Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ


Савенкова В.В.


Современные школьные учреждения характеризуются пестрым национальным составом, и этот факт вызывает определенные трудности. Вопросы совершенствования межнациональных отношений, формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей дружбы народов и толерантности, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в классе. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, где достигается взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

Исследования в области педагогики подтвердили, что ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, с людьми окружающими его. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, педагоги формируют у детей представление о себе и других, как о личности. Учитель должен знать, как регулировать отношения младших школьников, возникающие при взаимодействии их с «другими» детьми, отличающимися от них.

Учителя начальных классов играют большую роль в привитии детям норм и ценностей поведения, характерных для разных культур, в укреплении культурных традиций. Правильная организация быта в школе, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей – необходимое условие для воспитания конструктивных отношений и общения детей между собой.

Воспитание взаимоотношений между учащимися, основанных на принципах гуманизма является особой задачей педагога. Учителю следует постоянно наблюдать за общением детей в игре и других видах совместной деятельности, что позволяет ему судить об авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей.

При организации педагогического процесса учитель необходимо стремиться создать оптимальные условия для самостоятельной деятельности детей. Это положительное эмоциональное состояние детей, их занятость полезной деятельностью, речевое общение. Кроме того, в процессе формирования межнациональных взаимоотношений, предусмотреть, чтобы учащиеся, объединяющиеся в группы, отличались разными уровнями взаимоотношений, и по возможности были разных наций. Именно это обуславливает положительное влияние их друг на друга.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме межличностного общения, изучение практического опыта учителей начальных классов, работающих в многонациональных коллективах, позволили нам выделить некоторые особенности эффективной организации процесса межличностного общения младших школьников в полиэтнической образовательной среде. Так, учителю начальных классов необходимо изначально собрать информацию об ученическом коллективе: уточнить, какие национальности представлены в классе, выяснить уровень межличностных отношений детей в целом, а также подготовить методический материал по культурам народов, представленных в данном классе. Затем запланировать и провести ряд мероприятий, предполагающих

знакомство школьников с многообразием и самоценностью национальных культур, представленных в классе, что способствует развитию кругозора учащихся и позволяет использовать имеющиеся представления в формировании правильного общения между детьми. Также необходимо на протяжении всей работы осуществлять

оперативный контроль над качественными изменениями, происходящими в знании и умении учащихся; анализировать результаты, успехи и неудачи, сравнивать достигнутое с тем, что было запланировано.

Учителю начальных классов необходимо формировать положительные взаимоотношения между детьми класса. Прежде всего, нужно изменить негативное или равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению положительного отношения к ним.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод – процесс формирования отношений, общения ребенка в условиях, когда в классе представлены две и более нации, должен осуществляться через освоение элементов культуры, как своего народа, так и культуры людей, принадлежавших к другой нации. Учитель должен знать и уметь, как регулировать отношения младших школьников, возникающих при взаимодействии их с «другими» детьми, отличными от них.


Литература:


1. Щербакова Е.М. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. М.; Просвещение, 1984.-80 с.,

2. Джуринский А.Н. Педагогика межнационального общения. Учебное пособие.- М.: ТЦ Сфера,2007,-224с.

3. Антонова Т.В., Рояк А.А., Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений. 1991, №4 - С. 42-46.


  • Начальные классы
Описание:

      Современные школьные учреждения характеризуются пестрым национальным составом, и этот факт вызывает определенные трудности. Вопросы совершенствования межнациональных отношений, формирования их культуры у подрастающего поколения, утверждение идей дружбы народов и толерантности, становится в центре внимания представителей педагогической науки во всех многонациональных государствах. Развитие детей во многом зависит от тех взаимоотношений, которые складываются между ними в классе. Система методов и форм воспитания состоит в организации учебной и воспитательной деятельности, где достигается взаимодействие, направленное на формирование опыта межнационального общения.

 

  

Скачать материал
Автор Савенкова Валентина Владимировна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1001
Номер материала 52704
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы