Особые
потребности для «особенных» детей
А.
Ю. Ведякова,
г.
Полысаево, Кемеровская обл.
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети,
нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи и
организации особых условий при их воспитании и обучении. Коррекционная
педагогика опирается на ряд принципов, в соответствии с которыми педагоги
строят коррекционно-развивающие программы для обучения и воспитания детей
данной категории. Такая стратегия призвана обеспечить социализацию ребенка, то
есть способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с
отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности,
максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности
жить самостоятельно.
Одной
из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного
российского социума является включение детей с различными потребностями в
общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами,
сложившимися в России. Поэтому оптимальных условий для успешной адаптации детей
с различными потребностями является важнейшей социально экономической и
политической задачей всех государственных и общественных структур.
В
связи с этим решение основных социальных проблем детей с различными
потребностями, в том числе их обучение, трудоустройство и реабилитация позволит
во многом не только изменить положение этой группы в обществе, но и
сформировать определенный уровень социокультурной толерантности к ним, но и
стабилизировать трудовые ресурсы страны. Современное Российское
законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с
различными потребностями отвечает признанным стандартам и имеет гуманистическую
направленность.
В
России создается и функционирует сеть реабилитационных спортивно-адаптированных
школ, школ-интернатов, центров социальной помощи ребенку и многое другое. В
настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по работе с детьми с
различными потребностями. Это, прежде всего медицинская реабилитация, она включает
в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный, подводный
массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажерей и мягких
модулей, аромотерапии, занятия на стабилометрическом комплексе, скенартерапию,
магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и реабилиталогии
являются скафандры - лечебные костюмы – «Адели». Галотерапия решает очень
важные задачи общего оздоровления ребенка.
Наряду
с этим ведется интенсивная разработка и реализация индивидуальных и групповых
программ психолого-педагогической реабилитации и обучения детей с различными
потребностями.
Нововведение,
или инновация характерны для любой профессиональной деятельности человека. Они
являются результатом научных поисков или передового опыта отдельных
специалистов и целых коллективов. В настоящее время все острее ощущается
необходимость поиска путей качественного обновления форм и методов деятельности
реабилитационных, учебных учреждений, соответствующих современному пониманию
потребности детей с различными возможностями. Специалисты наряду с
общеизвестными методиками и технологиями используют современное
реабилитационное оборудование.
Инновационные
технологии помогают всесторонне развить возможности ребенка, а также
социализировать его в окружающей среде и обществе. Инновационные технологии
существуют в двух формах: в виде программ и документов и как реально
развивающиеся социальные процессы, так получили распространение следующие
терапевтические технологии:
Арттерапия
- способы и технологии реабилитации детей с различными возможностями средствами
художественной деятельности. Основными функциями арттерапии являются компенсирующая,
обучающая, развивающая. Только при отчетливом представлении реабилитационных
функций арттерапия может быть использована очень эффективна.
Библиотерапия
– метод психотерапии основанный на педагогических, дидактических принципах.
Осуществляется при помощи книг, в первую очередь художественных. Задача
библиотерапии лечебное воспитание и перевоспитание личности ребенка
воздействием художественного эмоционального и психологического мастерства
писателя, показывающего пути разрешения ребенку с различными потребностями
конфликтных неврозоподобных ситуаций.
Музыкотерапия
– использование музыки с лечебными целями. Разработаны методики индивидуальной
и групповой музыкотерапии и сочетания музыки с аутогенной тренировкой.
Иппотерапия
– лечебная физкультура, где в качестве инструментов реабилитации выступает
лошадь, процесс верховой езды и физические упражнения выполняемые в процессе
верховой езды.
Альфа-спа-терапия
– это комбинация сухой сауны, четырехканальной системы аромотерапии, вибрационного
массажа, ионного душа, мелотерапии.
Для
развития навыков ходьбы – кинезотерапия, с помощью двигательного тренажера «Рифтон».
Новая
методика кинезотерапия (г.Тольяти) с использованием кроссоверов, помогающая
снизить мышечный тонус у детей с ДЦП и увеличить объем движений в суставах.
Логотренажер
«Дельфа» (доц.пед.наук Е. В. Новикова) зондовый массаж – нормализация речевой моторики.
Система
М. Монтессори, идея которой в том, что бы подготовить ребенка к интеграции в
социум.
Организация
комнат социально - бытовой адаптации (КСБА).
Развивающие
и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции
интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.
Новейшие
ИКТ - технологии значительно упрощают и облегчают труд делают его более
продуктивным. Использование ресурсов сети интернет дает возможность поиска и
отбора необходимой информации ее анализа хранения, обобщения, оперативной
передачи на любые расстояния, общения с родителями, воспитанниками. Мультимедийные
возможности компьютера и использование периферийных устройств позволяют
создавать более объемные, яркие, привлекающие и удерживающие внимание ребенка
занятие. Такие носители информации как диск, дискета, флеш-накопитель с
необходимым материалом стали обычным для ребенка с различными возможностями.
Инклюзия
в образовании, соответственно, обучение в русле этого подхода – инклюзивное
обучение – это включение детей с особыми образовательными потребностями в
образовательный процесс в массовых школах по месту жительства, где учитываются
их ограниченные возможности здоровья и оказывается специальная поддержка.
В
МКСКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23 III,
IV
вида» на сегодняшний день обучаются 116 детей с особыми образовательными
потребностями. Коррекционное обучение проводится с целью коррекции отклонений в
их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально -
психологической реабилитации для последующей интеграции в обществе.
Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной
деятельности, самостоятельности. Логопедом, дефектологом, психологом проводится
работа по общему и речевому развитию детей, коррекции нарушений моторики,
отклонений в интеллектуальной и эмоционально- волевой сферах, поведении.
В
данный момент коллектив школы работает над программой дистанционного обучения и дистанционного оказания социальных услуг
семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Это новая технология для реабилитации
детей-инвалидов в системе социальной защиты населения. Программа нацелена
на внедрение механизма дистанционного оказания социальных услуг семьям,
имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями,
приобщение таких ребят к информационному пространству, обеспечение
их удаленным он-лайн общением.
Данная программа планирует общение ребенка
и его родителей с учителями и социальным педагогом через Интернет
с помощью программ визуальной связи и электронной почты. Для
ее реализации планируется прохождение обучения инновационным методам
работы по внедрению компьютерных технологий в реабилитационный
процесс.
Планируется, что в рамках реализации данной
программы дети-инвалиды и их родители смогут расширить свой круг
общения, общаться между собой без посредничества специалистов, а также
будут иметь возможность получения социальных услуг в дистанционном режиме. В данный момент в компьютерном классе школы уже установлены
компьютеры с Брайлевским дисплеем и программой «JAWS.10» (говорящая программа) для слепых и
слабовидящих.
В рамках реализации программы развития школы
«Наша новая школа» планируется открытие сенсорной комнаты с установкой коррекционного
оборудования профессора Л.Б. Баряевой для незрячих и слабовидящих детей (ООО "ПКФ
"Альма" г. Санкт-Петербург). Цель программы: создание
полифункциональной интерактивной среды; изучение, обобщение опыта профессора
Л.Б. Баряевой и внедрение инновационных образовательных технологий,
способствующих повышению качества учебно-воспитательного и
коррекционно-развивающего процессов в школе-интернате.
В
нашей школе построен коррекционно — развивающий педагогический процесс для
преодоления и профилактики негативных проявлений в развитии детей. Он
основан на комплексных подходах, включающих лечебные и лечебно-
профилактические мероприятия, укрепление физического здоровья ребенка, общую
коррекционную направленность фронтального учебно- воспитательного процесса и
индивидуально - групповую работу в зависимости от недостатков в развитии
ученика.
Дети
с различными потребностями вследствие своих физических, психических ограничений
часто бывают исключены из жизни общества. Их дезинтеграция связана не только с
отклонениями в здоровье, но и с тем, что социальное окружение ребенка инвалида
само общество не признает. Таких людей не считают полноправными членами
общества, не дают возможности реализовывать себя как личность.
В
последнее десятилетие положение детей с различными возможностями стало намного
улучшаться. Об этом свидетельствует принятие в 2007 году Генеральной Ассамблеей
ООН Конвенции о правах инвалидов, развертывания сети реабилитационных
учреждений, школ. Все это говорит о том, что отношения общества к детям с
различными возможностями кардинально меняется. Министерство образования четко
сформулировало, что «не обучаемых детей нет». Радует, что это стало
государственным приоритетом.
Для образовательной практики характерно
возрастание активности педагогических работников в изучении, освоении,
апробации и разработке новаций, что, как известно, квалифицируется как
включенность их в инновационную деятельность. Анализ образовательной практики
убедительно свидетельствует, что результативность инновационной деятельности
напрямую зависит от готовности педагогических работников ее осуществлять. Приведенный
довод вряд ли заставит кого-то усомниться в необходимости соответствующего
содействия педагогическим работникам в формировании их готовности к
осуществлению инновационной деятельности.
Сюда смело можно отнести: создание атмосферы
взаимопонимания и уважения в педагогическом коллективе; предрасположенность
педагогических работников к осуществлению инновационной деятельности; учет
психологических и индивидуальных особенностей педагогических работников;
наличие аналитических, коммуникативных, организаторских, проектировочных и
прогностических умений у педагогических работников; наличие психологической
готовности педагогических работников к осуществлению инновационной
деятельности.
Литература
1. Архипова, Е.Ф. Коррекция развития [Текст] / Е. Ф. Архипова //
Жизнь с ДЦП: проблемы и решения. - 2010. - № 3 (7). - С. 32-35
2.
Гордеюк, Т.Н. Психолого-
педагогические инновации в коррекционных классах/ Т.Н. Гордеюк, Л.И.Егошкина. —
Волгоград: Учитель, 2009. – 232 с.
3. Кириллова, Е. В. Учусь видеть и ощущать [Текст] / Е. В. Кириллова
// Жизнь с ДЦП: проблемы и решения. - 2010. - № 3(7). - С. 46-49
4. Клочкова, Е. В. Факторы, влияющие на включение ребенка-инвалида в
жизнь общества: Индивидуальный и коллективный опыт на пути инклюзии [Текст] /
Е. В. Клочкова // Аутизм и нарушения развития. - 2010. - № 3(30). - С. 1-18
5. Малофеев, Н.Н. Дети с отклонениями в развитии в
общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения
[Текст] / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина // Воспитание и
обучение детей с нарушениями развития. - 2010. - № 5. - С. 6-11
6. Портал для людей с ограниченными возможностями здоровья
[Электронный ресурс]: http://www.dislife.ru
7. Фатихова, Л.Ф. Принципы
организации обучения детей с особыми образовательными потребностями// Социально-педагогические, психологические и философские аспекты
формирования личности в культуре современной России. Сб. научн. Тр. / Отв. Ред.
Л.Ф. Баянова, Ю.И. Юричка. Всероссийская научно-практическая конференция. –
Бирск: Бирская государственная социально-педагогическая академия, 2006. – 220
с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.