Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыОРКСЭ Основы мировых религиозных культур Урок 4 Тема: Возникновение религий

ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур Урок 4 Тема: Возникновение религий

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОРКСЭ

Основы мировых религиозных культур

Урок 4

Тема: Возникновение религий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составила урок:

слушатель курсов, проходивших с 14 по 25 мая,

учитель начальных классов Гренштейн Ольга Юрьевна,

ГБОУ СОШ № 29 Василеостровского района

2012 г

Урок 4

Тема: Возникновение религий

Цель урока: Формирование у учащихся уважения  к  древним верованиям своих предков, как  к  ценностям  культуры человечества

Задачи урока:

Обучающие: узнать, что такое многобожие и в каких богов верили древние люди разных национальностей, узнать какой народ впервые поверил в Единого Бога.

Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся,  способствовать развитию коммуникативных способностей.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к верованиям разных народов.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентация  «Возникновение религий», учебник А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы мировых религиозных культур 4-5»

Основные термины и понятия: пантеон, многобожие, Завет.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

 

 

 

 

Ход урока:

1.Организация деятельности учащихся

2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

- Что такое культура?

- Какие примеры влияния религии на культуру вы можете привести? Кто принес иллюстративный материал и хочет нам его показать? (ответы учащихся)

3. Изучение нового материала (тема урока)

Сообщение темы урока (сопровождается показом слайдов)

- Сегодня мы поговорим о том, когда и почему возникли религии? (слайд 1)

- И должны узнать:

Вводная беседа (слайд 2)

- Давайте рассмотрим иллюстрации слайда. Чем занимались древние люди?

- Они жили, охотились, ели, растили детей…. Давайте подумаем: а задумывались ли люди, что будет с ними или их близкими после смерти?

Рассмотрим иллюстрацию учебника  (стр. 10)

- Так древнейшие люди хоронили своих умерших сородичей. Как вы думаете, почему они это делали именно так? (Ответы учащихся: Может быть верили, что человек ушёл временно – он как будто уснул, и ему кладут рядом съестное…. А  может человек умер для того чтобы снова родиться – поза эмбриона)

- Как  же древние люди заботились о душах своих преков? Почему вы так думаете?

Работа с текстом учебника (чтение 1 и 2 абзаца с пометками: «+» - это я уже знаю, «-« - это я узнал только что, «?» - это требует обсуждения)

- Что узнали нового?

- Что хотите обсудить?

(Информация для осуждения: часто встречаются анимистические представления: домовой дух, покровительствующий семье, леший - дух леса, водяной - дух водяной стихии, полудница полевой дух, образы вил (особенно распространены у сербов) - лесные, полевые, горные, водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в отношении человека, в зависимости от его собственного поведения, и т.д.)
Беседа

Учитель: постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. Когда религия только зарождалась, многие народы верили не в одного бога, а богов было много.

- Как вы думаете почему? (Информация для обсуждения: Человек целиком зависел от непонятных ему и грозных сил природы. Бессилие человека в борьбе с природой и породило веру в богов. Безуспешно пытаясь объяснить явления природы, человек придумал себе богов. Он был еще не в силах правильно понять окружающую его жизнь: почему человек видит сны, болеет, умирает, почему один раз охота бывает удачной, а другой — нет, почему гремит гром, льет дождь или наступает засуха? Это боги, думал он, гремят в небесах громом, сверкают молнией, потом угоняют тучи и опять посылают солнце. Это они ведают жизнью и смертью людей, грозными силами природы, властвуют над человеком. Человек думал, что боги, так же как и люди, бывают добрые и злые, что их можно задобрить просьбами и подношениями — жертвами.)

Это интересно: само слово "бог" исконно славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова - счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье, везении связывалось с неким духом, дающим удачу.
- Религия, в которой почитается много богов, называется  многобожием.

- Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое пантеон?

- Давайте рассмотрим слайды презентации и попробуем ответить на этот вопрос? И узнаем в каких богов верили разные народы.

- Кто может рассказать, в кого верили древние славяне?

(информация для обсуждения(доп.материал): Боги, так же как в античной религии, делились на небесных, подземных и земных. К небесным богам относился Перун - бог-покровитель княжеской власти, дружины и воинского ремесла. Он имел антропоморфный облик воина, иногда конного. Стрибог — бог атмосферных явлений, и прежде всего ветра. Даж-бог или Даждьбог - дающий бог, который соотносился с солнцем. Хоре (солнечный — сравните Хор или Гор у древних египтян) и Симаргл (мифологический образ огромного орла, соотнесенного с верхним миром). К подземным богам относится прежде всего Земля, «Мать сыра земля», «Хлебородница», которая у славян не имеет эротической окраски и впоследствии идентифицируется с Мокошью. Мокошь — это женское божество, которое наделяется только положительными качествами. Однако у славян были представления и о злых женских божествах, которым надо приносить кровавые человеческие жертвы. Мужским подземным богом считался Белее, которого называли еще скотьим богом и считали, что он дарует обильный приплод, а следовательно, и богатство. Еще одним свойством Белеса считалось ясновидение. Земные боги — это боги заселенного людьми мира. Их ответственность распространяется на культурные занятия, общественные и семейные отношения, быт и среду обитания. Это прежде всего Сварог - бог огня, поставленного на службу человеку. Преемственность поколений, берущих начало от общих предков, персонифицирована в образе Рода, рядом с которым упоминают рожаниц — дев судьбы, определяющих долю, судьбу новорожденного. Существовали представления о богах, связанных с профессиональными занятиями людей.)

Кто может рассказать, в кого верили древние греки?

(Информация для обсуждения (доп. материал): Зевс - верховный бог, "отец богов и людей". Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню  У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д.
Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини-коровы, покровительницы Микен. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса. Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и покровителем коней. Афина древнее божество - покровительница городов и городских укреплений. Другое ее имя - Паллада тоже эпитет, означающий "Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня Артемида - одно из наиболее чтимых греками божеств. В классической мифологии Артемида выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью. Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало весьма видное место. В Пелапонессе Аполлон считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения: этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители. Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции.
Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона: прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка. Бог-целитель Акслепий сложился на чисто греческой почве. Афродита превратилась у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности. Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны. Далее: Деметра - богиня плодородия, Гефест - олицетворение земного огня и кузнечного ремесла, Гестия - также олицетворение огня, только домашнего, божество семейного очага, Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из греческих богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непосредственное олицетворение богатства, Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойры - богини судьбы, Нике - богиня победы и это далеко не все божества греков.)
- Древние Египтяне верили в других богов

Работа с текстом учебника рубрика «это интересно», стр. 10

- В других странах верили в других богов.

Работа с учебником (чтение и обсуждение 3 абзаца)

- Что такое пантеон?

Продолжение беседы

- Какой народ в мире впервые поверил в Единого Бога?

- Выскажите свои предположения

Работа с текстом учебника (чтение вслух с пометками и остановками)

4 абзац:

- Какой народ в мире впервые поверил в Единого Бога?

- Что нового узнали?

- Что требует объяснения и надо обсудить?

- Продолжим работать с текстом учебника

5 и 6 абзац:

- Что такое скрижали? Что на них было записано?

- Что такое Завет?

- Как вы думаете, почему это слово пишется с заглавной буквы?

Работа с иллюстрациями учебника

(Информация для обсуждения(доп.материал): Выпасая скот у горы Хорив (Синай), Моисей из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему свое имя («Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами», так как Моисей пытался сослаться на свое косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом; нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот и кости Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, начали Исход. Бог показывал им путь: перед ними он шел днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. ХIII, 21, 22). Сыны Израиля двинулись в путь, чудесно перешли через Красное море, которое расступилось перед ними, но потопило погоню. Бог повел свой народ в Землю Обетованную через Аравийскую пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили, воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих 40 лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну. Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь на евреев напали амалекитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. XVII, 11, 12). В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Также на горе, получил указания о постройке Скинии и законам богослужения. Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца. После этого опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания. Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе - Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они ударили не 1 раз, а 2. Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную.. Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.)

4. Подведение итогов. Рефлексия.

- Вы очень хорошо работали сегодня на уроке, и многое узнали. А теперь я попрошу Вас письменно ответить на главные вопросы урока:

5. Самопроверка.

- Прочитайте свои ответы.  Оцените себя – нарисуйте любую геометрическую фигуру разного цвета:

Красная – я очень хорошо работал, могу ответить на все  главные вопросы урока.

Зелёная – я хорошо работал, но ответил не на все вопросы урока

Синяя – я старался работать, но мало что запомнил на уроке.

6. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь листочками. Проверьте друг друга, при проверке можно пользоваться  текстом учебника. Оцените своего товарища: Если Вы согласны с его оценкой напишите слово «да», а если не согласны – «нет» и дайте свою оценку.

7. Домашнее задание

- Задайте эти вопросы дома родителям. Если они не смогут на них ответить помогите им.



 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ОРКСЭ Основы мировых религиозных культур Урок 4 Тема: Возникновение религий"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Семейный психолог

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок 4

Тема: Возникновение религий

Цель урока: Формирование у учащихся уважения  к  древним верованиям своих предков, как  к  ценностям  культуры человечества

Задачи урока:

Обучающие: узнать, что такое многобожие и в каких богов верили древние люди разных национальностей, узнать какой народ впервые поверил в Единого Бога.

Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся,  способствовать развитию коммуникативных способностей.

Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к верованиям разных народов.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор), презентация  «Возникновение религий», учебник А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы мировых религиозных культур 4-5»

Основные термины и понятия: пантеон, многобожие, Завет.

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 334 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 873
    • DOCX 12.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Гренштейн Ольга Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Гренштейн Ольга Юрьевна
    Гренштейн Ольга Юрьевна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27711
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 547 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 31 региона

Курс повышения квалификации

Возрастные особенности детей младшего школьного возраста

36 ч.

1700 руб. 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 127 человек из 50 регионов

Мини-курс

Развитие дошкольного мышления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы налогообложения и формирования налогооблагаемых показателей

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе