Особенности
работы учителя-логопеда в школе с учётом новых Федеральных государственных
образовательных стандартов.
учитель-логопед
Шаврина Т. И.
МБОУ Цнинская СОШ №2 Тамбовского района
znschool2.68edu.ru/
Федеральный государственный образовательный
стандарт начального образования определяет систему новых требований к
структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы. В рамках ФГОС логопедическая работа предполагает
системно-деятельностный подход, который заключается в комплексной диагностике
всех учащихся начальной школы, осуществлении коррекционно-развивающей работы с
учащимися, имеющими нарушения устной и письменной речи, консультирование
родителей обучающихся, педагогов, самих детей, участие в
профилактически-просветительской работе.
В
начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в
основе которого лежат:
-
коммуникативные действия: слушать и вступать в диалог, участвовать в
коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать
коммуникативное взаимодействие.
-
познавательные действия: обрабатывать полученную информацию, предоставлять её в
устной и письменной формах.
Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые
необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и
сверстниками. Сформированность коммуникативных действий обусловливает развитие
способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.
В данном контексте значимость логопедической работы в общеобразовательной школе
как особого вида помощи детям, испытывающим трудности в общении и обучении,
трудно переоценить. При этом требуется и новая оценка роли школьных логопедов,
и привнесение нового в содержание логопедической работы.
В прошлом главной целью начального образования считали обучение чтению, письму,
счету, а критерием успешности - уровень сформированности этих умений и навыков
детей. Сегодня, наряду со знаниевым компонентом, в программном содержании
обучения представлен деятельностный компонент (формирования деятельности в
личностных, регулятивных, и, конечно, в познавательных и коммуникативных
сферах). Критерием успешности обучение выдвигает достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы: личностных и
предметных результатов. Особенность логопедической работы состоит в
том, что она направлена на оказание помощи детям, испытывающим трудности в
достижении предметных результатов (письмо, чтение). Тем самым своевременная и
действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности
достижения предметных результатов (формирование коммуникативных и
познавательных действий). Большое внимание в новом Стандарте уделяется
формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребёнка в
школе, дома, со сверстниками. Предметная область «Филология» в ФГОС
предполагает следующие результаты:
·
совершенствование видов
речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения, письма), обеспечивающих эффективное
овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
·
обогащение словарного запаса.
В связи с этим огромную
важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы
своевременного выявления детей с нарушениями речи, установление причин этих
нарушений и разработка системы их коррекции. Также в Стандарте особое значение придается предупреждающей
логокоррекционной работе с детьми группы риска. ФГОС указывает и на
обязательный учёт индивидуальных возрастных, психологических, физиологических
особенностей детей, на необходимость создания системы комплексной помощи детям
с ограниченными возможностями здоровья и специальных условий для их обучения и
воспитания. Всё большее количество современных детей попадают в категорию
группы риска: часто болеющие дети (соматически ослабленные), педагогически
запущенные, без предшкольной подготовки, с нерезко выраженными отклонениями в
развитии, дети из неблагополучных семей и др. Повышенная уязвимость организации
специальной компенсации трудностей развития. Требования Стандарта к условиям
реализации образовательной программы определяет и новый подход к организации
логопедической работы – подход с позиции педагогического менеджмента. Новые
условия реализации ФГОС предъявляют особые требования к организации собственно
профессиональной деятельности учителя-логопеда – организации его направлений
работы с учетом самоменеджмента.
Литература
1. Логопедическая работа
в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования,
воспитателей и родителей /
2. О.А. Ишимова,.О. А. Бондарчук. – М.:
Просвещение, 2012. (Работаем по новым стандартам
3. Н.Г. Андреева “Логопедические
занятия по развитию связной речи младших школьников” - М.:. изд. центр ВЛАДОС,
2010.
4. Воронкова
О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. Ростов н\Д, 2007.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.