ОРКСЭ
Основы мировых религиозных культур
Урок 4
Тема: Возникновение религий
Составила урок:
слушатель курсов, проходивших с 14 по 25 мая,
учитель начальных классов Гренштейн Ольга Юрьевна,
ГБОУ СОШ № 29 Василеостровского района
2012 г
Урок 4
Тема: Возникновение религий
Цель урока: Формирование у учащихся уважения к древним
верованиям своих предков, как к ценностям культуры человечества
Задачи урока:
Обучающие: узнать, что такое многобожие и в каких богов верили
древние люди разных национальностей, узнать какой народ впервые поверил в
Единого Бога.
Развивающие: развивать речь, логическое и ассоциативное мышление
обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей.
Воспитывающие: воспитывать уважительное отношение к верованиям
разных народов.
Оборудование урока: мультимедийное оборудование (компьютер, проектор),
презентация «Возникновение религий», учебник А.Л. Беглов, Е.В. Саплина «Основы
мировых религиозных культур 4-5»
Основные термины и понятия: пантеон, многобожие, Завет.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный
рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с
источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Ход урока:
1.Организация деятельности учащихся
2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
- Что такое культура?
- Какие примеры влияния религии на культуру вы можете привести? Кто
принес иллюстративный материал и хочет нам его показать? (ответы
учащихся)
3. Изучение нового материала (тема урока)
Сообщение темы урока (сопровождается показом
слайдов)
- Сегодня мы поговорим о том, когда и почему возникли религии? (слайд
1)
- И должны узнать:
Вводная беседа (слайд 2)
- Давайте рассмотрим иллюстрации слайда. Чем занимались древние люди?
- Они жили, охотились, ели, растили детей…. Давайте подумаем: а
задумывались ли люди, что будет с ними или их близкими после смерти?
Рассмотрим иллюстрацию учебника (стр. 10)
- Так древнейшие люди хоронили своих умерших сородичей. Как вы думаете,
почему они это делали именно так? (Ответы учащихся: Может быть верили, что
человек ушёл временно – он как будто уснул, и ему кладут рядом съестное…. А
может человек умер для того чтобы снова родиться – поза эмбриона)
- Как же древние люди заботились о душах своих преков? Почему вы так
думаете?
Работа с текстом учебника (чтение 1 и 2 абзаца с пометками: «+» - это я уже
знаю, «-« - это я узнал только что, «?» - это требует обсуждения)
- Что узнали нового?
- Что хотите обсудить?
(Информация для осуждения: часто
встречаются анимистические представления: домовой дух, покровительствующий
семье, леший - дух леса, водяной - дух водяной стихии, полудница полевой дух,
образы вил (особенно распространены у сербов) - лесные, полевые, горные,
водяные и воздушные девы, которые могут вести себя дружелюбно и враждебно в
отношении человека, в зависимости от его собственного поведения, и т.д.)
Беседа
Учитель: постепенно на смену вере в духов приходит вера в богов. Когда
религия только зарождалась, многие народы верили не в одного бога, а богов было
много.
- Как вы думаете почему? (Информация для обсуждения: Человек целиком зависел от непонятных ему и грозных сил природы.
Бессилие человека в борьбе с природой и породило веру в богов. Безуспешно
пытаясь объяснить явления природы, человек придумал себе богов. Он был еще не в
силах правильно понять окружающую его жизнь: почему человек видит сны, болеет,
умирает, почему один раз охота бывает удачной, а другой — нет, почему гремит
гром, льет дождь или наступает засуха? Это боги, думал он, гремят в небесах
громом, сверкают молнией, потом угоняют тучи и опять посылают солнце. Это они
ведают жизнью и смертью людей, грозными силами природы, властвуют над
человеком. Человек думал, что боги, так же как и люди, бывают добрые и злые,
что их можно задобрить просьбами и подношениями — жертвами.)
Это
интересно: само слово "бог" исконно
славянское, общее для всех славянских языков. Основное значение этого слова -
счастье, удача. С течением времени представление об удаче, успехе, счастье,
везении связывалось с неким духом, дающим удачу.
- Религия, в которой
почитается много богов, называется многобожием.
- Сегодня на уроке мы должны узнать, что такое пантеон?
- Давайте рассмотрим слайды презентации и попробуем ответить на этот
вопрос? И узнаем в каких богов верили разные народы.
- Кто может рассказать, в кого верили древние славяне?
(информация
для обсуждения(доп.материал): Боги, так же как в античной
религии, делились на небесных, подземных и земных. К небесным богам относился
Перун - бог-покровитель княжеской власти, дружины и воинского ремесла.
Он имел антропоморфный облик воина, иногда конного. Стрибог —
бог атмосферных явлений, и прежде всего ветра. Даж-бог или
Даждьбог - дающий бог, который соотносился с солнцем. Хоре
(солнечный — сравните Хор или Гор у древних египтян) и Симаргл
(мифологический образ огромного орла, соотнесенного с верхним миром). К
подземным богам относится прежде всего Земля, «Мать сыра земля»,
«Хлебородница», которая у славян не имеет эротической окраски и
впоследствии идентифицируется с Мокошью. Мокошь — это женское
божество, которое наделяется только положительными качествами. Однако у славян
были представления и о злых женских божествах, которым надо приносить кровавые
человеческие жертвы. Мужским подземным богом считался Белее,
которого называли еще скотьим богом и считали, что он дарует обильный приплод,
а следовательно, и богатство. Еще одним свойством Белеса считалось ясновидение.
Земные боги — это боги заселенного людьми мира. Их ответственность
распространяется на культурные занятия, общественные и семейные отношения, быт
и среду обитания. Это прежде всего Сварог - бог огня,
поставленного на службу человеку. Преемственность поколений, берущих начало от
общих предков, персонифицирована в образе Рода, рядом с
которым упоминают рожаниц — дев судьбы, определяющих долю,
судьбу новорожденного. Существовали представления о богах, связанных с
профессиональными занятиями людей.)
Кто может рассказать, в кого верили древние греки?
(Информация для обсуждения (доп. материал): Зевс - верховный бог, "отец богов и людей". Самое имя Зевс
означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню У имени Зевса
существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т.е.
обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д.
Образ Геры, главной из богинь, супруги Зевса, вырос из образа богини-коровы,
покровительницы Микен. Посейдон был древним морским божеством Пелапонесса.
Культ Посейдона, вобрав в себя ряд местных культов, стал богом моря и
покровителем коней. Афина древнее божество - покровительница городов и
городских укреплений. Другое ее имя - Паллада тоже эпитет, означающий
"Потрясательница копья". По классической мифологии, Афина выступает
как богиня-воительница, она изображалась в полном вооружении. Богиня Артемида -
одно из наиболее чтимых греками божеств. В классической мифологии Артемида
выступает, как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей - ланью.
Чрезвычайно сложный и неясный образ представляет собой Аполлон, которому в
греческой мифологии и религии принадлежало весьма видное место. В Пелапонессе
Аполлон считался пастушеским божеством. Около Фив почитали Аполлона Исмения:
этот эпитет - название местной реки, которую когда-то обожествляли жители.
Позднее Аполлон стал одним из самых популярных богов Греции.
Его считают воплощением национального духа. Главные функции Аполлона:
прорицание будущего, покровительство наукам и искусствам, врачевание, очищение
от всякой скверны, божество света, правильного, упорядоченного миропорядка.
Бог-целитель Акслепий сложился на чисто греческой почве. Афродита превратилась
у греков в богиню красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности.
Арес, заимствованный у франкийцев стал неистовым богов войны. Далее: Деметра -
богиня плодородия, Гефест - олицетворение земного огня и кузнечного ремесла,
Гестия - также олицетворение огня, только домашнего, божество семейного очага,
Гермес - покровитель дорог и путников, бог торговли. Некоторые из греческих
богов представляют собой более или менее абстрактные образы - олицетворения
отдельных отвлеченных понятий: Плутос - непосредственное олицетворение
богатства, Немезида - богиня возмездия, Фемида - богиня правосудия, Мойры -
богини судьбы, Нике - богиня победы и это далеко не все божества греков.)
- Древние Египтяне верили в
других богов
Работа с текстом учебника рубрика «это интересно»,
стр. 10
- В других странах верили в других богов.
Работа с учебником (чтение и обсуждение 3 абзаца)
- Что такое пантеон?
Продолжение беседы
- Какой народ в мире впервые поверил в Единого Бога?
- Выскажите свои предположения
Работа с текстом учебника (чтение вслух с пометками и
остановками)
4 абзац:
- Какой народ в мире впервые поверил в Единого Бога?
- Что нового узнали?
- Что требует объяснения и надо обсудить?
- Продолжим работать с текстом учебника
5 и 6 абзац:
- Что такое скрижали? Что на них было записано?
- Что такое Завет?
- Как вы думаете, почему это слово пишется с заглавной буквы?
Работа с иллюстрациями учебника
(Информация для обсуждения(доп.материал): Выпасая
скот у горы Хорив (Синай), Моисей из неопалимой купины получил призыв Бога,
открывшего ему свое имя («Аз есмь сущий») к освобождению своего народа.
Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему
в помощники служить «его устами», так как Моисей пытался сослаться на свое
косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из
Египта. Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»:
превращение вод Нила в кровь; нашествие жаб; мор скота; болезнь на людях и
скоте, выразившаяся в воспалениях с нарывами; град и огонь между градом;
нашествие саранчи; тьма; смерть первенцев в семьях египетских и всего первородного
из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня, и евреи, взяв скот
и кости Иосифа Прекрасного и некоторых других патриархов, начали Исход. Бог
показывал им путь: перед ними он шел днем в столпе облачном, а ночью в столпе
огненном, освещая путь (Исх. ХIII, 21, 22). Сыны Израиля двинулись в путь,
чудесно перешли через Красное море, которое расступилось перед ними, но
потопило погоню. Бог повел свой народ в Землю Обетованную через Аравийскую
пустыню. Сначала 3 дня они шли пустыней Сур и не находили, воды кроме горькой,
но Бог усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное им дерево. В
пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех
следующих 40 лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну. Моисей по
повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом.
Здесь на евреев напали амалекитяне, но были побеждены при молитве Моисея,
который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. XVII,
11, 12). В третий месяц по выходу из Египта израильтяне подошли к горе Синай,
где Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями,
ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Также на горе, получил
указания о постройке Скинии и законам богослужения. Моисей дважды всходил на
гору Синай, оставаясь там по 40 дней. Во время его первого отсутствия народ
страшно согрешил: сделал Золотого тельца, перед которым евреи начали служить и
веселиться. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца. После этого
опять на 40 дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда
он вернулся с осиянным светом Божьим лицом и был вынужден прятать лицо под
покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена
Скиния. В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В
наказание Бог послал ядовитых змей, и когда они раскаялись, повелел Моисею
воздвигнуть медного змия для их врачевания. Несмотря на великие трудности,
Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить
его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную
не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе -
Бог разрешил им ударить в скалу жезлом и высечь источник, а по маловерию они
ударили не 1 раз, а 2. Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную..
Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.)
4. Подведение итогов. Рефлексия.
- Вы очень хорошо работали сегодня на уроке, и многое узнали. А теперь
я попрошу Вас письменно ответить на главные вопросы урока:
5. Самопроверка.
-
Прочитайте свои ответы. Оцените себя – нарисуйте любую геометрическую фигуру
разного цвета:
Красная – я очень хорошо работал, могу ответить на все главные вопросы
урока.
Зелёная – я хорошо работал, но ответил не на все вопросы урока
Синяя – я старался работать, но мало что запомнил на уроке.
6. Взаимопроверка.
-
Обменяйтесь листочками. Проверьте друг друга, при проверке можно пользоваться
текстом учебника. Оцените своего товарища: Если Вы согласны с его оценкой
напишите слово «да», а если не согласны – «нет» и дайте свою оценку.
7. Домашнее задание
- Задайте
эти вопросы дома родителям. Если они не смогут на них ответить помогите им.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.