Главная / География / «Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».

«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать материал

«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».



Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.

Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.

Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно.

Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.

Коррекционно-развивающее обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации.

К данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с психосоциальной запущенностью.

Определение таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им необходимую психологическую и педагогическую помощь.

Обучение таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы, основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных методов и форм деятельности.

Так что же характеризует детей коррекционных классов?



Высокая эмоциональность

Задержка психического развития

Быстрая утомляемость

Незрелость эмоционально-волевой сферы

Педагогическая запущенность

Трудности распределения и переключения внимания

Конфликтность

Неуравновешенность психики

Трудность общения

Низкая мотивация

Пониженная познавательная активность

При работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, способствовать развитию речи.

На сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю правильно и эффективно организовывать работу в классах коррекции:

Объяснительно – иллюстративное обучение

Личностно – ориентированное обучение

Развивающее обучение

Технология опорных сигналов

Модульная технология

Проблемное обучение

Игровая технология

Диалоговая технология

Технология коррекционно – развивающих упражнений.

Технологий много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции полного усвоения учебного материала.

Учитывая, что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.

Важно знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое переключение с одного вида деятельности на другой.

Особую значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение. Также очень важно использовать задания с опорой на образец.

Построение конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной деятельности учащихся.

Преимущества игровых технологий:

Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс.

Осуществляются межпредметные связи, интеграцию учебных дисциплин.

Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных

условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).

Недостатки игровых технологий:

Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.

Игра можно рассматривать как феномен без опаски выражать эмоции;

понять себя и испытать на пределе возможностей свои внутренние

ресурсы;

осваивает новые способы поведения;

быть задействованным в игре зачастую более интенсивно, нежели в

повседневной действительности обретает возможность оперативно анализировать собственные реакции.

Остановимся подробнее на некоторых коррекционно-развивающих заданиях.

Примеры заданий с опорой на жизненный опыт ребенка.

При изучении темы: «Атмосфера» можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы:

Почему в квартире форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?

Почему вода в реках летним вечером как парное молоко?

Почему зимой в окнах устанавливают двойные рамы?

Объясните поговорку « Много снега - мало хлеба»

Объясните слова из песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».

Географические загадки на развитие внимания:

Шесть океанов на планете.

Согласны с этим все ли дети?



Край снегов, морозов, вьюг

Называем словом юг.



Знает каждый капитан:

Волга – это океан!



Знать, ребята, вам пора,

Что Байкал у нас – гора!



Со времен далеких и поныне

Льют дожди, как из ведра в пустыне.



Игра «Составь несколько слов из одного слова»: ученики соревнуются, кто больше знает географических терминов:



Г – идросфера

О – кеан

Р – ека

А - зимут



Задания на развитие мыслительных реакций:



Теплый, холодный, звездный, кислотный, грибной, частый, затяжной, проливной (дождь)

Наземный, подводный, спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся (вулкан)

Золотой, сахарный, крупный, мелкий, морской, речной (песок)

Живая, мертвая, мутная, прозрачная, пресная, соленая (вода).

Задание «Подбор прилагательных»: на уроке вводится новое понятие, а на этапе заключения и обобщения знаний учащимся предлагается подобрать определения к термину:

Земная кора: Ветер:

Материковая - холодный

Океаническая - теплый

Твердая - сильный

Тонкая - слабый

Толстая - южный

Подвижная - северный



Задание «Собери фразу»: ребята делятся на две группы. Каждая группа получает по абзацу из параграфа, читает его и находит основную мысль. Выписывает главную фразу на бумажную полоску, выданную учителем, и разрезает на определенное количество частей. Группы обмениваются заготовками и пытаются правильно восстановить чужую фразу. Это способствует тренировке внимания и памяти.

Технология знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В последующем они активно используются учащимися в процессе обучения.

Если есть время и возможность, применяю на уроках ребусы по географии:

C:\Documents and Settings\Татьяна\Рабочий стол\методика\ребус 7.jpgC:\Documents and Settings\Татьяна\Рабочий стол\методика\ребус 9.jpg



Эта технология облегчает восприятие, хранение и воспроизведение информации, у учащихся происходит активная работа с образами, развивается эмоциональная сфера и речь.

Физкультурная минута (разминка) по теме “Мировой Океан”, 6 класс, а также любой урок аналогичной тематики.

Останавливаю урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”: “Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)

Полный штиль!” – руки без движения;

Волны!” – Легкое волнообразное движение сцепленными руками;

Волны сильнее!” – движение более сильное;

Шторм” – волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;

Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают на берег” (1 раз).

Диктант в ладоши” для 5-7 класса. В конце фронтального опроса, для перехода к уроку, предлагаю детям выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра, Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список большим, названия произносятся громко внятно и достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений и животных, народы, города

Итак, применение разных форм и методов работы в коррекционных классах, в конечном итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Самостоятельность может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая невозможна без прочного и сознательного усвоения знаний.

Самостоятельность является основой мотивации учения, повышающей качество обучения.

Обучение географии предполагает и требует применение большого количества знаний для самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные возможности предмета.

Урок географии в 6-«Г» классе (КРО)



Тема: Климат нашей местности.

Цель:

на основе опорных знаний, полученных при изучении тем «Погода» и «Климат», подвести обучающихся к выводу об особенностях климата Ставропольского края, о влиянии его на хозяйственную деятельность человека, на здоровье людей;

развивать практические умения в работе с заданиями учебника, в развитии логического мышления, обобщения имеющихся знаний;

способствовать воспитанию культуры умственного труда, познавательного интереса.

Тип урока: комбинированный

Методы: игровой, наблюдения, наглядно-иллюстративный, беседы.

Оборудование: учебники по физической географии (6 кл.) , словарь изученных терминов по т. «Атмосфера»; ЛОК «Погода и климат».

I Работа по повторению по т. «Атмосфера».

1. Игра «Цепочка» - Что это?

-Атмосферное давление- -Осадкомер-

-Барометр- -термометр-

-Облака- -ветер-

-Осадки- -пассаты, западные-

-Воздушные массы- -погода-

-Климат- -гигрометр-

2. Беседа по обобщению знаний о погоде и климате на основе ЛОК «Погода и климат» (открывается известной ЛОК уч-ся)

Погода – это… Климат – это…

зависит от: зависит от:

а)… а) г.ш.

б)… б) рельефа;

в)… в) близости или удаленности от океанов;

г) от В.М.

влияет на: влияет на:

а) а)…

б) б)…

в) в)…

Воздушные массы – слои…, которые характеризуются определенными: а)…; б)…; в)…; г)…

II Работа по теме урока.

1. Беседа.

- Обобщив и повторив полученные знания об особенностях погоды и климата на Земле, можем охарактеризовать климат Ставропольского края

- Как называется страна, в которой мы живем?

- В каком климатическом поясе она находится? В этом же климатическом поясе расположен Ставропольский край.

- Известно, что климат зависит от г. ш., т.к. от угла падения солнечных лучей зависит температура воздуха.

- Между какими градусами широты расположен наш край?

- По физической карте полушарий назовите, как расположен Северный Кавказ по отношению к океанам?

- Какая особенность климата связана, с таким расположением территории?

- Какой рельеф преобладает в на Старополье? Как он влияет на климат?

III Закрепление знаний ,,Почемучка’’

- Климат Ставропольского края? …

- Зимы на Кавказе…, из-за…?

- Осадков на территории Ставропольского края выпадает…,т.к. он расположен…

IV Д/з 31, отв. на вопросы с.134

V Оценки учащимся за урок.

«Особенности преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями здоровья».
Скачать материал
  • География
Описание:

Вопрос « Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе, государстве, на производстве.

Школа, воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление коррекционного воздействия на личность учащегося.

Школа должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить самостоятельно.

 

Это возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи. 



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Бойко Елена Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел География
Подраздел
Просмотров 1214
Номер материала 35862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓