Тема: Основы оздоровления детей старшего дошкольного возраста
путем сотрудничества родителей и ДОУ
Теория физического воспитания детей дошкольного возраста,
изучает закономерности физического воспитания и развития ребенка от
рождения до школы. Особую значимость физического воспитания определяющей основы
всестороннего развития, является формирование закаленного, здорового, крепкого,
жизнерадостного, отзывчивого, инициативного, волевого ребенка, хорошо
владеющего своими движениями любящего спортивные и физические упражнения,
способного к обучению в школе и к активной последующей
творческой деятельности. Приоритетным направлением деятельности всего общества
можно назвать сохранение здоровья детей дошкольного возраста, лишь здоровые
дети в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Важным компонентом в физическом воспитании детей
дошкольного возраста является — здоровьесберегающий, он включает систему
ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков
и умений, необходимых для нормального функционирования организма. Он
закладывает систему упражнений, направленных на совершенствование навыков
и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей
средой. Большая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня,
режима питания, чередования труда и отдыха, которая в будущем
способствует предупреждению образования вредных привычек у детей.
Система непрерывного физкультурного — оздоровительного
образования состоит из четырех подсистем: базовая, начального специального,
специального (профессионального) и спортом:
- занятия физической культурой, ориентированное физическое
воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня;
- спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные
мероприятия.
Для эффективной работы в детском дошкольном учреждении по
физическому воспитанию необходимы: специально оборудованные физкультурные залы
и площадки. Это очень важно для благоприятной жизнедеятельности детей.
Целью «воспитания» родителей воспитанников, является не передача
им научных психолого-педагогических знаний, а формирование у них
«педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или коррекция их
педагогической позиции, позволяющих понимать своего ребенка, строить правильно
общение с ним и совместную деятельность.
Традиционными в дошкольном учреждении являются такие формы
организации работы с родителями по формированию навыков здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста, как физкультурные досуги
и спортивные праздники с участием родителей и сотрудников
дошкольного учреждения, консультации, беседы.
Важное значение в работе по формированию навыков ЗОЖ
необходимо предавать повышению уровня валеологической культуры семей
посредством проведения просветительской работы с родителями: проведение
консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность,
питание, аутотренинги, дыхательные системы), а также информационные
бюллетени, рекламные буклеты, выпуск журналов, тематические выставки,
библиотека здоровья, оформление информационных уголков здоровья. Необходимо
проводить практические семинары и дни открытых дверей, другие мероприятия.
Когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах
воспитания, оздоровления, двигательной активности, гигиенических процедур,
развития двигательных навыков, тогда будут правильно сформированы навыки
здорового образа жизни у дошкольников.
Взаимодействие родителей, хорошо знающих особенности своих
детей, педагогов и медиков, строящих работу на основе профессиональных
знаний педагогики, психологии и медицины позволит эффективно решать
проблемы оздоровления дошкольников.
Укреплению здоровья детей способствуют выполнение режима дня,
проведение закаливающих процедур воздухом и водой. Закаливание воздухом
включает воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок
в теплое время года. Закаливание водой предусматривает обширное умывание,
контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, в теплый
период контрастное обливание ног.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни должны
осуществляться по следующим направлениям в детском саду и семье:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении человеческого
тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания
элементарной помощи;
- формирование представлений о том, что полезно
и что вредно для организма;
- формирование элементарных представлений об окружающей
среде;
- формирование привычки к ежедневным физкультурным
упражнениям;
- развитие потребности семьи (родителей) ребенка
в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера
в укреплении и сохранении здоровья.
При работе с родителями ставятся следующие задачи:
1.Ориентировать семью на воспитание здорового ребенка.
2. Помочь в освоении родителями основ
личностно-ориентированной педагогики и психологии общения с детьми,
обеспечивающее эмоциональное и психическое благополучие детей.
3.Обеспечить тесное сотрудничество и единые требования
дошкольного учреждения и семьи в вопросах здоровья детей.
4.Укрепить веру родителей в себя как компетентных
воспитателей.
5. Формировать у родителей теоретические знания, закрепить
навыки и выработать потребности в здоровом образе жизни.
6.Повысить интерес родителей к деятельности дошкольного
учреждения и жизни ребенка в нем.
Все проводимые работы по значимости участия в них родителей
можно разделить на три варианта:
1.Ведущая, определяющая роль принадлежит инструктору по
физическому воспитанию (готовятся сценарий, план мероприятия, оформление,
атрибуты, исполняют роли). Родители и дети участвуют в спортивном
празднике или развлечениях.
2.Вариант, когда инструктор, воспитатели, родители совместно
подготавливают сценарий, план мероприятий (родители играют роли сказочных
персонажей, являются членами жюри, помогают в оформлении зала, готовят
атрибуты, костюмы).
3.Вариант, когда родители и дети являются инициаторами,
авторами предлагаемых спортивных мероприятий.
На основании всего выше сказанного можно сказать о том, что
физическое оздоровление детей дошкольного возраста в условиях детских
дошкольных учреждений при сотрудничестве с семьей является важной ступенью
в формировании в будущем активной жизненной позиции ребенка.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.