Инфоурок Другое Другие методич. материалыОсобенности использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе

Особенности использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ содержание.doc

Введение

 

«... Мы вступаем в новую

эру воспитания, целью которого

является скорее открытие

нежели обучение».

Маршалл Маклюэн

        Главная задача новой школы: «создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности  и «умения учиться».  [1]Инновационный поиск новых средств обучения и воспитания приводит к пониманию того, что нам, учителям, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы. Ведущее место среди таких методов  принадлежит сегодня методу проектов.

       В связи с этим возникла цель работы: обосновать и апробировать метод проектов как средство развития младших школьников, умений работать в коллективе, группе; исследовать результативность применения метода.

         Исследуя и изучая материал по этой теме, была  выдвинула гипотеза: если проводить уроки технологии в системе по методу проектов, то  получим ребенка, желающего учиться и творчески мыслить, у которого сформированы основы толерантного мышления и поведения.

        Для этого перед собой  поставила следующие  задачи:

1)    изучить литературу по данной теме;

2)    определить сущность понятия «проектная деятельность»;

3) рассмотреть особенности организации метода проектов в начальной школе;
4) разработать и организовать  проекты   младших школьников на уроках технологии;
5) обосновать  результативность использования метода проектов.

      Предметом исследования  выбрала метод проектов на уроках  технологии  в начальной школе, объектом исследования - обучающиеся 4 в класса   МБОУ СОШ №4  г. Туймазы.  

      Работа состоит из введения, где определяются актуальность проблемы, цели и задачи, методы работы; основного содержания, где рассматриваются теоретические и практические вопросы по теме, результаты работы; заключения; списка литературы; приложения, в котором представлены диск, результаты анкетирования  с учащимися и родителями, разработки уроков.

       Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, диагностические методы, анализ полученных данных, сравнение, обобщение.

        Предполагаемые результаты:

1)    повышение интереса  к проектной деятельности;

2)    развитие навыка работы в группе;

3)    повышение качества  знаний;

4)    рост участия  обучающихся  в творческих конкурсах и олимпиадах;

       Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня, учителями старших классов.

 

 

 

 

 

 

1.               Проект в истории и теории.

1.1.        Немного истории

 

       «Метод проектов»  совсем  не  новая идея. Вопросом проектного обучения  занимались  американский психолог Джон Дьюи,  его последователь,  профессор, Уильям  Килпатрик и многие другие. В основу  метода была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря  решению той или иной  значимой  проблемы.

       В 1920-е годы «метод проектов» привлек внимание и  советских педагогов (В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и др.). Под руководством С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать методы проектов в обучении. Они  провозгласили его единственным средством преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого приобретение знаний осуществлялось на основе и в связи с трудом учащихся. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно. Поэтому постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось  попыток возродить этот метод в школьной практике.                      

         Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался и  приобрел большую популярность. "Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов.

       В настоящее время в связи с модернизацией российского образования встала проблема возрождения метода проектов в отечественной школьной практике.

1.2.          Сущность метода проектов

"В школе, в которой

работают по методу проектов,

 первое слово - за ребенком,

последнее - за учителем"

Коллингс

 

      Проект (в переводе) означает замысел, план.

      Главная идея метода проектов – это направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической, но обязательно личностно и социально  значимой проблемы.

       Проект - это "пять П":

проблема, 

проектирование (планирование), 

поиск информации, 

продукт,

презентация.

Шестое "П" проекта - это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

       Особенность проекта в том, что при его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.  Девизом этой деятельности  могут служить слова выдающегося немецкого  драматурга и философа Г.Э. Лесс «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь  ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

 

 

 

 

1.3 . Особенности организации метода проектов на уроках технологии

 

        В ходе   анализа научно-методической литературы,  изучения педагогического опыта  выделила особенности организации метода проекта.

ü Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

ü Обеспечивать заинтересованность детей в работе над проектом - мотивацию.

ü При создании проектов использовать как индивидуальные, так и коллективные формы работы (в группе не более 6 человек), обеспечивающие коммуникативные навыки: навыки общения с людьми; навыки работы в группе; умение задавать вопросы и участвовать в дискуссии; умение распределять обязанности среди отдельных членов группы.

ü Для уроков технологии  разрабатывать только краткосрочные проектные задания, которые осуществляются за 2-3 урока.

ü В проектном обучении изменяется роль учителя. Учитель и  советчик, и консультант, и координатор.   

ü Проектная деятельность учащихся  осуществляется по этапам.

       Организационно-подготовительный этап. Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия.     

       Технологический этап. Его цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности.

       Заключительный этап. На этом этапе осуществляется  защита проекта, его оценка. Все учащиеся выступают со своими проектами.

       Но важно помнить, что "метод проектов - это не алгоритм, состоящий из четких этапов, а модель творческого мышления и принятия решений" (Дж. Питт). 

 

 

2. Проекты   в практике

         2.1. Использование метода проектов на уроках технологии.

 

        В  программу  начальной школы системы Л.В.Занкова введён раздел “Работа над проектом”. Он подразумевает проведение серии занятий результатом,  которых является самостоятельное выполнение каждым учеником выбранного изделия, для изготовления которого требуются знания по всем изученным ранее разделам. «Содержание проектной деятельности обучаемых усложняется по мере освоения предыдущих, более простых проектных заданий. Образно этот процесс можно представить как расширяющуюся воронку, в которую вовлекаются  новые  знания, информации, образы действий, приобретенный опыт» (П.С. Лернер).

       Приведу несколько примеров творческих проектов. (Приложение 1) Урок в 3 классе на тему «Деревня - деревянный мир». Тема проекта – «Образ русской избы».

Организационно-подготовительный этап.

      Этот этап включает в себя  изучение и освоение нового теоретического материала  по учебнику Т.Н.Просняковой  «Уроки мастерства». Ученики определяют цель деятельности, обосновывают выбор изделия, анализируют материалы и инструменты для выполнения изделия. Анализируем совместно предстоящую работу, определяем этапы работы, организуем рабочее место. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках. 

Художественно-технологический этап.

        Помогаю составить алгоритмы  проектной деятельности, знакомлю с техникой объёмной аппликации. Группа ребят из 3 человек  делает свою поделку, разрабатывает свой творческий проект, выбирает материалы, инструменты, следит за безопасностью труда. Продолжение второго этапа следует через неделю. Ученики выполняют элементы декора русской избы (наличники, ставни, полотенце, доски – причелины и другие украшения).

Заключительный этап.

          На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто. Одна изба – богатырь - широкий, могучий дом, другая – нарядная и  высокая, можно рассмотреть избушку  с одним окошком. Каждый придумал свой образ избы. Ученики отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Производят взаимооценку. Оценка выполненных проектов  носит стимулирующий характер. Работы учеников, добившихся особых результатов в выполнении проекта выставляются на школьной выставке.

      Тема другого проекта  «Старинный замок». (Приложение 2) Результат проектной деятельности учеников становится макет старинного города. На уроках используются дневники работы над  проектами.

        Очень интересна следующая проектная работа. Так группа ребят участвовала в городском конкурсе открыток «Мой город» к 100-летию Туймазинского поселения. На классном часе дети подготовили сообщения, а с каким увлечением дети  работали: рисовали эскизы, конструировали свои  изделия, оформляли, но  самое важное то, что все ребята справились с  заданием. Моя задача была  помочь в организации  всех этапов выполнения работы. Выступая в роли советчика, консультанта, координатора,  видела, что ребятам нравится  выполнять такие проектные работы. 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Результативность  применения  метода проекта

 

 

      После апробирования метода проектов на уроках технологии исследуем результативность его применения.

1. Анализ анкетирования по внедрению метода проектов

         По окончании выполнения творческого проекта «Мягкая игрушка» (февраль 2012г.) проведено анкетирование (Приложение 3). Анализ показал, что  всем детям нравится выполнять проектные работы по всем предложенным темам; чаще всего учащиеся предпочитают групповые проекты. Это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями.

        Конечно самое ценное в методе проектов в том, что школьники учатся самостоятельно приобретать знания и использовать их для решения новых познавательных и практических задач; учатся  планировать, анализировать и корректировать свою деятельность.

        А это, как правило, влияет на повышение интереса к предмету технологии  и улучшает результаты обучения и по другим предметам.             

2.Сравним  показатели  качества знаний учащихся с помощью диаграммы. (Приложение 4)

       Судя по результатам, можно сделать вывод, что проектная деятельность на уроках  технологии  влияет и на качество знаний.

3.Анализ определения уровня воспитанности учащихся  (по методике Р. В. Овчаровой)

      Данная методика позволяет качественно оценить наиболее развитые или, напротив, проблемные стороны личностного развития учащихся. (Приложение 5) Из результатов таблицы можно сделать вывод: в классе создан благоприятный  психологический климат; отношения построены на доброжелательных началах, каждый ребенок чувствует себя комфортно.

4.Анализ изучения межличностных отношений в коллективе при выполнении групповых проектов на уроках технологии.

         Для проведения  эксперимента был использован метод социометрии. Школьным  психологом Камалетдиновой Альфией Мусавировной был проведен констатирующий эксперимент  (2008 - 09 уч.год) и контрольный эксперимент во 2 полугодии 2011 - 12 учебного года.. Учащимся  предлагался вопрос: с кем бы ты хотел выполнить проект на уроке технологии? Была составлена социометрическая  матрица и подведен итог социометрического исследования.

5. Результаты исследования особенностей межличностных отношений сверстников групповой работе на уроках  технологии. (Приложение 6)

      Констатирующий эксперимент  (2008 - 09 уч.год)

      Дифференциация испытуемых по статусным группам позволяет определить диагностические индивидуальные и групповые показатели межличностных отношений учеников I  класса:

1)    коэффициент благополучия взаимоотношений (0,4) определяется как средний;

2)    коэффициент оптимальности отношений - 0,72;

3)    коэффициент «звездности» - 0,12;

4)    коэффициент «изолированности» - 0,16.

Анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрии, показывает, что в классе есть дети всех групп, то есть группа «звезд»-12 %,«предпочитаемые»- 32 %, «пренебрегаемые»-40 % и  «изолированные»-16%. Меньше всего школьников находятся в крайних I и IV группах. Наиболее многочисленны по количеству II и III группы. В благоприятном положении находится около 60% учеников класса. В неблагоприятном положении оказались 16 % учеников.

      Контрольный эксперимент во 2 полугодии 2011 -12 учебного года.

      Конечный результат  эксперимента показал:

1)    коэффициент благополучия взаимоотношений; исследуемого класса определяется как высокий;

2)    коэффициент оптимальности отношений - 0,84;

3)    коэффициент «звездности» - 0,12;

4)    коэффициент «изолированности» - 0,04.

     К концу эксперимента  I группа осталась в том же составе, в составе II- III группы произошли изменения, дети из III и IV группы перешли во II, группу «предпочитаемым», и только один ребенок остался в группе  

« изолированные». (Приложение 6)

     Таким образом, психологом  были выявлены:

- важные диагностические показатели состояния общегрупповых процессов (социометрический статус каждого ребенка в группе, благоприятность отношений, коэффициент «звездности», «изолированности», коэффициент «взаимности»);

- важность общения и межличностных отношений детей в школе.

 Дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они стали проявлять инициативу, начали мыслить творчески. Благодаря проектным работам на уроке технологии, повысился мотивация интерес к исследованию, стремление активно участвовать в различных конкурсах, олимпиадах. Никто не остался равнодушным. Об этом говорят результаты за 2011-12 учебный год. (Приложение 8)

 

 

Заключение

 

 

 

          Анализируя проделанную работу, считаю, что ожидаемые результаты подтвердились. У детей  повысился интерес к  проектной деятельности, произошёл рост  уровня социализации. Метод проекта, предполагающий выделение проблемы и чёткую этапность в её решении, позволил понять детям что, для чего  и как они будут делать.

         В  своей работе столкнулась и с трудностями. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания. Решение этих проблем является необходимостью, т.к. проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системы.

           Педагогической наукой и практикой установлено, что если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый  в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научиться» (В.А.Моляко)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1.     Бычков А.В. Метод проектов в современной школе, Москва, 2000г .

2.     Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М., 2004

3.     Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Из. Центр «Академия» , 2001

4.     Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий т.1, М., НИИ школьных технологий ,2006 г.

5.     «Технология» (метод проектов в технологическом образовании школьников) под редакцией И.А.Сасоевой, Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2003г. 

6.     Васильев В. Проектно – исследовательская технология: развитие мотивации, «Народное образование», Москва, 2000г, №9.

7.     «Начальная школа» - М., - 2002. -№12, 2004. - №7, №2, 2006. - №2, 2005. - №3, 2006. - №5, 2006. - №7

Интернет ресурсы

1.                 http://www.school.edu.ru/

2.                 center.fio.ru/som

3.                 www.vspu.ac.ru/tol

 

 



[1] «Стандарты второго поколения». Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы.  Под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Особенности использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Копирайтер

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ тезисы.doc

Тезисы к научно-исследовательской работе  «Особенности использования метода проектов на уроках технологии   
в начальной школе»
                          

                                                         Акмурзина   Светлана Леонидовна,

учитель начальных классов

                                                                                    МБОУ СОШ № 4 г. Туймазы

        Главная задача новой школы: «создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности  и «умения учиться»  Инновационный поиск новых средств обучения и воспитания приводит  к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов  принадлежит сегодня методу проектов.

       Цель работы: обосновать и апробировать метод проектов как средство развития младших школьников, умений работать в коллективе, группе; исследовать результативность применения метода.

       Гипотеза: если проводить уроки технологии в системе по методу проектов, то  получим ребенка, желающего учиться и творчески мыслить, у которого сформированы основы толерантного мышления и поведения.

      Задачи:        

1) определить сущность понятия «проектная деятельность»;
2) рассмотреть особенности организации метода проектов в начальной школе;
3) разработать и организовать  проекты   младших школьников на уроках технологии;
4) обосновать  результативность использования метода проектов.

       Предмет исследования: проектная технология в начальной школе, объект исследования - обучающиеся 4 в класса   МБОУ СОШ №4  г. Туймазы  

Работа состоит из введения, основного содержания, заключения; списка литературы; приложения.

        Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, диагностические методы, анализ полученных данных, сравнение, обобщение.

       Предполагаемые результаты:

1)    повышение интереса  к проектной деятельности;

2)    развитие навыка работы в группе;

3)    повышение качества  знаний;

4)    рост участия  обучающихся  в творческих конкурсах и олимпиадах.

       Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня, учителями старших классов.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Особенности использования проектного метода на уроках технологии в начальной школе"

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 959 материалов в базе

Скачать материал

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 01.05.2020 466
    • ZIP 29.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Плеханова Полина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Плеханова Полина Юрьевна
    Плеханова Полина Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 106160
    • Всего материалов: 238

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5900 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 21 региона

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 281 человек из 66 регионов

Мини-курс

Художественная гимнастика: диагностика и технические аспекты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология детей и подростков с дромоманией

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе