Ход
занятия.
1. Орг.
момент. Игра «Снежный ком» Тема: «Увлечение» Один ребенок говорит свое имя и
любимое занятие. Н-р, Анна- гимнастика. Следующий ученик повторяет то, что
сказал предыдущий и говорит свое и т.д.
- Что помогло в игре? (память,
внимание)
2. Повторение пройденного.
-Что такое память? (Сохранение,
накапливание и воспроизведение информации. Способность длительно хранить информацию
о событиях внешнего мира.)
-Для чего нужна память?
Говорят, все люди довольны своим умом и
никто не доволен своей памятью. Роль памяти велика, ведь все, что создано
людьми на Земле, создано с помощью мысли и памяти.
- Почему важно помнить об истории своей
семьи, о своих ушедших родственниках?
Послушайте одно письмо, которое написал
мальчик своей бабушке.
« Здравствуй, дорогая и любимая бабушка!
Вот я и пишу тебе письмо. Ты даже не
просила, а я сам сел и пишу. Я живу хорошо, только скучаю по тебе очень. Я
вспоминаю, как писал сочинение на Восьмое марта в прошлом году и в нем написал
про твои руки, потому что подглядел у Надьки Мирошкиной. А сам-то я ничего
такого не испытывал.
Бабулечка, миленькая моя, я теперь помню
твои руки и все твои морщинки. Даже помню, как пахнут они- оладушками и солнышком.
Я очень плохой человек, а ты «ни за что» меня любила. А теперь я научился тебя
любить, но ты этого не знаешь.
Бабушка, родная, я стану хорошим,
правда-правда! Тебе не будет никогда за меня стыдно. И я постараюсь стать
таким, каким я тебе всегда казался.
Мне теперь очень стыдно… Ты прости меня за
то, что я не хотел писать тебе писем, за то, что не ходил тебя проведывать,
когда ты лежала в больнице. Я убегал в кино, а маме говорил, что нас
учительница на дополнительные занятия оставила. Я тогда не умел думать, что тебя
может просто не стать…
Я помню, как ты мне в больнице сказала,
что человек жив до тех пор, пока его помнят. Я тебя буду долго-долго помнить,
всегда!»
-Что хотите сказать об услышанном?
- Какой важный вывод сделал герой письма?
-Что испытывает мальчик? (угрызения
совести, раскаяние)
Память помогает нам помнить и светлые
радостные моменты, приятные события, которые поддерживают нас в трудную минуту.
- Какие виды памяти существуют?
- Какие правила запоминания можете
назвать?
3. Работа по теме занятия.
-О памяти сложено немало пословиц,
поговорок, крылатых выражений. Некоторые из них сейчас вспомним.
Класс делится на минигруппы, складывает
разрезанные на части пословицы и готовится объяснить их значение.
Пословицы:
Кто кому надобен, тот тому памятен.
Беспамятлив, как кукушка. Куриная память. Слаб памятью: у кого что возьмет-
забудет, а кому что даст- помнит. Хорошо тому добро делать, кто помнит. Жив
буду, не забуду. Если бы не память, жизнь была бы невозможна. В одно ухо
влетело, из другого вылетело.
-Когда так говорят?
4. Новый материал. «О феноменальной
памяти»
30 лет назад крупнейший математик и
кибернетик Джон фон Нейман сделал сенсационное сообщение. По его расчетам
получилось, что человеческий мозг может вместить 10 в 20 степени единиц
информации. В переводе на общепонятный язык это соответствует всей информации,
содержащейся в миллионах томов Библиотеки имени Ленина.
Историки утверждают, что Юлий Цезарь и
Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат, до 30000
человек. Этой же способностью обладал и персидский царь Кир.
А.С. Пушкин. Он мог прочесть длинное
стихотворение, написанное другим автором, после двукратного прочтения.
В.А.Моцарт – запоминал сложнейшие
музыкальные произведения после одного прослушивания.
Великий шахматист Алехин мог играть
вслепую по памяти с 30-40 партнерами, держа в уме все свои ходы и ходы
противников, просчитывая их вперед.
Э. Гаон выучил наизусть две с половиной
тысячи книг, которые он прочитал за всю свою жизнь. Он мог, не задумываясь,
вспомнить любой отрывок из них.
Оглохший Бетховен писал музыку.
Матвеев, Станислав Сергеевич (род. 7
августа 1990, Чебоксары) — российский эксперт в области развития памяти,
тренер, предприниматель. Автор книги "Феноменальная память". 17 мая
2011 года воспроизвел по памяти 8332 знака после запятой числа Пи и вошел в
книгу рекордов России.
5.Упражнения для развития памяти
1) Упражнение
« Что изменилось?» Детям показываются предметы, один
убирается. Они должны ответить: «Что изменилось?»
- Какой вид памяти использовали?
-В каких жизненных ситуациях мы применяем
зрительную память?
2) Упражнение
2:
-Прослушай текст и
запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.
Лето
на даче
Летние каникулы мы с сестренкой проводим
на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром
поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно.
Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На
коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в
прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом
так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет
большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной
семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается
ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый
забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно
получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в
соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.
Физминутка.
Упражнение 3
Вы говорите ребенку: «Я буду читать тебе
текст. Слушай его очень внимательно, тебе нужно будет запомнить все имена
героев».
Лесная компания
Не удивляйтесь, в нашем лесу все звери
дружат между собой. Они помогают друг другу в трудную минуту, ходят в гости и
часто проводят время, играя в веселые игры. Вот вчера, например, заяц
Василий объявил общий сбор на большой поляне. Именно там звери
устраивали футбольные матчи с командой соседней березовой рощи. Он пробежал с
этим сообщением по всем жилищам, даже заглянул к лисе Снежане и к
колючему ежику Семену, которые живут довольно далеко. Но ведь
известно, что заяц — лучший бегун в лесу. Поэтому он и стал капитаном
футбольной команды. Главное, что он не забыл разбудить медведя Филиппа,
ведь он лучше всех защищает ворота. Ну и к сове Марусе не забыл
заглянуть — лучшего судьи для матча нет во всем лесу. Надо пригласить еще
братьев волков, и команда будет в полном составе.
Упражнение 4. «Инопланетяне-1»
Вы предлагаете ребенку внимательно
прослушать описание внешности инопланетянина, мысленно представить себе его,
лучше с закрытыми глазами и как можно точнее нарисовать портрет на листе
бумаги.
На Землю прилетели инопланетяне. Одного из
них видели в магазине. Рассказывают, что он очень высокий с длинным
прямоугольным телом. Голова же его похожа на треугольник. На голове торчали две
коротенькие антенны, на концах которых были надеты сверкающие шарики. Особенно
всех удивили глаза: они не такие, как у людей. Глаза были квадратные, а рот
разрезал лицо узенькой полоской. Руки и ноги были тонкими, как ветки у деревца.
Самопроверка при повторном чтении описания.
Другого из них видели прямо в центре
города. Очевидцы говорят, что его нельзя было не заметить. Инопланетянин был
маленького роста. Его тело было похоже на круг. Голова же, наоборот, была
абсолютно квадратная, а с боков вместо ушей торчали две изогнутые антенны.
Глаза были круглыми и немного светились, рот тоже был круглым, но маленьким по
сравнению с глазами. Руки и ноги напоминали коротенькие толстенькие палочки.
Самопроверка при повторном чтении
описания.
- Какой вид памяти развивали? (слуховую)
-Где в учебе требуется слуховая память? (
Умение воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка.
Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем.
Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке,
если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет
низкая.)
Упражнение 5. «Инопланетяне-2»
А этих 3 инопланетных гостей обнаружили в
Краеведческом музее. Они с интересом рассматривали предметы русского быта. Вам
необходимо внимательно изучить их портреты, запомнив все детали внешнего вида
гостей. После этого демонстрируется
с изображением инопланетян. На запоминание
дается 30 секунд и рисунок убирается. Вы даете ребенку задание: «К тебе в гости
спешит второй инопланетянин. Закрой глаза, представь его внешний
вид и точно нарисуй портрет второго по счету инопланетянина».
После выполнения задания рисунок,
сделанный ребенком, сравнивается с образцом. Ребенку нужно напоминать, чтобы он
закрывал глаза и мысленно рисовал образ. В этом и состоит суть зрительной
памяти — таким способом предмет фиксируется и запоминается.
Портреты получившихся инопланетян помещаю
на доску.
- Какую память развивали? (зрительную)
- Когда в учебной деятельности пригодится
зрительная память? (написание изложений, сочинений и т.д.)
Двигательная память-
это память на движения, она особенно хорошо развита у танцоров, спортсменов.
( вызывается один из учеников к доске, он
показывает ритмический рисунок, все повторяют)
Упражнение 6.
Послушайте, какую историю я Вам сейчас
прочитаю.
Лучше всего школьница Валя готовила
пересказ, она 5-6 раз прочитала текст учебника. В классе она хорошо пересказала
то, что было написано в учебнике, но не смогла ответить на простые вопросы по
этому тексту. Она сказала: « Я подряд расскажу, мне трудно отвечать на вопросы»
-Ребята как вы думаете, почему так
произошло?
Правильно, она всё запомнила, но не поняла
содержания, смысла.
Такое запоминание, без понимания смысла
называется механическим, а запоминание, вдумчивое, осмысленное – осмысленным.
-Какое запоминание требуется для
подготовки уроков?
7.Работа над рассказом « Помнить и
забывать»
Однажды Максим гулял по лесу со знакомым
мальчиком. Мальчик расшалился и, пробегая по опушке, наступил на нору барсука
и засыпал ее. Рассерженный барсук крикнул ему вслед, грозя лапой: « Я тебе это
еще припомню!»
Потом мальчик увидел в траве выпавшего из
гнезда птенца сойки. Он бережно взял его в ладони, вернул в гнездо. Мама –сойка
сказала ему с благодарностью: «Я тебе этого не забуду!»
Через какое-то время Максим и мальчик
вышли к реке. Мальчик решил перебраться на другой берег, прыгая по камням. Но
он поскользнулся и упал в воду. Максим бросился в реку ему на помощь.
Пролетавшая сойка увидела, в какую беду попал мальчик, схватила клювом его за
шиворот и помогла держаться на поверхности. Плывя с ним, Максим подумал:
«Хорошо, что мы умеем помнить!»
В это время проходил барсук. Видя, что
мальчика сносит течением, он бросил ему веревку и помог выбраться на берег. И
Максим, улыбаясь, подумал: « Хорошо, что мы умеем забывать!»
- Что
чувствовал барсук, когда мальчик нечаянно засыпал его норку?
-Что барсук сказал мальчику?
-Что чувствовала сойка, когда ей помог
мальчик?
-Что она ему сказала?
-Какой вывод сделаем?
8. Рефлексия.
По подобию «Снежный ком». Вы произносите короткое предложение, ребенок
повторяет его, добавляя еще одно слово. Следующий делает то же самое и т. д.
Например, вы говорите: «Мне понравилось…». Ребенок добавляет: «Мне понравилось
сегодня…». Следующий говорит: «Мне очень понравилось сегодня…» и т. д.
« Я умею запоминать…», «Я прекрасно умею
запоминать…», « Я прекрасно умею запоминать стихи…»
Использованные ресурсы:
1) http://ped-kopilka.ru/nachalnaja-shkola/uprazhnenija-dlja-razvitija-pamjati-mladshih-shkolnikov/page-2.html
2) С.Ф.Иванова
«Введение во храм слова» издательство « Школа-Пресс», Москва, 1994г.
3) «Хрестоматия
по граждановедению» Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный центр. 1996 г.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.