«Зорко и упорно наблюдайте родную природу,
которая щедро рассыпала вокруг нас свои богатства;
но они познаются только в труде и увлечении».
А.Е. Ферсман
В период реформирования российского государства, коренного обновления
форм социальной жизни общества, важное значение приобретает деятельность,
направленная на раскрытие творческого потенциала и способностей человека,
формирования его неповторимой индивидуальности.
В связи с этим роль внеурочной работы в учебно-воспитательном процессе
непрерывно возрастает. Особенно в условиях сокращения часов географии, эта работа играет важную роль в
решении актуальных задач образования и воспитания: способствует более тесному
соединению теоретических знаний с жизнью, формирует профессиональные интересы
школьников.
Внеурочная работа основана на принципах добровольности и
самостоятельности учащегося, деятельность же учителя сводится к направляющей
функции, способствующей углублению знаний учащихся по предмету, развитию их творческих способностей.
Внеурочная работа является средством развития познавательного интереса к науке, путем знакомства с научными достижениями, привлечения средств
занимательности, экскурсиями.
Цель
внеурочной работы сводится к обеспечению и созданию условий для развития
личности.
Современная система образования предоставляет возможность выбрать среди
множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на привычные вещи,
на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру
действенных знаний.
Поэтому
в
своей работе наиболее важной и эффективной нахожу личностно-ориентированную
технологию, которая способствует развитию и проявлению ребёнком своих личностных качеств,
формированию его индивидуальности, способности к нравственной и творческой
реализации собственных возможностей.
Только участвуя лично в жизненно важных ситуациях,
ребёнок приобретает опыт коммуникации, получает толчок к развитию своих
задатков, способностей.
Реализация личностно-ориентированного подхода
к изучению географии через разнообразные формы внеурочной работы позволяет
развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей,
выработать устойчивый интерес к знаниям, стремление к самостоятельной работе, сформировать
умения пользоваться различными источниками информации, то
есть способствует всестороннему развитию личности.
Это
порождает необходимость индивидуальной работы с детьми и обязательно разработку
индивидуального образовательного маршрута учащихся.
География, как никакой другой предмет, имеет возможности
для раскрытия и развития творческого потенциала учащихся.
Поэтому
моя деятельность направлена на создание условий, обеспечивающих выявление,
развитие и поддержку одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей,
помощь ученику в процессе социализации.
Ребят, обладающих логическим мышлением и высоким уровнем знаний,
ориентирую на подготовку и участию в олимпиадах по географии.
Учащихся с высоким творческим потенциалом готовлю к викторинам, познавательным играм, дистанционным конкурсам. Многие учащиеся, однажды
попробовав себя в этих конкурсах, участвуют в них снова, улучшают свои результаты, повышают
знания по предмету, становятся более уверенными в своих способностях.
Воспитываю любовь к своей малой Родине и развиваю интерес школьников к
истории, географии и культуре города Новосибирска, привлекая их к участию в краеведческих конкурсах «Мир на ладони». Даже те участники, которые раньше не интересовались географией и
культурой своей страны и своего края, находят много интересной и
познавательной информации, открывают для себя много нового.
Если у ребёнка есть мотивация к занятию исследовательской работой, то
привлекаю его к проектной и исследовательской деятельности и участию в
научно-практических конференциях, к написанию работ краеведческой
направленности «История родного края». Знания, которыми овладевает ученик в
ходе данной работы, будят его творческие силы, которые в свою очередь начинают развивать его интеллектуальные возможности. У ребёнка повышается
самооценка, он начинает осознавать
себя значимой личностью, начинается процесс саморазвития.
В своей работе в течение ряда лет с целью формирования эмоционально-ценностного
отношения к миру провожу интегрированные внеклассные мероприятия, например: география
— литература: «Вокруг света за 80 дней», «Использование Хокку и слоганов в
описании страны». Такие формы работы позволяют
показать взаимосвязь наук литературы и географии, учат мыслить кратко и ёмко. А
самое главное, направлены на повышение
познавательной активности обучающихся.
Также формирую эмоционально-ценностное отношение к природе через
активное участие в фотоконкурсах: «Россия глазами школьников», «Краски осени» и
конкурсах рисунков, например: «Лес – душа России, душа народа»… Следует
отметить, что в них принимают участие ученики, не обладающие глубокими
теоретическими знаниями в области географии, а дети, проявляющие интерес к
изучению природы, её бережному использованию и сохранению, обладающие образным
мышлением. Участие в подобных конкурсах даёт целенаправленное развитие интереса
школьников к общению с природой и передачу эмоциональной составляющей этого
общения средствами художественной фотографии и рисунка. Дети рады
предоставленным им возможностям продемонстрировать свои исследовательские
навыки средствами таких творческих жанров.
Формы работы могут быть представлены
занятиями факультативов и элективных курсов. Учащиеся с удовольствием посещают данные занятия
по географии, которые не только расширяют кругозор, но и способствуют развитию
коммуникативных умений и навыков.
В
заключение хотелось бы показать практическую значимость проводимой работы:
ü на
протяжении последних лет мои ученики становились призёрами Всероссийских предметных
олимпиад по географии муниципального уровня,
ü призёрами
краеведческих конкурсов «Мир на ладони»,
ü занимали
I место во Всероссийской олимпиаде «Познание и творчество»,
ü II
место во Всероссийском фотоконкурсе «Не привыкайте к чудесам, дивитесь им!»,
ü III
место во Всероссийском конкурсе исследовательских проектов «Сказки местного
болота»,
ü около
50-60% выпускников основной школы выбирают «Географию» для сдачи в новой форме и
показывают высокие результаты,
ü выпускники
11-х классов также успешно сдают ЕГЭ по географии и поступают в ВУЗы на
специальности, связанные с картографией, геоэкологией, природопользованием.
Все
выше названные результаты характеризуют качественный уровень подготовки
школьников и являются показателями эффективности работы. Именно внеурочная деятельность
в технологии личностно-ориентированного обучения обеспечивает удовлетворение
широкого спектра разных способностей учащихся, опирается на богатый арсенал
средств, форм и методов получения знаний, умений и навыков, достаточных для обретения
своего места в жизни.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.