«Особенности
преподавания физической географии детям с ограниченными возможностями
здоровья».
Вопрос
« Как обучать» детей с ограниченными возможностями здоровья особенно актуален в
настоящее время, так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к
достижению успехов в ней, к правильному поведению в природе, обществе,
государстве, на производстве.
Школа,
воспитывая и обучая таких детей, имеет специфическую задачу – осуществление
коррекционного воздействия на личность учащегося.
Школа
должна давать учащимся знания, но кроме этого – развивать умение мыслить
самостоятельно.
Это
возможно только при условии индивидуального подхода к каждому ученику и
подборке специальных методик преподавания географии, которые позволят проводить
работу по коррекции памяти, внимания, мышления, развитию речи.
Коррекционно-развивающее
обучение сегодня является приоритетным направлением современной образовательной
практики. Практика показывает, что уже на этапе поступления в школу, дети
характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в учении
и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной
дезадаптации.
К
данной категории следует отнести детей с пониженной обучаемостью и
работоспособностью, психической и физической ослабленностью и детей с
психосоциальной запущенностью.
Определение
таких детей в специальные коррекционные классы позволяет оказывать им
необходимую психологическую и педагогическую помощь.
Обучение
таких детей немыслимо без квалифицированной коррекционно-развивающей работы,
основанной на результатах комплексной диагностики и новых, научно-обоснованных
методов и форм деятельности.
Так что же характеризует
детей коррекционных классов?
•Высокая эмоциональность
•Задержка психического
развития
•Быстрая утомляемость
•Незрелость
эмоционально-волевой сферы
•Педагогическая
запущенность
•Трудности распределения
и переключения внимания
•Конфликтность
•Неуравновешенность
психики
•Трудность общения
•Низкая мотивация
•Пониженная
познавательная активность
При
работе в коррекционных классах учитель обязан владеть разнообразными методами и
приемами, которые позволяют проводить работу по коррекции памяти, внимания,
мышления, способствовать развитию речи.
На
сегодняшний день разработано множество технологий, позволяющих учителю
правильно и эффективно организовывать работу в классах коррекции:
•Объяснительно –
иллюстративное обучение
•Личностно –
ориентированное обучение
•Развивающее обучение
•Технология опорных
сигналов
•Модульная технология
•Проблемное обучение
•Игровая технология
•Диалоговая технология
•Технология коррекционно
– развивающих упражнений.
Технологий
много, но все они ориентированы на применение специальных приемов с позиции
полного усвоения учебного материала.
Учитывая,
что учащиеся классов коррекции отличаются низкой учебной мотивацией и
пониженной познавательной активностью, немаловажную роль играет создание
ситуации успеха на уроке, а также подбор таких заданий, которые воспринимаются
учащимися как игра, ребята почти всегда выполняют их с удовольствием, так как
они позволяют поддерживать интерес к изучаемому в течение всего урока.
Важно
знать, что в таких классах материал должен усложняться постепенно, подаваться
небольшими дозами. Сначала даются простые задания. Обязательно частое
переключение с одного вида деятельности на другой.
Особую
значимость в работе с такими детьми имеет практическая направленность учебного
материала и опора на жизненный опыт ребенка, многократное поэтапное повторение.
Также очень важно использовать задания с опорой на образец.
Построение
конкретной технологии коррекционно-развивающего обучения- сложная проблема. Но
все же, какую бы технологию вы не выбрали для работы в классах коррекции, в
конечном итоге она должна быть нацелена на организацию самостоятельной
деятельности учащихся.
Преимущества игровых
технологий:
Позволяют
активизировать и интенсифицировать учебный процесс.
•Осуществляются
межпредметные связи, интеграцию учебных дисциплин.
•Меняется мотивация
обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для
обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них
процессе).
Сокращение
времени накопления опыта (опыт, который в обычных
условиях накапливается в
течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели
или месяца).
Недостатки игровых
технологий:
Акцентирование
внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей,
ведущих к победе, а не на содержании материала.
Игра можно рассматривать
как феномен без опаски выражать эмоции;
• понять себя и
испытать на пределе возможностей свои внутренние
ресурсы;
•осваивает новые способы
поведения;
• быть задействованным
в игре зачастую более интенсивно, нежели в
повседневной
действительности обретает возможность оперативно анализировать собственные
реакции.
Остановимся
подробнее на некоторых коррекционно-развивающих заданиях.
Примеры заданий с опорой
на жизненный опыт ребенка.
При изучении темы:
«Атмосфера» можно предложить учащимся обсудить следующие проблемные вопросы:
•Почему в квартире
форточки в окнах делают вверху, а батареи отопления устанавливают внизу?
•Почему вода в реках
летним вечером как парное молоко?
•Почему зимой в окнах
устанавливают двойные рамы?
•Объясните поговорку «
Много снега - мало хлеба»
•Объясните слова из
песни: « Это в городе тепло и сыро, а за городом зима, зима, зима».
Географические загадки на
развитие внимания:
Шесть океанов на планете.
Согласны с этим все ли
дети?
Край снегов, морозов,
вьюг
Называем словом юг.
Знает каждый капитан:
Волга – это океан!
Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас – гора!
Со времен далеких и
поныне
Льют дожди, как из ведра
в пустыне.
Игра «Составь несколько
слов из одного слова»: ученики соревнуются, кто больше знает географических терминов:
Г – идросфера
О – кеан
Р – ека
А - зимут
Задания на развитие
мыслительных реакций:
Теплый, холодный,
звездный, кислотный, грибной, частый, затяжной, проливной (дождь)
Наземный, подводный,
спящий, потухший, грозный, огнедышащий, извергающийся (вулкан)
Золотой, сахарный,
крупный, мелкий, морской, речной (песок)
Живая, мертвая, мутная,
прозрачная, пресная, соленая (вода).
Задание «Подбор
прилагательных»: на уроке вводится новое понятие, а на этапе заключения и
обобщения знаний учащимся предлагается подобрать определения к термину:
Земная
кора: Ветер:
Материковая
- холодный
Океаническая
- теплый
Твердая
- сильный
Тонкая
- слабый
Толстая
- южный
Подвижная
- северный
Задание
«Собери фразу»: ребята делятся на две группы. Каждая группа получает по абзацу
из параграфа, читает его и находит основную мысль. Выписывает главную фразу на
бумажную полоску, выданную учителем, и разрезает на определенное количество
частей. Группы обмениваются заготовками и пытаются правильно восстановить чужую
фразу. Это способствует тренировке внимания и памяти.
Технология
знаково-символического кодирования учебного текста: заключается в выражении
смыслового содержания текстов при помощи знаков и символов. Любой учебный текст
с помощью специальных знаков (сигналов) трансформируется посредством
моделирования кодированных единиц (сигнальных загадок, логических цепочек). В
последующем они активно используются учащимися в процессе обучения.
Если есть время и возможность, применяю на уроках ребусы по
географии:
Эта
технология облегчает восприятие, хранение и воспроизведение информации, у
учащихся происходит активная работа с образами, развивается эмоциональная сфера
и речь.
Физкультурная минута (разминка) по
теме “Мировой Океан”, 6 класс, а также любой урок
аналогичной тематики.
Останавливаю
урок, делает загадочное лицо и предлагает всем детям сцепить руки “в замок”:
“Все вместе!” (“Повторяйте за мной”)
“Полный штиль!” –
руки без движения;
“Волны!” – Легкое
волнообразное движение сцепленными руками;
“Волны сильнее!” –
движение более сильное;
“Шторм” –
волнообразное движение сцепленных рук на максимально возможную высоту;
Комментарий учителя: “А как движется цунами? Покажем
вместе!”: совсем другое движение – руки движутся от себя, “набегают
на берег” (1 раз).
“Диктант в ладоши” для 5-7 класса. В конце фронтального опроса, для перехода к
уроку, предлагаю детям выполнить “диктант в ладоши”. Дети складывают руки как
для аплодисментов. Учитель дает задание, например, “Диктую название рек на
южных материках. Вы должны хлопнуть в ладоши 1 раз только тогда, когда я назову
реки Южной Америки, приготовились, начали – Амазонка, Нил, Парана, Мадейра,
Дарлинг, Нигер, Конго, Уругвай”. Список большим, названия произносятся громко
внятно и достаточно быстро. Таким образом, можно “проверить” названия растений
и животных, народы, города
Итак,
применение разных форм и методов работы в коррекционных классах, в конечном
итоге, должно быть нацелено не только на формирование знаний по географии, но и
развивать самостоятельную деятельность учащихся.
Самостоятельность
может сформироваться лишь в процессе самостоятельной работы, которая невозможна
без прочного и сознательного усвоения знаний.
Самостоятельность
является основой мотивации учения, повышающей качество обучения.
Обучение географии
предполагает и требует применение большого количества знаний для
самостоятельной работы, что помогает более успешно реализовать коррекционные
возможности предмета.
Урок
географии в 6-«Г» классе (КРО)
Тема: Климат
нашей местности.
Цель:
на основе опорных знаний,
полученных при изучении тем «Погода» и «Климат», подвести обучающихся к выводу
об особенностях климата Ставропольского края, о влиянии его на хозяйственную
деятельность человека, на здоровье людей;
развивать практические
умения в работе с заданиями учебника, в развитии логического мышления,
обобщения имеющихся знаний;
способствовать воспитанию
культуры умственного труда, познавательного интереса.
Тип урока: комбинированный
Методы:
игровой, наблюдения, наглядно-иллюстративный, беседы.
Оборудование: учебники
по физической географии (6 кл.) , словарь изученных терминов по т. «Атмосфера»;
ЛОК «Погода и климат».
I
Работа по повторению по т. «Атмосфера».
1. Игра «Цепочка» -
Что это? –
-Атмосферное давление-
-Осадкомер-
-Барометр-
-термометр-
-Облака-
-ветер-
-Осадки-
-пассаты, западные-
-Воздушные
массы- -погода-
-Климат-
-гигрометр-
2. Беседа по обобщению
знаний о погоде и климате на основе ЛОК «Погода и климат» (открывается
известной ЛОК уч-ся)
Погода –
это… Климат – это…
зависит от: зависит
от:
а)…
а) г.ш.
б)…
б) рельефа;
в)…
в) близости или удаленности от океанов;
г) от В.М.
влияет на:
влияет на:
а)
а)…
б)
б)…
в)
в)…
Воздушные массы
– слои…, которые характеризуются определенными: а)…; б)…; в)…; г)…
II Работа по теме урока.
1. Беседа.
- Обобщив и повторив
полученные знания об особенностях погоды и климата на Земле, можем
охарактеризовать климат Ставропольского края
- Как называется страна,
в которой мы живем?
- В каком климатическом
поясе она находится? В этом же климатическом поясе расположен Ставропольский
край.
- Известно, что климат
зависит от г. ш., т.к. от угла падения солнечных лучей зависит температура
воздуха.
- Между какими градусами
широты расположен наш край?
- По физической карте
полушарий назовите, как расположен Северный Кавказ по отношению к океанам?
- Какая особенность
климата связана, с таким расположением территории?
- Какой рельеф
преобладает в на Старополье? Как он влияет на климат?
III Закрепление знаний
,,Почемучка’’
- Климат
Ставропольского края? …
- Зимы на
Кавказе…, из-за…?
- Осадков на
территории Ставропольского края выпадает…,т.к. он расположен…
IV
Д/з 31, отв. на вопросы с.134
V
Оценки учащимся за урок.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.