Инфоурок Директору, завучу Другие методич. материалыОсобенности организации деятельности школы

Особенности организации деятельности школы

Скачать материал

Направление: Особенности организации деятельности школы

 

Пути формирования философии качества в системе

повышения мастерства педагогов

Базарбаева Ж.К., Жаппарова Г.А.

КГУ «Школа-лицей №20 города Темиртау»

Республика Казахстан

Аннотация

Бұл мақалада педагогикалық ұжымдағы сапа философиясының өзекті мәселелері, сонымен қатар, мектеп дамуына әсер ететін мектептің ішкі мәдениетінің қажеттілігі мен маңыздылығы қарастырылған. Кембридж тәсілінің нақты идеяларына аса назар аударып, мақала авторлары  ұжымдық сапа философиясының қалыптастыру жолдарына, нәтижесінде мұғалімдер іс-әрекеттерінің арттыруы мен білім берудегі  қызмет көрсету мәселелеріне мән береді.

 

В статье актуализируются проблемы философии качества в педагогическом коллективе, обосновывается необходимость и значимость влияния внутренней культуры школы на ее развитие. Опираясь на ключевые идеи Кембриджского подхода, авторы определяют пути формирования коллективной философии качества, что в конечном итоге приведет к совершенствованию деятельности педагогов и повышению качества образовательных услуг.

 

In the article the problems of philosophy of quality actualisation in a pedagogical collective, a necessity and meaningfulness of influence of internal culture of school are grounded on her development. Leaning against the key ideas of Cambridge approach, authors determine the ways of forming of collective philosophy of quality, that in the end will result in perfection of activity of teachers and upgrading of educational services.

 

Динамичное изменение социально-экономических, политических и культурных процессов в обществе предъявляет особые требования к системе образования. На первый план выходит проблема подготовки молодежи с высокой степенью устойчивости и адаптации в быстро меняющихся условиях современного мира. В связи с этим, возникает необходимость введения инновационных преобразований в существующую систему образования. Поэтому возрастает роль школы в реализации подобных принципиальных изменений. Внедрение ключевых идей Программы в школы Казахстана поможет педагогам отказаться от традиционных подходов в обучении, от репродуктивной передачи знаний, от цифровых критериев эффективности работы педагога и школы, в общем, изменит мировоззрение педагогов. Следовательно, требуется целенаправленная последовательная работа не только по знакомству и реализации новых подходов в образовании, но и по формированию определенной философии, которую можно было бы назвать философией качества.

Человечество стоит на пороге перехода в новую цивилизацию - «цивилизацию качества», XXI век объявлен многими международными организациями, в частности, Европейской организацией по качеству ИСО, веком качества.

Качество стало показателем высокой эффективности труда в обществе, источником национального богатства, фактором выхода из социального и экономического кризисов.

Развитие современного казахстанского общества должно быть ориентировано на хозяйство в его качественной целостности, на культивирование и воспитание соответствующих качеств у его граждан. Как сказал Эпиктет (50-140г. от Р.Х.) «Чтобы правильно и хорошо жить, нужно уметь и хотеть жить правильно и хорошо». Это говорит о том, что проблемы качества должны стать элементом культуры и воспитания каждого человека. Невозможно сформировать культ качества у детей, если его нет у взрослых.

Поэтому в систему повышения профессионального мастерства педагогов могут быть включены основы понятия категории качества, механизмы ее реализации и достижения. Необходимо у учителей пробудить интерес и устойчивый навык видения качества, стремления к качеству, организаций своей деятельности и жизни в русле качества. Как показывает практика, руководство школ тратит много сил и ресурсов на освоение новых технологий, стратегий, материально-техническое оснащение школ, но в меньшей степени на внутреннюю культуру и мировоззрение педагогов. Исходя из этого, очень важно уделить особое внимание формированию коллективной философии – философии качества.

Формирование философии качества возможно проводить параллельно внедрению новых подходов в систему образования через следующие шаги.

Одним из четких механизмов формирования мировоззрения педагогов является система коучингов, предназначенная для разъяснения категории качества, осмысления и реализации ее механизмов (тематика и количество коучингов может изменяться в зависимости от запросов коллектива), установления целей для постоянного совершенствования деятельности, предоставления возможности обучения всем сотрудникам организации. Система коучингов (таблица 1) поможет осознать потребность учителей в качественной работе и создаст возможности для улучшения качества.

Таблица 1. Примерная тематика коучингов

Повышение мастерства педагогов

Тематика коучинг-сессий

Японские стандарты качества

Всеобщее управление качеством

Формирование философии качества у педагогов

Организация подхода Lesson study

Формирование философии качества у учащихся

Оптимизация отчетности в русле стратегии 5S

 

Возможные результаты

1.Теоретическое освоение категории качества и необходимость его использования в повседневной практике

2.Начальные ступени формирования коллективного мышления в русле качества

 

Действенным  шагом в создании культа качества среди учителей может служить менторинг [http://korolikhin.com/O-mentoringe-i-nastavnichestve] (22.09.2014г). При осуществлении процесса менторинга разрабатываются критерии успешности менти, которые в дальнейшем повлияют на качество его работы: осознание менти необходимости изменения и внедрения в практику новых подходов в обучении и преподавании; возникновение потребности менти в поиске решений проблем, возникающих на уроке, видение им перспективы дальнейшего развития в обучении новым подходам; развитие способности к саморефлексии, объективного подхода к оцениванию  своей деятельности  и учащихся, корректировка планирования уроков, постановка задач на перспективу; объективное размышление менти  об уровне своего преподавания, задачи на перспективу. Результативностью проведения менторинга является то, что менти, на завершающих этапах работы, будет полностью вовлечен  в процесс изменения, используя полученные навыки педагогического опыта, осознает  продвижение в своем профессиональном росте и обогащение опыта в общении и планировании, понимает роль качественного подхода в деятельности. Все это ведет к созданию организации, способной эффективно работать над достижением целей, сформировав команды и выбрав координаторов, в качестве которых могут служить менторы.

Организацию сетевого сообщества также можно назвать одним из способов развития культа качества в школе, как среди педагогов, так и среди учащихся. Сообщество не является набором индивидуумов, это набор интеракций, включающий поведение и отношение его членов. Члены сообщества (участники УВП) связаны между собой, а не с каким-то центральным источником информации. Если сообщество существует, то у него есть цели, есть политика, есть группы, которые в него входят. Группы образуются из отдельных людей. Люди принимают правила, разделяют задачи, выполняют действия. Действия требуют общения и объектов, над которыми производятся операции. Сообщество кроме целей имеет общие интересы, потребности, общие ресурсы, к которым имеют доступ все члены сообщества. Вся деятельность такого общения строится на принципах демократичности, добровольности, открытости во взглядах, практической направленности, целесообразности, на дистанционном общении с помощью современных информационных технологий. Тем самым, школьное сообщество прямым образом влияет на внутреннюю культуру всех его участников. Профессиональное сообщество - это не коллектив, случайно оказавшихся вместе людей, а непрерывный образовательный и познавательный процесс, содействующий участию учителей в мероприятиях, затрагивающих их повседневную работу. Это обеспечит основу для взаимного сотрудничества администрации и учителей, приведет к выполнению проектов для решения проблем. Кроме того, внедрение и закрепление достижений, которых удалось добиться за год в сетевом сообществе, будут способствовать его постоянному функционированию и расширению. Если в сообществе постоянно обсуждать качество, то ценностью сообщества станет стремление к качеству.

Модель ВУК (Всеобщее управление качеством), как один из очередных шагов в формировании мировоззрения персонала повышает культуру менеджмента и уровень  управляемости (таблица 2). Кроме того, улучшает последовательность в достижении целей, интеракцию и мотивацию персонала, эффективное использование времени и ресурсов. Особую роль во внедрении модели ВУК играет управленческая команда школы. Основные принципы всеобщего управления качеством, представленные в схеме, должны быть основой действия менеджеров. Без вовлеченности высшего руководства невозможно создать культ качества. При использовании данной модели немаловажными факторами будут являться информирование сотрудников организации о достигнутых успехах, выражение признания сотрудникам, внесшим наибольший вклад в улучшение качества, информирование о результатах деятельности и регистрация достижений.

Таблица 2. Модель Всеобщего управления качеством (ВУК)

Вовлеченность высшего руководства

Акцент на потребителя

1

Базирование решений на фактах

2

Постоянное улучшение

3

Внимание процессам

4

Вовлечение в работу всего персонала

Среди мировых моделей управления качеством наиболее значимое место занимает японская модель качества [http://www.distcons.ru/modules/qualmanage/index.html] (21.08.2014г). В Японии после окончания Второй мировой войны совершенствование качества возвели в ранг государственной политики. Решение проблем качества в этой стране за довольно короткий срок было весьма успешным. Там была создана система управления качеством, в которой всеобщий контроль качества представляет собой единый процесс обеспечения качества повсеместно на предприятиях, этот процесс осуществляется всем персоналом от президента до простых работников.

Японские модели управления качеством:

1.Кружки качества (QualityСircle)

2.Программа «Пяти нулей»

3.Система JIT (Just-In-Time)

4.Система КАНБАН

5.Программа 5S.

Профессор Каору Исикава предложил идею создания знаменитых Кружков качества (QС). Первоначальной целью таких кружков было обучение персонала японских компаний статистическим методам контроля. Такое обучение стало проводиться в японских компаниях в 60х годах для вовлечения сотрудников в работу по совершенствованию качества.

Сегодняшние Кружки качества в Японии — это добровольные объединения работников организаций различного уровня и разных областей деятельности, собирающиеся в свободное от работы время с целью поиска мероприятий по совершенствованию качества. Обычно такие кружки имеют свои девизы («Думай о качестве ежеминутно», «Качество решает судьбу фирмы» и т. п.) и действуют на основе следующих принципов:

-добровольности участия;

-регулярности собраний;

-конкретности решаемых проблем;

-выявления, изучения и оценки проблем качества в ходе обсуждения.

Основные результаты деятельности кружков качества представлены в таблице 3:

Таблица 3. Кружки качества

Кружки качества обеспечивают

Проведение причинно-следственного анализа

Проведение мероприятий по сокращению затрат

Укрепление связей между сотрудниками

Самообучение членов кружка

При помощи кружков качества возможно не только проведение исследования урока «Lesson Study», но и решение конкретных проблем, возникающих  в повседневной деятельности педагогов. Кружки качества открывают широкий простор для внедрения инноваций, инициирования мероприятий самими педагогами, участия в управлении учебным процессом. Очень важно продумать систему поощрения для расширения деятельности таких кружков.

Японская система управления качеством на производстве ориентирована на предотвращение возможности допущения дефектов. На японских предприятиях большую популярность завоевала программа «пяти нулей», суть которой сводится к тому, что каждый рабочий не должен делать следующее:

-принимать дефектную продукцию с предыдущей операции;

-создавать условия для появления дефектов;

-передавать дефектную продукцию на следующую операцию;

-вносить изменения в технологию;

-повторять ошибки.

Условием применения данной программы в школе могут быть  личные качества педагогов, которые необходимо развивать: гибкость, оперативность, толерантность, адекватность, коммуникабельность. Программа пяти нулей при внедрении в учебно-воспитательный процесс имеет свои особенности, возможность модифицироваться.

Если в школе использовать хотя бы 2-3 пункта из данной программы, возможен значительный прогресс в педагогической практике.

Программу «пяти нулей» невозможно было реализовать без максимального использования человеческих ресурсов. И это первым доказал на практике вице-президент фирмы «Тойота» по производству Таичи Охно, создавший концепцию Just-In-Time (JIT) -«делать все вовремя», которая обеспечивает «пять нулей» в организации производства и позволяет сократить время от момента получения заказа до момента поставки готового продукта потребителю. В школе же именно совместная оптимизация качества, пунктуальность и тщательность выполнения работ позволят педагогам, в конечном счете, избежать «авралов», хронической неуспеваемости в сдаче отчетов, профессионального выгорания.

Практически все перечисленные выше принципы управления качеством были воплощены в микрологистической системе корпоративного управления производством и снабжением КАНБАН (KANBAN), внедренной в корпорации Тоуоtа Моtоrs. Система КАНБАН начинает изготавливать конкретный образец продукции только тогда, когда на нее есть определенный заказчик (потребитель). Следовательно, школа должна постоянно реагировать на потребности и запросы социума и родителей, хотя бы в выборе профильных курсов, кружков, организации связей с общественностью. Четкий учет требований, предъявляемых временем и обществом, позволит избежать издержек времени, сил и ресурсов, что положительным образом повлияет на микроклимат в коллективе.

Система «5S». Предположим, ваша школа  недавно пережила трудные времена (разгромная проверка, большая текучесть кадров,  отток учащихся, смена директора и т.д.). Педагоги обеспокоены, моральный климат в школе ухудшился, а руководство ставит новые задачи по развитию учреждения. Лучший способ решить эту проблему - реализовать программу, известную как «5S». Название происходит от пяти японских слов, начинающихся на «S»:

Seiri - сортировка,

Seiton - организация,

Seiso - очистка,

Seiketsu - стандартизация,

Shitsuke - улучшение стандартов и демонстрация приверженности им.

Данные шаги приведут к повышению культуры оформления и ведения

номенклатурных документов, к систематизации педагогической деятельности, повлияют на эффективность труда и организованность учителей.

       Внедрение перечисленных стратегий приведет к повышению качества деятельности педагогов, следовательно, к совершенствованию уровня образовательных услуг.

Создание профессиональной философии качества особенно важно при управлении школой и процессом непрерывного развития педагогов. Основные ценности этой философии можно кратко охарактеризовать так:

1.Естественной потребностью каждого человека является достижение совершенства в работе. Если осуществлять правильное руководство и поощрять его, он может совершенствовать свою работу бесконечно.

2.Учителя, ежедневно проводящие уроки, - настоящие специалисты. Существует множество нюансов в обучении, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению обучения.

3.Учителя обладают хорошо развитыми интеллектуальными способностями, воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности.

 

Список литературы:

1. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник для ВУЗов. М.: ИНФРА-М, 2002.

2.Боков В.А., Гаяев В.И. Проблема «качество»// Стандарты и качество. 1996. № 8. С.49-51.

3.Бугрова Н.С. сетевое взаимодействие в системе повышения квалификации педагогических кадров. дисс.канд.пед.наук. Омск, 2009.С.188.

4.Всеобщий менеджмент качества. Уч. пос./ Под общ. ред. С.А. Степанова. СПб.:     Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2001.с.200.

5.Каренов Р.С. Методология Всеобщего (Тотального) управления качеством //Вестник Карагандинского государственного университета.№3.2012.С.12-13.

6. Никифоров А.Д.Управление качеством: Уч. пос. для вузов. М.: Дрофа, 2004, с.720

7.Свиткин М.З. Стандарты ИСО серии 9000 версии 2000 года: новые шаги в практике менеджмента качества// Стандарты и качество. 2000. № 12.

8. Каролихин А. О менторинге и наставничестве.http://korolikhin.com/O-mentoringe-i-nastavnichestve/ (22.09.2014г).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Особенности организации деятельности школы"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор риск-менеджмента

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Бұл мақалада педагогикалық ұжымдағы сапа философиясының өзекті мәселелері, сонымен қатар, мектеп дамуына әсер ететін мектептің ішкі мәдениетінің қажеттілігі мен маңыздылығы қарастырылған. Кембридж тәсілінің нақты идеяларына аса назар аударып, мақала авторлары  ұжымдық сапа философиясының қалыптастыру жолдарына, нәтижесінде мұғалімдер іс-әрекеттерінің арттыруы мен білім берудегі  қызмет көрсету мәселелеріне мән береді.

 В статье актуализируются проблемы философии качества в педагогическом коллективе, обосновывается необходимость и значимость влияния внутренней культуры школы на ее развитие. Опираясь на ключевые идеи Кембриджского подхода, авторы определяют пути формирования коллективной философии качества, что в конечном итоге приведет к совершенствованию деятельности педагогов и повышению качества образовательных услуг.

 In the article the problems of philosophy of quality actualisation in a pedagogical collective, a necessity and meaningfulness of influence of internal culture of school are grounded on her development. Leaning against the key ideas of Cambridge approach, authors determine the ways of forming of collective philosophy of quality, that in the end will result in perfection of activity of teachers and upgrading of educational services.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 793 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 459
    • DOCX 46 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Жаппарова Гульнара Абдисеитовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 13739
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Семейное психологическое консультирование: системный подход

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Аспекты преподавания самостоятельного учебного курса «Вероятность и статистика» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 279 человек из 65 регионов
  • Этот курс уже прошли 985 человек

Курс повышения квалификации

Деятельность инструктора-проводника по пешеходному туризму и трекингу

36 ч.

1580 руб. 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Брендинг и архитектура бренда: создание уникальности и цельности в маркетинге

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 179 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Стратегии и инструменты для эффективного привлечения и удержания клиентов

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе