Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыОсновные мотивы лирики А.А. Фета .

Основные мотивы лирики А.А. Фета .

Скачать материал

Основные мотивы  лирики А.А. Фета .

Урок в 10 классе

Цели урока:

1. Продолжая изучать творчество А Фета, познакомить учащихся с основными мотивами; учить анализу поэтического произведения;

2. Развивать умение читать художественный текст, вдумываться, размышлять, видеть; развивать умение работать со словом, расширять словарный запас учащихся.

3. Воспитывать чувство прекрасного посредством высокой литературы.

 

 

             Мы сегодня говорить будем об основных мотивах лирики А.А.Фета.  Вспомним, что такое мотив? В творчестве любых поэтов можно встретить ряд предметов, понятий, явлений,  например: свечи, гаданье, красота, вода и т.д.,  которые встречаются в их произведениях.  Мотив – это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений…  Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта  и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А.Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке.  Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня,  во- вторых, это мотив времен года.

Итак, мотив огня в творчестве Фета – один из главных мотивов в стихотворениях поэта. Под огнем мы подразумеваем  луну, закат, зарю, лампу, костер (то есть огонь в прямом смысле) и звезды. Огонь в жизни Фета оставил темный отпечаток: от огня погибла его возлюбленная Мария Лазич – она по неосторожности подожгла свое белое платье горящей спичкой. Быть может,  это  настолько ранило поэта, что он посвятил большую часть своих стихотворений такой ужасающей стихии, как огонь.

…Как на черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкою печали

Я одинок…

В этом стихотворении поэт сравнивает себя с огнем,  но не со стихией. Фет – одинокий маленький человек среди всего человечества. 2-я и 4-я строки отличаются от 1-й и 3-й – они короче, что создает какой-то особый ритм стихотворения, когда читаешь, такое ощущение, что спотыкаешься. В этом отрывке преобладают такие звуки, как «о», «л», «и», что означает нежность и печаль, тоску. В то же время, боязнь.

А вот строки из другого стихотворения А. Фета   («Весеннее небо глядится…») рисуют нам похожую картину:

…Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок…

Здесь  «огонек»  представлен маленькой частичкой чего-то большого и страшного, но эта частичка не    пугает нас, а наоборот, вызывает чувство жалости. Преобладающие звуки стихотворения - «о», «е», «к»,  что дает нам право судить о легких и печальных, ленивых действиях. А при слове «скрипка»  у нас возникает мысль о чем-то грустном и плачущем. Эпитет «замирающая душа»  красивый и печальный. Картина одиночества предстает перед нами. 

С мотивом огня можно соотнести мотив  «зари и заката», которые отождествляют огонь солнца.

…На пажатях немых люблю в мороз трескучий

При свете солнечном я снега блеск колючий,

Леса под шапками иль в инее седом,

Да речку звонкую под темно-синим льдом…

 

-Вспомним   стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»: из всех ранних стихотворений  Фета, это стихотворение  самое необычное и нетрадиционное.

-В каком году написано?  В  какой цикл  включено?

_ В 6-м классе мы работали с этим стихотворением: говорили      об образах,   о цветовом и звуковом решении, синтаксических конструкциях…

-В чем необыкновенность формы этого стихотворения? Как поэту удается передать  процесс изменений  в природе и душевном состоянии человека? (Первое предложение-1 слово, назывное, нераспространенное; второе- 2 слова, следующее -3 слова, но они неполные; и на фоне их выделяются предложения из5 слов: «серебро и колыханье  сонного ручья», «Ряд волшебных изменений милого лица».  Заключительная строфа состоит из одного предложения, интонация его нарастает, хотя предложение с однородными членами, но опущены и в нем глаголы.  Заключительная строфа выполняет роль эмоционального заключения.

-Вспоминайте, вы  с этим уже встречались в стихотворении «Чудная картина»:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

С таким построением стихотворения мы встречаемся и в стихотворении  « Это утро, радость эта…»

М.Л.Гаспаров  обратил внимание на то, что в «безглагольных» стихотворениях Фета  внешне беспорядочно существующие образные ряды строго организованы, благодаря четкому ритму «расширений лирического пространства», это и есть «эмоциональное  насыщение».

- Посмотрите в тексте: от того, что мы слышали и видели – к действиям, страсти («лобзания и слезы»).

-Какова тема стихотворения?  ( 2 мотива: любовь и природа.  Образы природы в стихах 2 -6 включены внутрь любовного мотива:

Шепот, робкое дыханье,

- - - - - - - - - - -  - - - - - - - -

Ряд волшебных изменений

Милого лица,                любовный мотив организующий)

-Какие тропы подчеркивают этот мотив?  Метафоры: «трели соловья» -песни любви; «серебро ручья», «ручья сонного» - наступает вечер, затем ночь.  Зарождается любовь,  волшебные тайные чувства)

-На что указывает третья строфа? Каковы образы этой строфы, можно ли считать их символами?  (В ней четкое указание на время – заря! Краски неясные сменились на контрастные,  яркие: красно-желтые – «пурпур розы», «отблеск янтаря» это апофеоз любви!

Образы этой строфы символичны: 1) образ розы (алой, красной) часто используется для обозначения молодости, красоты; в другом стихотворении Фета мы видим этот символ любви:

Полно спать: тебе две розы

Я принес с рассветом дня.

Сквозь серебряные слезы

Ярче нега их огня.

 2) пурпур розы переходит в цвет зари – «и лобзания, и слезы». Чувства человеческие сливаются с природным целым. Это одна из поэтических идей Фета.

- В каком стиле написано?  (Запись в словарик: «Импрессионизм – импрессионизм в поэзии – это изображение предметов не в их целостности, а в мгновенных, случайных снимках памяти: предмет не изображается, а фиксируется обрывками, и не складывается в цельную картину».

Учитель: «Сияла ночь.  Луной был полон сад…», «Прежние звуки с белым обаяньем…», « С какой я негою желаний…»  -прекрасные стихи, их Фет создавал в преклонных годах. А стихи все – молодые.  В  них ощущается свежесть чувства. Фет пишет  «о любви по памяти». Поэзия и память – внутренне близкие, родственные понятия. Поэт – тот, кто способен живо помнить и словом оживлять свои воспоминания.  Способен силою памяти возрождать к жизни дорогих ему людей,  значительные для него события, чувствования.

 

Дома проанализируйте самостоятельно стихотворение А.Фета  «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», эти вопросы помогут Вам сделать это:

-кому посвящено это стихотворение? Чем навеяно оно?

-Что ощущаете при чтении?  Что вы слышите в нем?

-каковы основные темы стихотворения?

-Чем  достигается музыкальность стихотворения?

-Какой замечательный образ воздействует на нас?

- Что можно сказать о композиции? Как это отражается на чувствах читателя?

-К кому относятся заключительные слова стихотворения?

-Какое стихотворение  (и чье?) могло вам напомнить своими существенными чертами  данное?

Есть  один мотив, который можно встретить в ряде произведений многих поэтов, -  это тема времен года:

…Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом

Опять весна душистая

Повеяла крылом…

Времена года можно сопоставить с внутренним миром героя.  В данном примере Фет описывает весну, что дает право судить о том, что в данный момент душу поэта ничто не тревожит. Преобладание звуков «е» и «и» подтверждает этот факт, у читателя или слушателя возникает чувство ласки и нежности.

Мотив полета  часто встречается  в стихотворениях Фета:

…Слышишь ли ты, как шумит вверху угловатое стадо?

С криком летят через док  к теплым полям журавли,

Желтые листья шумят, в  березняке  свищет силища.

Ты говоришь, что опять теплой дождемся весны…

Это стихотворение символизирует надежду на лучшие времена.  Мотив  птицы, пчелы и полета является древним мотивом души. Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Через нее Фет постигает тончайшую психологическую правду о человеке.  В этом смысле характерно стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» (чтение наизусть учеником).

Природа - мудрый советчик человека и лучший его наставник. Н.Н. Страхов назвал это стихотворение «алмазом чистейшей воды с бесподобно отшлифованными гранями».

             О возвышающей человека правде бытия природы, о возможности через природу понять вечные тайны жизни написано стихотворение «Есть ночи зимней блеск и сила»:

- В чем вы видите силу  зимней ночи?

-В чем заключается «всевластность огней безоблачных небес»?

- Как понять, а может представить  «всемирный сон»?

Красоте, прекрасному  Ф. Фет поклонялся всегда. Красота- одна из ключевых  тем «Вечерних огней». Наряду с любовью, которая для Фета была ярчайшим проявлением чувств прекрасного, красота, ее всесилие, вечная власть ее над человеком развивается в  стихотворении «Пришла – и тает все вокруг…» А как развивается, вы посмотрите сами, проанализировав это произведение.

Ответы на эти вопросы помогут вам:

-Какова интонация стихотворения?

-Как вы ощущаете «пространство»  стихотворения?

-Лирический герой статичен? Как он «движется»?

-Чем вас может удивить строение стихотворения?

- Как у Фета «очеловеченная « природа встречается  с « природностью человека»? Какой троп помогает это понять?

-Какова интонационно-синтаксическая организация стихотворения?

-Почему Фет, включая это стихотворение в сборник «Вечерние огни», снял  название «Весна»?

        Завершая урок, хочется вспомнить слова великого русского поэта Ф.И Тютчева, их он писал о фетовских  стихотворениях о русской природе:

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой:

Они им чуют, слышат воды

И в темной глубине земной…

Великой матерью любимый,

Стократ завидней твой удел:

Не раз под оболочкой зримой

Ты самое её узрел.

 

Домашнее задание:  письменный анализ  стихотворения (по выбору).

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Основные мотивы лирики А.А. Фета ."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист органа опеки

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Основные мотивы  лирики А.А. Фета .

Урок в 10 классе

Цели урока:

1. Продолжая изучать творчество А Фета, познакомить учащихся с основными мотивами; учить анализу поэтического произведения;

2. Развивать умение читать художественный текст, вдумываться, размышлять, видеть; развивать умение работать со словом, расширять словарный запас учащихся.

3. Воспитывать чувство прекрасного посредством высокой литературы.

 

 

 

             Мы сегодня говорить будем об основных мотивах лирики А.А.Фета.  Вспомним, что такое мотив? В творчестве любых поэтов можно встретить ряд предметов, понятий, явлений,  например: свечи, гаданье, красота, вода и т.д.,  которые встречаются в их произведениях.  Мотив – это смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в пределах ряда произведений…  Как правило, тематика мотивов представляет собой синтез творчества поэта  и его любви. Такую закономерность можно выделить в стихотворениях А.Фета, на которые большое влияние оказали внутренние переживания самого автора, его мировоззрение и отношение к окружающей обстановке.  Мы рассмотрим основные мотивы: во-первых, мотив огня,  во- вторых, это мотив времен года.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 741 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку русского языка "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 2461
  • 358
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание гласных на конце наречий" 4 класс "Начальная школа 21 века"
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 92. Правописание гласных на конце наречий
Рейтинг: 5 из 5
  • 04.10.2020
  • 3165
  • 369
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 1637
    • DOCX 26.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Журавлева Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Журавлева Ирина Александровна
    Журавлева Ирина Александровна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 19277
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 543 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Особенности патриотического воспитания

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 49 человек

Мини-курс

Искусство понимания: техники успешной жизни, отношений и бизнеса

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическое благополучие и успех в учебе: методы помощи детям на разных этапах развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 202 человека из 52 регионов
  • Этот курс уже прошли 122 человека