«Особенности конфликта драмы Н.А.Островского «Гроза»
(конспект урока литературы в 10 классе)
Цели
урока:
- анализируя
1 действие драмы, определить разные стороны конфликта (бытовой,
социальный, нравственный);
- способствовать
развитию творческих способностей и возможностей обучающихся;
- воспитывать
художественно-эстетический вкус старшеклассников и их читательскую
культуру.
Тип
урока – заочная экскурсия по городу
Ход урока
1.
Вступительное слово учителя
Дорогие
друзья, сегодня на уроке вас ожидает сюрприз: необычная экскурсия…в 19-ый век.
Мы обойдемся без машины времени, нашими гидами станут литература, живопись,
музыка, театр.
Цель
нашей экскурсии – узнать как можно больше о городе Калинове и его обитателях,
чтобы ответить на основной вопрос урока: почему “Гроза” Островского – драма? В
чем суть конфликта?
2.
Реализация домашнего задания
-
Вспомните, что такое драма? Что такое конфликт?
- Какие
цитаты из 1 действия драмы характеризует жизнь в городе Калинове?
Запишите
их в тетради (“Жестокие нравы…в нашем городе, жестокие…”, “Бла-алепие, милая,
бла-алепие, в обетованной земле живете”)
- Нам
предстоит разрешить проблему: какая из этих цитат наиболее соответствует
действительности?
3.
Анализ 1 действия драмы “Гроза”
- Итак,
мы с вами в городе Калинове. Город встречает нас песней – вслушаемся в ее слова
и мелодию.
(песня
“Среди долины ровныя…” на фоне презентации слайдов с видами русского города 19
века)
.
- Как вы
считаете, почему на фоне бескрайнего волжского простора звучит столь печальная
песня?
- Вы уже
успели побродить по калиновским улицам и бульвару, подышать городским воздухом,
познакомиться с его жителями. Давайте обменяемся впечатлениями: проанализируйте
первые реплики героев и о героях, расскажите о людях, живущих здесь, о
взаимоотношениях между ними.
Вывод: в драме ярко выражен
социальный конфликт: мир Диких и Кабаних с одной стороны и Кулигин, Борис,
Кудряш – с другой.
-
Подойдем поближе к нашим героям, послушаем, о чем говорят калиновцы.
- Как вы считаете, возможно ли
мирное сосуществование в одном доме Кабанихи и Катерины? Докажите, анализируя
реплики участников сцены.
Вывод: в этой сцене видим истоки
бытового конфликта, столкновение патриархальных взглядов Кабанихи и мечты
Катерины о свободе.
- А
теперь пришло время войти в купеческий дом. Поведут нас туда замечательные
экскурсоводы - русские художники 19 века Перов, Федотов, Пукирев, Рябушкин.
(
Презентация слайдов с видами купеческого дома)
(Сообщение
учащегося):
Поднимемся
по парадной, богато отделанной позолотой лестнице купеческого терема и заглянем
внутрь его. Что же мы видим? Вся семья купца в сборе. Центральная фигура –
“глава” семьи. Бросаются в глаза его тяжеловесность, могущественность.
Непререкаем его авторитет, все домашние ему подчиняются, выполняют не только
его приказы, но и капризы. Такая патриархальность семейного уклада сохранялась
в России на протяжении веков. В этом – устойчивость семейного уклада и в то же
время основа многих конфликтов.
Мы
приоткроем дверь пошире и внимательно посмотрим вокруг. На стенах комнаты –
ситцевые обои, картины, заморская мебель – в купеческом доме следуют за модой.
А какие
же нравы царят в купеческом доме и в целом в обществе?
Перед
нами картина замечательного художника Павла Федотова “Сватовство майора”. Какой
переполох царит в доме купца! Майор – “жених”- видимо, проигравшийся в пух и
прах, решил поправить свои дела, женившись на богатой купеческой дочке.
Брак по
расчету – типичный “брак а ля мод” для русского общества 19 века. Майор, стоя в
передней, приосанился, втягивает брюшко, подкручивает усы, желая показаться
бравым воякой.
Мир
купечества показан через мир вещей: огромная хрустальная люстра, начищенный
паркет, безвкусные картины на стенах, поблескивание посуды, сверкание
драгоценностей на невесте. Одежда характеризует значимость события: открытое
воздушное платье смущает девушку (в быту она, видимо, носит другую одежду),
купчиха, как в броню, одета в тяжелое парчовое платье, сверху для солидности
накинута дорогая шаль. Но очень нелепо выглядит повойник на голове, да и на
невесте неприлично много драгоценностей.
Самые
колоритные образы - фигуры матери и дочери. В чертах купчихи проступает
грубость, без усилий можно прочесть в выражении ее лица властность, духовную
нищету, мещанское честолюбие. Не случайно в центре картины не фигура невесты, а
властная рука, грубо схватывающая дочь за платье. Да и губы будто шепчут:
“Дура, вернись!” Что сделало ее такой? Жизнь в этом доме, полном лжи,
приживалок, грубости, ханжества, лести! Дочери, вероятно, очень не хочется повторить
судьбу матери, вот почему она так рвется из родительского дома. Но что ждет ее
в замужестве с нищим, прокутившим свое состояние за карточной игрой,
молодящимся “лихим майором”?
- Судьба
женщины в России очень сложна. Не случайно, выходя замуж, девушки пели грустные
песни. Послушаем одну из них.
(звучит
запись песни “Матушка, матушка, что во поле пыльно?”
-
Представьте себе, сколько было пролито слез за дубовыми купеческими заборами,
сколько душевной тоски и муки таят в себе эти толстые стены… А еще лучше –
посмотрите.
(Театрализация
монолога Катерины “Отчего люди не летают?...”, явл.7)
- Как вы
думаете, что является причиной такой душевной муки Катерины?
Вывод: монолог раскрывает
нравственную сторону конфликта: мучительный разлад в душе Катерины, выбор между
долгом и возможностью греховного счастья.
- В явл.8
автор выводит на сцену барыню, а в явл.9 раздаются удары грома. Как вы
считаете, с какой целью это сделано?
4.
Итог урока
- Так
какая цитата отражает реальную жизнь в городе Калинове? Каково ваше отношение к
его жителям? Какие стороны конфликта увидели мы в первом действии драмы?
- Время
экскурсии, к сожалению, ограничено, но она не закончена. Мы с вами еще будем
иметь счастье сопричастности с бессмертными творениями великого драматурга
России, испытывать чувство огромной признательности А.Н.Островскому за то, что
он подарил нам представление о России 19 века.
5.
Домашнее задание: чтение
2-3 действия драмы (проследить развитие конфликта), сочинение – миниатюра “Быт
и нравы города Калинова (в драме Островского “Гроза” и на картинах русских
художников)”.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.