Основные показатели развития
восприятия у дошкольников.
К пяти годам представления
об основных свойствах предметов еще более расширяются и углубляются.
Восприятие цвета. К пяти годам
дошкольник хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), имеет
представление об оттенках (2-3 оттенка одного и того же цвета). Пятилетний
ребенок назовет два оттенка одного цвета и покажет соответствующие карточки, например,
темно-зеленый и светло-зеленый.
Восприятие формы. В пять лет дети
могут объяснить в доступной им форме отличие форм друг от друга. Если
ребенку предложить две фигуры: круг и квадрат, то в качестве различий
он назовет отсутствие у одной фигуры и наличие у другой углов и "прямых"
сторон.
Сложившиеся представления о форме предметов позволяют пятилетке расчленить,
например, звездочку на заданные части - треугольники, изображение елочки -
также на треугольники, лесенки - на прямоугольники и квадраты и т.п.
Восприятие
величины. В
пять лет ребенок
умеет сравнивать между собой большое
количество предметов (7-10). Если пятилетке предложить расставить по порядку 10 тарелочек (различных по
величине), а к ним разложить 10
ложечек (также различных по величине), то ребенок выстроит два ряда. В каждом ряду предметы
(тарелочки и ложечки) будут постепенно
уменьшаться: от самой большой тарелочки (ложечки) до самой маленькой.
Если дети этого возраста испытывают значительные трудности при сравнении
предметов по величине (одинаковых по форме), необходимо обратить внимание на
особенности психического развития таких детей и направить их на консультацию к
специалистам - психологу, дефектологу.
Восприятие
пространства. Задачи,
требующие учета пространственных отношений и
с которыми встречаются дети старшего дошкольного возраста, усложняются: в их решении участвует не только восприятие, но и
образное мышление (используются схемы, планы пространства).
Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте характеризуется
совершенствованием
овладения общепринятыми сенсорными эталонами. Представления детей о форме,
цвете и величине предметов расширяются и углубляются за счет их систематизации.
Восприятие цвета. В 6-7 лет дети
знают уже не только основные цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый, но их оттенки по светлоте (например,
темно-красный, светло-красный или "розовый"), а также оттенки
по цветовому тону, то есть занимающие промежуточное положение между соседними
цветами спектра (многие из них имеют бытовые, "опредмеченные" названия:
лимонный,
сиреневый и т.д.). Необходимо отметить, что когда мы говорим: ребенок знает
этот цвет, мы подразумеваем целый ряд доступных ему заданий - умений назвать
цвет, дать карандаш определенного цвета, проанализировать цветное изображение с
точки зрения составляющих его цветовых компонентов, использовать в
разукрашивании адекватные цвета.
Восприятие формы. К шести - семи
годам дети обычно различают разновидности эталонов формы: прямоугольники
с различным соотношением сторон; овалы с различным
соотношением осей;
прямоугольные, тупоугольные и остроугольные
треугольники. Однако это различение
не является обязательным для всех детей этого возраста, в отличие от
группировки предметов в зависимости от их формы. Так, например, дети старшей и подготовительной группы
легко могут выполнить следующее
задание: найти в группе предметы круглой, овальной формы и т.д. При этом ориентировка одновременно на
два признака - цвет и форму - также доступна детям. Например, с .задачей -
найти в группе круглое и синее дети
этого возраста обычно справляются.
Восприятие
величины. В
старшем
дошкольном возрасте продолжается овладение
эталонами величины, начавшееся ранее. Дети 6-7 лет обычно легко выстраивают большое количество объектов
(например, 10) в порядке убывания или
нарастания их общей величины. Многие дети могут выделить и назвать такие параметры величины, как длину, ширину ("толщину") и высоту.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.