 8 дней. Общий
возраст: 12 Ребята посещали кружки, но часть оставалась в корпусе. Никто не
заинтересован в играх, в конкурсах, в мероприятиях. Мои отношения с ребятами
были плохие, они не воспринимали меня как вожатого и как друга. Я понимаю, что
пришла к ним в середине смены и поэтому не могла найти с ними общий язык.
7 отряд всегда
получал призовые места. Ребята были очень дружны. Девочки, которые занимались
танцами помогали остальным, мальчики, которые умели сочинять стихи и владели
спортивными навыками помогали остальным.
В данном отряде
были сформированы маленькие группы, но лидеров я не обнаружила. Общались все.
Если мы шли на корты, то всегда были вместе. В отряде были 2 девочки, которые
всегда ходили вдвоём. С ними не разговаривали и не пытались найти общий язык.
После беседы я поняла, что ребята не хотят с ними общаться из-за того что они
оскорбляют. Девочки попросили прощения у ребят и все остались довольными. Только
поведение одного мальчика вызывало у меня опасение. Он испортил отрядный уголок
наших соседей. Мы проводили с ним беседы, пытались выяснить в чем причина
такого поведения. Все заканчивалось извинениями. Но если бы воспитатель мог
повлиять на него. Меня удивило, что воспитателю было все равно и не обращала
внимание на его выходки. Ночью этот мальчик забрался в шкаф и сидел там 30
минут. Вожатые и воспитатели искали по всему корпусу. Когда наши повели его к
Администрации лагеря. После беседы, я провела свечку, где выяснила, что ему
нравилась девочка из отряда, и тем самым он хотел привлечь её внимания. Мне
было интересно, что после разговора, мальчик стал спокойнее и даже помогал
вожатым в свободное время.
В конце мы
подружились, и я очень полюбила 7 отряд. Очень сложно уходить от ребят, когда к
ним привыкаешь.
В общем, хочется отметить, что отношения в коллективе
были дружескими, дети просили друг у друга совета, старались помочь друг другу.
Психологический климат в отряде был положительный, конечно не обходилось и без
внутренних конфликтов, но педагоги и вожатые старались сразу же все решить мирным
способом.
В конце моей практики, я побывала в 19 отряде. На этом
отряде я должна была стоять с самого начала. Общий возраст : 7,8 лет. Общее
количество- 31. Вожатая, воспитатель и ребята приняли меня тепло и дружелюбно.
С Ребятами я сразу же подружилась. Мне было важно, чтобы в конце моей практики
у меня был определенный отряд и свои дети. Из всех отрядов, на мой взгляд это
самый хороший и спокойный.
Мы установили с ними доверительные
отношения, дружеская обстановка в нашем коллективе способствовала этому. Мы
подготавливали различные дела, участвовали в соревнованиях, активно отдыхали в
свободное от режимных моментов время. Для меня оказалось легко установить
тесный контакт с детьми и их родителями, обеспечить порядок и дисциплину в
отряде. Контингент ребят отличался разнообразностью: там отдыхали дети, как из
благополучных семей, так и из неблагополучных. Поэтому, приходилось находить
индивидуальный подход к каждому ребёнку и стараться создавать комфортную
обстановку для всех детей в отряде. На протяжении всего периода смены я
старалась сохранить благоприятную эмоциональную атмосферу в своём отряде,
развивала интересы детей в понравившихся им видах деятельности,
совершенствовала их творческие способности, а также внимательно следила за их
здоровьем.
Воспитательный
процесс в отряде был тщательно спланирован всеми участниками и педагогического
коллектива. Были обеспечены дисциплинарные и санитарно - гигиенические
требования, которые применялись к детям. На протяжении всего сезона
педагогическим коллективом была обеспечена безопасность детей, ни одного случая
травмы, не было пропусков по болезни. Постоянно использовали методы поощрения
такие как похвала, поход в библиотеку, кино. На линейках вручали грамоты за
различные достижения детей. Я находилась с детьми ежедневно на протяжении
всего дня. Мне было приятно, что мои ребята получают
грамоты, за нашу совместную работу.
Но и без
конфликтных ситуаций здесь не обошлось. В моем отряде был одни мальчик, который
никогда не слушался ни вожатого, ни воспитателя. Я была одна на отряде, так как
у напарницы и воспитателя был выходной. В этот день мы гуляли. Мальчик не имея
на то причин побежал за территорию лагеря. Конечно я догнала его. Но прежде мы
пробежали вокруг метеора 5 кругов. Мы сели поговорить и оказалось, что он
просто скучает по родителям. Я подумала, что будет лучше если родители на один
день приедут к нему. Он очень обрадовался, когда увидел их. На самом деле,
мальчику которому 7 лет очень сложно находится в лагере без родных и первый
раз.
Я побывала на
отрядах всех возрастов. Мне очень сложно сказать какой возраст лучше, потому
что дети на любом возрасте по-своему хороши. И я думаю, попробовать работать с
младшими, средними и старшими отрядами это бесценный опыт.
2) Педагогическая
деятельность.
За время
педагогической практики я провела 3 мероприятия. Первое мероприятие было
организованно в 7 отряде под названием «Умелые ручки». Моей задачей было:
объяснить как из подручных материалов можно сделать топиарий. Я поделила ребят
на 2 команды. Они должны были собрать топиарий из зерна кофе, пластилина,
ниток, бисера, деревянной палки и стакана. На мой взгляд ребята справились на
отлично. Такого замечательного топиария я не видела. Я хотела показать, как
совместная коллективная работа может привести к отличному завершению.
Второе
мероприятие я проводила также в 7 отряде под названием «Музыкальная мозаика».
Также я поделила ребят на 2 команды. Каждой команде были заданы вопросы
музыкального характера. Данное мероприятие прошло хорошо, дети были увлечены и
им было интересно узнавать что-то новое. Здесь мне нужно было выделить
интеллектуальные особенности каждого.
Третье
мероприятие я проводила в 19 отряде под названием «Веселые старты». Ребята были
поделены на 2 команды. Веселые старты включали в себя 12 эстафет. В конце самые
быстрые и ловкие были награждены грамотами. В этом мероприятии мне было важно
учитывать спортивные особенности каждого ребёнка.
Самое любимое
мероприятие у детей в лагере «Метеор» это «День Нептуна». Сама подготовка
начинается с самого утра. Дети подготавливают представление от каждого отряда и
вместе с вожатыми на форуме устраивают водные стрелялки. Один минут данного
мероприятия - на следующий день все болеют.
На мой взгляд
самый удачный период смены это основной и итоговый. Это те самые периоды, когда
ребёнок и вожатый – это друзья, когда мы можем поделиться своими проблемами,
дать совет. Когда ты видишь, как ребенок со слезами на глазах не хочет уезжать
из лагеря, прощаться со своими друзьями, вожатыми, воспитателями.
Я считаю, что
вожатый это в первую очередь это друг. И поэтому очень важно найти контакт с
ребёнком. Если же в первые дни ребёнок не хочет открываться, то нужно
постепенно помогать ему в этом. Если же он специально провоцирует вожатого, то
следует воздействовать на этого ребёнка. Например из-за грубого отношения к
вожатому со стороны одного ребенка, будет наказан весь отряд. (можно отменить
поход в кино, или на дискотеку и вместо этого пойти в библиотеку и почитать
книгу, можно провести отрядное дело.). Очень важно учитывать возраст. Если у
старших отрядов можно отменить дискотеку, то у младших можно устроить отбой на
1 час раньше или отменить просмотр мультиков в телевизионке.
Конечно в
первые дни отношение детей к вожатым было ужасное. Большая часть вожатых не
выдерживала и срывалась. Вожатые других отрядов не бросали в беде своих
напарников и беседовали с ребятами о поведении.
Каждый вечер
перед отбоем в корпуса прихода администрация в лице старшего вожатого и
заместителя директора лагеря. Каждый в столовой администрация лагеря наблюдает
за дисциплиной и как справляются вожатые. После обеда, обычно все отряды идут
на корты или кружки, поэтому старший вожатый обходит корты и смотрит за тем,
чтобы вожатые также играли вместе с детьми и принимали участие.
После того, как
я провела мероприятия старший вожатый и педагог проанализировали мои работы,
подсказали как было бы лучше, посоветовали как интересней было бы провести.
Методическая помощь со стороны администрации лагеря и педагогов присутствовала.
Отношение с
работниками лагеря было дружелюбным. Несмотря на то, что я не знаю человека,
как я и учила своих ребят, нужно поздороваться. После каждого приема пищи мы
говорили спасибо поварам за прекрасный обед или ужин.
Так как я была
подменным вожатым, своего определенного отряда у меня не было. Воспитателям
сложно было привыкать ко мне и ставить оценку тоже. Администрация лагеря
поблагодарила меня за эту практику и работу, так как мне одной из всех было
тяжело. У меня не было отряда, напарника, мне нужно было постоянно привыкать к
детям и воспитателям. Я заменяла вожатых или воспитателей, которые
отсутствовали в лагере по той или иной причине. Администрация лагеря остановилась
на оценке 5.
3) Самооценка
подготовленности к практике
Спасибо большое
руководителям и курсу «Педагогика лета». На самом деле вся теория и практика,
которую мы проходили на данных курсах, мне очень помогла в прохождении
практики. Мне бы хотелось слышать на «Педагогике лета» больше практики, может
быть она и пугает студентов, но практики в конце концов оказывается больше чем
теории. Теоретические знания я применила «Периоды лагерных смен». По плану я
уже составила схему дальнейших действий. Копилка вожатого является также
основным моментом в работе вожатого. Я считаю, что при проверке копилки
вожатого нужно беседовать лично с студентом, чтобы он анализировал свою
выполненную работу.
Я считаю, что
летняя практика это полезный и необходимый этап обучения. Для меня в первую
очередь это общение с детьми. Целый месяц я могу реализовывать свои
возможности, творческие способности. Я стала уверенней себя чувствовать в
разговоре с детьми. Со своим маленьким братом я могу играть в любые игры на
любую тему и в любом месте. Я познакомилась с хорошими ребятами, которые
помогают и не оставляют в беде. Как же было приятно, организовывать вожатский
концерт, когда я понимаю, что мы одна семья, а наши дети смотрят на нас и аплодируют.
Мне запомнился прощальный костер. Все отряды пели лагерные песни, вожатые
наслаждались последними минутами вечера. Наверное это и есть смысл летней
практики: реализовать свои способности, обрести друзей и общаться с детьми!
В следующем
году надеюсь снова поехать в лагерь «Метеор»!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.