Инфоурок Другое Другие методич. материалыОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ С УЧЕТОМ АМПЛУА ИГРОКА

ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ С УЧЕТОМ АМПЛУА ИГРОКА

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «гЕОЛОГ» пгт уренгой

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

На тему: ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ юных ХОККЕИСТОВ С УЧЕТОМ АМПЛУА ИГРОКА

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал:

тренер-преподаватель по хоккею с шайбой

                                                                             ПАЩЕНКО АРТУР ИГОРЕВИЧ

 

2016 год

 Возрастные особенности развития организма юных хоккеистов 11-12 лет

 

Основным требованием при организации и реализации многолетней спортивной подготовки является соответствие нагрузок возрастным особенностям занимающихся.

Начало занятий по большинству видов спорта приходится на школьный возраст. Школьный возраст охватывает детей и молодёжь с 6-7 до 16-17 лет.В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируется тип телосложения, осанка разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье (Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2001).

В тренировочном процессе с юными спортсменами подросткового возраста возникают большие сложности. Возрастной период от 7 до 16 лет характеризуется бурным развитием физических способностей и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий различными видами спорта. В тоже время интенсивные нейроэндокринные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может улучшить или ухудшить естественное течение биологических процессов. (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991).

У подростков отмечается угловатость и скованность, происходит нарушение ритма движений. Это результат рассогласования функций центрального и периферического аппарата движений. Подросток отличается повышенной возбудимостью, которая проявляется в высокой двигательной активности и беспорядочности движений (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991).

В период с 10 до 15 лет начинается ускоренное развитие скелетной мускулатуры, особенно мышц нижних конечностей. К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата мышц и сухожилий достигает высокого уровня. Продолжаются процессы окостенения, увеличивается поперечник мышечных волокон, усиленно развиваются соединительнотканные структуры (А.С. Солодков, 2000). В этом возрасте в структуре мышечных волокон усматриваются черты морфологической зрелости, характерные для взрослого человека. Гетерохронность в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется и на различных этапах онтогенеза. Центральные отделы двигательного аппарата созревают у подростков к 13-14 годам, а периферические совершенствуются до окончания пубертатного периода. В 13-15 летнем возрасте при достаточном уровне физического развития наблюдается отставание в созревании отдельных физиологических систем. Подростки этого возраста могут находиться на разных стадиях препубертатного периода. Особенно усиливается деятельность эндокринных желез, гормоны которых влияют на обмен веществ. Неустойчивый эндокринный фон, очевидно и определяет разнонаправленную реакцию в ответ на мышечную деятельность. У мальчиков 13-14 лет возрастает процент ошибочных реакций, ухудшается дифференцировка, свидетельствующая об общем повышении возбудимости ЦНС в данный период онтогенеза.

Рассматривая возрастное развитие координационных способностей, следует заметить, что уже в 13-14 летнем возрасте их уровень достигает, уровня взрослых (Л.Е. Любомирский,1979). Кэтому времени достигает максимальных величин активная гибкость и замедляется повышение темпа движений. С 12-15 лет эффективность малоинтенсивных упражнений, направленных на развитие выносливости, уменьшается. Выносливость или стабилизируется, или незначительно снижается. К этому же времени создаются физиологические предпосылки воспитания специальной выносливости. Это обусловлено тем, что 14-15-летние спортсмены уже обладают высокой работоспособностью и функциональными возможностями систем энергообеспечения (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991; В.И. Волков, 2001).

Считается, что при планирований тренировочного процесса спортсменов-подростков более рациональным представляется подход, при котором биологический возраст рассматривается как критерий, позволяющий регламентировать объем и направленность тренировочных воздействий. Необходимо строгое соответствие тренировочных нагрузок функциональным возможностям организма юных спортсменов (С.М. Ахметов, 1996).

В детском возрасте организм человека находится в стадии роста и быстрого развития. В возрасте 8-10 лет продолжается развитие скелета. Позвоночный столб – основная часть опорного аппарата туловища – в данном возрасте отличается большой гибкостью, неустойчивостью основных изгибов (грудного и поясничного). Мышцы детей эластичнее, чем у взрослых. Они больше укорачиваются при сокращении и больше удлиняются при растяжении. Развитие мышц-сгибателей опережает развитие разгибателей. У детей 8-12 лет еще слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы ног. Мышцы у детей имеют тонковолокнистое строение, бедны белком и жирами, содержат много воды. Развивать их надо разносторонне и постепенно. Скоростно-силовые нагрузки допустимы в этом возрасте, но необходимо обеспечивать полноценный контроль переносимости нагрузок, фиксировать признаки утомления, чтобы не допустить травматизма и перетренированности.

Сердце детей находится в стадии развития и сократительная способность его невелика. Только благодаря более частому сокращению скорости кругооборота крови достигается хорошее кровоснабжение тканей. Относительный вес сердца на 1 кг веса достигает наименьшей величины в 10-11 лет, что указывает на некоторые отставание веса сердца от общего веса тела.

В возрасте от 7 до 12-13 лет наблюдается наибольшие изменения в развитии координации движений, так как с 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного         анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной)          способности        двигательного анализатора (А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов, В.П. Иванов, 1983).

Одним из значимых критериев здоровья де­тей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-соци­альными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружаю­щей среды на организм ребенка.

На основании научных исследований было выявлено, что дли­на тела, значительно превышающая средневозрастные показате­ли, может служить своеобразным тестом для отбора подростков, нуждающихся в тщательном медицинском наблюдении и контро­ле за переносимостью нагрузки. У детей, имеющих значительное превышение (по отношению к средневозрастному) массы тела, возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, ее функциональные нарушения. Об этом следует помнить при увели­ченных физических нагрузках (В.Е. Дерябин, 2000).

Дети и подростки с увеличенными размерами тела (по сравне­нию со средними для данного возраста) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением. На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, учителю следует предусматривать для них бо­лее длительные паузы отдыха. Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулату­ры, для увеличения спирометрии (В.Е. Дерябин, 2000).

Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической под­готовленности.

При обучении детей необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной деятельности. У детей можно выделить четыре основных типа нервной деятельности (В.М. Качашкин, 1967): I.  Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, подвижный тип, II. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, медлительный  тип, III. Сильный, повышено–возбудимый, безудержный тип, IY. Понижено-возбудимый, слабый тип.

Для первого типа детей, характерно быстрое овладение техникой движения. Юные хоккеисты легко справляются со сложными двигательными задачами. Однако быстрый успех может сопровождаться потерей желания к дальнейшему совершенствованию движения.

Детям, относящимся ко второму типу, характерно успешное овладение сложными по координации движения. Однако образование условных связей у них замедленно. Поэтому неоднократное выполнение уже знакомых упражнений не только не снижет интерес, а является совершенно оправданным способом освоения техники движения.

Для третьего типа характерна способность быстро усваивать движения. Однако из-за неуравновешенности и преобладания процесса возбуждения над торможением такой ребенок проявляет избыточную энергию при овладении новыми движениями. Дети с такими типологическими особенностями отличаются повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием.

Для детей, относящихся к четвертому типу, характерно безразличное отношение к разучиванию новых движений. Сложные двигательные действия у детей с таким типом нервной системы не вызывают интереса, так как требуют значительных усилий для овладения ими. Необычные двигательные ситуации вызывают у них состояние запредельного торможения (А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов, В.П. Иванов, 1983).

 

Теоретические и методические аспекты разработки методики скоростно-силовой подготовки хоккеистов 11-12 лет

Полученные в ходе предварительного исследования результаты легли в основу разработки методики скоростно-силовой подготовки хоккеистов 11-12 лет. В частности, основной целью методики стало акцентированное развитие наиболее значимых компонентов скоростно-силовых способностей для игроков амплуа нападающие и защитники, а также снижение отставания отдельных спортсменов по уровню скоростно-силовой подготовленности.

Разработанная методика развития скоростно-силовых способностей состоит из 2 частей: тестирующей и обучающей. Тестирующая часть программы, включает в себя 7 тестов, оценивающих уровень развития скоростно-силовых способностей юных хоккеистов. Обучающая часть программы включает в себя следующие не специфические для хоккея средства: приседание с отягощением (гантели, набивные мячи, мешочки с песком, диск от штанги, штанга весом от 20 до 40% к весу спортсмена) с последующим быстрым выпрямлением. Подскоки и прыжки после приседа без отягощения и с отягощением, прыжки на одной или на двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий, то же с отягощением. Прыжки по ступенькам с максимальной скоростью, прыжки в глубину, спрыгивание (высота 40-80см) с последующим прыжком вверх или рывком, эстафета с элементами бега, прыжков, переноса тяжестей. Специфическими средствами, включенными в методику, стали: броски шайбы на дальность, ускорения с ведением шайбы и сменой направления движения, ведение шайбы с огибанием ориентиров, комбинации, связанные с борьбой за шайбу, ускорения спиной вперед на короткие отрезки, ускорения с последующими бросками шайбы по воротам и др.

В многолетней подготовке хоккеистов используют две группы упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей: неспецифические (бег, прыжки, упражнения на силовых тренажерах) и специфические (технико-тактические). Упражнения первой группы, примененные в рамках скоростно-силовой подготовки, способствуют развитию базовой подготовленности, в то время как упражнения второй группы направлены на развитие скоростно-силовых способностей в конкретных игровых ситуациях, при выполнении технических элементов.

В настоящее время среди практиков и теоретиков в области хоккея в России и за рубежом нет единого мнения по поводу оптимального соотношения базовых и специфических упражнений на разных этапах многолетней системы подготовки. Таким образом, на каждом этапе подготовки перед тренером стоит следующая задача: как найти оптимальное соотношение частных объемов специфических и неспецифических упражнений, направленных на развитие или поддержание уровня скоростно-силовой подготовленности. На данном этапе подготовки мы считаем, необходимо переходить к значительному увеличению доли специфических средств скоростно-силовой подготовки, так как в 11-12 лет хоккеисты уже более активно участвуют в соревнованиях. В нашей методике мы применили соотношение базовых и специфических средств 60:40 %, поскольку планировали внедрить педагогическое воздействие на подготовительном этапе годичного цикла подготовки.

Объем, содержание и направленность учебно-тренировочного процесса в контрольной группе, во время педагогического эксперимента, планировалось на основе данных, полученных в ходе анализа действующей учебно-тренировочной программы для спортивных школ по хоккею.

Кроме того, в процессе тренировки по разработанной методике учитывался тот факт, что часть игроков имела изначально низкий уровень скоростно-силовых способностей. Чтобы нивелировать эту проблему мы применяли приемы индивидуализации нагрузки. Тем спортсменам, у кого был низкий уровень прыжковой подготовленности в индивидуальном порядке добавлялась нагрузка (15 минут), состоящая из прыжковых упражнений общей направленности (многоскоки, выпрыгивания вверх, прыжки в длину, тройной прыжок, прыжки с отягощением и т.д.).

Исследований, учитывающих специфику скоростно-силовой подготовки игроков разного амплуа в хоккее недостаточно. Мы попытались в разработанной методике учесть специфику скоростно-силовой подготовки нападающих и защитников, учитывая полученные в ходе исследования результаты. Отличие экспериментальной группы от контрольной заключается в том, что было акцентировано внимание на амплуа игроков (защитники и нападающие) и на основании этого была предложена методика для развития скоростно-силовых способностей. Осуществлялось это с помощью внутригруппового дифференцирования. То есть в процессе выполнения ряда упражнений (специального характера) группа делилась на две части: защитники и нападающие. Для каждой   из   этих   двух   групп   применялись специальные упражнения скоростно-силового характера. В группе нападающих преобладали специальные упражнения скоростной направленности, связанные с выполнением коротких ускорений с ведением шайбы, обводки, финты, передачи различной дальности, удары в различные квадраты ворот, различные комбинации этих действий. В группе защитников в это время давались упражнения силовой направленности, связанные с борьбой за шайбу, длинные передачи, комбинации этих действий.

Развитию скоростно-силовых способностей в экспериментальной группе, было посвящено 2 тренировки в неделю в течение полутора месяцев, где применялись следующие методы: повторный, интервальный, повторно –серийный. Способы организации тренировочных занятий были круговой и поточный.

При организации занятий поточным способом упражнения выполнялись сериями, 2-3 серии в одном упражнении длительностью соответственно 8 или 5 минут. Пауза отдыха между сериями составляла соответственно 2 и 3 минуты. В каждой серии хоккеисты выполняли соответственно по 15 и 10 повторений.

В упражнениях с применением барьеров (высота 30-40 см) и гимнастических скамеек (высота 30 см) занимавшиеся выполняли подряд по 4-5 прыжков. Количество серий, длительность пауз между ними оставались прежними. Количество повторений (серий прыжков) уменьшилось до 5 в каждой серии. Повторения выполнялись каждую минуту. Расстояние между барьерами составляло 1 м.

По «круговой тренировке» упражнения выполнялись на 3-4 «станциях», для каждой из которых подбиралось определенное упражнение. Выполнение на каждой «станции» было серийным. Все остальные характеристики: длительность серии, длительность и характер пауз отдыха, количество повторений в одной серии было аналогичным, как и при поточном способе выполнения упражнений.

Известно, что в процессе групповых занятий внесение элементов индивидуализации представляет определенную сложность для тренера, поэтому мы постарались решить  эту проблему с помощью группировки игроков со схожим исходным уровнем подготовленности. На практике это выглядело следующим образом: большую часть тренировки игроки занимались с применением одинаковой для всех нагрузки, 20 минут от всей тренировки занимала дифференцированная часть с элементами индивидуализации. Нападающие и защитники получали разные задания, при этом в группе нападающих и защитников происходило дифференцирование нагрузки отдельно для группы с низким исходным уровнем скоростно-силовой подготовленности (увеличение количества серий упражнений), и отдельно для группы с высоким и средним исходным уровнем скоростно-силовой подготовленности.

 

3.3. Экспериментальная проверка эффективности  методики скоростно-силовой подготовки хоккеистов 11-12 лет

Для оценки эффективности разработанной методики совершенствования скоростно-силовой подготовленности хоккеистов был организован и проведен педагогический эксперимент длительностью 2,5 месяца. В эксперименте участвовали игроки команды      . Для организации эксперимента из числа испытуемых были сформированы контрольная (КГ, 8 человек) и экспериментальная (ЭГ, 10 человек) группы. Перед педагогическим экспериментом было проведено контрольное тестирование, оценивающее исходный уровень скоростно-силовых способностей испытуемых.  По  результатам предварительного тестирования не было выявлено достоверных различий между спортсменами КГ и ЭГ.

Для оценки результатов использовалась тестирующая программа, в которую входили следующие тесты:  Бег 30 м, с; Бег 10 м, с; Челночный бег 7 по 50 метров, с; Вертикальное выпрыгивание (по методике Абалакова); Прыжок  в длину с места, м; Отжимание в упоре лежа, кол-во раз;  Бег на коньках лицом вперед 36 м, с; Бег на коньках спиной вперед 36 м, с.

Для оценки произошедших в результате педагогического эксперимента изменений сравнивались абсолютные показатели до и после педагогического воздействия, высчитывались темпы прироста изучаемых показателей в %, оценивалась достоверность выявленных различий.

После окончания педагогического эксперимента снова было проведено контрольное тестирование по той же программе с целью оценки изменений, произошедших в КГ и ЭГ. Выявлено, что за время педагогического эксперимента по всем изучаемым параметрам произошли положительные сдвиги как в КГ, так и в ЭГ. Однако, динамика результатов ЭГ носит более выраженный характер, хотя и не однозначный по разным тестам. Изменения же произошедшие в КГ в большинстве тестов носят недостоверный характер.

По результатам  теста «Бег 30 м», с выявлены более высокие темпы прироста в экспериментальной группе в сравнении с изменениями, произошедшими в КГ (рис.25). Различия между показателями в ЭГ до и после эксперимента статистически достоверны. Сдвиги произошли за счет большого количества скоростной нагрузки в подготовительном периоде.

Рис. 25. Изменение показателей теста «бег 30 м» (с) у хоккеистов

11-12 лет в ходе педагогического эксперимента

 

Темпы прироста в ЭГ составили 6% различия статистически достоверны (табл. 1). В КГ результаты улучшились на 1,4%, однако прирост статистически недостоверен.

Анализ изменений показателя скоростных способностей хоккеистов в ходе педагогического эксперимента оценивался также по тесту «бег 10 м». Достоверно значимых изменений за время эксперимента не выявлено ни в КГ, ни в ЭГ, что связано с небольшим временем воздействия (рис. 26).

Рис. 26. Изменение показателей теста «бег 10 м (с) у хоккеистов

11-12 лет в ходе педагогического эксперимента

Незначительные, но статистически значимые изменения произошли у испытуемых ЭГ в ходе педагогического эксперимента по показателю скоростно-силовых способностей в тесте «челночный бег 7х50 м». В контрольной группе статистически значимых приростов не выявлено (рис. 27). Величина произошедших положительных изменений за время эксперимента в ЭГ составила 6,7 %, а в КГ 1,4 %, при статистически значимых различиях между значениями показателя в ЭГ до и после проведения педагогического эксперимента (табл. 1). Следует отметить, что в процессе педагогического воздействия ожидалось более значимое изменение в положительную сторону результатов данного теста, так как движения такой длительности и расстояния (короткие ускорения со сменой направления движения) часто встречаются в процессе игры. Видимо, следует более длительно развивать данные показатели для достижения более высоких приростов.

Рис. 27. Изменение показателей теста «челночный бег 7х50  м (с) у хоккеистов

11-12 лет в ходе педагогического эксперимента

Положительные изменения произошли в ходе педагогического эксперимента у хоккеистов ЭГ по результатам теста «Вертикальное выпрыгивание вверх по Абалакову». Полученные различия показателей до и после педагогического эксперимента достоверны в ЭГ. При этом показатели контрольной группы практически не изменились. Темпы прироста экспериментальной группы составили 8,3  % (рис.28, табл. 1). Аналогичные изменения произошли и по результатам теста «Прыжок в длину», где темпы прироста в ЭГ составили 9 %, различия статистически достоверны между значениями показателя в ЭГ до и после эксперимента (табл. 1). Оба этих теста направлены на оценку скоростно-силовых способностей ног (взрывных усилий в прыжковых упражнениях), которые имеют большое значение в структуре скоростно-силовой подготовки хоккеистов. Чем более выражены эти способности, тем быстрее и эффективнее передвигается хоккеист, качественнее выполняет технические действия, связанные с быстрой сменой направления движения, передвижения в заданный участок площадки и др.

Рис. 28. Изменение показателей теста «вертикальное выпрыгивание вверх по Абалакову» (см) у хоккеистов 11-12 лет в ходе педагогического эксперимента

 

Динамика показателей в тесте «отжимание в упоре лежа», носит положительный характер (рис.29). Темпы прироста в экспериментальной группе наиболее высоки в сравнении с приростами по остальным исследуемым показателям и составили 26,7 %, что в три раза превышает величину прироста в КГ за время педагогического эксперимента, различия  между значениями показателя в ЭГ до и после педагогического эксперимента статистически достоверны. В контрольной группе произошло увеличение данного показателя на 7,7 %, прирост также статистически достоверен. Следует отметить, что количество средств силовой направленности было довольно значительным в ЭГ, особенно в подгруппе защитников, чем и объясняются значимые приросты в этом тесте. Кроме того, известен факт, что силовые способности относятся к достаточно быстро «тренируемым» параметрам, но в возрасте 11-12 лет требуют осторожности при воздействии, тщательной дозировки и подбора соответствующих весов при применении отягощений.

 

 

Рис. 29. Изменение показателей теста «отжимание в упоре лежа» (кол-во раз) у хоккеистов 11-12 лет в ходе педагогического эксперимента

 

Анализируя результаты специальных тестов, направленных на оценку скоростно-силовых способностей хоккеистов следует отметить положительный эффект разработанной методики. У хоккеистов ЭГ в тесте «бег на коньках лицом вперед 36 м»  выявили высокие  темпы прироста в экспериментальной группе, которые составляют 6,4 %, и они являются достоверными, в контрольной группе прирост составил  1,3 %, однако прирост статистически недостоверен (рис. 30, табл. 1). Доля занятий на льду в подготовительном периоде у хоккеистов 11-12 лет достаточно высока, при этом в разработанной методике было много упражнений, связанных с короткими ускорениями по прямой, особенно в группе нападающих. Внутригрупповой анализ показателей тестирования ЭГ свидетельствует, что именно у нападающих результат изменился наиболее выражено.

Рис. 30. Изменение показателей теста «бег на коньках лицом вперед 36 м» (с) у хоккеистов 11-12 лет в ходе педагогического эксперимента

 

   В тесте «Бег на коньках спиной вперед 36 м»  выявлены достоверно значимые  темпы прироста, как в экспериментальной группе, так и в контрольной группе (рис. 31). Однако прирост, произошедший в ЭГ был более высоким в сравнении с приростом в КГ. В ЭГ прирост составил 7,4 %, а в КГ результат изменился на 3,2 % (табл. 1).  Следует отметить, что результаты в этом тесте улучшились у нападающих и защитников на примерно одинаковую величину.

Рис. 31. Изменение показателей теста «бег на коньках спиной вперед 36 м» (с) у хоккеистов 11-12 лет в ходе педагогического эксперимента

 

Таблица 1

Величина прироста  изучаемых показателей в ходе педагогического  эксперимента у хоккеистов 11-12 лет

ТЕСТЫ

ЭГ

КГ

Бег 30 м (с)

6,0%

1,4%

Бег 10 м (с)

4,8%

0

Челночный бег 7х50 м

6,7%

1,4%

Выпрыгивание вверх, см

8,3%

0

Прыжок в длину с места, см

9,0%

1,0%

Отжимание в упоре лежа, кол-во раз

26,7%

7,7%

Бег на коньках лицом вперед 36 м, с

6,4%

1,3%

Бег на коньках спиной вперед 36 м, с

7,4%

3,2%

 

Анализ результатов тестирования по изученным параметрам позволил выявить значительное улучшение показателей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. 

          Динамика изменения показателей скоростно-силовой подготовленности не одинакова у разных показателей. Наиболее значимые изменения после проведения педагогического эксперимента выявлены по результатам тестов, оценивающих силовые и скоростно-силовые показатели: отжимание в упоре лежа, челночный бег, бег на коньках спиной вперед. В тестах: прыжок в длину с места, прыжок в высоту, бег на коньках 30м, и бег на коньках лицом вперед  результаты  изменились, но менее значительно. В тесте бег 10 м достоверно значимых приростов в ходе эксперимента не выявлено.

Проведённые исследования свидетельствуют о большей эффективности разработанной методики по развитию скоростно-силовой подготовки с применением дифференцированного подхода на основе учета специфики амплуа игрока.

 

Выводы

   1. Анализ научно-методической литературы позволил выявить, что современный хоккей характеризуется значительной интенсификацией соревновательного процесса, более высокими требованиями к скоростно-силовым способностям   хоккеистов при жестком противоборстве с соперником, увеличению скорости игры, увеличению количества технических действий в единицу игрового времени. Исследователи выделяют скоростной, силовой и скоростно-силовой компоненты в структуре скоростно-силовых способностей, которые рекомендуют оценивать и развивать отдельно.

    2.   Выявлено, что уровень скоростно-силовой подготовленности хоккеистов 11-12 лет соответствует нормативным значениям для данного возраста по среднегрупповым показателям. Однако, анализ результатов тестирования скоростно-силовой подготовленности внутри выборки свидетельствует о наличии части спортсменов, не справившихся с контрольно-переводными нормативами по одному и более показателей

3. Сравнительный анализ скоростно-силовой подготовленности игроков разного амплуа свидетельствует о достоверно значимых различиях по отдельным показателям между нападающими и защитниками. В тестах, с акцентом на силовой компонент скоростно-силовых способностей более высокие значения выявлены у защитников. В тестах преимущественно скоростной направленности более высокий уровень результатов тестирования имеют нападающие. В скоростно-силовых тестах различий между показателями нападающих и защитников не выявлено.

4. Разработанная методика скоростно-силовой подготовки хоккеистов 11-12 лет базируется на учете специфики игрового амплуа. В группе нападающих увеличен скоростной компонент скоростно-силовых средств, а в группе защитников увеличен силовой компонент скоростно-силовых средств. Соотношение средств смешанной скоростно-силовой направленности у защитников и нападающих одинаково. Соотношение общих и специфических для хоккея средств скоростно-силовой подготовки составляет 60:40 % на подготовительном этапе годичного цикла подготовки.

5.   Результаты   проведенного   педагогического эксперимента подтверждают эффективность использования дифференцированного подхода в процессе скоростно-силовой подготовки, основанного на учете специфики игрового амплуа.  Приросты показателей скоростно-силовой подготовленности более выражены в тестах, оценивающих скоростной и скоростно-силовой компоненты подготовки и составляют в ЭГ в среднем 15 %.

Выводы.

Анализ научно-методической литературы позволил выявить, что современный хоккей характеризуется значительной интенсификацией соревновательного процесса, более высокими требованиями к скоростно-силовым способностям   хоккеистов при жестком противоборстве с соперником, увеличению скорости игры, увеличению количества технических действий в единицу игрового времени. Исследователи выделяют скоростной, силовой и скоростно-силовой компоненты в структуре скоростно-силовых способностей, которые рекомендуют оценивать и развивать отдельно.

Исследователи выделяют скоростной, силовой и скоростно-силовой компоненты в структуре скоростно-силовых способностей, которые рекомендуют оценивать и развивать отдельно.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНО-СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ С УЧЕТОМ АМПЛУА ИГРОКА"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Кризисный психолог

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Основным требованием при организации и реализации многолетней спортивной подготовки является соответствие нагрузок возрастным особенностям занимающихся.Начало занятий по большинству видов спорта приходится на школьный возраст. Школьный возраст охватывает детей и молодёжь с 6-7 до 16-17 лет.В этот период создается фундамент всестороннего физического развития, формируется тип телосложения, осанка разнообразные двигательные умения и навыки, укрепляется здоровье (Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов, 2001).В тренировочном процессе с юными спортсменами подросткового возраста возникают большие сложности. Возрастной период от 7 до 16 лет характеризуется бурным развитием физических способностей и является чрезвычайно благоприятным для целенаправленных занятий различными видами спорта. В тоже время интенсивные нейроэндокринные перестройки в организме подростков дают возможность рассматривать спорт как дополнительный раздражитель, который может улучшить или ухудшить естественное течение биологических процессов. (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991).У подростков отмечается угловатость и скованность, происходит нарушение ритма движений. Это результат рассогласования функций центрального и периферического аппарата движений. Подросток отличается повышенной возбудимостью, которая проявляется в высокой двигательной активности и беспорядочности движений (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991).В период с 10 до 15 лет начинается ускоренное развитие скелетной мускулатуры, особенно мышц нижних конечностей. К 14-15 годам развитие суставно-связочного аппарата мышц и сухожилий достигает высокого уровня. Продолжаются процессы окостенения, увеличивается поперечник мышечных волокон, усиленно развиваются соединительнотканные структуры (А.С. Солодков, 2000). В этом возрасте в структуре мышечных волокон усматриваются черты морфологической зрелости, характерные для взрослого человека. Гетерохронность в развитии отдельных органов и систем отчетливо проявляется и на различных этапах онтогенеза. Центральные отделы двигательного аппарата созревают у подростков к 13-14 годам, а периферические совершенствуются до окончания пубертатного периода. В 13-15 летнем возрасте при достаточном уровне физического развития наблюдается отставание в созревании отдельных физиологических систем. Подростки этого возраста могут находиться на разных стадиях препубертатного периода. Особенно усиливается деятельность эндокринных желез, гормоны которых влияют на обмен веществ. Неустойчивый эндокринный фон, очевидно и определяет разнонаправленную реакцию в ответ на мышечную деятельность. У мальчиков 13-14 лет возрастает процент ошибочных реакций, ухудшается дифференцировка, свидетельствующая об общем повышении возбудимости ЦНС в данный период онтогенеза.Рассматривая возрастное развитие координационных способностей, следует заметить, что уже в 13-14 летнем возрасте их уровень достигает, уровня взрослых (Л.Е. Любомирский,1979). Кэтому времени достигает максимальных величин активная гибкость и замедляется повышение темпа движений. С 12-15 лет эффективность малоинтенсивных упражнений, направленных на развитие выносливости, уменьшается. Выносливость или стабилизируется, или незначительно снижается. К этому же времени создаются физиологические предпосылки воспитания специальной выносливости. Это обусловлено тем, что 14-15-летние спортсмены уже обладают высокой работоспособностью и функциональными возможностями систем энергообеспечения (Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991; В.И. Волков, 2001).Считается, что при планирований тренировочного процесса спортсменов-подростков более рациональным представляется подход, при котором биологический возраст рассматривается как критерий, позволяющий регламентировать объем и направленность тренировочных воздействий. Необходимо строгое соответствие тренировочных нагрузок функциональным возможностям организма юных спортсменов (С.М. Ахметов, 1996).В детском возрасте организм человека находится в стадии роста и быстрого развития. В возрасте 8-10 лет продолжается развитие скелета. Позвоночный столб – основная часть опорного аппарата туловища – в данном возрасте отличается большой гибкостью, неустойчивостью основных изгибов (грудного и поясничного). Мышцы детей эластичнее, чем у взрослых. Они больше укорачиваются при сокращении и больше удлиняются при растяжении. Развитие мышц-сгибателей опережает развитие разгибателей. У детей 8-12 лет еще слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы ног. Мышцы у детей имеют тонковолокнистое строение, бедны белком и жирами, содержат много воды. Развивать их надо разносторонне и постепенно. Скоростно-силовые нагрузки допустимы в этом возрасте, но необходимо обеспечивать полноценный контроль переносимости нагрузок, фиксировать признаки утомления, чтобы не допустить травматизма и перетренированности.Сердце детей находится в стадии развития и сократительная способность его невелика. Только благодаря более частому сокращению скорости кругооборота крови достигается хорошее кровоснабжение тканей. Относительный вес сердца на 1 кг веса достигает наименьшей величины в 10-11 лет, что указывает на некоторые отставание веса сердца от общего веса тела.В возрасте от 7 до 12-13 лет наблюдается наибольшие изменения в развитии координации движений, так как с 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшение дифференцировочной (различительной) способности двигательного анализатора (А.Ю. Букатин, В.М. Колузганов, В.П. Иванов, 1983).Одним из значимых критериев здоровья де тей школьного возраста является их физическое развитие. Рост и массу (вес) тела считают наиболее существенными медико-соци альными и санитарно-гигиеническими показателями, по которым в определенной мере можно судить как о положительном, так и об отрицательном влиянии условий жизни и факторов окружаю щей среды на организм ребенка.На основании научных исследований было выявлено, что дли на тела, значительно превышающая средневозрастные показате ли, может служить своеобразным тестом для отбора подростков, нуждающихся в тщательном медицинском наблюдении и контро ле за переносимостью нагрузки. У детей, имеющих значительное превышение (по отношению к средневозрастному) массы тела, возможны отклонения в работе сердечно-сосудистой системы, ее функциональные нарушения. Об этом следует помнить при увели ченных физических нагрузках (В.Е. Дерябин, 2000).Дети и подростки с увеличенными размерами тела (по сравне нию со средними для данного возраста) отличаются повышенной возбудимостью нервной системы и замедленным ее снижением. На занятиях игрового характера, где эмоциональное состояние ярко проявляется, учителю следует предусматривать для них бо лее длительные паузы отдыха. Детям с пониженным весом надо подбирать упражнения для укрепления дыхательной мускулату ры, для увеличения спирометрии (В.Е. Дерябин, 2000).Показатели физического развития (в норме) тесно связаны с показателями физической подготовленности. Как правило, дети нормального развития имеют хорошие показатели физической под готовленности.При обучении детей необходимо учитывать индивидуальные особенности нервной деятельности. У детей можно выделить четыре основных типа нервной деятельности (В.М. Качашкин, 1967): I. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, подвижный тип, II. Нормально-возбудимый, сильный, уравновешенный, медлительный тип, III. Сильный, повышено–возбудимый, безудержный тип, IY. Понижено-возбудимый, слабый тип.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 987 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая тетрадь по лабораторным работам дисциплины "Электротехника" (2 курс)
  • Учебник: «Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.
  • Тема: Глава 1. Электрические цепи постоянного тока
  • 30.12.2020
  • 32136
  • 18
«Электротехника, учебник для нач. проф. образования», П.А, Бутырин, О.В. Толчеев и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.11.2020 815
    • DOCX 100.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Заболотская Людмила Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 88386
    • Всего материалов: 233

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 487 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 328 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Мини-курс

Специальная реабилитация: помощь детям с особыми потребностями

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Дизайн-проектирование: практические и методологические аспекты

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление электронным архивом

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе