Инфоурок География Другие методич. материалы«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».

«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать материал

«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».

 

Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.

Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.

Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно.

Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.

Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.

К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью.

Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь.

Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.

Так что же характеризует детей коррекционных классов?

 

•Высокая эмоциональность

•Задержка психического развития

•Быстрая утомляемость

•Незрелость эмоционально-волевой сферы

•Педагогическая запущенность

•Трудности распределения и переключения внимания

•Конфликтность

•Неуравновешенность психики

•Трудность общения

•Низкая мотивация

•Пониженная познавательная активность

При работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.

На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу в классах коррекции:

•Объяснительно – иллюстративное обучение

•Личностно – ориентированное обучение

•Развивающее обучение

•Технология опорных сигналов

•Модульная технология

•Проблемное обучение

•Игровая технология

•Диалоговая технология

•Технология коррекционно – развивающих упражнений.

Технологий много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала.

Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.

Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.

Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же,  какую бы технологию вы  не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

 Преимущества игровых технологий:

  Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

  •Осуществляются  межпредметные  связи,  интеграцию  учебных дисциплин.

  •Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего  времени,  а  для  обеспечения  непосредственных  игровых  успехов обучающихся в реальном для них процессе).

         Сокращение  времени  накопления  опыта (опыт,  который  в  обычных

условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

         Акцентирование  внимания  участников  игры  на  выполнение  игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Игра можно рассматривать как феномен  без опаски выражать эмоции;

• понять  себя  и  испытать  на  пределе  возможностей  свои  внутренние

ресурсы;

•осваивает новые способы поведения;

• быть  задействованным  в  игре  зачастую  более  интенсивно,  нежели  в

повседневной действительности  обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.

Остановимся подробнее на некоторых коррекционно-развивающих заданиях.

Примеры заданий с опорой на жизненный опыт ребенка.

При изучении темы: «Атмосфера» можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы:

 •Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?

•Почему вода в реках летним вечером как парное молоко?

•Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы?

•Объясните поговорку « Много снега - мало хлеба»

•Объясните слова из песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».

Географические загадки на развитие внимания:

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли дети?

 

Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.

 

Знает каждый капитан:

Волга – это океан!

 

Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас – гора!

 

Со времен далеких и поныне

Льют дожди, как из ведра в пустыне. 

 

Игра «Составь несколько слов из одного слова»: ученики соревнуются, кто больше знает географических терминов:

 

Г – идросфера

О – кеан

Р – ека

А - зимут

 

Задания на развитие мыслительных реакций:

 

Теплый, холодный, звездный, кислотный, грибной, частый, затяжной, проливной (дождь)

Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся (вулкан)

Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной (песок)

Живая, мертвая, мутная, прозрачная, пресная, соленая (вода).

Задание «Подбор прилагательных»: на уроке вводится новое понятие, а на этапе заключения и обобщения знаний учащимся предлагается подобрать определения к термину:

Земная кора:                         Ветер:

Материковая                            - холодный

Океаническая                            - теплый                 

Твердая                                        - сильный

Тонкая                                         -  слабый

Толстая                                      -  южный

Подвижная                                 - северный

 

Задание «Собери фразу»: ребята делятся на две группы. Каждая группа получает по абзацу из параграфа, читает его и находит основную мысль. Выписывает главную фразу на бумажную полоску, выданную учителем, и разрезает на определенное количество частей. Группы обмениваются заготовками и пытаются правильно восстановить чужую фразу. Это способствует тренировке внимания  и памяти.

Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения.

Если есть время и возможность, применяю на уроках ребусы по географии:

   

 

Эта технология облегчает восприятие, хранение и воспроизведение информации, у учащихся происходит активная работа с образами, развивается эмоциональная сфера и речь.

Физкультурная минута (разминка) по теме “Мировой Океан”, 6 класс, а также любой урок аналогичной тематики. 

Останавливаю урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)

Полный штиль!” – руки без движения;

Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;

Волны сильнее!” – движение более сильное;

Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;

Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).

“Диктант в ладоши” для 5-7 класса. В конце фронтального опроса, для перехода к уроку, предлагаю детям выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список большим, названия произносятся громко внятно и достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города

Итак, применение разных форм и методов работы в коррекционных классах, в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся.

     Самостоятельность может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая невозможна без прочного и сознательного усвоения знаний.

     Самостоятельность является основой мотивации учения, повышающей качество обучения.

     Обучение географии предполагает и требует применение большого количества знаний для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.

Урок географии в 6-«Г» классе (КРО)

 

Тема: Климат нашей местности.

Цель:

на основе опорных знаний, полученных при изучении тем «Погода» и «Климат», подвести обучающихся к выводу об особенностях климата Ставропольского края, о влиянии его на хозяйственную деятельность человека, на здоровье людей;

развивать практические умения в работе с заданиями учебника, в развитии логического мышления, обобщения имеющихся знаний;

способствовать воспитанию культуры умственного труда, познавательного интереса.

Тип урока: комбинированный

Методы: игровой,  наблюдения,  наглядно-иллюстративный, беседы.

Оборудование: учебники по физической географии (6 кл.) , словарь изученных терминов по т. «Атмосфера»; ЛОК «Погода и климат».

I Работа по повторению по т. «Атмосфера».

1. Игра «Цепочка» - Что это?

-Атмосферное давление-              -Осадкомер-

-Барометр-                                     -термометр-

-Облака-                                         -ветер-

-Осадки-                                         -пассаты, западные-

-Воздушные массы-                      -погода-

-Климат-                                         -гигрометр-

2. Беседа по обобщению знаний о погоде и климате на основе ЛОК «Погода и климат» (открывается известной ЛОК уч-ся)

Погода – это…                                      Климат – это…

зависит от:                                             зависит от:

а)…                                                     а) г.ш.

б)…                                                     б) рельефа;

в)…                                                   в) близости или удаленности  от океанов;

                                                         г) от В.М.

 влияет на:                                                            влияет на:

а)                                                                      а)…

 б)                                                                    б)…

 в)                                                                    в)…

Воздушные массы – слои…, которые характеризуются определенными: а)…; б)…; в)…; г)…

II Работа по теме урока.

1. Беседа.

- Обобщив и повторив полученные знания об особенностях погоды и климата на Земле, можем охарактеризовать климат Ставропольского края

- Как называется страна, в которой мы живем?

- В каком климатическом поясе она находится? В этом же климатическом поясе расположен Ставропольский край.

- Известно, что климат зависит от г. ш., т.к. от угла падения солнечных лучей зависит температура воздуха.

- Между какими градусами широты расположен наш край?

- По физической карте полушарий назовите, как расположен Северный Кавказ по отношению к океанам?

- Какая особенность климата связана, с таким расположением территории?

- Какой рельеф преобладает в на Старополье? Как он влияет на климат?

III Закрепление знаний ,,Почемучка’’

      - Климат Ставропольского края?  …

      - Зимы на Кавказе…,  из-за…?

      - Осадков на территории Ставропольского края выпадает…,т.к. он расположен…

      IV Д/з    31, отв. на вопросы с.134

V Оценки учащимся за урок.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья»."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Педагог-организатор

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.

Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.

Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно.

 

Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 291 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 405
    • DOCX 43.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бойко Елена Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Бойко Елена Ивановна
    Бойко Елена Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2067
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 130 человек из 45 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ЕГЭ по географии в условиях реализации ФГОС СОО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 294 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии в преподавании географии детям с ОВЗ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 146 человек

Курс профессиональной переподготовки

География: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель географии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 982 человека из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 3 376 человек

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

От романтизма к современности: шедевры и новаторство

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные тенденции в управлении и бизнесе

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 16 регионов