Речь, полноценно развивающаяся в период дошкольного
детства, обеспечивает сохранение нервно-психического здоровья ребенка, его
социализацию в обществе, успех в школе…
Однако, данные изучения речи современных дошколят
свидетельствуют: педагогам и родителям все чаще приходится сталкиваться с
фактом замедленного (задержки речевого развития) или дефицитарного
(фонетическое; фонетико-фонематическое; общее недоразвитие речи) становления
речевой функции, - 60% от всех детей дошкольного возраста сегодня составляют
дети с нарушениями речи (О.А. Степанова, 2009).
Взрослые, которым небезразлично будущее ребенка, должны
знать: как правило, надежда, что «с возрастом все пройдет само», не
оправдывается; невнимание, попустительское отношение к речи малыша влекут за
собой негативные проявления во всех сферах жизни маленького человека: низкую
познавательную активность, недостаточную осведомленность об окружающем мире,
примитивную коммуникацию…
Дети, дефекты речи которых не были своевременно выявлены и
устранены, оказываются в числе неуспевающих школьников.
Помните: дошкольное детство – самое благоприятное время для
преодоления отклонений в развитии речи!
Ниже представлены «нормативы»: качественная характеристика
речевых особенностей ребенка в пяти - семи лет. Любая негативная тенденция, то
есть существенные различия между фактами «нормативного» развития речи и
речевыми возможностями вашего дошкольника – повод обратиться к специалисту. Хотя
бы за консультацией.
Желаю
здоровья вам и вашим детям!
Учитель-логопед
МБДОУ ЦРР №5 «Мир детства» Афонина Наталья Юрьевна.
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В 5-6 ЛЕТ
В пятилетнем возрасте у ребенка отмечается значительный
прогресс развития речи, совершенствование всех ее сторон.
Дошкольник чище говорит, старается четко произносить звуки.
Он уже усвоил большинство фонем русского языка. Исключение – звуки р, рь,
неточное проговаривание которых допускается до 6 лет.
Почти не встречается пропусков, перестановки звуков и
слогов, правда, не с первого раза удается проговорить незнакомые слова вроде
«экскаватор», «регулировщик» и т.п.
Происходит совершенствование слухового восприятия: ребенок
учится различать звуки на слух, выделять их в речи. Для него естественно
отметить и исправить неверное произнесение слова сверстником.
Речь обретает интонационную выразительность: в пять лет
ребенок может регулировать громкость голоса в зависимости от ситуации, свободно
передает настроение, читая стихи.
Происходит бурное развитие словарного запаса: дошкольник
употребляет обобщающие слова (овощи, фрукты, одежда, мебель, транспорт и т.д.),
широко использует синонимы и антонимы. В целом, словарь ребенка включает до
2500 - 3000 слов, среди которых – прилагательные, местоимения, наречия.
Осваиваются грамматические правила: ребенок этого возраста
согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах (много
цветных карандашей; любуемся красивыми розами; и т.д.), самостоятельно
выстраивает сложные предложения, верно употребляет предлоги (котенок спрятался
под шкаф; ваза стоит на столе; бабочка кружит над цветком).
Значительно возрастают возможности связной речи:
высказывания ребенка начинают напоминать короткий рассказ; дети охотно и с
удовольствием описывают события собственной жизни, с помощью взрослого
пересказывают сюжет прочитанной сказки.
ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ В 6-7 ЛЕТ
На седьмом году жизни речь ребенка достигает высокого
уровня. Дети безошибочно произносят звуки, различают все фонемы родного
языка.
Словарь увеличивается до 3500 слов. Ребенок понимает и
использует устойчивые выражения («ни свет, ни заря», «на скорую руку» и др.),
может объяснить значение сложных многозначных слов (идет мальчик, дождь, время;
ласточка – птица и ласточка – фигура в гимнастике; и т.д), самостоятельно
образовать слова, относящиеся к разным частям речи (снег – снегопад – снежная
баба).
Он правильно употребляет грамматические формы. В
предложениях использует конструкции «потому что», «если», «когда».
Шестилетние дети успешно справляются с составлением
рассказов: их истории эмоциональны и интонационно выразительны.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.