Организация
здоровьесберегающей образовательной деятельности в начальной школе
На
сегодняшний день организация и оценка эффективности создаваемых условий для
поддержания и укрепления здоровья учащихся начальной школы является одной из
актуальных и сложнейших проблем. Правильно созданные условия, рациональный
подбор образовательных программ с учетом индивидуальных и возрастных
особенностей детей, своевременное комплексное оказание помощи детям поможет
обеспечить их благополучное развитие в стенах образовательных учреждений.
Каждое
образовательное учреждение должно создавать условия для улучшения здоровья и
качества жизни детей в процессе учебной деятельности, используя при этом свои
приёмы, формы и методы организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья.
Ведь только разработка и непрерывное использование здоровьесберегающих
технологий в начальной школе могут уменьшить риск
возникновения заболеваний у детей, помочь каждому ребенку осознать свои
способности, создать условия для их развития, улучшить отношения между
учениками, учителями и родителями.
На
наш взгляд, только комплексный подход к укреплению здоровья детей может привести
к положительным результатам.
Состояние
здоровья ребенка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во
многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех
последующих десяти лет. [1] И поэтому, начальная школа – важный
этап в жизни каждого ребёнка, прохождение которого влияет на его дальнейшее
психическое и физическое развитие.
На
процесс поддержания и укрепления психологического и соматического здоровья
детей особое влияние оказывает профессиональное взаимодействие медицинских
работников, психологов и учителей. Только благодаря их совместной деятельности,
правильно разработанным программам с учётом индивидуальных особенностей каждого
ребёнка, сотрудничеству с родителями и администрацией школы, здоровье учеников
будет всегда под контролем, что обеспечит его сохранность и укрепление с каждым
годом.
Для
сохранения и укрепления здоровья обучающихся, необходимо создать условия для
развития навыков здорового образа жизни и улучшения условий медицинского
обслуживания, гигиены и питания детей, гарантирования безопасности и
обеспечения физической окружающей среды и положительной психосоциологической
окружающей среды. Также общеизвестно, что состояние здоровья детей в
современных условиях значительно зависит от условий, в которых находятся дети
(безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений,
освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех
систем жизнеобеспечения).
Для
осуществления здоровьесберегающей деятельности в
начальной школе необходимо создать психологически комфортный климат в классах,
в педагогических коллективах; сформировать систему работы по сохранению
здоровья участников образовательного процесса; создать индивидуальные и
групповые медицинские и психологические консультации и рекомендации; следить за
динамикой уровня заболеваемости и состояния здоровья в классах; сопровождать
детей, испытывающих трудности психологического характера.
Деятельность
сотрудников школы, обеспечивающих психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся, должна быть направлена на формирование у детей и их родителей
здорового образа жизни, на создание здоровой и безопасной среды, на строгий
контроль за соблюдением санитарно-гигиенических
требований, на создание предметно-пространственной
среды, на создание условий для физического развития, на совершенствование
психологической поддержки школьников, на профилактику девиантных форм поведения.
Таким образом, педагоги, медицинские работники, психологи, а также
администрация школы, при разработке здоровьесберегающих технологий должны
учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся в начальной
школе. Так, педагогам необходимо помнить, что для детей младшего школьного
возраста очень важны проведение зарядки, физкультминуток, организация занятий
на свежем воздухе, спортивных мероприятий, посещение бассейна. Учителя должны
правильно организовывать урок, под особым контролем должна находиться
освещенность в учебных классах, проводиться наблюдение за состоянием
экологического комфорта в помещениях, при эстетическом оформлении школы следует
учитывать особенности восприятия детьми эстетики окружающего мира.
Медицинские
работникам в каждой школе необходимо применять средства физической культуры с
лечебной и профилактической целями при дефектах и заболеваниях опорно-двигательного
аппарата у детей. Ведь, двигательная активность является мощным биологическим
стимулятором жизненных функций растущего организма и необходима для его
нормального формирования и развития. [2]
Роль
психолога заключается в гармонизации психологического здоровья детей в период
обучения. Психолог должен создать условия для нравственного развития детей,
проводить тренинговые занятия с целью профилактики и коррекции нарушений в
эмоционально-волевой сфере, а также оказывать помощь детям в решении трудных задач
психологического характера.
Сглаженная работа медиков, психологов, педагогов при активной
поддержке всех остальных работников школы сможет привести к снижению заболеваемости среди детей, подвести
учащихся к принятию здорового образа жизни как осознанной необходимости,
создать сплоченный коллектив учащихся и педагогов, в результате чего повысится
качество образования.
Мы увидели, что на
современном этапе немаловажное значение имеет организация и оценка
здоровьесберегающей деятельности школы. Здоровье ребенка, его физическое и
психическое развитие, социально-психологическая адаптация определяется в
значительной степени условиями жизни в школе.
[3] У многих детей времени, свободного от школы
просто нет, и поэтому мы обязаны создать для них условия для поддержания и
укрепления здоровья.
Таким
образом, внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий может привести к
снижению показателей заболеваемости у детей, улучшению психологического климата
в классах, и поэтому учителям становится и легче и интереснее работать с
учениками, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит
раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
1.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии: 1-4 классы. М.:
«ВАКО», 2004, - 296.
2.
Смиронов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья
в школе.
3.
Дик, Н. Ф. Как сохранить и укрепить здоровье младших школьников. Ростов:
Феникс, 2008.-
4.
Митяева,
А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. М.: Академия, 2008. - 192
с.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.