Инфоурок Другое Другие методич. материалыОтчет А. Почему мне и моей школе необходимо измениться.

Отчет А. Почему мне и моей школе необходимо измениться.

Скачать материал

 

Плыгунова Галина Викторовна, учитель истории и географии высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения учителей истории и географии.

 Руководитель творческой группы учителей географии города Шымкента.

Стаж работы 24 года

Работаю учителем  в общей средней школе имени О.Жандосова г. Шымкента.

Отчет А

Почему мне и моей школе необходимо измениться

 Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Аристипп

                      Многие страны мира  на современном этапе считают своей главной задачей проведение реформы в области образования.  Укрепляют материальную базу,  создают качественные учебные программы и пособия, внедряют новые педагогические  технологии, способствующие развитию компетентностей, улучшают качество подготовки педагогических кадров.  Сегодня экoнoмически развитые государства планеты придерживаются таких моделей образования, которые наиболее полным образом отвечают процессам глобализации. Однако далеко не всем странам удается изменить ситуацию в образовании. В чем же   причина  отличий в школьном образовании  различных стран мира?  Какие же системы школьного образования являются самыми эффективными на сегодняшний день? Почему? Наверное, такой вопрос задавали себе многие педагоги.  В мире существуют несколько критериев определения эффективности образования.  Перечень   наиболее успешных мировых систем образования  составила  британская компания Pearson. Рейтинг  составлен по результатам за 2006-2010 годы  на основании тестов на грамотность, а также международных экзаменов по математике и естествознанию, которые проводятся раз в три-четыре года.  Десятку  стран - лидеров составили: Финляндия, Южная  Корея, Гонконг, Япония, Сингапур, Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария, Канада. Другая международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР. Результаты тестов PISA дают представление о грамотности чтения, математической грамотности, эрудиции по научным дисциплинам. Ключевой же вопрос данного международного исследования - "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?".  Лидерами по результатам PISA в 2009 году стали такие страны, как Китай (Шанхай), Южная Корея, Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур. Именно в этих странах учащиеся не только владеют формальными знаниями, но и готовы к практическому их использованию. (Руководство с. 101)    В 2009

году Казахстан впервые принял участие в PISA . Результаты показали, что педагоги средних общеобразовательныхшкол республики дают сильные предметные знания, но не учат, как применять их в жизни, в реальных, ситуациях.     Рассмотрим достаточно успешные системы образования некоторых  стран.

              По  международным  оценкам TIMSS,PISA, образовательная система Сингапура является наиболее адаптированной  к требованиям глобализации. Образование в  стране изначально было направлено на создание условий для обучения конкурентоспособных профессионалов, умеющих быстро адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Обучение в стране ведется на английском и китайском языках. Такой выбор в пользу билингвизма был обусловлен как необходимость подготовки  рабочей силы, способной вести переговоры и быстро адаптироваться к культурным условиям во всех уголках мира (Т. Б. Алишев, А. Х. Гильмутдинов; «Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня»).  На  сегодняшний день  в  Сингапуре десятилетнее школьное обучение, включающее в себя  шестилетнее начальное образование, в течение которого дети могут участвовать в большом количестве разнообразных учебных программ. Таким образом,  система адаптируется под нужды каждого ребенка. В  начальной школе ученики выбирают программу обучения, самостоятельно или  по рекомендации учителя определяя перечень предметов для изучения. Несмотря на высокую наполняемость классов, учитель так строит процесс обучения, что  в процессе преподавания взаимодействует скорее с восемью группами по пять человек, чем с сорока [Redpath, 2008. P. 17]. В каждой группе идет процесс общения, обучения, работы и формирования личности ребенка. Весь процесс школьного образования  в Сингапуре  направлен на воспитание  лидеров, способных работать в команде. На сегодняшний день  главной  целью  системы образования  в Сингапуре является создание условий для развития и выявления способностей и талантов ребенка на различных этапах школьного образования. Создание  таких условий, которые  мотивировали бы каждого человека на протяжении всей жизни получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать инновационный  дух и идеи предпринимательства, уметь брать на себя ответственность и обязательства. Образовательная  система  страны меняется  в соответствии с вызовами нового времени. Учитывая  IT-ориентированность нации,  в стране был запущен проект «Школы будущeгo», который направлен на разработку новых подходов к обучению, внедрению новейших технологий в учебный план, апробированию новых систем оценки, разработаны технологичные пути профессионального развития учителей и  технологии обмена опытом.  Мне кажется, опыт Сингапура  в билингвизме  обучения, умелого использования приемов работы в команде и выявления одаренности и лидерства, it-направленность обучения  вполне мог бы был использован в нашей стране, тем более вопрос о многоязычие, электронном  обучение   заложен в Концепции развития образования и Законе об образовании.

                    Китай. Как же обстоит ситуация в школьном образовании  у нашего соседа,  в «Поднебесной»? До 1949 года  80% населения страны были неграмотны. Чтобы решить эту проблему, было открыто  большое количество школ, а также  педагогических институтов для подготовки педагогических  кадров. В стране введено  обязательное 9-летнее образование, которое предусматривает «воспитание с целью повышения качества личности», всестороннее развитие учащихся в умственном, нравственном, художественном, физическом и трудовом отношениях.  Система образования в Китае направлена на достижение максимального высокого результата. Обучение   в школе  начинается с 6 лет, после начальной школы можно поступить в среднюю школу по месту жительства без экзаменов, а в среднюю школу  высшей ступени выпускники общей средней школы зачисляются  только после сдачи соответствующего экзамена. Не сдавший экзамен, не допускается к обучению в школе высшей ступени. И тогда поступление в ВУЗ и престижная работа становятся недоступными.  В китайской школе в каждом классе по 30-40 учеников. Процесс обучения поделен на два семестра, итоги которых выставляются в табель. Оценивание  учебных достижений учащихся  проводится по сто бальной системе. Все текущие результаты выставляются в классный журнал. У китайского ученика большая учебная нагрузка, каждый день по 6-7 уроков.  Кроме уроков, дети очень много занимаются дома.  Родители  нанимают репетиторов по двум-трем предметам даже в начальной школе. В  китайских школах очень  жесткая дисциплина. Определённый отпечаток на деятельность традиционной школы накладывают китайские национальные религии – конфуцианство и даосизм, требующие бeзoгoворочного почитания родителей и учителей. Когда люди из поколения в поколение передают одни и те же знания, эти знания превращаются в освященные временем догмы, посягать на которые считается неприличным. В  китайской образовательной системе   учебный процесс тщательно контролируется правительством, школы постоянно получают финансирование из казны, созданы целевые фонды, существует финансовая самостоятельность учебных заведений, отказ от принципа остаточного финансирования; защищённость статей бюджета на образование. Цель оправдывает средства, в данном случае имеются в виду материальные средства, которые позволили улучшить систему образования   Китая.

                    Южная Корея. Образование в стране начинается с начальной  школы. Затем следует средняя школа, которая  предъявляет высокие требования к своим ученикам: здесь строго регулируются не только школьная  форма, прическа, но и другие аспекты жизни учащихся.  Интересно, что переход по образовательным  ступеням  с начальной до высшей школы в Южной Корее, определяется не результатами сдачи экзаменов, а   исключительно по возрасту ученика.  Вместо  экзаменов учащихся  регулярно оценивают по другим  параметрам, включая  посещаемость уроков, внеклассную активность, особые достижения и нравственное развитие учеников. В школах до начала уроков у учащихся есть возможность в течение  30 минут заниматься  самообучением, просматривать образовательные программы. В  корейских школах на высоком уровне техническое обеспечение широко используются электронные учебники, высокая степень использования ИКТ. Очень важно, что уделено большое внимание привитию у детей навыки решения проблем, работы в команде и лидерства, изучению традиций и культуры страны интересны и методы преподавания. Для меня, кроме выше сказанного, важно, что в Южной Корее очень высок статус учителя в обществе.

             Большой интерес для меня представляет система образования в Великобритании, так как мы обучаемся по Программе  Кембриджского университета. В стране имеется три основных типа неполных средних школ:

·        «Грамматические» школы, с ориентацией на последующее продолжение обучения в вузе.

·        «Современные» школы, имеющие целью ускоренное приобретение профессиональной квалификации.

·        «Единые» школы, где   предлагаются  образовательные программы с относительно уравновешенными академической и практической составляющими.

           В процессе обучения ответственность за применение государственного учебного плана целиком ложится на учителя, он не ограничен в выборе методов преподавания, основанных на конструктивистской теории, которые считаются наиболее популярными в мире и получили высокое признание.  Цель преподавания, основанного на данной теории, состоит в том, чтобы достичь более основательного понимания предмета учеником, обеспечив  использование  и применение  знаний в ситуациях вне класса. Важнейшим приоритетом для учителя является концентрация внимания на личности ученика, вовлечение его в процесс обучения и оценивания,  воспитание ответственности учащихся за собственное  обучение. Учитель умело  регулирует использование различных методов, является стержневой фигурой в обеспечении успешности учеников.

            Как в Казахстане на государственном уровне решается вопрос о модернизации системы образования? В стране в течение  последних лет разработаны  нормативно-правовые акты в области образования:

·        Государственный стандарт среднего и высшего образования, «Государственная Программа развития образования в Республике Казахстан до 2020 года», в результате реализации Программы будет осуществлён полный переход на 12-летнюю модель обучения.

·           «Концепция непрерывного педагогического образования Республики Казахстан».

·         Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012 - 2016 годы, новые  учебные планы и программы, созданы  новые учебники и  учебные пособия.

 Большое внимание в документах уделено инклюзивному образованию, функциональной грамотности, развитию активной жизненной позиции обучающихся. В стране появились школы нового типа NIS, происходит информатизация учебного процесса. Однако на  сегодняшний день  общеобязательные стандарты общего среднего образования, основанные на предметном центризме, не дают ученику четко выраженной позитивной мотивации выбора жизненного пути, интересов и перспектив. Только 1/3 старшеклассников осознанно выбирают профессиональную деятельность, соответствующую их способностям.  2/3  выпускников  не подготовлены к самостоятельной жизни и обладают заниженной самооценкой. Основной формой обучения  до сих пор является  урок, ориентированный на  реализацию учебных планов  и  программ, на достижение учебных результатов в виде знаний, умений, навыков. Однако он  не  способствует развитию у учащихся критического мышления, рефлексивных навыков,  учебно - поисковой деятельности и поэтому выступает замедляющим фактором в становлении личности школьника.  Изучение  многих школьных предметов оторвано от реальности, нужд и потребностей развивающейся личности.   В настоящее время  страна нуждается в новых взглядах на государственную систему образования.

                  Сегодня движущей силой эффективного развития страны является компетентный  человек, его грамотность и личностные  качества, новая личность, которая готова жить  в информационном, технологическом мире. А кто, как не учитель может подготовить такого человека.  Один корейский политик очень точно сформулировал мысль о важности учительской профессии: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей».  В   центре  реформ системы образования находится педагог – новатор, стремящийся обучать по-новому. В мире, где стремительно меняются технологии, отказ от академических знаний в пользу практического опыта может стать единственным залогом профессионального успеха.  Одной из самых ответственных задач является подготовка учителя новой формации, так как новое содержание программы потребует нового учителя.  В  этом году мне посчастливилось стать слушателем трехуровневых курсов по Кембриджской Программе. Кембриджская  система образования, основанная на конструктивистском подходе, требует от учителя сосредоточенности на ученике, организации занятий в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей и навыков учеников, обеспечив использование и применение знаний в ситуациях вне класса. (Руководство, с.106). После первого этапа курсов «Лицом к лицу»,  когда наши тренера ознакомили нас с содержанием и основными принципами Программы первого уровня, мне  захотелось выявить причины успешности отдельных систем образования. Проанализировав образовательные системы выше указанных стран, хотелось бы применить их опыт в своей школе по следующим направлениям:

1.                 Из Сингапура: IT-ориентированность и  нации, свободный выбор программ обучения (система адаптируется под нужды каждого ребенка), работа в сотрудничестве.

2.                 Из Китая: достижение максимального высокого результата, направлениям, финансирование финансовая самостоятельность учебных заведений.

3.                 Из Южной Кореи:   высокая степень использования ИКТ в процессе обучения, оценка деятельности учащихся по определенным параметрам.

Знания, полученные на курсах, я хочу внедрить   в своей школе. Убедить  коллег изменить подход к процессу обучения. Научить их быть успешными  в педагогической деятельности, измениться   ради будущего наших учеников. Для этого я должна ознакомить учителей нашей школы:

- с 7 основными модулями Кембриджской программы;

- показать  важность  применения методики групповой работы и новых приемов преподавания, активно  использовать ИКТ;

- с приемами и методами технологии развития критического мышления;

- научить проводить рефлексивный анализ не только деятельности учащихся, но и своей работы. 

                В  современном мире образовательный процесс невозможно представить без использования информационно-коммуникационных технологий. Педагог нового столетия — это грамотный, умеющий работать на компьютере человек, независимо от возраста, постоянно совершенствующий свои технологические знания. Учитель должен знать не только преподаваемый предмет, но и способы его совершенствования посредством применения новых технологий.   Для  педагога важно научиться использовать их умело, не перегружая, а облегчая процесс обучения. Качественное  использование ИКТ является одной из проблем моей школы. Для эффективности  образовательного процесса требуется поддержка руководства школы и непосредственное их участие в обучении и развитии учителей.  (Руководство, с. 161). Администрация школы должна играть ключевую роль в создании благоприятной атмосферы в школе, в определении приоритетов её развития. Важно убрать из практики авторитарные, бюрократические методы, умный руководитель не накапливает   проблемы, а решает их по мере поступления.  Мне хочется, чтобы учителя и ученики моей школы  поняли преимущества работы в коллаборативной среде, важность    формирования критического мышления, метапознания и саморегуляции. (Руководство с.101). Умели   свободно  выражать свои мысли и  умели оценивать свои поступки и действия, а самое главное, могли применить свои знания в быстро меняющейся  реальности, были востребованы в 21 веке.

 

Литература

 

1.     Программа курсов. Руководство  1 (продвинутого) уровня.

2.     Т. Б. Алишев, А. Х. Гильмутдинов. Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня.

3.     М. Барбер, М. Муршед, «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школах», 2008 г.

4.     http://centeroko.ru/pisa/pisa.htm/

5.     http://www.psychologos.ru/

6.     http://forbes.kz

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Отчет А. Почему мне и моей школе необходимо измениться."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 6 месяцев

Менеджер по управлению сервисами ИТ

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Плыгунова Галина Викторовна, учитель истории и географии высшей квалификационной категории, руководитель методического объединения учителей истории и географии.

 Руководитель творческой группы учителей географии города Шымкента.

Стаж работы 25 лет

Работаю учителем  в общей средней школе имени О.Жандосова г. Шымкента.

Почему мне и моей школе необходимо измениться

 Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Аристипп

                      Многие страны мира  на современном этапе считают своей главной задачей проведение реформы в области образования.  Укрепляют материальную базу,  создают качественные учебные программы и пособия, внедряют новые педагогические  технологии, способствующие развитию компетентностей, улучшают качество подготовки педагогических кадров.  Сегодня экoнoмически развитые государства планеты придерживаются таких моделей образования, которые наиболее полным образом отвечают процессам глобализации. Однако далеко не всем странам удается изменить ситуацию в образовании. В чем же   причина  отличий в школьном образовании  различных стран мира?  Какие же системы школьного образования являются самыми эффективными на сегодняшний день? Почему? Наверное, такой вопрос задавали себе многие педагоги.  В мире существуют несколько критериев определения эффективности образования.  Перечень   наиболее успешных мировых систем образования  составила  британская компания Pearson. Рейтинг  составлен по результатам за 2006-2010 годы  на основании тестов на грамотность, а также международных экзаменов по математике и естествознанию, которые проводятся раз в три-четыре года.  Десятку  стран - лидеров составили: Финляндия, Южная  Корея, Гонконг, Япония, Сингапур, Великобритания, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария, Канада. Другая международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР. Результаты тестов PISA дают представление о грамотности чтения, математической грамотности, эрудиции по научным дисциплинам. Ключевой же вопрос данного международного исследования - "Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие основное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?".  Лидерами по результатам PISA в 2009 году стали такие страны, как Китай (Шанхай), Южная Корея, Финляндия, Гонконг (Китай), Сингапур. Именно в этих странах учащиеся не только владеют формальными знаниями, но и готовы к практическому их использованию. (Руководство с. 101)    В 2009

году Казахстан впервые принял участие в PISA . Результаты показали, что педагоги средних общеобразовательныхшкол республики дают сильные предметные знания, но не учат, как применять их в жизни, в реальных, ситуациях.     Рассмотрим достаточно успешные системы образования некоторых  стран.

 

              По  международным  оценкам TIMSS,PISA, образовательная система Сингапураявляется наиболее адаптированной  к требованиям глобализации. Образование в  стране изначально было направлено на создание условий для обучения конкурентоспособных профессионалов, умеющих быстро адаптироваться к различным жизненным ситуациям. Обучение в стране ведется на английском и китайском языках. Такой выбор в пользу билингвизма был обусловлен как необходимость подготовки  рабочей силы, способной вести переговоры и быстро адаптироваться к культурным условиям во всех уголках мира (Т. Б. Алишев, А. Х. Гильмутдинов; «Опыт Сингапура: создание образовательной системы мирового уровня»).  На  сегодняшний день  в  Сингапуре десятилетнее школьное обучение, включающее в себя  шестилетнее начальное образование, в течение которого дети могут участвовать в большом количестве разнообразных учебных программ. Таким образом,  система адаптируется под нужды каждого ребенка. В  начальной школе ученики выбирают программу обучения, самостоятельноили  по рекомендации учителя определяя перечень предметов для изучения. Несмотря на высокую наполняемость классов, учитель так строит процесс обучения, что  в процессе преподавания взаимодействует скорее с восемью группами по пять человек, чем с сорока [Redpath, 2008. P. 17]. В каждой группе идет процесс общения, обучения, работы и формирования личности ребенка. Весь процесс школьного образования  в Сингапуре  направлен на воспитание  лидеров, способных работать в команде. На сегодняшний день  главной  целью  системы образования  в Сингапуре является создание условий для развития и выявления способностей и талантов ребенка на различных этапах школьного образования. Создание  таких условий, которые  мотивировали бы каждого человека на протяжении всей жизни получать новые знания и навыки, осваивать технологии, развивать инновационный  дух и идеи предпринимательства, уметь брать на себя ответственность и обязательства. Образовательная  система  страны меняется  в соответствии с вызовами нового времени. Учитывая  IT-ориентированность нации,  в стране был запущенпроект «Школы будущeгo», который направлен на разработку новых подходов к обучению,внедрению новейших технологий в учебный план, апробированиюновых систем оценки, разработаны технологичные пути профессионального развития учителей и  технологии обмена опытом.  Мне кажется, опыт Сингапура  в билингвизме  обучения, умелого использования приемов работы в команде и выявления одаренности и лидерства, it-направленность обучения  вполне мог бы был использован в нашей стране, тем более вопрос о многоязычие, электронном  обучение   заложен в Концепции развития образования и Законе об образовании.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 296 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 606
    • DOCX 40.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плыгунова Галина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Плыгунова Галина Викторовна
    Плыгунова Галина Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 4
    • Всего просмотров: 17841
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 154 человека

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Мини-курс

Введение в экономическую теорию и практику

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе