Анохина
Г.В.,
учитель
начальных классов МОУ СОШ № 9,
высшая
квалификационная категория.
Особенности
организации учебно-воспитательного процесса в классе девочек.
Весь мир –
театр,
В нём
женщины, мужчины, - все актёры,
У них свои
есть выходы, уходы;
И каждый не
одну играет роль.
В. Шекспир
Индивидуальный подход к детям предусматривает учёт
гендерных различий в образовании. Раздельное обучение мальчиков и девочек,
учитывающее их природные психофизические особенности и различия, способствует
полноценному интеллектуальному и психологическому развитию детей, обеспечивает
комфортную, природосообразную среду воздействия в процессе обучения. [1].
Вот
уже несколько лет в нашей школе осуществляется раздельно-параллельное обучение
мальчиков и девочек. Мальчики и девочки развиваются по-разному — у них разные
интересы, игры, пристрастия. У мальчиков и девочек свои особенности мышления,
восприятия новой информации. В процессе многолетних исследований, ученые пришли
к выводу, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному.
Раздельно-параллельное
обучение мальчиков и девочек в общей школе дает возможность каждому полу полнее
реализовать познавательные способности, оптимальнее использовать те типы
восприятия, мышления, памяти, эмоций, коммуникации, которые определяются
особенностями развития женского и мужского мозга.
Такое
обучение предполагает использование разных форм и приемов преподавания:
одну и ту же тему дети изучают разными темпами, да и структура урока иная.
К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются
друг от друга и по развитию, и по способностям. Девочки добросовестно относятся
к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и
со взрослыми.
У девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса.
Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности
догоняют девочек только к третьему классу.
У мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и
поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда
дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.
При работе в классе девочек необходимы: неспешный, размеренный темп урока,
достаточное количество повторений для лучшего усвоения материала, дозирование
объёма и разнообразия новой информации, большое количество типовых заданий, эмоциональная
окрашенность нового материала, использование на уроках групповых форм работы с
акцентом на взаимопомощь, использование большого количества наглядного
материала, опора на зрительную память, эмоционально-окрашенная оценка любой
выполненной работы с обозначением перспективы [1].
В классе девочек содержание заданий необходимо корректировать с ориентацией
на их интересы: цветочки, куколки, бабочки. Девочкам нравится, когда учитель
обращается к каждой из них, хвалит их работу. Девочкам можно предлагать задачи
в стихотворной форме, загадки в стихах, в сказочной форме. Поскольку девочки лучше всего выполняют задания по образцу,
шаблону, алгоритму, необходимо особо развивать у них творческое мышление,
поощрять стремление к поиску, активизировать творческие способности,
стимулировать воображение, пространственные способности, совершенствовать
умения воспринимать не только речевую, но и знаковую информацию. Для девочек
при обучении особенно важны положительные эмоции. Если девочку не похвалить за
сделанную работу, она может потерять интерес к дальнейшей деятельности. Внимание
и осмысление полученной информации усиливается, если учебный материал подается
эмоционально окрашенным. Необходимо также учитывать то, что девочки усваивают
новые знания легко, но затрудняются в соотнесении их с уже имеющимися. Поэтому
необходима специальная работа по закреплению и обобщению полученных знаний и
сформированных умений.
В
нашей школе обучение раздельно – параллельное, поэтому
на основных уроках мальчики и девочки учатся в разных классах, но в остальном (внеклассные
и внешкольные мероприятия) живут как один класс. Вместе танцуют и поют,
готовятся к мероприятиям, участвуют в соревнованиях, выезжают на экскурсии и на
природу, общаются на переменах. Воспитательная программа в классах раздельного
обучения предусматривает большое количество мероприятий, проводящихся
совместно: туристические поездки, походы, экскурсии, ежедневные прогулки, праздники,
участие в общешкольных мероприятиях.
Предварительные результаты
работы в эксперименте по раздельному обучению: наблюдается тенденция к развитию
личностных характеристик учащихся (самооценка, мотивация, коммуникативные
качества), повысилась работоспособность, улучшилось психологическое состояние
учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе. Раздельно – параллельное
обучение создаёт благоприятную среду для общения с противоположным полом;
мальчики стали бережнее относиться к девочкам.
Список литературы
1.
Кукушкина
Е.В. Использование технологии проблемного обучения в классах мальчиков и
девочек//Начальная школа. До и после.2003.№ 2. с 31-35.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.