ГБОУ СОДОД
ОЦДОдД «Поиск» Н.М. Цветкова
Основные
направления модернизации системы дополнительного образования детей
Образовательный
процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме
развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую,
развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Концепция развития
дополнительного образования детей в России направлена на воплощение в жизнь
миссии дополнительного образования как социокультурной практики развития мотивации
подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение
феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого
вариативного образования, обеспечивающего конкурентоспособность личности,
общества и государства.
Общественное
признание ценностного статуса дополнительного образования детей и его миссии
позволит реализовать меры государственной политики, заложенные в указах
Президента Российской Федерации.
В
постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых
потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения,
личностного роста и гражданской солидарности. Образование становится не только
средством освоения всеобщих норм, культурных образцов и интеграции в социум, но
создает возможности для реализации фундаментального вектора процесса развития
человека, поиска и обретения человеком самого себя.
Отечественная
система дополнительного образования детей располагает уникальными
социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей,
обучающихся в области научно-технической, художественной,
эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной,
туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической,
естественно-научной и другой образовательной деятельности. Образовательная
политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и
предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции
мирового развития, что обуславливает необходимость существенных изменений в
дополнительном образовании детей. К основным направлениям модернизации
дополнительного образования относятся:
·
создание условий для всестороннего творческого развития ребенка, удовлетворение
его индивидуальных потребностей в образовании, художественно-эстетическом,
нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом,
научно-техническим творчеством, формирование и развитие творческих способностей
обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей, повышение
эффективности и качества дополнительного образования;
·
интеграция
дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности
и индивидуализации системы образования в целом;
·
сохранение приоритета бесплатности дополнительного образования, гарантированное
выделение средств из бюджетов всех уровней на материально-техническое
обеспечение деятельности учреждений дополнительного образования детей;
·
совершенствование законодательной базы в части дополнительного
образования детей, приведение нормативного правового обеспечения системы в
соответствие с российским законодательством;
·
сохранение единого образовательного пространства на основе
преемственности содержания основного и дополнительного образования детей;
·
обеспечение
духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания
учащихся;
·
разработка
инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их
самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании,
диагностика мотивации достижений личности;
·
повышение
вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;
·
обновление
содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей,
потребностями семьи и общества;
·
обеспечение
условий для доступа каждого обучающегося к глобальным знаниям и технологиям;
·
формирование
культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья учащихся;
·
подготовку
спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными
стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа учащихся с
ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;
·
развитие
инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной
поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;
·
разработка механизма внеконкурсного поступления в ВУЗы обучающихся
– победителей всероссийских конкурсов и соревнований;
·
создание единого информационного поля в системе дополнительного
образования детей, мониторинг состояния системы дополнительного образования
детей;
·
обеспечение сельским детям равных возможностей в получении
дополнительного образования, создание на базе сельских школ детских творческих
объединений различной направленности, внедрение новейших информационных
технологий для дистанционного обучения и реализации коллективных
телекоммуникационных проектов;
·
формирование
эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного
образования детей;
·
создание
механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных
общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния
здоровья, социально-экономического положения семьи, расширение
возможностей получения дополнительного образования для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
·
обеспечение социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки
детей «группы риска» через развитие клубных объединений по месту жительства,
программы каникулярного отдыха и занятости в системе дополнительного
образования детей.
·
развитие
дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к
познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;
·
совершенствование организационных форм, методов и технологий
дополнительного образования детей;
·
совершенствование системы государственной аттестации и
аккредитации учреждений дополнительного образования детей;
·
проектирование
мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной
ситуации развития" подрастающих поколений;
·
разработка и утверждение блока ресурсного обеспечения
дополнительного образования детей в соответствии с направленностью
образовательных программ;
·
повышение социального статуса и профессионального
совершенствования педагогических и руководящих кадров системы дополнительного
образования детей, поддержка Всероссийского конкурса педагогов
дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;
·
разработка
социально-экономических мер нормативного правового регулирования привлечения
внебюджетных средств учреждениями дополнительного образования детей;
·
развитие
дополнительного образования детей как открытой государственно-общественной
системы на основе распределения ответственности между субъектами
образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного
процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
Реализация концепции модернизации развития системы
дополнительного образования детей призвана способствовать повышению
эффективности профилактики асоциальных проявлений среди детей и подростков,
формированию здорового образа жизни, позитивным изменениям, направленным на
реализацию прав ребёнка, улучшение положения детей, социально-экономическую
защищённость семьи,
функционированию системы дополнительного образования детей в режиме устойчивого
бескризисного развития.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.