Особенности деятельности методических объединений
общеобразовательной школы – интерната
Ключевые
слова: методическое объединение,
общеобразовательная школа-интернат, основные компоненты организации работы
методического объединения.
Современные тенденции развития школьной методической службы:
гуманизация методической работы; творческая автономность школьных методических
служб на основе вариативности, корпоративности и разноуровневости управления
научно-методической деятельностью.
В диссертационных исследованиях настоящего времени уже разрабатываются
и апробируются теоретические и технологические позиции использования
научно-методической работы в решении инновационных проблем современной школы,
обосновываются и экспериментально проверяются внутришкольные управленческие
механизмы обеспечения эффективности этих процессов. Однако, мало внимания в
современных исследованиях уделено состоянию развития методической работы в
школе-интернате.
Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным
пребыванием обучающихся, созданное в целях оказания помощи семье в воспитании
детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего
раскрытия творческих способностей детей. Слово «интернат» произошло от лат.
internus (внутри).
На конец 2010 года в России насчитывалось 692 школы-интерната
общего типа, в том числе школ-интернатов для детей-сирот — 150, для детей с
ограниченными возможностями здоровья — 1410. Общее число воспитанников в
общеобразовательных школах-интернатах — 342,6 тыс. чел (из них около 74 тыс. —
детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей).
В отличие от других образовательных учреждений, дети, находящиеся
в школах-интернатах называются воспитанниками.
Школы интернатного типа в России стали появляться в XVIII столетии. Первыми из них
были школа математических и навигационных наук в Москве и Морская академия в
Петербурге. Во второй половине XVIII в. открылись кадетские корпуса, Институт для благородных девиц в
Смольном, Воспитательный дом в Москве, частные дворянские пансионы и другие
учреждения. Это были заведения закрытого (интернатного) типа, в которых при
достаточно высоком уровне обучения акцент ставился, прежде всего, на задаче,
сформулированной еще итальянскими гуманистами,- «ревностное изучение всего, что
составляет целостность человеческого духа».
Воспитание детей сирот было предметом особого внимания и заботы
замечательного советского педагога К.Д. Ушинского. Его педагогическая
деятельность в годы ее расцвета протекала в закрытых воспитательных учреждениях.
Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных жизни, деятельности и
научно-педагогическому наследию, многие прогрессивные идеи великого русского
педагога остались невостребованными. Мы имеем всего лишь несколько исследований
наследия К.Д. Ушинского (В.И. Куфаев, И.И. Данюшевский) по такой насущной
проблеме, как воспитание детей в воспитательных заведениях.
Деятельность школы-интерната строится на принципах демократии и
гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности,
общедоступности, автономности и светского характера образования. В Российской
Федерации существуют несколько видов общеобразовательных школ-интернатов:
·
общеобразовательных
школ-интернатов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов,
·
гимназий-интернатов,
·
лицеев-интернатов.
·
санаторно-лесные школы,
санаторные школы-интернаты;
·
кадетские корпуса.
По контингенту воспитанников школы-интернаты различаются
назначением:
–
для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей;
–
для детей с ограниченными
возможностями здоровья (слабовидящие, слабослышащие и т.д);
–
спец. для детей со
способностями (отбираемых в том числе на олимпиадах, см. напр. выше);
–
спец. для «трудных»
подростков, то есть не достигших совершеннолетия, не совершивших уголовно
наказуемых деяний, но дающих все поводы предположить, что это дело времени (с
частыми приводами в милицию за хулиганство, состоящие на учёте в детской комнате
милиции, или задерживаемые за бродяжничество, с другими поводами).
В школы-интернаты принимаются дети без отклонений в развитии, не
имеющие медицинских показаний, несовместимых с пребыванием в школе-интернате.
Количество классов в школе-интернате определяется в соответствии с санитарными
нормами и в зависимости от имеющихся условий осуществления образовательного
процесса. Образовательный процесс в школе-интернате осуществляется на основе
учебного плана, разрабатываемого и утверждаемого школой-интернатом самостоятельно,
и регламентируется расписанием занятий. Режим дня, обеспечивающий научно
обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом
круглосуточного пребывания воспитанников в школе-интернате. Трудовое воспитание
может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на
предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм
самодеятельных объединений воспитанников. Участие воспитанников в различных
формах трудовой деятельности и спортивно-массовых мероприятиях основывается на
принципе добровольности. Воспитанники школы-интерната могут заниматься в
музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного
образования детей, в различных кружках и секциях, создаваемых на базе школы-интерната,
а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и других
массовых мероприятиях.
Зачисление детей в школу-интернат производится по заявлению
родителей (законных представителей), а в отдельных случаях - по решению органов
опеки и попечительства, муниципальных органов управления образованием. В
школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи
государства, в том числе дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети
одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).
Воспитанники школы-интерната имеют право на:
ü
получение бесплатного общего
образования (начального, основного, среднего (полного) общего) в соответствии с
государственными образовательными стандартами;
ü
выбор формы обучения;
получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
ü
участие в управлении
школой-интернатом в форме, определяемой ее уставом на договорной основе;
ü
уважение, свободу совести и
информации, свободное выражение собственных взглядов.
Реализацию
предоставленных воспитанника прав обеспечивает педагогический коллектив
школы-интерната. Именно педагоги, обладающие высоким уровнем профессионализма
способны дать воспитаннику высокий уровень знаний, и в отличие от
общеобразовательной школы, социализировать личность воспитанника.
Методическое
объединение является тем структурным подразделением школы-интерната, которое
способствует совершенствованию методического обеспечения образовательных
программ, росту профессионального мастерства педагогов. Оно создается для организации
взаимопомощи в целях обеспечения современного уровня преподавания и повышения
качества обучения подрастающего поколения, совершенствования
учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении в целом.
В
состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин. В
школе-интернате кроме предметных методических объединений создается МО
воспитателей.
Как
должна быть организована работа методического объединения в школе-интернате?
Ответить на этот вопрос можно, если серьезно задуматься над тем, какие
учебно-воспитательные задачи решает образовательное учреждение, какими силами
планируется осуществить решение стоящих перед школой-интернатом проблем в
данный момент времени. Работа МО в образовательном учреждении должна носить
системный характер. Как известно, системой называют целое, состоящее из частей.
Система включает в себя подсистемы. Подсистемами в данном случае можно назвать
основные направления деятельности методических объединений учителей различных
учебных предметов (повышение квалификации, самообразование, деятельность по
обобщению и распространению опыта работы, главная задача обобщения опыта — это
определение достигнутых учителем методических успехов). Элементами данной
системы являются кадровый состав и уровень профессиональной подготовки
учителей, учебные предметы и особенности структуры и содержания преподавания в
данный период, учащиеся школы и их возможности и потребности, а также многое
другое.
Организация
работы методического объединения в образовательном учреждении, обеспечивающая
связи и отношения между элементами, призвана обеспечить функционирование
подсистем и развитие данной системы в целом.
Таким
образом, основными компонентами организации работы методического объединения
являются: характеристика кадрового состава; составление продуманного плана
работы исходя из задач, стоящих перед школой-интернатом в данный период, и
анализа деятельности за истекший период; практическая реализация плана работы
силами педагогов, входящих в методическое объединение, всесторонняя
взаимопомощь.
Характеристика
кадрового состава включает вопросы, связанные с профессиональным уровнем
педагога, его образованием, повышением квалификации, аттестацией,
педагогическим стажем, нагрузкой, ученой степенью, званиями, наградами,
индивидуальным планом самообразовательной работы и другими аспектами
деятельности. Знание профессиональных качеств учителей, их творческого
потенциала поможет грамотно спланировать работу методического объединения.
План
должен соответствовать потребностям школы-интерната и требованиям среды. Цели,
которые ставятся, должны быть реальными и достижимыми. При этом нужно помнить,
что цель — это ожидаемый результат образования, а задачи — формулировки того,
как мы хотим достичь этих целей и что для этого необходимо сделать. План — это
программа достижения целей, которая отражает задачи, объединяет усилия
руководителей и исполнителей, обеспечивает последовательность мероприятий и
преемственность в работе всех структур образовательного учреждения. План должен
показывать, кто и что должен делать и в какие сроки.
Планирование
работы методического объединения зависит от многих внешних и внутренних
факторов, включая программу модернизации российского образования в целом и
задачи, стоящие перед конкретным образовательным учреждением в данный момент.
План работы составляется председателем МО в соответствии с планом работы
школы-интерната, отражающим рекомендации окружных и городских методических
кабинетов, методическую тему, принятую к разработке педагогическим коллективом,
учитывающим индивидуальные планы профессионального самообразования учителей на
основе анализа работы за прошедший год. План рассматривается на заседании МО,
согласовывается с заместителем директора школы-интерната по НМР или УВР и
утверждается директором школы.
В
плане работы выделяются основные приоритеты, такие как повышение качества
обучения, повышение качества преподавания, совершенствование воспитательного
процесса, направленного на развитие личности ребенка.
Строить
работу методического объединения необходимо в рамках общей педагогической
проблемы, над которой работает коллектив учителей школы-интерната в данный
период. В ходе обсуждения общешкольной темы на заседании методического
объединения желательно конкретизировать ее в работе учителей различных циклов в
целом и каждого педагога и воспитателя в отдельности. После определения темы,
над которой работают учителя данного цикла, нужно наметить форму ее
практического выхода: выступление на семинаре, представление опыта работы с
практическим показом на открытом уроке, доклад на научно-практической
конференции и т. д.
Для
обеспечения современного уровня методической работы в образовательном
учреждении важно организовать работу по ознакомлению учителей и воспитателей с
нормативными документами, новинками методической и специальной литературы,
монографиями.
На
заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы, связанные с
составлением рекомендаций, памяток, алгоритмов для изучения наиболее трудных
тем программы, вопросы по формированию, изучению и распространению передового
педагогического опыта.
Для
того чтобы бесценный педагогический опыт не пропал, необходимо к нему бережно
относиться и грамотно оформлять в виде методических «копилок», отчетов,
публикаций. Возможна организация выставки конспектов уроков, творческих работ,
рефератов, наглядных пособий, лучших тетрадей. Методическое объединение
составляет план-график взаимных посещений уроков с целью совершенствования
педагогического мастерства. Большое значение в работе методического объединения
имеет квалифицированная помощь, наставничество в работе с молодыми
специалистами.
Анализ
организации методической работы в общеобразовательной школе и в
общеобразовательной школе-интернате показал, что основное её отличие будет
заключаться не в формах и методах работы, а в её содержании, направленном на
удовлетворение потребностей воспитанников конкретного учреждения. Единственным
отличием в структуре методической работы является наличие методического
объединения воспитателей.
Список литературы
Внутришкольное
управление: вопросы теории и практики [Текст]/ Под ред. Т.И. Шамовой. - М.:
Педагогика. 1991. - 191 с.
1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года: Распо
ряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-р.
2. Концепция федеральной целевой программы
развития образования на 2006—2010
годы: Распоряжение Правительства РФ от 3 сентября 2005 года №1340-р [Текст] //
Инструктивно-методические рекомендации к 2006/2007 учебному году. Ч. 1. - М.:
Центр «Школьная книга», 2006. -304 с.
3. Педагогическая энциклопедия [Текст]: В 4 т. Т. 2 /Гл. ред. И.А.
Каиров, Ф.Н. Петров. - М.: Советская Энциклопедия, 1965. - 912 с.
4. Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 «Об
утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате»
5. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в
современной школе. [Текст]/ М.М.Поташник. Методическое пособие. Пособие для
учителей и руководителей школы. -М:Педагогическое общество России, Центр
педагогического образования, 2011 г.- 448 с.
6. Постановление
Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 612 «Об утверждении Типового положения об
общеобразовательной школе-интернате»
7. Примерное положение о методическом
объединении учителей-предметников и педагогических работников общеобразовательного учреждения: Методические рекомендация Управления
общеобразовательными учреждениями и инспектированием Минобразования России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: mosedu.ru/ru/manager/documents/school/stan7merger.php.
8.
Материал из Википедии — свободной
энциклопедии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Special:Search?search=%D0%B2
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.