Особенности
детей в возрасте от 1 до 3 лет
Серёгина Светлана Александровна, воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский
сад № 15 «Солнышко», г. Михайловка,
Волгоградской области.
Основой познания для ребенка дошкольного
возраста является чувственное познание - восприятие и наглядное мышление.
Именно от того, как сформированы у ребенка-дошкольника восприятие,
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные
возможности, дальнейшее развитие деятельности, а также речи и более высоких,
логических форм мышления.
Восприятие формируется в дошкольном
возрасте благодаря совершенствованию перцептивных действий и усвоению систем
сенсорных эталонов, выработанных человечеством на протяжении всей истории
(геометрических форм, цветов спектра, мер веса, величин, времени, системы фонем
родного языка, звук высотного ряда и т. п.).
У трехлетних детей восприятие достигает
сравнительно высокого уровня. Например, им доступно выделение свойств и
отношений объектов, что может происходить не только практически, но и зрительно
с помощью перцептивных действий. Дети умеют работать по образцу, выделяя при
этом цвет, форму, величину, материал и другие свойства предметов, а также некоторые
пространственные отношения между ними. Восприятие активно включается в
деятельность ребенка, оно помогает ему выполнять посильные, знакомые по
характеру задачи, предъявляемые взрослым (или встречающиеся в быту), находить
решение значительно быстрее и эффективнее, чем раньше.
В конце первого года жизни социальная
ситуация полной слитности ребенка с взрослым взрывается изнутри. В ней
появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В
этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности:
появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с
предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.
Социальная ситуация развития в раннем
возрасте такова: «Ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком
поглощен предметом.
Социальная ситуация совместной
деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации
способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок
в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие
решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего
возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно
выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится
формой организации предметной деятельности.
Ребенок благодаря взрослому, сразу входит
в мир постоянных предметов. Он усваивает постоянное назначение предметов,
закрепленное за ними обществом и в целом не изменяющееся в зависимости от
данного момента. Это, конечно, вовсе не означает, что, усвоив то или иное
предметное действие, ребенок всегда употребляет предмет только по назначению.
Так, научившись черкать карандашом по бумаге, он сможет вместе с тем катать
карандаши или строить из них колодец. Но важно то, что ребенок при этом знает
истинное назначение предмета. Когда двухлетний шалун, например, надевает на
голову свой ботиночек, он смеется, так как понимает несоответствие выполняемого
действия назначению ботинка.
На первых ступенях развития предметной
деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок
способен выполнить усвоенное действие только с тем предметом, который для этого
предназначен. Если ему предлагают, например, причесаться палочкой или попить из
кубика, он оказывается просто не в состоянии выполнить просьбу – действие
распадается. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в
результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить
действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по
прямому назначению.
Для успешности выполнения предметной
деятельности нужно сказать о наиболее важных особенностях развития ребенка от 1
года до 3-х лет:
•
Быстрый
темп физического и психического развития, взаимосвязь между ними;
•
Развивается
общение с взрослыми, зарождается общение со сверстниками;
•
Возникают
предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
•
Формируется
предметное восприятие как центральная познавательная функция;
•
Осваиваются
наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное);
•
Возникает
воображение и знаково-символическая функция сознания;
•
Ребенок
переходит к активной речи;
•
Возникает
личное действие и личное желание;
•
Складывается
предметное отношение к действительности;
•
Главным
новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я
сам».
Достижения.
•
Совершенствование
координации движений, освоение всё более сложных комплексов действий.
Знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их
использования. Жесткаязакрепляемость действий за предметами-орудиями, способами
действия с ними усваиваются ребенком под воздействием взрослого и переносятся
на другие предметы. Ребенок учится соотносить орудие с тем предметом, на
который направлено действие (лопаткой набирать песок, ведром - воду). Овладение
предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа
употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм
мышления;
•
Совершенствование
предметной деятельности способствует и интенсивному развитию речи ребенка;
•
В
раннем возрасте ведущим видом деятельности является игра. В конце первого -
начало второго года жизни наблюдаются зачатки игровой деятельности. Дети
выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых. Дети в этом возрасте
предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т. д. Задача
взрослого уловить этот момент в жизни ребенка и использовать его для начала
формирования навыков самообслуживания.
Таким образом, учитывая психологические,
физические качества данного возраста(1-3 года)мы видим, что это самое
благоприятное время для формирования элементарных навыков самообслуживания.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.